О МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ, РАЗВИТИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 05.10.99 924-ПП

            О МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ, РАЗВИТИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ
             ИСПОЛЬЗОВАНИЮ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
               ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          5 октября 1999 г.
                                N 924

                                (ПРМ)


     Усилиями государства  и  многих  поколений  москвичей  в  столице
собран   выдающийся  научно-интеллектуальный  потенциал,  значительную
часть  которого  составляют  научные,  инженерные  и   рабочие   кадры
оборонно-промышленного комплекса.
     Однако в последние годы  на  предприятиях  оборонно-промышленного
комплекса    Москвы    наметилась    опасная    тенденция    нарушения
преемственности поколений  научных  и  инженерных  кадров,  ослабления
научных     школ    и    снижения    научно-технического    потенциала
научно-исследовательских   и   проектно-конструкторских    организаций
города.  Происходит  процесс  старения научных и инженерных кадров (на
большинстве  предприятий  оборонного  комплекса  средний  возраст  ИТР
составляет  более  50  лет),  что  в  первую  очередь связано с резким
уменьшением притока  молодых  специалистов.  Основной  причиной  этого
является   снижение   престижности  работы  в  оборонном  комплексе  и
отсутствие  условий  для  обеспечения  перспектив  роста  и  повышения
квалификации,  конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии
системы государственного  распределения  выпускников  вузов.  Снижение
интеллектуального   потенциала   на   фоне  старения  технологического
комплекса ведет к утрате имеющихся высоких технологий,  потере  темпов
наработки  новых заделов,  разрушению сложившихся научных и инженерных
школ.
     В целях   сохранения,   дальнейшего   развития   и  использования
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса  Москвы,
как   основы  для  создания  высокотехнологичной,  конкурентоспособной
продукции и  технологий  двойного  назначения,  обеспечения  занятости
населения  и решения задач отраслей городского хозяйства Правительство
Москвы постановляет:
     1. Одобрить    Концепцию    программы    поддержки   и   развития
интеллектульного потенциала оборонно-промышленного  комплекса  Москвы,
разработанную   Комитетом  по  реформированию  оборонных  предприятий,
расположенных в городе Москве (приложение).
     2. Поддержать  инициативу  Комитета  по  реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве:
     - по  разработке Программы поддержки и развития интеллектуального
потенциала   оборонно-промышленного   комплекса   Москвы   на   основе
одобренной концепции;
     - по созданию Совета по поддержке  и  развитию  интеллектуального
потенциала  оборонных  предприятий,  расположенных  в  городе  Москве,
главной задачей которого  является  координация  работ  по  реализации
программы    поддержки   и   развития   интеллектуального   потенциала
оборонно-промышленного  комплекса  Москвы  и  контроль  за  ходом   ее
выполнения;
     - по организации контрактной  подготовки  специалистов  с  высшим
профессиональным   образованием  на  основе  образовательного  кредита
Правительства  Москвы  для  студентов,  обучающихся  за  счет  средств
федерального бюджета Российской Федерации, и переподготовке работающих
специалистов для удовлетворения потребностей в высококвалифицированных
кадрах оборонных предприятий,  расположенных в городе Москве,  и малых
инновационных предприятий, созданных при них.
     3. Комитету     по    реформированию    оборонных    предприятий,
расположенных в городе Москве:
     3.1. До  31  января  2000  года  в  рамках  Комплексной программы
промышленной  деятельности  в  г.  Москве  (подпрограмма  1.4   "Кадры
промышленности")   разработать   и  утвердить  Программу  поддержки  и
развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса
Москвы.
     3.2. В месячный срок разработать и утвердить Положение  о  Совете
по   поддержке   и  развитию  интеллектуального  потенциала  оборонных
предприятий,  расположенных в городе  Москве,  и  предложения  по  его
составу.
     4. Департаменту  науки  и  промышленной  политики   совместно   с
Комитетом  по  реформированию  оборонных предприятий,  расположенных в
городе  Москве,  Департаментом   государственного   и   муниципального
имущества  города  Москвы  в  месячный  срок перепрофилировать одно из
действующих  государственных  унитарных  предприятий,  находящихся   в
ведомственном  подчинении  Департамента науки и промышленной политики,
изменив его название на государственное  унитарное  предприятие  (ГУП)
