ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          8 августа 2006 г.
                            N ШТ-6-03/780@

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая служба направляет разъяснения за I квартал
2006  года по отдельным вопросам, связанным с применением Соглашения о
принципах  взимания  косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнении  работ,  оказании услуг, заключенного между Правительствами
Российской   Федерации   и   Республики   Беларусь.  Указанные  письма
направляются для сведения и учета в работе налоговых органов.

                                                           Т.В.ШЕВЦОВА
8 августа 2006 г.
N ШТ-6-03/780@


                                                            Приложение

                                                   к письму ФНС России
                                                от 8 августа 2006 года
                                                        N ШТ-6-03/780@

                             РАЗЪЯСНЕНИЯ
            ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
          СОГЛАШЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
          ПРИ ЭКСПОРТЕ И ИМПОРТЕ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ,
          ОКАЗАНИИ УСЛУГ, ЗАКЛЮЧЕННОГО МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ
              РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                         (ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ)

     Вопрос  1. Имеет ли право налоговый орган отказать в проставлении
отметки   на  Заявлении  о  ввозе  товаров  на  территорию  Российской
Федерации  с  территории Республики Беларусь (далее - Заявление), если
при  представлении  документов  одновременно с налоговой декларацией в
пакете отсутствовал сертификат о происхождении товара по форме СТ-1?
     Ответ.   В   целях   применения   Соглашения   установлено,   что
налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость при ввозе товаров
на  территорию  Российской  Федерации с территории Республики Беларусь
признаются   организации  и  индивидуальные  предприниматели,  включая
организации   и   индивидуальных   предпринимателей,   перешедших   на
специальные налоговые режимы.
     Согласно   пункту  6  раздела  I  Положения  о  порядке  взимания
косвенных  налогов  и механизме контроля за их уплатой при перемещении
товаров  между  Российской  Федерацией и Республикой Беларусь (далее -
Положение),     являющегося     неотъемлемой     частью    Соглашения,
налогоплательщики    обязаны    представить    в    налоговые   органы
соответствующие  налоговые  декларации  не позднее 20-го числа месяца,
следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
     Одновременно    с    налоговой    декларацией    налогоплательщик
представляет в налоговый орган следующие документы:
     - заявление  о  ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой
по  согласованию  с  налоговыми  органами  государств  Сторон,  в трех
экземплярах  с  указанием сведений о поставщике товара, виде договора,
заключенного   с   поставщиком,   сведений   о   товарах,  включая  их
наименование,  стоимость,  а  также  расчет  налоговой  базы  и  суммы
начисленного налога;
     - выписку  банка  (ее  копию),  подтверждающую фактическую уплату
налога по ввезенным товарам;
     - договор  (его  копию),  на  основании которого товар ввозится с
территории  государства одной Стороны на территорию государства другой
Стороны;
     - транспортные  документы,  подтверждающие  перемещение товаров с
территории  государства одной Стороны на территорию государства другой
Стороны;
     - налогоплательщики Российской Федерации - товаросопроводительный
документ белорусских налогоплательщиков.
     При этом пунктом 6 раздела I Положения предусмотрен исчерпывающий
перечень  документов,  которые  налогоплательщики должны представить в
налоговый орган одновременно с налоговой декларацией, и в этом перечне
не поименован сертификат о происхождении товара (форма СТ-1).
     С  учетом  изложенного само по себе обстоятельство, что налоговым
органом  не  установлено,  действительно  ли импортируемый товар имеет
происхождение из территории Республики Беларусь, в случае наличия всех
документов,   предусмотренных   пунктом   6  раздела  I  Положения,  и
отсутствия  факта  несоответствия  сведений,  указанных  в  заявлении,
сведениям,   содержащимся   в   этих  документах,  не  может  являться
основанием  в  отказе  проставления  налоговым органом соответствующей
отметки на Заявлениях, представленных налогоплательщиком.
     Одновременно  обращаем  внимание,  что при проведении камеральной
налоговой  проверки налоговый орган в соответствии со статьями 31, 88,
93  Налогового  кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекса) вправе
истребовать  у налогоплательщика дополнительные сведения (информацию),
подтверждающие  страну  происхождения  ввозимого  товара  (письмо  ФНС
России от 01.06.2006 N 03-4-03/1064).

