Страницы: 1 2 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ИНСПЕКТОРА ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО СУДНА ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ" РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 21 декабря 2005 г. N ВА-257-р(фс) (Д) С целью обеспечения единого подхода к оценке соответствия экземпляров воздушных судов требованиям Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" предлагаю: 1. Государственным инспекторам гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальных органов Ространснадзора с 01.01.2006 использовать в своей деятельности прилагаемую Инструкцию для инспектора по оценке соответствия экземпляра воздушного судна требованиям Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (далее - Инструкция). 2. Руководителям центров по сертификации экземпляров воздушных судов учитывать положения Инструкции при организации деятельности экспертов. 3. Начальнику Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов ежегодно обобщать опыт работы государственных инспекторов гражданской авиации и готовить, при необходимости, соответствующие изменения и дополнения к Инструкции. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой. Вр.и.о. руководителя А.А.ВОРОНИН 21 декабря 2005 г. N ВА-257-р(фс) Приложение к распоряжению Ространснадзора от 21 декабря 2005 года N ВА-257-р(фс) ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНСПЕКТОРА ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ЭКЗЕМПЛЯРА ВОЗДУШНОГО СУДНА ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ЭКЗЕМПЛЯР ВОЗДУШНОГО СУДНА. ТРЕБОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ" 1. Назначение и область применения Инструкции Назначение данного документа (Инструкция) - обеспечение единого и объективного подхода при осуществлении государственного контроля летной годности гражданских воздушных судов (ВС) в части способов оценки соответствия каждого экземпляра ВС требованиям Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации". Область применения Инструкции - это оценка соответствия требованиям Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" экземпляров ВС, имеющих сертификат типа или эквивалентный документ (например, аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащих регистрации или зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. 2. Обозначения и основные сокращения Для целей настоящей Инструкции использованы следующие сокращения: Конвенция ИКАО - Конвенция о международной гражданской авиации, принятая 7 декабря 1944 г. (Чикаго). ФАП ВС - Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденные Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 16.05.03 N 132 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2003 г., регистрационный N 4653). Doc 9760 - "Руководство по летной годности. Том I. Организация и процедуры". Doc 9760-AN/967. Издание первое - 2001 г. ИКАО. ТОиР - техническое обслуживание и ремонт. Оценка соответствия ВС - оценка соответствия экземпляра ВС требованиям ФАП ВС. В тексте Инструкции требования к экземпляру ВС обозначаются в соответствии со следующим примером для требования, изложенного в подпункте 1 (первый дефис) пункта 2 приложения N 1 к ФАП ВС: ФАП ВС, прил. 1, п. 2.1: "судовые документы соответствуют...". Все методы (способы) оценки соответствия экземпляра ВС сгруппированы в двух частях: МОС ВС - I. Проверка документации экземпляра воздушного судна. МОС ВС - II. Проверка экземпляра воздушного судна. В тексте Инструкции раздел, содержащий один или несколько пунктов, устанавливающих порядок и способ осуществления оценки соответствия экземпляра ВС конкретному требованию ФАП ВС, обозначается согласно примеру: МОС ВС - I. Прил. 1, 2.1. 2.1(1) ... (содержание первого пункта данного метода оценки соответствия экземпляра ВС требованию ФАП ВС, прил. 1, п. 2.1.). 2.1(2) ... (содержание второго пункта данного метода оценки соответствия экземпляра ВС требованию ФАП ВС, прил. 1, п. 2.1.). 3. Общие положения о процессе оценки соответствия экземпляра ВС требованиям ФАП ВС 3.1. Оценка соответствия ВС проводится с целью первоначального установления либо последующего подтверждения соответствия экземпляров ВС общим техническим требованиям к летной годности экземпляра ВС, изложенным в приложении N 1 к Федеральным авиационным правилам "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации". 3.2. Оценка соответствия ВС проводится в форме инспектирования собственно ВС и его документации. 3.3. При оценке соответствия ВС следует руководствоваться: а) принципом соответствия ВС типовой конструкции, который следует из международных стандартов летной годности ВС (часть II приложения 8 к Конвенции ИКАО) и международной рекомендуемой практики (Раздел 1.1 Doc 9760); б) принципом выборочного контроля, который следует из международной рекомендуемой практики, - Раздел 4.3 Doc 9760; в) методами (способами), регламентируемыми настоящей Инструкцией. 3.4. Оценку соответствия ВС рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: а) проверка документации экземпляра ВС (раздел МОС ВС - I); б) проверка экземпляра воздушного судна (раздел МОС ВС - II). 