"Кадровый центр оборонно-промышленного комплекса",  внести в его устав
соответствующие изменения и дополнения в части  видов  деятельности  и
зарегистрировать их в установленном порядке.
     5. Комитету    по    реформированию    оборонных     предприятий,
расположенных  в  городе  Москве,  совместно  с  ГУП  "Кадровый  центр
обороннопромышленного комплекса" до  1  января  2000  г.  разработать,
согласовать  и  утвердить  Положение  о целевой контрактной подготовке
специалистов с высшим образованием и  дополнительном  профессиональном
образовании инженерно-технических работников для предприятий оборонной
промышленности,   расположенных   в   городе   Москве,    на    основе
образовательного   кредита   Правительства  Москвы  и  форму  типового
контракта между студентом,  высшим учебным заведением и  предприятием,
заключаемого  в  рамках целевой контрактной подготовки специалистов на
условиях предоставления образовательного кредита Правительства Москвы.
     6. Комитету     по    реформированию    оборонных    предприятий,
расположенных в городе Москве, совместно с Департаментом экономической
политики  и  развития  г.Москвы,  Управлением  бюджетного планирования
городского заказа,  Департаментом финансов,  Департаментом поддержки и
развития малого предпринимательства,  Московским комитетом образования
и Комитетом труда и занятости в  2-  месячный  срок  отработать  схему
финансирования  целевой  профессиональной  подготовки и переподготовки
специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
     7. Департаменту  поддержки  и развития малого предпринимательства
предусмотреть повышение квалификации и переподготовку специалистов для
малых инновационных предприятий,  созданных на оборонных предприятиях,
в  рамках  Комплексной   программы   развития   и   поддержки   малого
предпринимательства в г.  Москве по заявкам Комитета по реформированию
оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
     8. Комитету  труда и занятости проработать в месячный срок вопрос
проведения опережающей переподготовки специалистов предприятий ОПК  г.
Москвы   и   их   трудоустройства,  а  также  предусмотреть  ежегодное
финансирование в рамках согласованных сумм программы с целью повышения
квалификации  и  переподготовки  специалистов  с высшим образованием и
высококвалифицированных рабочих в  период  массового  высвобождения  и
реструктуризации предприятий.
     9. Комплексу социальной сферы предусмотреть  ежегодное  выделение
средств  по  соответствующим статьям расходной части бюджета города на
целевую подготовку специалистов для  предприятий  высокотехнологичного
промышленного комплекса Москвы в рамках реализации Программы поддержки
и   развития   интеллектуального   потенциала   оборонно-промышленного
комплекса Москвы.
     10. Комитету    по    реформированию    оборонных    предприятий,
расположенных   в  городе  Москве,  по  согласованию  с  Департаментом
финансов определить коммерческий банк для реализации  образовательного
кредита  Правительства  Москвы в рамках Программы поддержки и развития
интеллектуального потенциала оборонно-промышленного  комплекса  Москвы
из числа уполномоченных банков Правительства Москвы.
     11. Принять      предложение       префекта       Зеленоградского
административного   округа  и  Комитета  по  реформированию  оборонных
предприятий,  расположенных в городе Москве, по контрактной подготовке
специалистов   с   высшим  образованием  и  переподготовке  работающих
специалистов    оборонных    предприятий    на    базе     Московского
государственного   института   электронной   техники   и   предприятий
электронной промышленности Зеленограда  с  использованием  в  качестве
источника  финансирования  части  льгот,  представленных  предприятием
Особой зоны г. Зеленограда.
     Префекту Зеленоградского административного округа в месячный срок
подготовить предложения о внесении необходимых изменений в нормативные
документы по Особой зоне г. Зеленограда.
     12. Комитету    по    реформированию    оборонных    предприятий,
расположенных   в  городе  Москве,  в  2-  месячный  срок  проработать
предложения  по  социальной  защите  молодых  специалистов,   введению
грантов   Премьера   Правительства   Москвы   по  наиболее  выдающимся
научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, организации
системной переподготовки руководящих кадров предприятий ОПК,  введению
системы   городского   планирования   подготовки   и   трудоустройства
специалистов    с    высшим    образованием,    внесению   необходимых
законодательных   инициатив   в   Московскую    городскую    Думу    и
Государственную   Думу   Российской  Федерации  и  внести  необходимые
документы по их реализации  на  рассмотрение  Правительства  Москвы  в
установленном порядке.
     13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.


