О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ, СВЯЗАННОЙ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ. Приказ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 03.08.06 228

           О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
            РАБОТЫ, СВЯЗАННОЙ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
                 В СФЕРЕ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

                                ПРИКАЗ

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          3 августа 2006 г.
                                N 228

                                 (Д)


     В  настоящее  время  вопросы,  связанные  с  комплексным решением
проблемы  перехода  к устойчивому функционированию и развитию жилищной
сферы,   обеспечивающей   доступность   жилья  для  граждан,  а  также
безопасные  и  комфортные  условия  проживания  в  нем,  определены  в
качестве  приоритетных направлений государственной политики в жилищном
секторе экономики.
     В  этой  связи соответствующая деятельность Федеральной службы по
надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее
территориальных   органов,   связанная   с   практическим  применением
комплекса  ограничительных,  предупредительных и профилактических мер,
призванных  не  допустить  нарушений  соответствующих  прав  граждан и
ущемление  их  законных  интересов  в  сфере  жилищного строительства,
рассматривается  Роспотребнадзором  как  один  из  важнейших элементов
государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации.
     Между  тем работа большинства территориальных органов в указанном
направлении   все   еще   не   носит  системный  характер  и  явно  не
соответствует  той  социальной значимости проблем, которые имеют место
быть в данной области.
     Об    этом   в   первую   очередь   свидетельствует   информация,
представленная  самими управлениями, а также их низкая исполнительская
дисциплина в целом.
     Так,   с   нарушением   установленного   срока,  т.е.  уже  после
15.07.2006,   соответствующие   сведения  представили  территориальные
органы  Роспотребнадзора  по Республике Ингушетия, Республике Карелия,
Карачаево-Черкесской  Республике, Республике Коми, Республике Чувашия,
Республике  Саха  (Якутия),  Республике  Бурятия,  Республике Северная
Осетия   -   Алания,  по  Приморскому  краю,  Белгородской,  Брянской,
Волгоградской,   Магаданской,  Самарской,  Псковской,  Свердловской  и
Томской  областям,  по  Усть-Ордынскому  Бурятскому,  Ямало-Ненецкому,
Ненецкому, Ханты-Мансийскому и Эвенкийскому автономным округам.
     При   этом   лишь   отдельные   управления  Роспотребнадзора  (по
Республике  Марий Эл, Ямало-Ненецкому автономному округу, Вологодской,
Воронежской,   Нижегородской,   Пензенской,   Свердловской   областям)
представили  целостную  информацию, позволяющую судить об инициативном
характере  работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в
рассматриваемой сфере правоотношений.
     В    результате,    по    сведениям    территориальных    органов
Роспотребнадзора,  в 2005 году и первом полугодии 2006 года в целом по
Российской    Федерации    в    отношении   хозяйствующих   субъектов,
осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств граждан на
строительство  квартир  в  многоквартирных жилых домах, было проведено
196  мероприятий  по  контролю.  Однако  при  этом во многих субъектах
Российской   Федерации,   включая  города  Москву  и  Санкт-Петербург,
Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Саха
(Якутия),  Тыва  и  Хакасия, Алтайский, Приморский и Хабаровский края,
Амурскую,   Архангельскую,   Астраханскую,  Владимирскую,  Ивановскую,
Иркутскую,    Калининградскую,   Камчатскую,   Костромскую,   Курскую,
Новгородскую,  Орловскую, Омскую, Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую,
Смоленскую,  Томскую,  Ульяновскую  и  Ярославскую  области, а также в
отдельных   автономных   округах   подобные   мероприятия   вообще  не
проводились.
     По     результатам     проверок     территориальными     органами
Роспотребнадзора  было  возбуждено  лишь  86  дел  об административных
правонарушениях  -  по  ч.  2  ст. 14.1, ч. 1 ст. 14.4, ч. ч. 1, 2 ст.
14.8,  ч.  1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
N  1,  ст.  1; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46,
ст.  4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529,
3533;  2005,  N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1077; N 19, ст.
1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006, N 1, ст. 10; N
10,  ст.  1067;  N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19,
ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3452), при этом только в 21 случае
в  качестве  субъектов  административной ответственности в виде штрафа
выступали   юридические   лица  (согласно  информации,  представленной
управлениями   Роспотребнадзора   по   Республике   Башкортостан,   по
Краснодарскому  краю,  Калужской,  Воронежской, Липецкой, Московской и
Свердловской областям).
     За    тот    же   период   времени   в   территориальные   органы
Роспотребнадзора  по  различным  аспектам  защиты прав граждан в сфере
долевого  строительства  жилья поступило 402 обращения, но только в 41
случае  заявителям  в  рамках  процессуальных  требований гражданского
судопроизводства   была   оказана  практическая  помощь,  связанная  с
подготовкой  и  предъявлением  соответствующего иска в суд (управления
Роспотребнадзора   по  Республике  Башкортостан,  Республике  Бурятия,
Республике  Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому и
Хабаровскому  краям, Амурской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской,
Пензенской,  Смоленской,  Тюменской  и  Кировской областям). Лишь в 28
случаях  территориальные  органы Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  (по  Республике
Башкортостан,    Ямало-Ненецкому    автономному    округу,   Амурской,
Волгоградской,  Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской,