3.5. Объем и глубина проверки экземпляра ВС и его документации определяются с учетом: а) индивидуальных особенностей экземпляра ВС (поступающего в эксплуатацию сразу после изготовления или уже бывшего в эксплуатации); б) наличия авиационных происшествий или инцидентов с проверяемым экземпляром ВС; в) наличия изменений конструкции экземпляра ВС, его компонентов или эксплуатационной документации, которые не предусмотрены типовой конструкцией, действующей эксплуатационной документацией и соответствующими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации; г) наличия других факторов (информации), оказывающих существенное влияние на летную годность экземпляра ВС. 3.6. Для принятия решения о соответствии экземпляра ВС требованиям ФАП ВС рекомендуется руководствоваться Приложением 1. 3.7. Результаты оценки соответствия ВС оформляются соответствующим протоколом, примерная форма которого приведена в Приложении 3. 3.8. По результатам оценки соответствия ВС производится выдача или продление действия сертификата летной годности экземпляра ВС либо отказ в выдаче (продлении действия) упомянутого сертификата с необходимыми обоснованиями. 4. Методы оценки соответствия экземпляра ВС требованиям ФАП ВС МОС ВС - I. Проверка документации экземпляра ВС Цели проверки документации экземпляра ВС состоят в установлении фактов, что: а) документация для летной и технической эксплуатации экземпляра ВС соответствует типу, т.е. содержит все необходимые изменения и дополнения; б) документация экземпляра ВС содержит все необходимые записи, свидетельствующие о выполнении в полном объеме и в установленные сроки мероприятий по поддержанию его летной годности (ТОиР, доработок, дополнительных осмотров, замен и т.п.), включая (при необходимости) продления ресурсов и сроков службы. Предусматривается проверка следующей документации экземпляра ВС: - судовые документы; - эксплуатационная документация; - пономерная документация. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.1: "судовые документы соответствуют требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации и технических документов уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.1. 2.1(1) Контроль формы бланка, номера, полноты записей, подписи, даты, печати для следующих документов: а) свидетельство о регистрации экземпляра ВС (если имеется); б) копия сертификата (свидетельства) эксплуатанта (если имеется); в) сертификат летной годности (первичный или постоянный, или экспортный); г) разрешение на бортовые радиостанции (если ВС оборудовано радиоаппаратурой). 2.1(2) Контроль правильности учета наработки и полноты устранения замечаний - для бортового журнала. 2.1(3) Контроль правильности ведения и периодичности проверок - для санитарного журнала. 2.1(4) Контроль соблюдения сроков сверки (если это применимо) и своевременности внесения изменений - для руководства по летной эксплуатации. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.2: "эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые должны быть внесены в нее своевременно и в полном объеме". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.2. 2.2(1) Контроль соблюдения сроков сверки (если это применимо) и своевременности внесения изменений для следующих документов (или их эквивалентов): а) руководство по технической эксплуатации ВС или эквивалентный документ; б) регламент технического обслуживания ВС или эквивалентный документ; в) руководство (инструкция) по загрузке и центровке (с контролем даты последнего взвешивания). 2.2(2) Контроль наличия введенных в действие следующих документов, срок выполнения которых истек после предыдущей оценки соответствия ВС: а) директивы летной годности; б) обязательные бюллетени; в) технические документы по поддержанию летной годности уполномоченного органа в области гражданской авиации. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.3: "пономерная документация соответствует требованиям к технической документации и содержит все необходимые записи". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.3. 2.3(1) Для следующих документов экземпляра ВС: а) формуляр воздушного судна; б) формуляры двигателей и вспомогательной силовой установки (если имеется); в) формуляры воздушных винтов (если имеются), несущих винтов (если имеются) - контролируется: а) правильность подсчета летных часов, циклов и срока службы; б) полнота оформления работ по ТОиР, выполненных после предыдущей оценки соответствия ВС; в) наличие информации (записей) по изменению компоновок (для формуляра ВС); г) наличие записей о дополнительных (вклеенных) листах. 2.3(2) Для компонентов ВС из перечня узлов, агрегатов и комплектующих изделий, ресурс (срок службы) которых менее ресурса (срока службы) ВС, установленных при последней форме периодического технического обслуживания, контролируется в их паспортах (этикетках): а) правильность и полнота записей; б) правильность подсчета летных часов, циклов и срока службы; в) правильность оформления дубликатов, если таковые имеются. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.4: "экземпляр ВС и каждый компонент ВС имеют остаток ресурса и срока службы, достаточные для выполнения полета". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.4. 2.4(1) Для экземпляра ВС контролируется наличие остатка ресурсов и срока службы, достаточных для выполнения полета. 2.4(2) Для двигателей и вспомогательной силовой установки (если имеется) экземпляра ВС контролируется наличие остатка ресурсов и срока службы, достаточных для выполнения полета. 