КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ. Концепция. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ). 29.03.06

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


отдельных разделов программ.
     К   реализации   программы   привлекаются  органы  самоуправления
сельскохозяйственных    товаропроизводителей    (АККОР),   на   основе
заключения  ежегодных  соглашений  с  Минсельхозом России, в том числе
возмездных договоров на выполнение определенных работ.
     Ассоциации  (союзы)  и  некоммерческие  обслуживающие организации
(фонды,  информационно-консультационные  центры)  системы  АККОР могут
принимать  реальное  участие на разных стадиях подготовки и реализации
программ    и    национальных    проектов   развития   потребительских
кооперативов,  в  том  числе  в  подготовке методических материалов, в
информировании  субъектов  малого  предпринимательства  о  программах,
проектах  и формах господдержки, в создании конкретных кооперативов, в
осуществлении  общественного  контроля  за ходом реализации программ и
проектов, а также в осуществлении мониторинга развития потребительской
кооперации.
     Особо  важный  вклад ассоциации могут внести в работу по созданию
потребительских   кооперативов.   Непосредственно   взаимодействуя   с
фермерами,  они  могут  формировать инициативные группы, вместе с ними
анализировать  проблемы  и потребности в производственно-хозяйственных
услугах, определять направления деятельности создаваемых кооперативов,
помогать   кооперативам  составлять  бизнес-планы,  а  также  готовить
документы на получение льготных кредитов и т.п.
     В  целях  формирования  и  проведения  государственной политики в
области   развития   сельскохозяйственной   кооперации,   крестьянских
(фермерских)  и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства,
обеспечения  согласованных действий федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов  местного  самоуправления  по  вопросам  реализации программ в
Комиссии    Правительства    Российской    Федерации    по    вопросам
агропромышленного    и    рыбохозяйственного    комплекса    создается
межведомственный   координационный   совет   по  развитию  малых  форм
хозяйствования  и  сельскохозяйственной  потребительской  кооперации с
включением   в   его   состав   руководителей   всех   участвующих   и
заинтересованных   в   реализации   программ   министерств,  ведомств,
общественных и других организаций.
     Межведомственный  совет  осуществляет  рассмотрение  и разработку
мероприятий по реализации Программ и совершенствованию законодательных
и  иных  нормативных  актов  в  области  развития сельскохозяйственной
кооперации,  крестьянских  (фермерских)  и личных подсобных хозяйств и
малого    предпринимательства,    подготавливает    предложения    для
Правительства   Российской   Федерации,   а   также  рекомендации  для
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации, обеспечивающие эффективность
выполнения программных мероприятий.
     7.2. Региональный и муниципальный уровни
     Для    реализации   "Концепции"   развития   сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов  на  региональном и муниципальном уровне
разрабатываются   и   осуществляются   соответствующие  программы.  Их
участниками,  помимо  К(Ф)Х,  ЛПХ,  других малых форм хозяйствования и
кооперативов,  являются органы исполнительной и законодательной власти
региона   (муниципалитета,   поселения),   научно-исследовательские  и
учебные институты, служба ИКС, общественные и другие организации, СМИ.
     - Региональная  Дума  (Законодательное собрание) в пределах своей
компетенции   рассматривает   и   принимает   нормативные   документы,
необходимые   для   успешного  развития  системы  сельскохозяйственной
потребительской   кооперации   и   малых  форм  хозяйствования  АПК  и
финансирования этой работы.
     - Глава   администрации  (губернатор)  области  (края)  принимает
постановления  (распоряжения)  о создании областной (краевой) комиссии
(координационного  совета),  рабочей  группы консультантов по развитию
системы  сельскохозяйственной  потребительской кооперации и малых форм
хозяйствования АПК, осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
     - Районная  администрация  в пределах своей компетенции принимает
постановление о создании районной комиссии (координационного совета) и
другие    документы    по    развитию   системы   сельскохозяйственной
потребительской   кооперации   и   малых   форм   хозяйствования  АПК,
осуществляет контроль за ходом ее выполнения.
     - Поселковая  администрация  проводит информационную работу среди
населения,  принимает непосредственное участие во всех мероприятиях по
созданию   сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов  на  их
территории и др.
     - Институты    развития    сельскохозяйственной   потребительской
кооперации решают задачи по формированию единой информационной системы
и   процедур   подготовки   учредительных   и  внутренних  документов,
поддерживают   создание   новых  кооперативов,  осуществляют  поиск  и
привлечение  финансовых  ресурсов  для  закупки  основных  и оборотных
средств,   формирования   заемного   капитала,   организуют  обучающие
семинары,    систему    анализа   и   мониторинга   развития   системы
потребительской кооперации и т.д.
     - Межрегиональные    аудиторские    союзы    сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов  - решают задачи выработки единых правил
ведения бухгалтерского учета и налогообложения, обеспечения финансовой
устойчивости, проведения аудита кооперативов и т.д.
     - Союз/лига   кредитных  кооперативов  (Союз  сельских  кредитных
кооперативов,   Союз   потребительских  кооперативов  "Лига  кредитных
союзов"  и  др.)  -  решает задачи формирования единой государственной
политики  по  развитию  кредитной  кооперации,  развития  федерального
законодательства   и  системы  кредитной  кооперации,  защиты  прав  и
интересов  участников  Союза/лиги  в  органах  государственной власти,
местного  самоуправления  и  общественных организациях, информационным
обеспечением кредитных кооперативов и т.д.
     - Аграрные    вузы    и    институты,    техникумы   и   училища,
учебно-консультационные  центры  -  решают задачи по подготовке кадров
для  системы  сельскохозяйственной  потребительской кооперации и малых
форм хозяйствования АПК, организации обучающих семинаров по актуальным
вопросам   деятельности   кооперативов  и  т.д.;  формирования  единой
государственной политики по развитию кооперации, развития федерального
законодательства  и  системы  кооперации, организуют систему анализа и
мониторинга  развития  системы потребительской кооперации и малых форм
хозяйствования АПК и т.д.
     - АККОР  и  другие организации общественного самоуправления малых
форм   хозяйствования   АПК   и  сельскохозяйственных  потребительских
кооператив  -  осуществляют  лоббирование  интересов  малого бизнеса и
сельскохозяйственных    потребительских    кооперативов    в   органах
государственной      власти      разного      уровня,     обеспечивают
информационно-консультационное          сопровождение         развития
сельскохозяйственной    потребительской    кооперации,   участвуют   в
разработке   различных   нормативно-правовых   актов,   способствующих
развитию  малых  форм  хозяйствования  и  системы сельскохозяйственных
потребительских      кооперативов,      в     формировании     системы
сельскохозяйственных потребительских кооперативах на местах и т.д.
     - Малые   формы   хозяйствования   (К(Ф)Х,   ЛПХ,  индивидуальные
предприниматели  без образования юридического лица, другие организации
малых  форм  хозяйствования  (до  60  чел.  работающих))  - объединяют
материальные  и финансовые ресурсы для учреждения сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов,  осуществляют управление ими, принимают
непосредственное  участие  в  деятельности  кооперативов (обеспечивают
продукцией для реализации и переработки, объем работ для обслуживающих
кооперативов),  принимают  решения  о  создании  союзов  и  ассоциаций
сельскохозяйственных   потребительских   кооперативов   и  малых  форм
хозяйствования и т.д.
     Для  осуществления взаимодействия между ними и обеспечения общего
руководства    администрация    региона   (муниципалитета)   назначает
государственного  заказчика  -  координатора программы на региональном
уровне   в  лице  Министерства  (управления,  департамента)  сельского
хозяйства, на муниципальном - администрации муниципального округа. Они
(каждый   на  своем  уровне),  взаимодействуя  друг  с  другом,  несут
ответственность   за   реализацию  и  конечные  результаты  программы,
рациональное  использование  выделяемых  на  ее  выполнение финансовых
средств,  определяют  формы и методы управления реализацией программы,
осуществляют руководство координационными советами.