Свердловской,   Тюменской   и  Калининградской  областям)  вступали  в
судебные  процессы  для  дачи  заключения  по делу в целях защиты прав
потребителей, что свидетельствует о явно недостаточном использовании с
их   стороны   соответствующих  полномочий,  закрепленных  статьей  47
Гражданского  процессуального  кодекса  Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). При этом
отмечается    отсутствие   наработанной   практики   судебной   защиты
потребителей  в  тех  регионах,  где  нарушение  прав  граждан в сфере
жилищного  строительства  носит  наиболее  массовый  и систематический
характер (г. Москва, Московская область).
     Все  это,  наряду  с  неоднозначной  в  целом  судебной практикой
разрешения  споров  в  рассматриваемой  области,  основанной, в первую
очередь,   на   различных  подходах  к  определению  правовой  природы
соответствующих   отношений   с   точки   зрения   предмета  договора,
значительно  подрывает  веру  населения  в  саму  возможность добиться
действенной  и  эффективной  защиты  своих  нарушенных  прав  за  счет
практической  реализации  законодательства о защите прав потребителей,
государственный  контроль и надзор за соблюдением которого возложен на
Федеральную   службу,  что  объективно  требует  принятия  со  стороны
Роспотребнадзора   действенных   мер,   направленных   на   достижение
качественно нового уровня соответствующей работы.
     На  основании  изложенного  и  руководствуясь  п. 9.7 Положения о
Федеральной  службе  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия   человека,  утвержденного  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  2004,  N  28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337),
приказываю:
     1.  Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей   и   благополучия   человека   по  субъектам  Российской
Федерации, руководствуясь положениями, закрепленными п. 9 ст. 4 и п. 1
ст.  23  Федерального  закона  от  30.12.2004  N  214-ФЗ "Об участии в
долевом   строительстве   многоквартирных   домов   и   иных  объектов
недвижимости  и  о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской  Федерации", в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N
111-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.
40;  2006,  N  30,  ст.  3287),  активизировать в пределах компетенции
работу  по  применению  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического
характера,  направленных  на  предупреждение,  выявление  и пресечение
нарушений  прав  потребителей  в  сфере  строительства многоквартирных
домов, в связи с чем:
     1.1.  Во  втором  полугодии  2006 года провести анализ договоров,
заключенных  организациями-застройщиками  и (или) иными хозяйствующими
субъектами  с гражданами, предметом которых является строительство для
них   с   последующей   передачей  в  собственность  жилых  помещений,
предназначенных  для  личных,  семейных,  домашних  и  иных  нужд,  не
связанных   с   осуществлением  предпринимательской  деятельности,  на
предмет   выявления   в   этих  договорах  условий,  ущемляющих  права
потребителей  по  сравнению  с  правилами,  установленными действующим
законодательством,   с   последующим   привлечением   виновных  лиц  к
административной  ответственности  по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях;
     1.2.  Повысить эффективность работы, связанной с судебной защитой
прав    потребителей,    за    счет   более   действенной   реализации
соответствующих   функций   в   рамках   полномочий,  закрепленных  за
государственными    органами    статьями    46   и   47   Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации;
     1.3.  Обеспечить,  принимая во внимание соответствующие положения
п.  17  ст.  1  и  ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ "О
внесении   изменений   в  Федеральный  закон  "Об  участии  в  долевом
строительстве  многоквартирных  домов и иных объектов недвижимости и о
внесении   изменений   в  некоторые  законодательные  акты  Российской
Федерации"  и  о  внесении  изменений в отдельные законодательные акты
Российской  Федерации",  необходимое взаимодействие по вопросам защиты
прав  потребителей  с  контролирующими  органами исполнительной власти
субъектов    Российской    Федерации,   уполномоченными   осуществлять
государственный  контроль  и  надзор  в области долевого строительства
многоквартирных домов;
     1.4. Представить по итогам работы за 2006 год в срок до 20 января
2007  года  в  ФГУЗ  "Федеральный  центр  гигиены и эпидемиологии" для
последующего  обобщения документированную информацию (на электронном и
бумажном  носителе  (согласно приложению)), характеризующую результаты
проделанной  работы  в  указанной области (с приложением (при наличии)
копий  направленных  в  суд  заключений  по  делам и принятых судебных
постановлений).
     2.  Управлению  защиты  прав  потребителей обеспечить необходимое
информационно-методическое  сопровождение деятельности территориальных
органов   Роспотребнадзора   по   субъектам  Российской  Федерации  по
реализации  ими  функций,  связанных  с  защитой  прав  потребителей в
досудебном, административном и судебном порядке.
     3.  Территориальным  органам  Роспотребнадзора  по  г.  Москве  и
Московской   области  в  месячный  срок  по  согласованию  с  органами
государственной  исполнительной  власти г. Москвы и Московской области
определить  приоритетные  направления работы, связанной с обеспечением
защиты  прав  граждан в сфере долевого строительства жилья, после чего
представлять  в  Роспотребнадзор  информацию,  предусмотренную  п. 1.3
настоящего Приказа, до 10 числа каждого месяца.
     4.  ФГУЗ  "Федеральный  центр  гигиены  и эпидемиологии" обобщить
информацию,  предусмотренную  п. 1.3 настоящего Приказа, и представить
ее в Роспотребнадзор в срок до 10 февраля 2007 года.
     5.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя  руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
3 августа 2006 г.
N 228