Премьер Правительства Москвы
                                                            Ю.М.Лужков
  
                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                          от 5 октября 1999 года N 924

                         Концепция  программы
                поддержки и развития интеллектуального
             потенциала оборонно-промышленного комплекса
                                Москвы


                               Введение

     В Москве сосредоточено свыше 30% производственного и 75% научного
потенциала  оборонной  промышленности России.  Сохранение,  развитие и
эффективное использование этого потенциала для  создания  продукции  и
технологий  двойного  назначения  позволит реализовать двухступенчатую
модель конверсии, предусматривающей развитие перспективных, наукоёмких
технологий  с  их  использованием для производства конкурентоспособных
товаров и технологий гражданского назначения.
     Ключевым элементом         потенциала         ОПК        являются
высококвалифицированные кадры учёных, инженеров и рабочих. Это связано
с  тем,  что  научные  знания и перспективные технологии в современной
экономике являются важнейшим фактором ее развития, что требует особого
внимания  и  выделения  ресурсов  для  кадрового потенциала - носителя
научного знания , представленного российскими научными школами.
     В последнее  десятилетие  происходил  ускоренный процесс старения
кадров ОПК,  связанный с оттоком специалистов в другие  отрасли,  и  в
первую  очередь,  с  резким  уменьшением притока молодых специалистов,
так,  например,  средний возраст ИТР составляет: на Машиностроительном
производственном объединении им.  И.  Румянцева - 50 лет,  Авиационном
комплексе     С.В.Ильюшина      -      51,8      года,      Московском
научно-исследовательском   институте   приборостроения   -52,3   года.
Усиливается опасная тенденция,  связанная с нарушением преемственности
поколений  учёных  и  инженеров,  ослаблением научных школ,  снижением
научно-технического потенциала московских  научно-исследовательских  и
проектно-конструкторских      организаций,     занятых     разработкой
высокотехнологичной  наукоёмкой  продукции,  ядром  которых   являются
предприятия   ОПК.   Основной   причиной   этого   является   снижение
престижности  профессий,  связанных  с  оборонной  промышленностью,  и
отсутствие  условий,  необходимых для закрепления молодых специалистов
на  предприятиях  ОПК:  обеспечение  перспектив  роста   и   повышения
квалификации,  конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии
системы государственного распределения выпускников  вузов  на  рабочие
места. Такое положение требует незамедлительной реализации программных
мероприятий,  направленных на совершенствование и поддержание  системы
подготовки  кадров,  системы  повышения  квалификации и переподготовки
кадров  учёных,  специалистов  и  рабочих,  как  основных   механизмов
обеспечения   сохранения   и   развития  интеллектуального  потенциала
предприятий оборонно-промышленного комплекса Москвы.
     Возможность исправления  сложившейся  ситуации реальна только при
совместном участии Правительства  России  и  Правительства  Москвы.  В
связи  с  тем,  что  в  вузах  сосредоточен  и  активно  действует как
академический,  так  и  отраслевой  кадровый  потенциал,  в  сущности,
система вузов остается надеждой и опорой возрождения российской науки,
которая  послужит  исходным   условием   воссоздания   фундаментальных
академических  и  отраслевых  исследований,  направленных  на создание
сложных систем и комплексов специального и гражданского назначения.

                         Цель программы

     Сохранение и      развитие      интеллектуального      потенциала
обороннопромышленного  комплекса  Москвы,  как  основы  для реализации
целей   промышленной    политики    города    в    области    создания
высокотехнологичной,   конкурентоспособной   продукции   и  технологий
двойного назначения,  обеспечения занятости населения и решения задач,
стоящих перед городским хозяйством.