2.4(3) Для компонентов экземпляра ВС из перечня узлов, агрегатов и комплектующих изделий, ресурс (срок службы) которых менее ресурса (срока службы) ВС, контролируется наличие остатка ресурсов и срока службы, достаточных для выполнения полета. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.5: "на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 41 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 1999 г., регистрационный N 1871, и устранены все неисправности". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.5. Требование ФАП ВС, прил. 1, п. 2.5 является многоплановым, требующим проверки: а) документации экземпляра ВС (см. выше МОС - I. Прил. 1, 2.3), б) собственно экземпляра ВС (см. далее МОС - II. Прил. 1, 2.5), в) сертификатов соответствия организаций по ТОиР требованиям ФАП-145 по следующей процедуре: 2.5(1) Контроль формы бланка, номера, полноты записей, подписи, даты, печати и срока действия сертификата соответствия требованиям ФАП-145 организации по ТОиР эксплуатанта экземпляр ВС - если экземпляра ВС имеет эксплуатанта. 2.5(2) Для каждой сторонней организации, если таковая выполняла ТОиР экземпляра ВС в период после предыдущей оценки соответствия этого ВС, по копии ее сертификата соответствия требованиям ФАП-145 контролируются форма бланка, номера, соответствие типу ВС, подписи, даты, печати, сроки действия. 2.5(3) Для каждой сторонней организации, если таковая выполняла доработки экземпляра ВС (или его компонентов) в период после предыдущей оценки соответствия этого ВС, по копии ее сертификата соответствия требованиям ФАП-145 контролируются форма бланка, номера, соответствие типу ВС, подписи, даты, печати, сроки действия. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.6: "на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.6. Требование ФАП ВС, прил. 1, п. 2.6 является многоплановым, требующим проверки: а) собственно экземпляра ВС (см. далее МОС - II. Прил. 1, 2.6). б) документации экземпляра ВС по следующей процедуре: 2.6(1) Для следующих документов экземпляра ВС: а) формуляр воздушного судна; б) формуляры двигателей и вспомогательной силовой установки (если имеется); в) формуляры воздушных винтов (если имеются), несущих винтов (если имеются) - контролируется наличие и полнота информации (записей) о выполнении имевших место в период после предыдущей оценки соответствия ВС: - директив летной годности, - бюллетеней, - разовых проверок и осмотров, - доработок и работ в эксплуатации. 2.6(2) Контроль наличия и правильности ведения паспорта коррозионного состояния экземпляра ВС в период после предыдущей оценки соответствия ВС. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.9: "сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией или техническими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.9. 2.9(1) Контроль соответствия основных летных характеристик экземпляра ВС данным его руководства по летной эксплуатации осуществляется на основании инженерного анализа отчета о контрольном полете ВС (см. Приложение 2). 2.9(2) Для составление отчета о контрольном полете или эквивалентного документа в качестве контрольного полета допустимо считать: а) контрольный полет экземпляра ВС по типовой программе, предусмотренной эксплуатационной документацией, или б) один из последних рейсовых полетов (полет по назначению ВС), при наличии данных, позволяющих оценить количественные характеристики экземпляра ВС, или в) полеты летных приемосдаточных испытаний, по материалам которых возможна количественная оценка основных летных характеристик экземпляра ВС. 2.9(3) Отчет о контрольном полете подготавливается эксплуатантом экземпляра ВС, а при его отсутствии - владельцем экземпляра ВС или уполномоченным представителем владельца. 2.9(4) Отчет о контрольном полете подписывается командиром экипажа, начальником группы расшифровки средств объективного контроля и непосредственным руководителем работ (ведущим инженером). 2.9(5) Для экземпляра ВС, который не является самолетом или вертолетом (дирижабль, воздушный шар и т.п.), проект формы отчета о контрольном полете разрабатывается его эксплуатантом (владельцем, уполномоченным представителем владельца) экземпляра ВС и заполняется им после согласования формы с уполномоченным органом в области гражданской авиации. 2.9(6) В качестве документа, эквивалентного отчету о контрольном полете и количественно подтверждающего сохранение в отчетном периоде основных летных характеристик экземпляра ВС, может использоваться заключение ГосНИИ ГА, разработанное на основе полетной информации рейсовых полетов этого экземпляра ВС. 2.9(7) Контроль содержания отчета о контрольном полете ВС (эквивалентного документа) выводам о соответствии характеристик данным руководства по летной эксплуатации ВС проводится по следующим основным летным характеристикам экземпляра ВС: Для всех самолетов и вертолетов: а) время набора высоты (или скороподъемность в наборе высоты) не должно быть хуже заявленного в руководстве по летной эксплуатации для аналогичных условий более чем на 6%; б) расход топлива не должен превышать заявленный в руководстве по летной эксплуатации (или нормируемый) более чем на 6%. Кроме того, для самолета: в) длина разбега (время разбега или ускорение разбега) на взлете не должно