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
4 сентября 2006 г.
N 8191


                                                            Приложение

                                            к Приказу Роспотребнадзора
                                                от 3 августа 2006 года
                                                                 N 228

      Деятельность Территориального управления Роспотребнадзора
      по контролю за соблюдением законодательства о защите прав
          потребителей в сфере долевого строительства жилья

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Количество обращений,                       |Количество  |Всего      |  В том              |Всего    |Возбуждено      |Вынесено        | Число        |Общая сумма|Общая       |
|   находившихся в работе в отчетном            |консультаций|проведено  |  числе:             |выявлено |дел об          |постановлений о | выданных     |наложенных |сумма       |
|   периоде (без учета устных)                  |на устные   |мероприятий|                     |нарушений|административных|привлечении к   | представлений|штрафов    |взысканных  |
|-----------------------------------------------|обращения   |по контролю|                     |         |правонарушениях |административной|              |(руб.)     |(уплаченных)|
| Всего |   из них:                             |            |           |                     |         |                |ответственности |              |           |штрафов     |
|       |---------------------------------------|            |           |---------------------|         |                |                |              |           |(руб.)      |
|       | зарегистрированных| зарегистрированных|            |           |плановые |внеплановые|         |                |                |              |           |            |
|       | в предыдущих      | в отчетном        |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|       | периодах          | периоде           |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|   1   |     2             |        3          |      4     |    5      |    6    |      7    |    8    |       9        |     10         |     11       |     12    |     13     |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|       |                   |                   |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|       |                   |                   |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|       |                   |                   |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|       |                   |                   |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
|-------|-------------------|-------------------|------------|-----------|---------|-----------|---------|----------------|----------------|--------------|-----------|------------|
|       |                   |                   |            |           |         |           |         |                |                |              |           |            |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                                   Продолжение таблицы

---------------------------------------------------------------------------------------------------
|Обжаловано в    |Отменено        |Подано         | Направлено в суд| Удовлетворено  |Устранено   |
|судах           |постановлений о |исковых        | заключений по   | исковых        |нарушений в |
|постановлений   |привлечении к   |заявлений в    | делам в целях   | заявлений в    |сфере защиты|
|о привлечении к |административной|защиту         | защиты прав     | защиту         |прав        |
|административной|ответственности |неопределенного| потребителей    | неопределенного|потребителей|
|ответственности |                |круга лиц      |                 | круга лиц      |(из графы 8)|
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|        14      |         15     |       16      |         17      |        18      |     19     |
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|                |                |               |                 |                |            |
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|                |                |               |                 |                |            |
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|                |                |               |                 |                |            |
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|                |                |               |                 |                |            |
|----------------|----------------|---------------|-----------------|----------------|------------|
|                |                |               |                 |                |            |
---------------------------------------------------------------------------------------------------