     Координационные  советы  по  развитию малых форм хозяйствования и
сельскохозяйственной  потребительской  кооперации  создаются в составе
руководителей   всех   участвующих  и  заинтересованных  в  реализации
Программ  министерств,  ведомств,  комитетов,  общественных  и  других
организаций.
     На    региональные    (муниципальные)    координационные   советы
возлагается решение следующих задач:
     - определение  стратегии  создания  системы  сельскохозяйственной
потребительской кооперации в регионе (муниципалитете);
     - разработка  и предоставление на утверждение в законодательные и
исполнительные   органы   власти  целевых  программ  развития  системы
сельскохозяйственной потребительской кооперации;
     - разработка  и предоставление на утверждение в законодательные и
исполнительные  органы  нормативных  документов  по  созданию  системы
сельскохозяйственной  потребительской кооперации и развитию малых форм
хозяйствования;
     - организация     информационной     работы    на    региональном
(муниципальном) уровне;
     - организация учебных семинаров для муниципальных координационных
советов, рабочих групп, специалистов потребительских кооперативов;
     - контроль   за   ходом   создания  системы  сельскохозяйственной
потребительской кооперации;
     - предоставление консультаций рабочей группе по вопросам создания
системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
     - участие  в  проведении основных мероприятий по созданию системы
сельскохозяйственной   потребительской   кооперации  (например,  общих
собраниях по организации кооперативов, семинарах, конференциях);
     - обеспечение  взаимодействия  и  координация  работы  участников
программы;
     - обобщение    и    распространение    опыта   создания   системы
сельскохозяйственной потребительской кооперации.
     Министерство   (управление,   департамент)   сельского  хозяйства
осуществляет следующие функции:
     - подготавливает и согласовывает проекты решений (законодательных
актов)  Администрации  региона (муниципалитета) и/или Законодательного
собрания     об    утверждении    целевой    программы,    утверждении
государственного  заказчика,  передаче при необходимости части функций
государственного   заказчика   организациям,  которым  государственный
заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе
выполнение части своих функций;
     - подготавливает   исходное   задание   на  формирование  целевой
программы, координирует действия разработчиков;
     - разрабатывает   в   пределах   своих   полномочий   нормативные
(индивидуальные) правовые акты в области развития сельскохозяйственной
потребительской   кооперации,   крестьянских   (фермерских)  и  личных
подсобных  хозяйств  и  малого  предпринимательства,  необходимые  для
выполнения целевой программы;
     - подготавливает   ежегодно  доклад  о  ходе  реализации  целевой
программы;
     - осуществляет  ведение  ежеквартальной  отчетности по реализации
целевой программы;
     - подготавливает  ежегодно в установленном порядке предложения по
уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год,
уточняет   затраты  по  программным  мероприятиям,  а  также  механизм
реализации целевой программы;
     - разрабатывает  перечень  целевых  индикаторов и показателей для
мониторинга реализации программных мероприятий;
     - отбор    на    конкурсной   основе   исполнителей   программных
мероприятий;
     - согласовывает   с   основными   участниками  целевой  программы
возможные   сроки   выполнения   мероприятий,   объемы   и   источники
финансирования.  По  мероприятиям, предусматривающим финансирование за
счет средств внебюджетных источников или бюджетов субъектов Российской
Федерации,  подписываются  соглашения  (договоры)  о  намерениях между
государственным  заказчиком  и  предприятиями, организациями, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     - организует  проведение  специализированной  экспертизы  проекта
целевой  программы  и  в  соответствии  с  ее  результатами, а также с
результатами независимой экспертизы осуществляет его доработку;
     - несет   ответственность   за   своевременную   и   качественную
подготовку  и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее
исполнителями,   обеспечивает   эффективное   использование   средств,
выделяемых на ее реализацию;
     - организует  внедрение  и  обеспечение применения информационных
технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля
за ходом программных мероприятий;
     - организует  размещение  в  электронном виде информации о ходе и
результатах  реализации  целевой программы, финансировании программных
мероприятий,  привлечении  внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов
на  участие  в  реализации  целевой  программы и порядке участия в ней
инвесторов;
     - разработку  организационно-финансового плана реализации целевой
программы;
     - подготовку и реализацию программных мероприятий;
     - разработку  и  контроль за целевым и эффективным использованием
средств  федерального  бюджета,  выполнение  соглашений  с  субъектами
Российской  Федерации о финансировании программных мероприятий за счет
средств   бюджетов   субъектов  Российской  Федерации  и  внебюджетных
источников;
     - организацию  и  (или)  проведение  конкурсов (торгов) по отбору
исполнителей программных мероприятий;
     - сбор и систематизация статистической и аналитической информации
о реализации программных мероприятий;
     - мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
     - организацию  независимой  оценки показателей результативности и
эффективности   программных   мероприятий,   их  соответствия  целевым
индикаторам и показателям;
     - составляет  и  в  установленном  порядке представляет бюджетную
заявку  на  ассигнования  из  федерального  бюджета для финансирования
программ на очередной финансовый год;
     - подготавливает информационные справки и аналитические доклады о
ходе реализации программных мероприятий;
     - вносит   предложения   (с   обоснованиями)  о  продлении  срока
реализации целевой программы, который истекает в текущем году;
     - разрабатывает   предложения   для   внесения   в  Правительство
Российской  Федерации  (региона,  муниципалитета)  о  целесообразности
продолжения  работ  и  финансирования  программ или об их прекращении,
уточнении   льгот  или  применении  санкций  к  участникам  реализации
программ;
     - ежегодно  до 1 февраля в Министерство экономического развития и
торговли  Российской  Федерации  и  Министерство  финансов  Российской
Федерации (администрацию региона, муниципалитета) доклады о ходе работ
по программам и эффективности использования финансовых средств.
     Для   осуществления   перечисленных   выше  функций  Министерство
(управление,  департамент)  сельского  хозяйства создает на договорной
основе  региональные  и  муниципальные  рабочие  группы консультантов,
профессиональный   и   количественный   состав   которых  определяется
конкретными условиями региона (муниципалитета).
     Члены  рабочей  группы  должны  быть  освобождены  от  выполнения
работы,   не   связанной   с  созданием  системы  сельскохозяйственной
потребительской кооперации.
     Основными задачами рабочих групп являются:
     - подготовка  и  предоставление  на  рассмотрение соответствующим
комиссиям  (координационным  советам)  проектов  нормативных  и других
документов  по  созданию  системы сельскохозяйственной потребительской
кооперации и развитию малых форм хозяйствования АПК;
     - разработка  стандартных  образцов  документов,  необходимых для
создания     и     функционирования    системы    сельскохозяйственной
потребительской кооперации и развития малых форм хозяйствования АПК;
     - разработка  системы  привлечения доступных кредитных ресурсов в
сферу  малого  сельскохозяйственного  бизнеса  и  сельскохозяйственной
потребительской кооперации;
     - отработка системы взаимодействия с банковскими структурами;
     - проведение учебных семинаров;
     - организация   и  проведение  информационной  работы,  выявление
инициативных групп и организация их работы;
     - предоставление      материалов      по     созданию     системы
сельскохозяйственной  потребительской кооперации и развитию малых форм
хозяйствования АПК федеральным, региональным и муниципальным средствам
массовой информации (СМИ);
     - оказание  практической  помощи  инициативным группам в создании
системы  сельскохозяйственной  потребительской  кооперации,  участие в
собраниях,  совещаниях  и  других  мероприятиях  по  созданию  системы
сельскохозяйственной потребительской кооперации;
     - оказание  консультационной  помощи  комиссиям  (координационным
советам),  а  также  специалистам потребительских кооперативов и малым
формам хозяйствования АПК;
     - проведение постоянного мониторинга результатов создания системы
сельскохозяйственной.