быть хуже данных, представленных в руководстве по летной эксплуатации, более чем на 2%; г) градиент набора высоты на взлете не должен быть меньше заявленного в руководстве по летной эксплуатации для аналогичных условий. Кроме того, для вертолета: в) "свободная тяга" несущего винта при висении не должна быть меньше заявленной в руководстве по летной эксплуатации для аналогичных условий; г) максимальная скорость горизонтального полета не должна быть меньше заявленной в руководстве по летной эксплуатации; д) крейсерская скорость горизонтального полета на крейсерском режиме работы силовой установки не должна быть меньше заявленной в руководстве по летной эксплуатации более чем на 10 км/час. 2.9(8) Для ВС иных классов, чем самолет или вертолет - конкретные характеристики, контролируемые в упомянутом выше отчете (эквивалентном документе), указываются уполномоченным органом в области гражданской авиации. 2.9(9) Если в период после предыдущей оценки соответствия ВС с ним произошли инциденты или повреждения, влияющие на летные характеристики, то контролируется наличие и содержание актов их расследования. 2.9(10) Если в период после предыдущей оценки соответствия ВС выполнялись контрольные полеты (облеты), предусмотренные эксплуатационной документацией (после особых случаев в полете, замены агрегатов, хранении и т.п.), то контролируется наличие и содержание записей в формуляре ВС. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.10: "экземпляр ВС в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации укомплектован средствами радиосвязи, навигационным оборудованием и соответствующей документацией, обеспечивающими полеты в заявленных условиях навигации". МОС ВС - I. Прил. 1, 2.10. 2.10(1) Контроль наличия документации об установке на экземпляре ВС средств радиосвязи и навигационного оборудования, обеспечивающих полеты в заявленных условиях навигации, - если эти средства и оборудование были установлены после предыдущей оценки соответствия ВС. 2.10(2) Контроль наличия документации, обеспечивающей полеты в заявленных условиях эксплуатации (дополнения к руководству по летной эксплуатации, руководству по технической эксплуатации; регламенту технического обслуживания). МОС ВС - II. Проверка экземпляра ВС Проверка экземпляра ВС осуществляется путем выборочного осмотра конструкции экземпляра ВС, его узлов, агрегатов, систем и оборудования с целью: а) оценки соответствия экземпляра ВС его типовой конструкции; б) подтверждения истинности содержания документации экземпляра ВС в части выполнения мероприятий по поддержанию его летной годности. ФАП ВС, прил. 1, п. 1.1: "экземпляр ВС соответствует требованиям летной годности, если он соответствует типовой конструкции". ФАП ВС, прил. 1, п. 2.4: "экземпляр ВС и каждый компонент ВС... полностью укомплектован согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.)". МОС ВС - II. Прил. 1, 1.1. 1.1(1) Внешний визуальный контроль (в объеме предполетного осмотра) конструкции узлов, агрегатов, систем и оборудования экземпляра ВС на соответствие их типовой конструкции (эксплуатационной документации). 1.1(2) Контроль соответствия бытового (грузового) оборудования пассажирской (грузовой) кабины и кабины экипажа экземпляра ВС своей типовой конструкции (эксплуатационной документации) - это осмотр размещения, количества и внешнего вида бытового (грузового) оборудования пассажирской (грузовой) кабины и кабины экипажа. 1.1(3) Визуальный контроль исправного состояния привязных ремней или привязных систем кресел (сидений) пассажиров, бортпроводников и членов экипажа. 1.1(4) Визуальный контроль маркировки аварийных выходов в пассажирской кабине и кабине экипажа экземпляра ВС на соответствие их типовой конструкции (эксплуатационной документации). 1.1(5) Визуальный контроль на соответствие их типовой конструкции (эксплуатационной документации) количества и содержания средств информирования пассажиров: а) о местонахождении и способах открывания аварийных выходов; б) о том, в каких случаях и каким образом следует использовать кислородное оборудование, если при выполнении полетов оно может потребоваться; в) о размещении и использовании спасательных жилетов и (или) плавучих средств, если при выполнении полетов они могут потребоваться; г) о необходимости пристегнуть привязные ремни и воздержаться от курения. 1.1(6) Визуальный контроль соответствия компоновки и срока годности спасательного оборудования, переносного пожарного оборудования, а также съемного кислородного оборудования экземпляра ВС их типовой конструкции (эксплуатационной документации). ФАП ВС, прил. 1, п. 2.5: "на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", утвержденными Приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 19 февраля 1999 г. N 41 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 1999 г., регистрационный N 1871, и устранены все неисправности". МОС ВС - II. Прил. 1, 2.5. Требование ФАП ВС, прил. 1, п. 2.5 является многоплановым, требующим проверки: а) документации экземпляра ВС (см. выше МОС - I. Прил. 1, 2.3), б) сертификатов соответствия организаций по ТОиР требованиям ФАП-145 (см. выше МОС - I. Прил. 1, 2.5), в) собственно экземпляра ВС по следующей процедуре: 2.5(1) Осмотр доступных для визуального контроля замен компонентов экземпляра ВС и доработок экземпляра ВС и его компонентов, выполненных при последней периодической форме ТОиР. 2.5(2) Контроль фактов устранения неисправностей, на которые был составлен соответствующий акт при последней форме ТОиР. