О ПРИВЛЕЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 3 СТ. 16.1 КОАП РОССИИ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 30.08.06 18-12/30307

               О ПРИВЛЕЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
            К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 3 СТ. 16.1 КОАП РОССИИ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                          30 августа 2006 г.
                            N 18-12/30307

                                 (Д)


     В  правоохранительной деятельности таможенных органов имеет место
негативная    практика    возбуждения    дел    об    административных
правонарушениях по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об
административных  правонарушениях (далее - КоАП России) при отсутствии
как события, так и состава административного правонарушения.
     Так,   перевозчик   при   международной  перевозке  автомобильным
транспортом  обязан  сообщать таможенному органу достоверные сведения,
перечень  которых установлен статьей 73 Таможенного кодекса Российской
Федерации (далее - ТК России). Таможенный орган не вправе требовать от
перевозчика представления иных сведений (пункт 1 статьи 72 ТК России).
     Сообщение  перевозчиком  при  прибытии  на  таможенную территорию
Российской  Федерации  таможенному  органу  недостоверных  сведений  о
количестве  грузовых  мест,  об  их маркировке, о наименовании, весе и
(или)  об  объеме  товаров  влечет  административную  ответственность,
предусмотренную  частью  3 статьи 16.1 КоАП России. Представление иных
недостоверных  сведений  таможенному  органу не подпадает под действие
указанной статьи.
     В    связи   с   изложенным,   привлечение   к   административной
ответственности  перевозчика  за  сообщение  недостоверных  сведений о
качественных  характеристиках  товара, в том числе выявленных на этапе
декларирования, при условии достоверности заявленных сведений об общем
наименовании  товара, его весе и (или) объеме, количестве и маркировке
грузовых  мест,  не  является правомерным (например, когда оформляются
конфеты  шоколадные  с  начинкой  коньячной,  а  не  карамельной,  как
заявлено в товаросопроводительных документах).
     Кроме   того,   в   случае   наличия   события  административного
правонарушения  в  целях  решения  вопроса  о  возможности привлечения
юридического   лица   к  административной  ответственности  необходимо
учитывать  требования  части  1 статьи 1.5 КоАП России об установлении
его вины в совершении выявленного правонарушения.
     В  соответствии  с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП России для
решения  вопроса  о  виновности  перевозчика  таможенному органу важно
определить,  какая  правовая и реальная возможность была у перевозчика
для  соблюдения  таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена
административная ответственность.
     До  вступления  в  таможенные правоотношения перевозчик, заключив
договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем)
груза  в  гражданско-правовые  отношения.  При этом, учитывая, что ему
предстоит  выполнить обязанности перед таможенными органами Российской
Федерации,   в   частности,  по  представлению  в  месте  прибытия  на
таможенную  территорию  Российской Федерации действительных документов
на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него
меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.
     Поскольку  указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в
рамках  гражданско-правовых  отношений,  как  правило, на этапе приема
груза  к  перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами,
установленными   международными   договорами,   регулирующими  вопросы
международных   перевозок   грузов,   и  законодательством  Российской
Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.
     При  отсутствии  возможности  реализовать  фактически  свое право
проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза
в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в
товаротранспортные  документы  соответствующие  обоснованные  оговорки
(пункт  2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов
по  дорогам  1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной
перевозке  грузов  с  применением  книжки  МДП 1975 года). Аналогичный
подход  к  порядку  действий перевозчика при приемке груза к перевозке
установлен и для других видов транспорта.
     Такие   оговорки  должны  рассматриваться  таможенными  органами,
осуществляющими  таможенный контроль, как риск заявления недостоверных
сведений  о перемещаемом через таможенную границу Российской Федерации
товаре.
     При выявлении фактов сообщения таможенному органу при прибытии на
таможенную  территорию  Российской  Федерации недостоверных сведений о
товаре на этапе таможенного контроля необходимо:
     - получить   объяснения  от  лиц,  принявших  товар  к  перевозке
(водителя транспортного средства, экспедитора, другого уполномоченного
лица)   об   обстоятельствах  погрузки,  в  том  числе  о  возможности
проконтролировать  достоверность  полученных от отправителя сведений о
товаре;
     - уточнить  основания  внесения оговорок в товаросопроводительные
документы (при их наличии);
     - выяснить,  имеются  ли  данные,  свидетельствующие о виновности
перевозчика  в  совершении  правонарушения, например, обнаружен второй
комплект документов на груз.
     Наличие  обоснованных  оговорок  в товаротранспортных документах,
содержащих недостоверные требования о товаре, может свидетельствовать,
в совокупности с другими доказательствами, об отсутствии у перевозчика
реальной  возможности проверить груз и соблюсти требования таможенного
законодательства,   а  следовательно,  и  об  отсутствии  вины  в  его
действиях.
     С учетом выявленных обстоятельств таможенный орган может прийти к
выводу  об отсутствии в действиях перевозчика состава правонарушения и
применить  меры  по  идентификации  и обеспечению сохранности товаров,
направив  их в установленном порядке в таможенный орган назначения для
дальнейшего  оформления,  что  не  препятствует  проведению проверок в
отношении перемещаемого товара в рамках таможенного контроля.
     Одновременно сообщаем, что Управлением таможенных расследований и
дознания  проводится  анализ  дел данной категории по их показательной
выборке   для   внесения   соответствующих  изменений  в  методические
рекомендации ФТС России по квалификации нарушений таможенных правил.
     С Главным управлением организации таможенного контроля и Правовым
управлением согласовано.

Заместитель начальника
Управления таможенных
расследований и дознания
полковник таможенной службы
                                                             Н.В.ЗОРИН
30 августа 2006 г.
N 18-12/30307