        8. Социально-экономическая эффективность деятельности
          сельскохозяйственных потребительских кооперативов

     Социально-экономическая  эффективность хозяйственной деятельности
сельскохозяйственных    потребительских    кооперативов    достигается
вследствие    максимальной    реализации   личных   интересов   членов
собственников.
     Основные  доходы,  за  счет  которых могут удовлетворяться личные
интересы   членов   К(Ф)Х   и   ЛПХ,   создаются   непосредственно   в
сельскохозяйственном  производстве.  Но  они  превращаются  в денежные
средства  только  после  реализации  сельхозпродукции.  Продавая  свою
продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего
дохода  в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров. Для полного
сохранения  доходов,  созданных  в  сельхозпроизводстве,  К(Ф)Х  и ЛПХ
нуждаются  в  объединении  сил  для совместного сбыта продукции. Кроме
того,  они  заинтересованы  в получении дополнительных доходов за счет
переработки своего сельхозсырья, а также за счет организации снабжения
материалами  и  организации производственно-технического обслуживания.
Всего этого можно достичь благодаря участию К(Ф)Х и ЛПХ в деятельности
соответствующих     потребительских     кооперативов.     Вертикальные
кооперативы,  помогая  К(Ф)Х  и  ЛПХ  сохранить доход, созданный ими в
сельхозпроизводстве,  получают дополнительный эффект, присущий крупным
хозяйственным   структурам.   Иначе   говоря,   в  таких  кооперативах
синтезируются  слагаемые  эффективности  факторов  как  мелкого, так и
крупного производства.
     Как  показывает  зарубежный  и отечественный опыт (Приложение 5),
развитие     сельскохозяйственных     потребительских     кооперативов
содействует:
     - снижению    производственных    и    трансакционных    издержек
сельскохозяйственных   производителей   и,   следовательно,  росту  их
доходов;
     - повышению  надежности  обслуживания  аграрного  производства  и
качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;
     - улучшению  доступа  крестьян  к рынкам материально-технических,
финансовых  информационных  ресурсов, сельскохозяйственной продукции и
сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;
     - контролю    ресурсных   и   продуктовых   рынков   со   стороны
сельскохозяйственных производителей;
     - существенной  экономии рабочего времени у членов кооператива за
счет  принятия  кооперативом  на  себя  многих  трудоемких  процессов,
укреплению духа коллективизма;
     - развитию  конкуренции  в  сфере  агробизнеса,  что ограничивает
монополистическое   поведение   акционерных   и   других  коммерческих
агропромышленных формирований;
     - сокращению   потерь   сельскохозяйственных   производителей  от
диспаритета   ("ножниц")   цен  на  сельскохозяйственную  продукцию  и
средства  производства  и  услуги  для сельского хозяйства и смягчению
указанного диспаритета;
     - повышению   качества   товаров   и   услуг   для   потребителей
сельскохозяйственной продукции и сырья;
     - распространению   инноваций   в  сельском  хозяйстве  и  других
отраслях АПК, управлении производством, бухучете, торговле и др.;
     - диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и
повышению доходов сельского населения;
     - выведению  сферы  услуг  на  селе,  хозяйственной  деятельности
крестьянских  (фермерских)  и  личных  подсобных  хозяйств  из теневой
экономики;
     - расширению  налогооблагаемой  базы муниципальной экономики, что
укрепляет  местные бюджеты и создает благоприятные условия для реформы
местного самоуправления;
     - консолидации     экономических     и    социальных    интересов
сельскохозяйственных  производителей,  росту  их  социального статуса,
повышению эффективности аграрного лобби.
     Помимо экономической привлекательности обслуживающих кооперативов
для  сельскохозяйственных производителей нельзя сбрасывать со счетов и
факторы  социально-психологического  характера.  И, в частности, такую
черту    крестьянского    менталитета,    как    обостренное   чувство
справедливости,  чему как раз и отвечает принцип равенства всех членов
кооперации  в  сочетании  с  распределением  дохода  по объему деловых
операций,   а  не  по  доле  вложенного  в  кооперативное  предприятие
капитала.  Получение  дохода пропорционально объему деловых операций у
всех  на  виду, является широко известным и, по имеющимся наблюдениям,
служит  хорошим  стимулом  к  здоровому  соревнованию путем увеличения
объема  собственного  производства  каждым и более активного участия в
деловых  операциях  кооперативного  предприятия  как основы увеличения
получаемого дохода на справедливой основе.
     Содействуя индивидуально-семейным хозяйствам и малым предприятиям
преодолевать   многочисленные   экономические,   социальные  и  другие
проблемы,   сельскохозяйственные   потребительские  кооперативы  будут
способствовать  более  полному  раскрытию и эффективному использованию
большого  внутреннего потенциала малого агробизнеса. Можно утверждать,
что  без  потребительских  кооперативов  малые формы ведения сельского
хозяйства  не  получат  развития,  не  станут реальным фактором вывода
российского  сельского  хозяйства  из  кризиса.  Отсюда вытекает особо
важное     значение    формирования    системы    сельскохозяйственных
потребительских  кооперативов. Если малый агробизнес является одним из
главных  направлений  восстановления  сельского  хозяйства  и села, то
потребительская  кооперация  -  непременным  условием  развития самого
малого  агробизнеса.  Поэтому правомерно рассматривать потребительскую
кооперацию   в   качестве   одного  из  основных  условий  возрождения
российского  сельского хозяйства. Именно поэтому ей уделено повышенное
внимание в Приоритетном национальном проекте "Развитие АПК".
     Социально-экономический  эффект  от реализации Концепции развития
сельскохозяйственных   потребительских   кооперативов,  отражающий  ее
результативность  с  точки  зрения  общества, заключается в увеличении
производства   и   реализации  сельскохозяйственной  продукции  малыми
формами  хозяйствования, повышении занятости и самозанятости сельского
населения,  его  доходов.  Реализация  Концепции позволит малым формам
хозяйствования  увеличить  производство сельскохозяйственной продукции
на 7%, ее реализацию на 6% (табл. 3).

       3. Целевые индикаторы и показатели реализации Концепции
      развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов

----------------------------------------------------------------------
|                 Показатель                   | 2004 г. |  2007 г.  |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| Производство валовой продукции, млрд. руб.   |  777,4  |   829     |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| Прирост продукции к исходному:               |         |           |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| +, -, млрд. руб.                             |         |    51,2   |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| %                                            |         |     7     |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| Реализовано сельскохозяйственной продукции,  |         |           |
| млрд. руб.                                   |  117,3  |   124,3   |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| Прирост продукции к исходному:               |         |           |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| +, -, млрд. руб.                             |    х    |     7     |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| %                                            |    х    |     6     |
|----------------------------------------------|---------|-----------|
| Уровень товарности, %                        |   15    |    15     |
----------------------------------------------------------------------

     Прямыми   результатами   программы  будет  рост  числа  созданных
сельскохозяйственных   потребительских   кооперативов   и  малых  форм
хозяйствования,  увеличение  объемов  оказываемых услуг действующими и
вновь   создаваемыми   кооперативами,   прирост   числа   малых   форм
хозяйствования,    принимающих    участие    в    сельскохозяйственной
потребительской   кооперации,  и  др.  Реализация  программы  позволит
дополнительно создать 1550 кооперативов.