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.6: "на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные техническими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации". МОС ВС - II. Прил. 1, 2.6. Требование ФАП ВС, прил. 1, п. 2.6 является многоплановым, требующим проверки: а) документации экземпляра ВС (см. выше МОС - I. Прил. 1, 2.6), б) собственно экземпляра ВС по следующей процедуре: 2.6(1) Осмотр доступных для визуального контроля последних доработок экземпляра ВС и его компонентов, выполненных после предыдущей оценки соответствия ВС, если эти доработки предусмотрены техническими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации. 2.6(2) Осмотр состояния антикоррозионной защиты конструкции экземпляра ВС в основных его отсеках в соответствии с его коррозионным паспортом. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.7: "в каждом компоненте экземпляра ВС выполнены все замены агрегатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сроком службы согласно их эксплуатационной документации и техническим документам уполномоченного органа в области гражданской авиации". ФАП ВС, прил. 1, п. 2.8: "для экземпляра ВС и всех его компонентов любые запасные комплектующие изделия и части, а также оборудование соответствуют их типовой конструкции и устанавливаются в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации". МОС ВС - II. Прил. 1, 2.7. Оценка соответствия экземпляра ВС требованиям ФАП ВС, прил. 1, п. 2.7 и ФАП ВС, прил. 1, п. 2.8 осуществляется следующим способом: 2.7(1) Контроль фактов (доступных для выборочного визуального контроля) последних замен агрегатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сроком службы в компонентах экземпляра ВС, выполненных после предыдущей оценки соответствия ВС, если эти замены предусмотрены эксплуатационной документацией и (или) техническими документами уполномоченного органа в области гражданской авиации. ФАП ВС, прил. 1, п. 2.11: "раскраска экземпляра ВС соответствует утвержденному уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации типу и эксплуатационной документации". МОС ВС - II. Прил. 1, 2.11. 2.11(1) Визуальный контроль соответствия: а) нанесения опознавательных знаков установленным требованиям; б) маркировки аварийных выходов и зон вскрытия их типовой конструкции (эксплуатационной документации); в) внешней раскраски и нанесенной символики утвержденному эскизу. Приложение 1 КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ЭКЗЕМПЛЯРА ВС ТРЕБОВАНИЯМ ФАП ВС 1. При оценке соответствия экземпляра ВС требованиям ФАП ВС выявленные отклонения дифференцируются инспектором на две категории: - несоответствие (категория 1); - недостаток (категория 2). Критерием отнесения выявленного отклонения к той или иной категории является степень его влияния на летную годность экземпляра ВС и, в конечном счете, на безопасность его эксплуатации. 2. Несоответствие - это отклонение от нормативного требования, которое существенно снижает летную годность экземпляра ВС и должно быть устранено в обязательном порядке до начала полета экземпляра ВС. Примерами несоответствий являются: а) невыполнение директив летной годности; б) невыполнение приказов и указаний уполномоченного органа в области гражданской авиации по вопросам поддержания летной годности ВС; в) недостатки (категория 2), отмеченные при предыдущей оценке соответствия ВС и не устраненные до данной проверки. 3. Недостаток - это отклонение от нормативного требования, которое при определенных условиях может повлиять на летную годность экземпляра ВС или привести к появлению несоответствия, если не будет устранено. Недостатки подлежат устранению в плановом порядке в сроки, согласованные с уполномоченным органом в области гражданской авиации. Примером недостатка является отсутствие (неразличимость) маркировки аварийных выходов и зон их вскрытия, предусмотренные типовой конструкцией (эксплуатационной документацией) экземпляра ВС. 4. Кроме несоответствий и недостатков инспектор может в ходе проверки регистрировать замечания. Замечание - это результат наблюдения, зарегистрированный инспектором в целях предупреждения появления возможного отклонения от нормативных требований. Замечания носят рекомендательный характер и устраняются в порядке и в сроки, которые определяет эксплуатант экземпляра ВС. Примером замечания является несоответствие внешней раскраски и нанесенной символики утвержденному эскизу. 5. Выявленные в ходе проверки отклонения от нормативных требований и замечания регистрируются инспектором в протоколе проверки с указанием категории каждого отклонения и предоставляются эксплуатанту экземпляра ВС, при этом: а) отклонение снимается (исключается из протокола) инспектором в случаях: - если эксплуатант представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженное отклонение не является обоснованным; - если обнаруженное отклонение устраняется в ходе проверки. В этом случае оно может не сниматься, а в протоколе делается отметка об устранении; б) отклонение может быть переведено инспектором из одной категории в другую в случае представления эксплуатантом экземпляра ВС достаточных оснований (объективных доказательств) для этого. 