     Вопрос  2.  Имеет  ли  право  организация представить в налоговый
орган уточненное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов,
если им обнаружены ошибки в ранее поданных заявлениях?
     Ответ.   При   обнаружении   налогоплательщиком  ошибок  в  ранее
представленном  в  налоговый  орган  Заявлении налогоплательщик вправе
представить  новое  Заявление. При этом указанное Заявление может быть
представлено  как  одновременно с корректирующей налоговой декларацией
по  косвенным  налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при
ввозе   товаров   на  территорию  Российской  Федерации  с  территории
Республики   Беларусь  (далее  -  налоговая  декларация  по  косвенным
налогам)  и  иными  документами,  предусмотренными пунктом 6 раздела I
Положения   (в  случае,  если  налогоплательщиком  обнаружены  ошибки,
повлекшие   изменение   суммы   НДС,   подлежащей   уплате   в  бюджет
(освобождению  от  налогообложения), так и без представления налоговой
декларации   по   косвенным   налогам  (в  случае,  если  обнаруженные
налогоплательщиком   ошибки   не   повлекли  изменения  суммы  налога,
подлежащей уплате в бюджет (освобождению от налогообложения)).
     Порядок   регистрации   налоговым   органом   новых  Заявлений  и
проставления   на   них   соответствующих   отметок   производится   в
соответствии  с  Порядком  проставления налоговыми органами отметок на
заявлениях  о  ввозе  товаров и уплате косвенных налогов, утвержденным
Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н.
     При   этом  налоговым  органом  в  базе  данных  "Беларусь-обмен"
местного  уровня  создается  новая версия Заявления с указанием нового
регистрационного   номера   (письмо   ФНС   России   от  10.05.2006  N
03-2-03/904).

     Вопрос  3.  Если  товары  перемещались  с  территории  Республики
Беларусь  на территорию Российской Федерации почтой, какие документы в
качестве  транспортных,  подтверждающих указанное перемещение товаров,
должен представить налогоплательщик в налоговый орган?
     Ответ. Пунктом 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных
налогов  и  механизме  контроля  за их уплатой при перемещении товаров
между   Российской   Федерацией   и   Республикой  Беларусь  (далее  -
Положение),   являющегося   неотъемлемой   частью   Соглашения   между
Правительством   Российской   Федерации  и  Правительством  Республики
Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте
товаров,  выполнении  работ,  оказании услуг, подписанного 15 сентября
2004 года, предусмотрено представление налогоплательщиками в налоговые
органы  одновременно  с  налоговой декларацией документов, указанных в
данном   пункте   раздела   I  Положения,  в  том  числе  транспортных
документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь на территорию Российской Федерации.
     При  этом  в  случае  перемещения товаров с территории Республики
Беларусь   на   территорию   Российской  Федерации  почтой  необходимо
учитывать следующее.
     Согласно  положениям  пункта  11  раздела I Правил оказания услуг
почтовой  связи,  утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой
связи),  почтовые  отправления,  принимаемые  для пересылки за пределы
Российской   Федерации,   поступающие   на  ее  территорию  из  других
государств   либо  следующие  транзитом  через  территорию  Российской
Федерации, относятся к международным почтовым отправлениям.
     Пунктом  37  раздела  III  Правил  оказания  услуг почтовой связи
установлено,   что  выдача  оператором  почтовой  связи  международных
почтовых    отправлений   адресатам   (их   законным   представителям)
производится  с  соблюдением  требований  таможенного законодательства
Российской Федерации.
     Для  целей  применения  положений  Таможенного кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Таможенный кодекс), регламентирующих перемещение
товаров  в  международных  почтовых  отправлениях,  под международными
почтовыми отправлениями понимаются, в том числе, почтовые отправления,
поступающие  на  таможенную  территорию Российской Федерации. Согласно
положениям  Таможенного  кодекса международные почтовые отправления не
могут  быть  выданы  организациями  почтовой  связи их получателям без
разрешения таможенного органа.
     В  пункте 3 раздела I Правил таможенного оформления и таможенного
контроля  товаров,  пересылаемых  через  таможенную границу Российской
Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом
ГТК  России  от  03.12.2003  N  1381,  приведен перечень документов, с
использованием   которых  осуществляется  пересылка  через  таможенную
границу Российской Федерации международных почтовых отправлений.
     С  учетом изложенного, если ввоз товаров на территорию Российской
Федерации  с  территории  Республики Беларусь производится посредством
пересылки  международным  почтовым  отправлением,  налогоплательщику в
составе  документов,  предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, в
качестве транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с
территории  Республики  Беларусь  на  территорию Российской Федерации,
следует представить документы, применяемые при пересылке международных
почтовых  отправлений  в  рамках  международного  почтового  обмена. В
указанных      документах     содержатся     сведения,     позволяющие
идентифицировать,  какой  товар  был  ввезен  с  территории Республики
Беларусь  на территорию Российской Федерации посредством его пересылки
международным  почтовым  отправлением,  что позволит налоговому органу
проверить  соответствие  сведений  о  наименовании  ввезенного товара,
указанных  в  заявлении  о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а
также содержащихся в товаросопроводительном документе.
     Одновременно   сообщается,   что   при   рассмотрении  вопроса  о
документах, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики
Беларусь  на  территорию  Российской  Федерации  в форме международных
почтовых  отправлений,  пересылаемых в рамках международного почтового
обмена,   следует   также  руководствоваться  письмом  ФНС  России  от
23.12.2005   N  ШТ-6-06/1084@  (письмо  ФНС  России  от  19.04.2006  N
03-2-03/760@).