             9. Мониторинг развития сельскохозяйственных
                     потребительских кооперативов

     Росстат совместно с Минсельхозом России:
     - организует   государственное   статистическое   наблюдение   за
развитием   вертикальной   сельскохозяйственной   кооперации,  выделяя
сельскохозяйственные  потребительские кооперативы (перерабатывающие, в
том  числе  по  переработке  мяса,  молока,  других  видов  продукции;
сбытовые    (торговые);   обслуживающие;   снабженческие;   страховые;
кредитные; многопрофильные (комплексные) и другие) в качестве объектов
постоянного  статистического  наблюдения,  результатом которого должна
быть всесторонняя информация об их хозяйственной деятельности;
     - по  результатам  Всероссийской  сельскохозяйственной  переписи,
которая  пройдет  в  июле 2006 г., разрабатывает и реализует программу
выборочных  статистических  обследований К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм
хозяйствования в межпереписной период;
     - разрабатывает   предложения   по   созданию  правовых  основ  и
осуществляет   методическое   обеспечение  ведения  органами  местного
самоуправления  похозяйственных книг в целях отражения в них состава и
хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств;
     - проводит   мониторинг  реализации  Приоритетного  национального
проекта "Развитие АПК".
     Соисполнители  Национального  проекта  ОАО  "Россельхозбанк", ОАО
"Росагролизинг" осуществляют ведомственный мониторинг проекта.
     Научные  организации  Россельхозакадемии при участии АККОР, Союза
сельских  кредитных  кооперативов  России,  Фонда  поддержки  сельской
кредитной   кооперации,   Общероссийского  союза  сельскохозяйственных
потребительских    кооперативов,   других   общественных   организаций
сельскохозяйственных производителей, Федерального учебно-методического
центра сельскохозяйственной кооперации проводят независимый мониторинг
реализации  Приоритетного  национального  проекта  "Развитие  АПК"  по
направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК".

           10. Основные риски развития сельскохозяйственной
                      потребительской кооперации

----------------------------------------------------------------------------
|         Риски развития             |      Меры по снижению рисков        |
|      сельскохозяйственной          |                                     |
|   потребительской кооперации       |                                     |
|------------------------------------|-------------------------------------|
| 1. Ухудшение условий реализации    | - Сокращение импортных квот на      |
| сельскохозяйственной продукции и   | поставки мясных продуктов           |
| сырья (особенно мясных и молочных  | - Усиление тарифной защиты          |
| продуктов) на внутренних рынках    | агропродовольственных рынков        |
| (включая областные, районные и     | - Повышение конкурентоспособности   |
| локальные) из-за роста импортных   | продукции индивидуальносемейного    |
| поставок                           | сектора                             |
|                                    | - Совершенствование маркетинговой   |
|                                    | деятельности кооперативов           |
|------------------------------------|-------------------------------------|
| 2. Рост конкуренции со стороны     | - Повышение конкурентоспособности   |
| акционерных и других коммерческих  | продукции индивидуальносемейного    |
| предприятий агробизнеса            | сектора                             |
|                                    | - Совершенствование маркетинговой   |
|                                    | деятельности кооперативов           |
|                                    | - Усиление антимонопольного         |
|                                    | контроля в АПК                      |
|                                    | - Увеличение закупок у кооперативов |
|                                    | продукции для государственных и     |
|                                    | муниципальных нужд на конкурсной    |
|                                    | основе                              |
|                                    | - Внесение поправок в Налоговый     |
|                                    | кодекс Российской Федерации,        |
|                                    | исключающих налогообложение         |
|                                    | внутрикооперативного оборота и      |
|                                    | "двойное" налогообложение прибыли   |
|                                    | членов вертикальных                 |
|                                    | сельскохозяйственных кооперативов   |
|------------------------------------|-------------------------------------|
| 3. Сохраняется низкий уровень      | - Усиление                          |
| информированности сельского        | информационно-разъяснительной       |
| населения о кооперации,            | работы среди сельского населения    |
| недостаточный уровень квалификации | - Формирование и развитие Единой    |
| государственных и муниципальных    | системы информационного обеспечения |
| служащих в области регулирования   | АПК при Минсельхозе России          |
| кооперативной деятельности,        | - Повышение эффективности           |
| дефицит квалифицированных          | деятельности ИКС, Федерального и    |
| специалистов для работы в          | региональных учебно-методических    |
| кооперативах. Затруднен доступ     | центров сельскохозяйственной        |
| кооперативов к рыночной информации | потребительской кооперации, системы |
|                                    | квалификации кадров Минсельхоза     |
|                                    | России                              |
|------------------------------------|-------------------------------------|
| 4. Сельскохозяйственные            | - Увеличение расходов федерального  |
| потребительские кооперативы        | и региональных бюджетов на          |
| испытывают недостаток средств для  | бюджетные кредиты и субсидии для    |
| осуществления капитальных затрат и | кооперативов                        |
| пополнения оборотных средств       | - Повышение доступа к заемным       |
|                                    | источникам путем субсидирования     |
|                                    | процентных ставок по кредитам и     |
|                                    | займам, полученным на               |
|                                    | инвестиционные цели                 |
|                                    | - Усиление государственной          |
|                                    | поддержки сельских кредитных        |
|                                    | кооперативов и других               |
|                                    | микрофинансовых организаций в       |
|                                    | сельской местности                  |
|------------------------------------|-------------------------------------|
| 5. Федеральные и региональные      | - Повышение эффективности           |
| органы государственной власти в    | деятельности АККОР, Общероссийского |
| недостаточной степени учитывают    | союза сельскохозяйственных          |
| интересы малых форм хозяйствования | потребительских кооперативов, Союза |
| и вертикальных кооперативов при    | сельских кредитных кооперативов и   |
| формировании и реализации          | других общественных организаций     |
| агропродовольственной политики     | сельскохозяйственных производителей |
----------------------------------------------------------------------------

      11. Основные мероприятия по реализации Концепции развития
          сельскохозяйственных потребительских кооперативов
     