6. Экземпляр ВС признается соответствующим требованиям ФАП ВС при отсутствии несоответствий или устранении их с представлением соответствующей доказательной документации, а также представлением плана мероприятий по устранению выявленных недостатков. Приложение 2 УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Руководитель организации, проводившей инженерно-авиационной контрольный полет службы эксплуатанта (для организации, не являющейся подразделением эксплуатанта) М.П. ----------------- М.П. ---------------- "--" --------- 20-- г. "--" -------- 20-- г. Отчет о контрольном полете самолета -------- RA - ----------------, серийный (заводской) номер ----------. (тип ВС) (бортовой номер) 1. Сведения о самолете: Дата изготовления -------------------------------------------- Наработка с начала эксплуатации: -- часов -- посадок -- лет Наработка после последнего ремонта: -- часов -- посадок -- лет Количество ремонтов ------------------------------------------ 2. Сведения о двигателях и воздушных винтах: УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Руководитель организации, проводившей инженерно-авиационной контрольный полет службы эксплуатанта (для организации, не являющейся подразделением эксплуатанта) М.П. ----------------- М.П. ---------------- "--" --------- 20-- г. "--" -------- 20-- г. Отчет о контрольном полете самолета -------- RA - ----------------, серийный (заводской) номер ----------. (тип ВС) (бортовой номер) 1. Сведения о самолете: Дата изготовления ----------------------------------------------- Наработка с начала эксплуатации: -- часов -- посадок -- лет Наработка после последнего ремонта: -- часов -- посадок -- лет Количество ремонтов --------------------------------------------- 2. Сведения о двигателях и воздушных винтах: ------------------------------------------------------------------ | Двигатель, воздушный винт | 1-й| 2-й| 3-й| 4-й| |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- заводской номер двигателя | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- наработка с начала эксплуатации, час | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- наработка после последнего ремонта, час | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- количество ремонтов | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- остаток ресурса до ремонта, час | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- тип воздушного винта | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- заводской номер воздушного винта | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- наработка с начала эксплуатации, час | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- наработка после последнего ремонта, час | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- количество ремонтов | | | | | |--------------------------------------------|----|----|----|----| |- остаток ресурса до ремонта, час | | | | | ------------------------------------------------------------------ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ПОЛЕТНЫХ ДАННЫХ 1. Длина разбега (время разбега или ускорение разбега) на взлете в условиях -------------- (температура и давление аэродрома вылета) при взлетной массе ------- и взлетном (номинальном) режиме работы двигателей составляет ----------. Согласно данным РЛЭ длина разбега (время разбега или ускорение разбега) в указанных условиях должна составлять --------- (ссылка на номограмму или таблицу РЛЭ, по которым определяется характеристика). 2. Градиент набора высоты на взлете самолета, определенный как эта = 100 tg ТЭТА, %, где ТЭТА - угол наклона траектории, равный V y ТЭТА = ----, V i где V , V - соответственно вертикальная и индикаторная y i скорость полета в м/сек на скорости V = --------- при полетной массе пр ------ кг, температуре наружного воздуха ----------- град., на средней высоте Н = ----- м, на режиме работы двигателей ---------------------- (взлетный или -------------- составляет в среднем эта = ------%. номинальный) Согласно данным РЛЭ градиент набора высоты при указанных условиях должен составлять эта = ------% (ссылка на номограмму или таблицу в руководстве по летной эксплуатации самолета, по которому определяется типовая характеристика). 3. Характеристики набора высоты в условиях (приводятся внешние условия: температура наружного воздуха относительно характеристики СА, наличие или отсутствие обледенения, разворотов в процессе набора высоты и т.д.), определенные на -------------------------------------- (режим работы двигателей ------------------------------ для взлетной массы самолета -------- кг и скорость полета) с высоты круга ----------- м до Н = ------ м, составляют: время набора высоты - ----------- минут, масса топлива, израсходованного на набор высоты, - ----------- кг. Согласно данным руководства по летной эксплуатации время набора высоты при указанных условиях должно составлять ---- минут, а количество топлива, израсходованного на набор высоты - ------ кг (ссылка на номограмму или таблицу в руководстве по летной эксплуатации самолета, по которому определяется типовая характеристика). 