                        Задачи программы

     Задачами программы являются:
     - создание  системы  государственного  (городского)   заказа   на
обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;
     - создание системы целевой контрактной подготовки  и  закрепления
специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;
     - разработка нормативно-методической  базы  для  системы  целевой
контрактной   подготовки   специалистов   для  предприятий  оборонного
комплекса  Москвы,  а  также   для   реализации   других   программных
мероприятий;
     - разработка системы повышения  квалификации  и  профессиональной
переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;
     - разработка и внедрение системы мер для закрепления  выпускников
на   оборонных   предприятиях   города  Москвы,  включая  установление
соответствующего уровня  оплаты  труда,  внеконкурсное  поступление  в
аспирантуру   по   заявке   предприятия,  бронирование  от  призыва  в
Вооружённые Силы Российской Федерации на период работы на предприятиях
оборонного комплекса;
     - разработка и внедрение системы адресных  мер  поддержки  высших
учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых подготовкой
кадров молодых специалистов для оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве;
     - разработка системы мер  по  возмещению  затрат  на  образование
специалистов при их трудоустройстве не по специальности.

                   Основные принципы программы

     Комплексность:
     - охват  высших  учебных заведений,  играющих определяющую роль в
под готовке кадров и выполнении научных исследований  для  предприятий
ОПК Москвы.

     Взаимная увязка программных мероприятий:
     - по вертикали: программа - подпрограмма - конкретные проекты;
     - по горизонтали: подготовка молодых специалистов, переподготовка
и   повышение   квалификации  специалистов  с  высшим  образованием  и
высококвалифицированных рабочих.
     Взаимная увязка   и   координация   действий   всех  исполнителей
федерального и регионального уровней,  включая Минобразования  России,
Минэкономики России,  Минтруда России,  Минатом России,  Правительство
Москвы,  РКА РФ,  оборонные  предприятия,  высшие  учебные  заведения.
Блочный  принцип,  который  предусматривает  возможность встраивания в
структуру программы дополнительных мероприятий,  например,  подготовку
кадров  для  развития  предпринимательства в процессе реструктуризации
предприятий ОПК Москвы.

     Эффективность программы:
     - повышение уровня кадрового обеспечения  молодыми  специалистами
оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
     - закрепление молодых  специалистов  на  оборонных  предприятиях,
расположенных в городе Москве;
     - повышение   роли   ресурсов   системы   вузов    Москвы,    как
интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;
     - развитие  в  московском  регионе  различных   форм   интеграции
образования, науки и промышленности.

     Источники и схема финансирования:
     Образовательный кредит складывается из:
     - средств от целевого использования части льгот,  предоставляемых
городом предприятиям ОПК в соответствии с постановлением Правительства
Москвы от 7 апреля 1998 г. N 264;
     - средств,  предоcтавляемых  Комитетом  труда  и   занятости   на
финансирование программ, в рамках согласованных сумм с целью повышения
квалификации и переподготовки специалистов;
     - средств,   предоставляемых   Департаментом   поддержки   малого
предпринимательства  для   целевой   профессиональной   подготовки   и
переподготовки специалистов для оборонных предприятий;
     - средств бюджета города.
     Образовательный кредит   погашается   предприятием   в    течение
нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в заключенных
договорах.  Погашение кредита начинается  с  момента  окончания  срока
отработки специалиста на предприятии (3 года).
     Формирование образовательного кредита,  схема его расходования  и
возврата  финансирования определяются Положением о целевой контрактной
подготовке специалистов с высшим образованием для  предприятий  ОПК  и
Программой   поддержки   и   развития   интеллектуального   потенциала
оборонно-промышленного комплекса Москвы,  разработанных в соответствии
с данной концепцией.

     Участие в программе:
     - в   этой   программе   могут   принимать  участие  предприятия,
включенные  в  Программу  реструктуризации   и   конверсии   оборонных
предприятий,  расположенных  в  городе  Москве,  заключившие договор с
Комитетом  по   реформированию   оборонных   предприятий   и   имеющие
удостоверение участника программы.

     Государственный заказчик программы:

     Комитет по реформированию оборонных предприятий,  расположенных в
городе Москве

     Основные разработчики программы:

     Комитет по реформированию оборонных предприятий,  расположенных в
городе Москве;
     Минтруда России;
     Минобразования России;
     Минэкономики России;
     Департамент науки и промышленной политики;
     Департамент финансов;
     Департамент поддержки и развития малого предпринимательства;
     Комитет труда и занятости;
     Московский центр структурных преобразований промышленности;
     Московский фонд подготовки кадров.