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   N   |    Наименование мероприятия        |      Ожидаемые результаты           |  Ответственные     | Сроки  |
|  п/п  |                                    |                                     |   исполнители      |        |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.    | Совершенствование законодательной базы кооперативного движения                                         |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.1.  | Анализ законодательных актов       | Разработка предложений по           | Минсельхоз         |2006 г. |
|       | Российской Федерации и субъектов   | совершенствованию действующего      | России, АККОР      |        |
|       | Российской Федерации, нормативных  | законодательства в плане устранения |                    |        |
|       | правовых актов федеральных органов | барьеров на пути развития           |                    |        |
|       | исполнительной власти, касающихся  | сельскохозяйственной                |                    |        |
|       | правового статуса К(Ф)Х, ЛПХ,      | потребительской кооперации,         |                    |        |
|       | других малых форм хозяйствования,  | крестьянских (фермерских) и личных  |                    |        |
|       | сельскохозяйственных               | подсобных хозяйств, правовое        |                    |        |
|       | потребительских кооперативов       | обеспечение их государственной      |                    |        |
|       |                                    | поддержки                           |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.2.  | Разработка проектов федеральных    |                                     |                    |        |
|       | законов и иных федеральных         |                                     |                    |        |
|       | нормативных правовых актов         |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.2.1.| Подготовка проекта Федерального    | Обеспечение благоприятных рамочных  | Минэкономразвития  |2006 -  |
|       | закона "О кооперации"              | условий для развития кооперативного | России, Минсельхоз |2007 гг.|
|       |                                    | движения, укрепление статуса        | России, АККОР      |        |
|       |                                    | кооперативов                        |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.2.2.| Подготовка новой редакции          | Определение соотношения данного     | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | Федерального закона "О             | Закона с законами об отдельных      | Минэкономразвития  |2007 гг.|
|       | сельскохозяйственной кооперации"   | видах кооперативов, конкретизация   | России, АККОР      |        |
|       |                                    | норм Закона, регулирующих           |                    |        |
|       |                                    | взаимоотношения кооператива со      |                    |        |
|       |                                    | сторонними организациями,           |                    |        |
|       |                                    | внутренние отношения в              |                    |        |
|       |                                    | кооперативах, порядок заключения и  |                    |        |
|       |                                    | исполнения договоров между          |                    |        |
|       |                                    | кооперативом и его членами (по      |                    |        |
|       |                                    | реализации продукции, приобретению  |                    |        |
|       |                                    | материально-технических ресурсов,   |                    |        |
|       |                                    | получению займов и т.п.) и др.      |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.2.3.| Принятие Правительством Российской | Совершенствование                   | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | Федерации примерных уставов        | внутрихозяйственных отношений в     | МАП России, Минюст |2007 гг.|
|       | отдельных видов                    | сельскохозяйственных                | России, АККОР      |        |
|       | сельскохозяйственных               | потребительских кооперативах,       |                    |        |
|       | потребительских кооперативов,      | устранение несоответствия уставов   |                    |        |
|       | Методических рекомендаций о        | действующему законодательству       |                    |        |
|       | порядке заключения и исполнения    |                                     |                    |        |
|       | договоров между                    |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственными              |                                     |                    |        |
|       | потребительскими кооперативами и   |                                     |                    |        |
|       | их членами, примерных проектов     |                                     |                    |        |
|       | упомянутых договоров               |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.3.  | Разработка предложений по внесению |                                     |                    |        |
|       | изменений и дополнений в           |                                     |                    |        |
|       | действующие законодательные и      |                                     |                    |        |
|       | нормативные правовые акты          |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.3.1.| Разработка предложений по          | Приравнивание сельскохозяйственных  | Минэкономразвития  |2006 г. |
|       | изменению и дополнению гл. 26.1    | потребительских кооперативов к      | России, Минфин     |        |
|       | Налогового кодекса Российской      | сельскохозяйственным                | России, Минсельхоз |        |
|       | Федерации                          | товаропроизводителям позволит       | России, АККОР      |        |
|       |                                    | применять специальный режим         |                    |        |
|       |                                    | налогообложения для                 |                    |        |
|       |                                    | сельскохозяйственных                |                    |        |
|       |                                    | товаропроизводителей "Единый        |                    |        |
|       |                                    | сельскохозяйственный налог", что    |                    |        |
|       |                                    | существенно упростит порядок        |                    |        |
|       |                                    | налогообложения сельскохозяйственных|                    |        |
|       |                                    | потребительских кооперативов, так   |                    |        |
|       |                                    | как уплата единого                  |                    |        |
|       |                                    | сельскохозяйственного налога        |                    |        |
|       |                                    | заменяет уплату четырех видов       |                    |        |
|       |                                    | налога                              |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 1.3.2.| Разработка предложений по          | Формирование благоприятных рамочных | Минэкономразвития  |2006 г. |
|       | изменению Гражданского кодекса     | условий для развития кооперативов   | России, Минсельхоз |        |
|       | Российской Федерации               | всех видов                          | России, Минюст     |        |
|       |                                    |                                     | России, АККОР      |        |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2.    | Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации                          |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2.1.  | Разработка и реализация механизма  | Гарантированное участие К(Ф)Х, ЛПХ, | Минсельхоз России, |2006 г. |
|       | квотирования расходов на развитие  | малых сельскохозяйственных          | Минфин России,     |        |
|       | сельскохозяйственных               | предприятий, сельскохозяйственных   | Минэкономразвития  |        |
|       | потребительских кооперативов,      | потребительских кооперативов в      | России, АККОР      |        |
|       | К(Ф)Х, ЛПХ и малых                 | программах государственной          |                    |        |
|       | сельскохозяйственных предприятий в | поддержки сельского хозяйства       |                    |        |
|       | программах государственной         |                                     |                    |        |
|       | поддержки сельского хозяйства      |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 2.2.  | Разработка проекта ведомственной   | Повышение уровня и                  | Минсельхоз России, |2006 г. |
|       | программы "Поддержка малого        | совершенствование механизма         | АККОР              |        |
|       | предпринимательства"               | государственной поддержки К(Ф)Х,    |                    |        |
|       |                                    | ЛПХ, других малых форм              |                    |        |
|       |                                    | хозяйствования,                     |                    |        |
|       |                                    | сельскохозяйственных                |                    |        |
|       |                                    | потребительских кооперативов        |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 2.3.  | Разработка проектов Постановлений  | Повышение уровня доступа малых форм | Минсельхоз России, |2006 г. |
|       | Правительства РФ:                  | хозяйствования и                    | Минэкономразвития  |        |
|       | - "О предоставлении из             | сельскохозяйственных                | России, Минфин     |        |
|       | федерального бюджета субсидий на   | потребительских кооперативов к      | России             |        |
|       | возмещение части затрат на уплату  | кредитным ресурсам                  |                    |        |
|       | процентов по инвестиционным        |                                     |                    |        |
|       | кредитам, полученным               |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственными              |                                     |                    |        |
|       | товаропроизводителями,             |                                     |                    |        |
|       | предприятиями и организациями      |                                     |                    |        |
|       | агропромышленного комплекса всех   |                                     |                    |        |
|       | форм собственности и крестьянскими |                                     |                    |        |
|       | (фермерскими) хозяйствами в        |                                     |                    |        |
|       | российских кредитных организациях  |                                     |                    |        |
|       | в 2006 г. на срок до 8 лет на      |                                     |                    |        |
|       | строительство, реконструкцию и     |                                     |                    |        |
|       | модернизацию животноводческих      |                                     |                    |        |
|       | комплексов (ферм)"                 |                                     |                    |        |
|       | - "Об утверждении Правил           |                                     |                    |        |
|       | предоставления из федерального     |                                     |                    |        |
|       | бюджета субсидий на возмещение     |                                     |                    |        |
|       | части затрат на уплату процентов   |                                     |                    |        |
|       | по кредитам, полученным в          |                                     |                    |        |
|       | российских кредитных организациях  |                                     |                    |        |
|       | крестьянскими (фермерскими)        |                                     |                    |        |
|       | хозяйствами, гражданами, ведущими  |                                     |                    |        |