4. В рейсовых полетах, выполненных в период с "---" ---------- 20-- г. по "---" ---------- 20-- г. (период, за который самолет выполнил не менее 10 - 15 рейсовых полетов) в условиях: диапазон температурных условий на аэродромах вылета ------------- диапазон эшелонов полета ---------------------------------------- диапазон средних полетных масс ---------------------------------- расход топлива составлял: - для полетов продолжительностью ------- часа ------- кг; - для полетов продолжительностью ------- часа ------- кг. Согласно нормам расхода топлива, приведенным в приложении к указанию ДВТ МТ РФ от 10.04.96 N ДВ-45/и, либо данных руководства по летной эксплуатации, либо среднестатистических показателей авиапредприятия, расход топлива должен составлять: - для полетов продолжительностью ------- часа ------- кг; - для полетов продолжительностью ------- часа ------- кг. 5. Балансировочные положения руля высоты дельта , руля в направления дельта и элеронов дельта в крейсерском полете н эл при центровке -------, на скорости полета --------- км/ч составляют - дельта = ---------, дельта = ----------, дельта = ---------------. в н эл Самолет не имеет (имеет) тенденции к развороту и крену в крейсерском полете (если имеет - указать, в какую сторону и какова величина скоса штурвала или хода педали) -------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------. Балансировочные положения руля высоты дельта , руля в направления дельта и элеронов дельта при выполнении захода на н эл посадку с центровкой -----------------, на скорости -------- км/ч, при отклонении стабилизатора ------------, закрылков --------, предкрылков ------------- (и т.д.) балансировочные положения рулей составляют - дельта = ---------, дельта = ---------, дельта = ---------. в н эл Выход элеронов-интерцепторов в полете происходит при отклонении элеронов на ------- град. Согласно техническим условиям выход элеронов-интерцепторов должен происходить при отклонении элеронов на -------. 6. Время выпуска (уборки) в полете средств механизации крыла, шасси, стабилизатора составляет: ------------------------------------------------------------------ | Выпуск (уборка) |Время фактическое|Время согласно РЛЭ| |---------------------------|-----------------|------------------| |Шасси | | | |---------------------------|-----------------|------------------| |Закрылков на угол ---- | | | |---------------------------|-----------------|------------------| |....... | | | |---------------------------|-----------------|------------------| |Стабилизатора на угол ---- | | | ------------------------------------------------------------------ 7. Параметры стабилизации самолета в крейсерском полете при включенном автопилоте (для параметров полета, точность стабилизации которых должна соответствовать величинам, оговоренным РЛЭ): ------------------------------------------------------------------ | Параметр полета | Фактические отклонения |Допустимые отклонения| |-----------------|------------------------|---------------------| |Высота | | | |-----------------|------------------------|---------------------| |Скорость | | | |-----------------|------------------------|---------------------| |Тангаж | | | |-----------------|------------------------|---------------------| |Крен | | | |-----------------|------------------------|---------------------| |Курс | | | ------------------------------------------------------------------ 8. Выводы ------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 9. Приложения: 1. Протокол полета либо копия задания на полет. 2. Расшифровка записи СОК в виде электронной копии ленты МСРП либо распечатка (график) изменения по времени полета регистрируемых параметров. Ведущий инженер -------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) Начальник группы расшифровки СОК -------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) Командир самолета -------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Руководитель Руководитель организации, проводившей инженерно-авиационной контрольный полет службы эксплуатанта (для организации, не являющейся подразделением эксплуатанта) М.П. ----------------- М.П. ---------------- "--" --------- 20-- г. "--" -------- 20-- г. Отчет о контрольном полете вертолета -------- RA - ----------------, серийный (заводской) номер ----------. (тип ВС) (бортовой номер) 1. Сведения о вертолете: Дата изготовления ----------------------------------------------- Наработка с начала эксплуатации: -- часов -- посадок -- лет Наработка после последнего ремонта: -- часов -- посадок -- лет Количество ремонтов --------------------------------------------- 2. Сведения о двигателях и основных агрегатах вертолета: -------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Серийный | Дата | Дата | Наработка, час | |п/п| (обозначение) | (заводской)| изготовления| последнего|-------------------------| | | | номер | | ремонта | с начала | после | | | | | | | эксплуатации| последнего| | | | | | | | ремонта | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |1 | Двигатель левый | | | | | | | | ( ) | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |2 | Двигатель правый | | | | | | | | ( ) | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |3 | Главный редуктор | | | | | | | | ( ) | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |4 | Рулевой винт | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |5 | Втулка несущего | | | | | | | | винта | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |6 | Автомат перекоса | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| |7 | Лопасти несущего | | | | | | | | винта: - | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| | | - | | | | | | |---|---------------------|------------|-------------|-----------|-------------|-----------| | | - | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ПОЛЕТНЫХ ДАННЫХ 1. Характеристики набора высоты в условиях (приводятся внешние условия - температура наружного воздуха, наличие или отсутствие обледенения, разворотов в процессе набора высоты и т.