ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 8 августа 2006 г. N ШТ-6-03/780@ (Д) Федеральная налоговая служба направляет разъяснения за I квартал 2006 года по отдельным вопросам, связанным с применением Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенного между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь. Указанные письма направляются для сведения и учета в работе налоговых органов. Т.В.ШЕВЦОВА 8 августа 2006 г. N ШТ-6-03/780@ Приложение к письму ФНС России от 8 августа 2006 года N ШТ-6-03/780@ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ) Вопрос 1. Имеет ли право налоговый орган отказать в проставлении отметки на Заявлении о ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - Заявление), если при представлении документов одновременно с налоговой декларацией в пакете отсутствовал сертификат о происхождении товара по форме СТ-1? Ответ. В целях применения Соглашения установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели, включая организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальные налоговые режимы. Согласно пункту 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы: - заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога; - выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам; - договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны; - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны; - налогоплательщики Российской Федерации - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. При этом пунктом 6 раздела I Положения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщики должны представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией, и в этом перечне не поименован сертификат о происхождении товара (форма СТ-1). С учетом изложенного само по себе обстоятельство, что налоговым органом не установлено, действительно ли импортируемый товар имеет происхождение из территории Республики Беларусь, в случае наличия всех документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, и отсутствия факта несоответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в этих документах, не может являться основанием в отказе проставления налоговым органом соответствующей отметки на Заявлениях, представленных налогоплательщиком. Одновременно обращаем внимание, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган в соответствии со статьями 31, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию), подтверждающие страну происхождения ввозимого товара (письмо ФНС России от 01.06.2006 N 03-4-03/1064). Вопрос 2. Имеет ли право организация представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, если им обнаружены ошибки в ранее поданных заявлениях? Ответ. При обнаружении налогоплательщиком ошибок в ранее представленном в налоговый орган Заявлении налогоплательщик вправе представить новое Заявление. При этом указанное Заявление может быть представлено как одновременно с корректирующей налоговой декларацией по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее - налоговая декларация по косвенным налогам) и иными документами, предусмотренными пунктом 6 раздела I Положения (в случае, если налогоплательщиком обнаружены ошибки, повлекшие изменение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения), так и без представления налоговой декларации по косвенным налогам (в случае, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки не повлекли изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)). Порядок регистрации налоговым органом новых Заявлений и проставления на них соответствующих отметок производится в соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденным Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н. При этом налоговым органом в базе данных "Беларусь-обмен" местного уровня создается новая версия Заявления с указанием нового регистрационного номера (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-2-03/904). Вопрос 3. Если товары перемещались с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой, какие документы в качестве транспортных, подтверждающих указанное перемещение товаров, должен представить налогоплательщик в налоговый орган? Ответ. Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004 года, предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. При этом в случае перемещения товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации почтой необходимо учитывать следующее. Согласно положениям пункта 11 раздела I Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям. Пунктом 37 раздела III Правил оказания услуг почтовой связи установлено, что выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их законным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации. Для целей применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), регламентирующих перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, под международными почтовыми отправлениями понимаются, в том числе, почтовые отправления, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно положениям Таможенного кодекса международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям без разрешения таможенного органа. В пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1381, приведен перечень документов, с использованием которых осуществляется пересылка через таможенную границу Российской Федерации международных почтовых отправлений. С учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится посредством пересылки международным почтовым отправлением, налогоплательщику в составе документов, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, в качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, следует представить документы, применяемые при пересылке международных почтовых отправлений в рамках международного почтового обмена. В указанных документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать, какой товар был ввезен с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации посредством его пересылки международным почтовым отправлением, что позволит налоговому органу проверить соответствие сведений о наименовании ввезенного товара, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также содержащихся в товаросопроводительном документе. Одновременно сообщается, что при рассмотрении вопроса о документах, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в форме международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, следует также руководствоваться письмом ФНС России от 23.12.2005 N ШТ-6-06/1084@ (письмо ФНС России от 19.04.2006 N 03-2-03/760@). Вопрос 4. Могут ли быть произведены зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь? Ответ. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Кроме того, статьей 176 Кодекса предусмотрен зачет налоговым органом сумм НДС, указанных в пунктах 1 и 4 указанной статьи Кодекса, в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки и пени, подлежащим зачислению в тот же бюджет. Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. С 01.01.2005 вступило в силу Соглашение, подписанное 15.09.2004 и ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение, которое определяет порядок взимания НДС при импорте товаров. Пунктом 6 раздела I Положения определен перечень документов, подлежащих обязательному представлению налогоплательщиками одновременно с налоговой декларацией не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации товаров. Одним из документов, поименованных в указанном перечне, является выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. В связи с тем, что для составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2005 году в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" применялся код бюджетной классификации (далее - КБК) 182 1 04 01000 01 1000 110 по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в части товаров, ввозимых из Республики Беларусь, а для составления доходов бюджетов Российской Федерации в 2006 г. в соответствии с одноименным Федеральным законом от 22.12.2005 N 176-ФЗ применяется КБК 182 1 04 01000 01 0000 110 по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, выписка банка, представляемая в соответствии с пунктом 6 раздела I Положения, должна подтверждать фактическую уплату налога на соответствующий КБК. В связи с изложенным зачет переплаты НДС и (или) направление подлежащей возмещению суммы НДС по реализованным на территории Российской Федерации товарам (работам, услугам) в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не осуществляются (письмо ФНС России от 21.06.2006 N 03-2-03/1160). Вопрос 5. Какие документы должна представить организация в качестве транспортных, подтверждающих перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в случае если перевозка товаров осуществлялась грузобагажом, багажом на железнодорожном транспорте, а также если доставка товаров осуществлялась представителем организации ручной кладью? Пунктом 6 раздела I Положения, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией документов, указанных в данном пункте раздела I Положения, в том числе транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. При реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщики одновременно с налоговой декларацией представляют документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, в том числе копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара. В случае если перевозка товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны осуществлялась российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, необходимо учитывать следующее. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ перевозочный документ - документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция). В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 26.07.2002 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 08.08.2002, рег. N 3675) (далее - Правила перевозки), в подтверждение приема грузобагажа к перевозке отправителю выдается грузобагажная квитанция, оформленная на основании его заявления с указанием, в том числе, наименования грузобагажа. При получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его получение, расписывается на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости. По просьбе лица, уполномоченного на получение грузобагажа, в багажном отделении может быть снята копия с дорожной грузобагажной ведомости, которая заверяется подписью работника багажного отделения и штемпелем станции (вокзала). Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию (ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (их копию). В соответствии с Правилами перевозок в подтверждение приема багажа для перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной станции отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в которых указываются, в том числе, наименование перевозимого багажа, станция назначения, номер проездного документа (билета). Таким образом, в случае перевозки товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны багажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве транспортного документа, предусмотренного для представления в налоговый орган Положением, может представить багажную квитанцию (ее копию). В случае отсутствия на багажной квитанции сведений о станции отправления или маршруте отправки багажа налоговый орган в ходе налоговой проверки при необходимости проводит соответствующие мероприятия налогового контроля в целях подтверждения факта перемещения товара (перевозки багажа) с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в частности, истребует у налогоплательщика проездной документ (билет) пассажира, отправившего данный багаж, в котором содержатся сведения о станции отправления. В случае если доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью, то, принимая во внимание, что транспортный документ при таком перемещении товаров не оформляется, необходимо учитывать следующее. Согласно абзацу 2 пункту 4 раздела II Положения в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при наличии в налоговых органах Российской Федерации подтверждения в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов). При этом Положение не устанавливает обязанность принятия налоговым органом данного решения при наличии в налоговом органе указанного подтверждения. В связи с чем сделать выводы о правомерности либо неправомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля. Таким образом, если налогоплательщиком в обоснование применения нулевой ставки НДС транспортный документ о перевозке экспортируемого товара не представлен, в связи с тем, что доставка товаров при их реализации в Республику Беларусь осуществлялась уполномоченным представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный документ при такой доставке не оформляется, и при этом в налоговом органе имеется подтверждение в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), то с учетом вышеизложенного налоговый орган принимает соответствующее решение по проверке на основании результатов анализа всех имеющихся у налогового органа сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля (письмо ФНС России от 10.05.2006 N 03-2-03/904). |