|       | личное подсобное хозяйство,        |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственными              |                                     |                    |        |
|       | потребительскими кооперативами"    |                                     |                    |        |
|       | - "Об утверждении Правил           |                                     |                    |        |
|       | предоставления в 2006 г. из        |                                     |                    |        |
|       | федерального бюджета субсидий на   |                                     |                    |        |
|       | возмещение части затрат на уплату  |                                     |                    |        |
|       | процентов по займам, полученным в  |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственных кредитных     |                                     |                    |        |
|       | потребительских кооперативах"      |                                     |                    |        |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.    | Информационно-консультационное и методическое обеспечение деятельности сельскохозяйственных            |
|       | потребительских кооперативов, подготовка и повышение квалификации кадров                               |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.1.  | Создание и сопровождение в рамках  | Повышение уровня информированности  | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | Единой системы информационного     | владельцев К(Ф)Х, ЛПХ, членов       | АККОР              |2007 гг.|
|       | обеспечения АПК информационной     | кооперативов                        |                    |        |
|       | системы развития К(Ф)Х, ЛПХ,       |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственных               |                                     |                    |        |
|       | потребительских кооперативов       |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.2.  | Издание и распространение учебной, | Повышение уровня информированности  | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | справочно-информационной и         | и квалификации участников           | АККОР, Центросоюз  |2007 гг.|
|       | методической литературы по         | кооперативного движения             | РФ                 |        |
|       | вопросам деятельности К(Ф)Х, ЛПХ,  |                                     |                    |        |
|       | малых предприятий                  |                                     |                    |        |
|       | информационно-консультационных     |                                     |                    |        |
|       | организаций                        |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.3.  | Создание и развитие                | Улучшение                           | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | информационно-консультационных     | информационноконсультационного      | исполнительные     |2007 гг.|
|       | служб в субъектах Российской       | обслуживания участников             | органы власти      |        |
|       | Федерации                          | кооперативного движения, облегчение | субъектов          |        |
|       |                                    | их доступа к рынку консультационных | Российской         |        |
|       |                                    | услуг                               | Федерации, АККОР   |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.5.  | Подготовка и повышение             | Повышение уровня квалификации       | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | квалификации:                      | участников владельцев К(Ф)Х, ЛПХ,   | Минобразования     |2007 гг.|
|       | - фермеров, владельцев ЛПХ,        | членов кооперативов,                | России, АККОР,     |        |
|       | сельских предпринимателей;         | государственных и муниципальных     | Центросоюз РФ      |        |
|       | - кадров сельских кредитных и      | служащих                            |                    |        |
|       | страховых кооперативов,            |                                     |                    |        |
|       | микрофинансовых и                  |                                     |                    |        |
|       | информационноконсультационных      |                                     |                    |        |
|       | организаций;                       |                                     |                    |        |
|       | - кадров для организаций           |                                     |                    |        |
|       | фермерского самоуправления и       |                                     |                    |        |
|       | других некоммерческих организаций  |                                     |                    |        |
|       | целевой группы;                    |                                     |                    |        |
|       | - государственных и муниципальных  |                                     |                    |        |
|       | служащих, ответственных за         |                                     |                    |        |
|       | регулирование деятельности и       |                                     |                    |        |
|       | поддержку К(Ф)Х, ЛПХ, малых        |                                     |                    |        |
|       | предприятий, сельскохозяйственной  |                                     |                    |        |
|       | потребительской кооперации         |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.6.  | Поддержка проведения ежегодной     | Обмен опытом, повышение уровня      | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | ярмарки российских фермеров в г.   | информированности общества о        | АККОР              |2007 гг.|
|       | Санкт-Петербурге, других           | развитии сельскохозяйственной       |                    |        |
|       | выставок-ярмарок,                  | потребительской кооперации, К(Ф)Х,  |                    |        |
|       | научно-практических конференций,   | ЛПХ, малого предпринимательства в   |                    |        |
|       | координационных совещаний,         | сельской местности                  |                    |        |
|       | международных симпозиумов по       |                                     |                    |        |
|       | проблемам сельскохозяйственной     |                                     |                    |        |
|       | потребительской кооперации, К(Ф)Х, |                                     |                    |        |
|       | ЛПХ и малого предпринимательства в |                                     |                    |        |
|       | сельской местности                 |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.7.  | Проведение НИР по вопросам         | Повышение эффективности             | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | деятельности К(Ф)Х, ЛПХ,           | деятельности участников             | Россельхозакадемия |2007 гг.|
|       | сельскохозяйственных               | кооперативного движения             |                    |        |
|       | потребительских кооперативов       |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 3.8.  | Разработка и реализация в ряде     | Разработка новых механизмов         | Минсельхоз России, |2006 -  |
|       | регионов Российской Федерации      | развития и государственной          | Минфин России,     |2007 гг.|
|       | пилотных проектов по               | поддержки участников кооперативного | Минэкономразвития  |        |
|       | совершенствованию деятельности и   | движения                            | России, АККОР,     |        |
|       | государственной поддержки К(Ф)Х,   |                                     | Россельхоз -       |        |
|       | ЛПХ, сельскохозяйственных          |                                     | академия,          |        |
|       | потребительских кооперативов       |                                     | Центросоюз РФ      |        |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.    | Совершенствование государственного управления развитием К(Ф)Х, ЛПХ, других малых форм                  |
|       | хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских кооперативов                                      |
|-------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4.1.  | Создание при Комиссии              | Улучшение взаимодействия органов    | Минсельхоз России, |2006 г. |
|       | Правительства Российской Федерации | исполнительной власти по развитию   | Минфин России,     |        |
|       | по вопросам АПК Межведомственного  | малого агробизнеса и сельского      | Минэкономразвития  |        |
|       | координационного совета по         | предпринимательства                 | России, МАП России |        |
|       | развитию К(Ф)Х, ЛПХ, малого        |                                     |                    |        |
|       | предпринимательства                |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 4.2.  | Заключение ежегодных соглашений    | Учет мнения участников целевой      | Минсельхоз         |ежегодно|
|       | между Минсельхозом России, АККОР и | группы при разработке и реализации  | России, АККОР,     |        |
|       | другими союзами и ассоциациями     | государственных программ            | Союз сельских      |        |
|       | сельских предпринимателей и        |                                     | кредитных          |        |
|       | сельскохозяйственных               |                                     | кооперативов,      |        |
|       | потребительских кооперативов по    |                                     | Центросоюз РФ      |        |
|       | взаимодействию в области развития  |                                     | и другие союзы     |        |
|       | малого агробизнеса и сельского     |                                     | и ассоциации       |        |
|       | предпринимательства (в том числе   |                                     |                    |        |
|       | делегирование союзам и ассоциациям |                                     |                    |        |
|       | определенных государственных       |                                     |                    |        |
|       | полномочий по регулированию        |                                     |                    |        |
|       | развития малого агробизнеса и      |                                     |                    |        |
|       | сельского предпринимательства)     |                                     |                    |        |
|-------|------------------------------------|-------------------------------------|--------------------|--------|
| 4.3.  | Совершенствование системы          | Получение достоверной согласованной | Росстат            |2006 -  |
|       | федерального статистического       | информации о производственном и     | России,            |2007 гг.|
|       | наблюдения за развитием К(Ф)Х,     | социальном потенциале,              | Минсельхоз         |        |
|       | ЛПХ, малых сельскохозяйственных    | хозяйственной деятельности К(Ф)Х,   | России,            |        |
|       | предприятий, сельскохозяйственных  | ЛПХ, других малых форм              | Россельхозакадемия |        |
|       | потребительских кооперативов:      | хозяйствования,                     |                    |        |
|       | - совершенствование регистров      | сельскохозяйственных                |                    |        |
|       | "Крестьянские (фермерские)         | потребительских кооперативов        |                    |        |
|       | хозяйства", "Малые                 |                                     |                    |        |
|       | сельскохозяйственные предприятия"; |                                     |                    |        |
|       | - создание регистра                |                                     |                    |        |
|       | "Сельскохозяйственные              |                                     |                    |        |
|       | потребительские кооперативы";      |                                     |                    |        |
|       | - проведение периодических         |                                     |                    |        |
|       | выборочных обследований К(Ф)Х,     |                                     |                    |        |
|       | ЛПХ, сельскохозяйственных          |                                     |                    |        |
|       | потребительских кооперативов       |                                     |                    |        |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 1
     
              ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
        ПРОИЗВОДСТВА ПО РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ХОЗЯЙСТВ В ЦЕЛОМ
       ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                1.1. Характеристика аграрной структуры
                         Российской Федерации

------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                  | Всего по | В том числе по регионам              |
|                                                  |Российской|   с различными типами                |
|                                                  | Федерации|    аграрной структуры                |
|                                                  |          |--------------------------------------|
|                                                  |          | Корпоративный | Смешанный | Семейный |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество регионов                              |        77|       10      |      42   |     25   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  то же в %                                       |       100|     13,0      |    54,5   |   32,5   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Стоимость валовой продукции в хозяйствах всех    |          |               |           |          |
| категорий, млрд. руб. (2003 г.)                  |   1155339|   261481      |  692388   | 201470   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  то же в %                                       |       100|     22,6      |    59,9   |   17,4   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Стоимость валовой продукции в СХО, млрд. руб.    |    458866|   141081      |  271187   |  46598   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Стоимость валовой продукции в ЛПХ, млрд. руб.    |    644133|   109544      |  393322   | 141267   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Стоимость валовой продукции в КФХ, млрд. руб.    |     52524|    10927      |   27953   |  13644   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес в стоимости валовой продукции, %    |          |               |           |          |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| сельхозорганизаций                               |      39,7|     54,0      |    39,2   |   23,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| хозяйств населения                               |      55,8|     41,9      |    56,8   |   70,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| крестьянских (фермерских) хозяйств               |       4,5|      4,2      |     4,0   |    6,8   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Площадь картофеля во всех категориях хозяйств,   |          |               |           |          |
| тыс. га                                          |      3191|      613      |    1978   |    600   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Площадь картофеля в семейном секторе, тыс. га    |      3019|      568      |    1878   |    573   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес площади картофеля в семейном секторе|          |               |           |          |
| в общей площади картофеля во всех категориях     |          |               |           |          |
| хозяйств, %                                      |      94,6|     92,7      |    95,0   |   95,5   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Посевная площадь овощей во всех категориях       |          |               |           |          |
| хозяйств, тыс. га                                |       860|      176      |     474   |    210   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Посевная площадь овощей в семейном секторе,      |          |               |           |          |
| тыс. га                                          |       725|      138      |     413   |    174   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес площади овощей в семейном секторе   |          |               |           |          |
| в общей площади овощей во всех категориях        |          |               |           |          |
| хозяйств, %                                      |      84,4|     78,5      |    87,1   |   83,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Валовой сбор картофеля во всех категориях        |          |               |           |          |
| хозяйств, тыс. т                                 |     36739|     6513      |   23345   |   6881   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Валовой сбор картофеля в семейном секторе, тыс. т|     34670|     5870      |   22189   |   6611   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес производства картофеля в семейном   |          |               |           |          |
| секторе к общему объему производства картофеля, %|      94,4|     90,1      |    95,0   |   96,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Валовой сбор овощей во всех категориях хозяйств, |          |               |           |          |
| тыс. т                                           |  14758,03|   2546,7      |  8698,2   | 3513,2   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Валовой сбор овощей в семейном секторе, тыс. т   |  12312,55|   1720,7      |  7610,8   | 2981,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес производства овощей в семейном      |          |               |           |          |
| секторе к общему объему производства овощей, %   |      83,4|     67,6      |    87,5   |   84,9   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Производство молока во всех категориях хозяйств, |          |               |           |          |
| тыс. т                                           |   33374,7|   6906,1      | 20959,2   | 5509,4   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Производство молока в семейном секторе, тыс. т   |   17984,4|   2104,8      | 11739,7   | 4139,9   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес производства молока в семейном      |          |               |           |          |
| секторе к общему объему производства молока, %   |      53,9|     30,5      |    56,0   |   75,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Производство яиц во всех категориях хозяйств,    |          |               |           |          |
| млрд. шт.                                        |   36485,8|   8284,9      | 23021,5   | 5179,4   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Производство яиц в семейном секторе, млрд. шт.   |    9833,1|   1770,1      |  6228,8   | 1834,2   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес производства яиц в семейном секторе |          |               |           |          |
| к общему объему производства яиц, %              |      27,0|     21,4      |    27,1   |   35,4   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Реализовано на убой скота и птицы во всех        |          |               |           |          |
| категориях хозяйств (в живом весе), тыс. т.      |    7676,6|     1604      |    4861   |   1212   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Реализовано на убой скота и птицы в живом весе   |          |               |           |          |
| семейном секторе, тыс. т                         |    4324,5|      655      |    2793   |    876   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес реализации мяса в семейном секторе  |          |               |           |          |
| к общему объему реализуемого мяса, %             |      56,3|     40,8      |    57,5   |   72,3   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество сельскохозяйственных предприятий, ед. |     22261|     3708      |   14142   |   4411   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  то же в %                                       |     100,0|     16,7      |    63,5   |   19,8   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество хозяйств первой группы по ИФБ         |      5703|     1081      |    3699   |    923   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество хозяйств второй группы по ИФБ         |      4226|      752      |    2648   |    826   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество хозяйств третьей группы по ИФБ        |      3401|      637      |    2140   |    624   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество хозяйств четвертой группы по ИФБ      |      3340|      541      |    2180   |    619   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Количество хозяйств пятой группы по ИФБ          |      5591|      697      |    3475   |   1419   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
| Удельный вес в общем количестве СХО, %:          |          |               |           |          |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  хозяйств первой группы по ИФБ                   |      25,6|     29,2      |    26,2   |   20,9   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  хозяйств второй группы по ИФБ                   |      19,0|     20,3      |    18,7   |   18,7   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  хозяйств третьей группы по ИФБ                  |      15,3|     17,2      |    15,1   |   14,1   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  хозяйств четвертой группы по ИФБ                |      15,0|     14,6      |    15,4   |   14,0   |
|--------------------------------------------------|----------|---------------|-----------|----------|
|  хозяйств пятой группы по ИФБ                    |      25,1|     18,8      |    24,6   |   32,2   |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

           1.2. Характеристика аграрной структуры субъектов
                         Российской Федерации
     