д.) ------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------, определенные на номинальном режиме работы двигателей ------------% и Т ---------- град. С, при скорости полета ---------- км/ч, газов для взлетной массы вертолета ---------- кг с высоты ------------- м до высоты Н = ---------- м, составляют: время набора высоты - --------- минут, масса топлива, израсходованного на набор высоты, - ------- кг. Согласно данным руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета ------------------------------------------------------------ (ссылка на номограмму или таблицу РЛЭ вертолета, ---------------------------------------------------------------------- по которому определяется типовая характеристика) при указанных в данном пункте условиях должно составлять: время набора высоты - --------- минут, масса топлива, израсходованного на набор высоты, - ------- кг. 2. Максимальная скорость горизонтального полета на номинальном режиме работы двигателей --------% и Т ------------- град. С, при газов полетной массе вертолета --------- кг на высоте Н = ------------ м при температуре наружного воздуха ----- град. С составляет --------- км/ч. По техническим условиям вертолета при тех же условиях максимальная скорость горизонтального полета должна составлять ---------- км/ч. 3. В горизонтальном полете на крейсерском режиме работы двигателей --------% и Т -------------- град. С, на высоте газов Н = --------- м, при полетной массе вертолета --------------- кг, при температуре наружного воздуха Т = ----------- град. С крейсерская н.в скорость полета по прибору составляет - --------- км/ч. По техническим условиям вертолета при полетной массе ------------ кг на высоте -------- м и крейсерском режиме работы двигателей ------- -------------% и Т -------- град. С крейсерская скорость должна газов быть --------- км/ч. 4. "Свободная тяга" несущего винта при висении вертолета на режиме работы двигателей -------% при постоянных оборотах несущего винта, при температуре наружного воздуха ---- град. С составляет ------ кг. Согласно данным руководства по летной эксплуатации вертолета --- ---------------------------------------------------------------------- (ссылка на номограмму или таблицу РЛЭ вертолета, ---------------------------------------------------------------------- по которому определяется типовая характеристика) при указанных в данном пункте условиях "свободная тяга" несущего винта должна составлять --------- кг. 5. В рейсовых полетах, выполненных в период с "---" ------------- 20-- г. по "---" ---------- 20-- г. (период, за который самолет выполнил не менее 10 - 15 рейсовых полетов) в условиях: диапазон температурных условий на аэродромах вылета ------------- диапазон эшелонов полета ---------------------------------------- диапазон средних полетных масс ---------------------------------- расход топлива составлял: - для полетов продолжительностью ------ часа ------ кг; - для полетов продолжительностью ------ часа ------ кг. Согласно нормам расхода топлива, приведенным в приложении к указанию ДВТ МТ РФ от 10.04.96 г. N ДВ-45/и, либо данных руководства по летной эксплуатации, либо среднестатистических показателей авиапредприятия, расход топлива должен составлять: - для полетов продолжительностью ------ часа ------ кг; - для полетов продолжительностью ------ часа ------ кг. 6. Выводы ------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 7. Приложения: 1. Протокол полета либо копия задания на полет. 2. Расшифровка записи СОК в виде электронной копии ленты МСРП либо распечатка (график) изменения по времени полета регистрируемых параметров Ведущий инженер --------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) Начальник группы расшифровки СОК --------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) Командир вертолета --------------------------------- (Подпись Фамилия И.О.) Приложение 3 ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ЭКЗЕМПЛЯРА ВС ТРЕБОВАНИЯМ ФАП ВС Данные об экземпляре гражданского воздушного судна: тип воздушного судна ------------------------- бортовой номер RA - -------------------------- заводской (серийный) номер ------------------- ----------------------------------------------------------------------------------- |ФАП | Объект | Признаки или | Оценка | Ссылка на | | ВС | проверки | характеристики | соответствия |документ с | | | | | |замечаниями| |----|----------------------|--------------------------|--------------|-----------| |2.1 | Свидетельство о | Объективно | | | | | регистрации | отсутствует | | | | | |--------------------------|--------------| | | | | Форма бланка | | | | | |--------------------------|--------------| | Страницы: 1 2 |