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|   Субъекты Российской  | Доля валовой | Объем валовой|   В том числе   | Площадь   | Площадь    | Посевная  | Посевная |
|        Федерации       | продукции,   | продукции,   |-----------------| картофеля | картофеля в| площадь   | площадь  |
|                        | произведенной| млрд. руб.   |в СХО|в ЛПХ|в КФХ| во всех   | семейном   | овощей    | овощей в |
|                        | СХО, 2003 г. |              |     |     |     | категориях| секторе,   | во всех   | семейном |
|                        |              |              |     |     |     | хозяйств, | тыс. га    | категориях| секторе, |
|                        |              |              |     |     |     | тыс. га   |            | хозяйств, | тыс. га  |
|                        |              |              |     |     |     |           |            | тыс. га   |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Ингушетия   |     6,6      |   1800       |  119| 1431|  250|     4,0   |       4    |     1,4   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Еврейская автономная   |     7,8      |   1775       |  138| 1354|  280|     8,6   |       8    |     2,5   |       2  |
| область                |              |              |     |     |     |           |            |           |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Дагестан    |    10,9      |  19207       | 2094|15788| 1344|    23,7   |      24    |    35,6   |      34  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Северная    |    13,9      |   5738       |  798| 4527|  413|     7,0   |       6    |     5,4   |       3  |
| Осетия - Алания        |              |              |     |     |     |           |            |           |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Бурятия     |    14,7      |   6955       | 1022| 5745|  188|    20,0   |      19    |     4,9   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Тыва        |      15      |   1973       |  296| 1484|  193|     3,9   |       3    |     1,0   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Астраханская область   |    15,5      |   4975       |  771| 3483|  721|     8,3   |       7    |    16,9   |      14  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Саха        |    17,9      |   9221       | 1651| 6224| 1346|     9,5   |       8    |     2,2   |       2  |
| (Якутия)               |              |              |     |     |     |           |            |           |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Читинская область      |    18,3      |   7249       | 1327| 5799|  130|    24,6   |      24    |     4,4   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Алтай       |    19,9      |   2772       |  552| 1968|  252|     4,3   |       4    |     1,3   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Камчатская область     |    22,6      |   2582       |  584| 1869|  127|     5,4   |       5    |     2,4   |       2  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Карачаево-Черкесская   |    22,9      |   4905       | 1123| 3640|  142|    16,4   |      16    |     2,8   |       3  |
| Республика             |              |              |     |     |     |           |            |           |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Брянская область       |    23,8      |  13897       | 3307|10312|  264|    82,3   |      79    |    15,8   |      14  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Кабардино-Балкарская   |    24,2      |  13049       | 3158| 9565|  339|    12,4   |      11    |    20,4   |       6  |
| Республика             |              |              |     |     |     |           |            |           |          |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Приморский край        |    24,4      |   8059       | 1966| 5843|  250|    49,4   |      47    |    13,8   |      12  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Смоленская область     |    26,1      |   9319       | 2432| 6682|  205|    45,5   |      45    |     7,0   |       7  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Псковская область      |    26,7      |   6811       | 1819| 4911|   82|    39,3   |      38    |     8,2   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Хабаровский край       |    27,2      |   6973       | 1897| 4986|   91|    26,0   |      25    |     8,1   |       7  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Хакасия     |    27,8      |   3833       | 1066| 2675|   92|    18,1   |      18    |     5,2   |       5  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Адыгея      |    28,1      |   2520       |  708| 1590|  222|     6,9   |       7    |     7,9   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Костромская область    |    28,3      |   7971       | 2256| 5675|   40|    18,9   |      17    |     6,7   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Новгородская область   |      29      |   6324       | 1834| 4300|  190|    32,9   |      32    |     6,0   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Иркутская область      |    29,2      |  17607       | 5141|12008|  475|    67,6   |      65    |     9,4   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Саратовская область    |    29,3      |  30537       | 8947|15849| 5741|    39,8   |      40    |    16,5   |      13  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Архангельская область  |    29,4      |   5418       | 1593| 3560|  265|    25,2   |      24    |     4,1   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Чувашская Республика   |    30,6      |  11617       | 3555| 7934|  128|    58,9   |      48    |    12,7   |      10  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Амурская область       |    31,7      |   6892       | 2185| 4308|  400|    29,6   |      28    |     6,4   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Самарская область      |    32,2      |  22181       | 7142|14418|  621|    48,5   |      45    |    12,7   |      11  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Магаданская область    |    32,3      |    834       |  269|  394|  170|     1,7   |       2    |     0,3   |       0  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Башкортостан|    32,7      |  50769       |16601|32492| 1675|   110,7   |     108    |    22,2   |      21  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Калужская область      |    32,7      |   9395       | 3072| 6135|  188|    39,1   |      36    |     7,0   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Волгоградская область  |    32,8      |  30021       | 9847|18223| 1951|    43,1   |      43    |    22,4   |      17  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Курганская область     |    32,9      |  10350       | 3405| 6479|  466|    25,8   |      25    |     7,3   |       6  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Кемеровская область    |    33,8      |  14456       | 4886| 8847|  723|    70,8   |      68    |     8,6   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Ивановская область     |      36      |   6179       | 2224| 3880|   80|    21,0   |      19    |     4,8   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Томская область        |    36,6      |   7618       | 2788| 4693|  137|    23,8   |      23    |     3,6   |       3  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Ярославская область    |    36,7      |  10438       | 3831| 6482|  115|    25,9   |      22    |     8,1   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Тульская область       |    36,7      |  15284       | 5609| 9446|  229|    58,3   |      56    |    11,4   |      11  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Ульяновская область    |      37      |  10072       | 3727| 6094|  252|    35,8   |      35    |     9,0   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Владимирская область   |    37,1      |  12128       | 4499| 7568|   49|    44,1   |      39    |    11,5   |      11  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Марий Эл    |    37,2      |   8011       | 2980| 4903|  128|    38,0   |      35    |     5,1   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Сахалинская область    |    37,3      |   3216       | 1200| 1795|  219|    10,3   |       8    |     2,7   |       2  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Алтайский край         |    37,8      |  37054       |14006|20861| 2186|    86,0   |      85    |    12,1   |      11  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Курская область        |    38,3      |  19113       | 7320|11296|  497|    89,9   |      90    |    12,6   |      12  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Калмыкия    |    38,4      |   2207       |  847| 1031|  329|     1,0   |       1    |     2,0   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Челябинская область    |    38,4      |  22487       | 8635|12930|  922|    63,9   |      59    |    18,4   |      16  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Мордовия    |    38,5      |  11958       | 4604| 7115|  239|    40,7   |      40    |     9,1   |       7  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Тверская область       |    38,7      |  11111       | 4300| 6589|  222|    45,7   |      42    |    10,3   |      10  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Тамбовская область     |    39,9      |  16853       | 6724| 9016| 1112|    62,0   |      62    |    13,4   |      13  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Кировская область      |    40,3      |  15492       | 6243| 8908|  341|    45,9   |      42    |    10,1   |       9  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Новосибирская область  |    40,3      |  29485       |11882|17013|  590|    56,4   |      56    |    14,6   |      14  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Красноярский край      |    40,5      |  23919       | 9687|13801|  431|    78,1   |      77    |    11,1   |      10  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Рязанская область      |    40,8      |  12211       | 4982| 7058|  171|    56,0   |      53    |    12,3   |      12  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Калининградская область|    40,9      |   5810       | 2376| 3073|  360|    14,0   |      13    |     3,9   |       4  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Свердловская область   |    41,4      |  24354       |10083|13857|  414|    74,8   |      68    |    14,8   |      13  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Омская область         |    41,5      |  26660       |11064|13463| 2133|    55,9   |      54    |    13,1   |      12  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Ростовская область     |    41,9      |  42934       |17989|21381| 3606|    70,7   |      70    |    55,0   |      40  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Коми        |    42,7      |   4109       | 1755| 2309|   45|    14,6   |      13    |     1,2   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Нижегородская область  |    42,7      |  21249       | 9073|11963|  234|    76,0   |      69    |    17,1   |      15  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Тюменская область      |    42,7      |  18913       | 8076|10232|  605|    43,3   |      40    |     9,2   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Оренбургская область   |    43,2      |  25557       |11041|13239| 1278|    36,7   |      36    |    14,1   |      14  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Пензенская область     |    43,4      |  11661       | 5061| 6309|  303|    52,2   |      51    |    11,4   |      11  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Пермская область       |    44,5      |  17454       | 7767| 9512|  192|    69,6   |      67    |    15,8   |      15  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Орловская область      |    44,6      |  13289       | 5927| 6764|  598|    60,8   |      60    |     5,6   |       5  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Удмуртская Республика  |    46,3      |  14999       | 6945| 7769|  285|    49,3   |      43    |     8,0   |       7  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Карелия     |    48,2      |   2558       | 1233| 1271|   54|    10,2   |       9    |     1,2   |       1  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Ставропольский край    |      50      |  31490       |15745|12470| 3275|    39,1   |      38    |    21,5   |      16  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Вологодская область    |    50,3      |  12939       | 6508| 6301|  129|    33,1   |      30    |     8,6   |       8  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Республика Татарстан   |    51,2      |  46449       |23782|20809| 1858|   106,4   |      92    |    13,7   |      10  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Воронежская область    |    51,5      |  29419       |15151|13003| 1265|   102,6   |     102    |    22,0   |      21  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Московская область     |    51,7      |  35958       |18590|17080|  288|    90,9   |      78    |    28,3   |      20  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Липецкая область       |    53,2      |  16552       | 8806| 6985|  761|    68,9   |      68    |    13,7   |      13  |
|------------------------|--------------|--------------|-----|-----|-----|-----------|------------|-----------|----------|
| Белгородская область   |    53,9      |  23903       |12884|10350|  669|    64,8   |      64    |    15,3   |      14  |

Страницы: 1  2  3  


Оглавление