     Вопрос  4.  Могут ли быть произведены зачет переплаты НДС и (или)
направление  подлежащей  возмещению  суммы  НДС  по  реализованным  на
территории  Российской  Федерации  товарам  (работам,  услугам) в счет
предстоящих платежей или погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате
при  ввозе  товаров  на  территорию  Российской Федерации с территории
Республики Беларусь?
     Ответ.  В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению
налогоплательщика   и  по  решению  налогового  органа  сумма  излишне
уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по
уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта
сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была
направлена излишне уплаченная сумма налога.
     Кроме  того,  статьей  176  Кодекса  предусмотрен зачет налоговым
органом  сумм НДС, указанных в пунктах 1 и 4 указанной статьи Кодекса,
в  счет  предстоящих  платежей  по налогам, погашения недоимки и пени,
подлежащим зачислению в тот же бюджет.
     Вместе  с тем необходимо учитывать, что в соответствии со статьей
7   Кодекса,   если   международным  договором  Российской  Федерации,
содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены
иные  правила  и  нормы,  чем  предусмотренные  Кодексом и принятыми в
соответствии  с  ним  нормативными  правовыми актами о налогах и (или)
сборах,   то  применяются  правила  и  нормы  международных  договоров
Российской Федерации.
     С 01.01.2005 вступило в силу Соглашение, подписанное 15.09.2004 и
ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ.
     Неотъемлемой   частью   Соглашения  является  Положение,  которое
определяет порядок взимания НДС при импорте товаров.
     Пунктом  6  раздела  I  Положения  определен перечень документов,
подлежащих     обязательному     представлению     налогоплательщиками
одновременно  с  налоговой  декларацией  не  позднее  20 числа месяца,
следующего   за  месяцем  принятия  на  учет  ввезенных  с  территории
Республики  Беларусь на территорию Российской Федерации товаров. Одним
из  документов,  поименованных  в  указанном перечне, является выписка
банка   (ее   копия),  подтверждающая  фактическую  уплату  налога  по
ввезенным товарам.
     В  связи  с  тем, что для составления доходов бюджетов Российской
Федерации  в  2005  году  в  соответствии  с  Федеральным  законом  от
23.12.2004  N  174-ФЗ  "О  внесении  изменений  в Федеральный закон "О
бюджетной  классификации  Российской  Федерации"  и  Бюджетный  кодекс
Российской  Федерации" применялся код бюджетной классификации (далее -
КБК)  182  1  04  01000  01  1000  110  по  НДС на товары, ввозимые на
территорию   Российской   Федерации,  в  части  товаров,  ввозимых  из
Республики  Беларусь,  а  для  составления доходов бюджетов Российской
Федерации  в  2006 г. в соответствии с одноименным Федеральным законом
от  22.12.2005  N 176-ФЗ применяется КБК 182 1 04 01000 01 0000 110 по
НДС  на  товары,  ввозимые на территорию Российской Федерации, выписка
банка,  представляемая в соответствии с пунктом 6 раздела I Положения,
должна подтверждать фактическую уплату налога на соответствующий КБК.
     В  связи  с  изложенным  зачет  переплаты НДС и (или) направление
подлежащей   возмещению  суммы  НДС  по  реализованным  на  территории
Российской  Федерации  товарам  (работам,  услугам) в счет предстоящих
платежей  или  погашения недоимки по НДС, подлежащему уплате при ввозе
товаров  на  территорию  Российской  Федерации с территории Республики
Беларусь,  не  осуществляются  (письмо  ФНС  России  от  21.06.2006  N
03-2-03/1160).

     Вопрос  5.  Какие  документы  должна  представить  организация  в
качестве транспортных, подтверждающих перемещение товаров с территории
государства  одной Стороны на территорию государства другой Стороны, в
случае  если перевозка товаров осуществлялась грузобагажом, багажом на
железнодорожном    транспорте,   а   также   если   доставка   товаров
осуществлялась представителем организации ручной кладью?
     Пунктом  6  раздела  I Положения, являющегося неотъемлемой частью
Соглашения,    предусмотрено   представление   налогоплательщиками   в
налоговые  органы  одновременно  с  налоговой  декларацией документов,
указанных   в   данном   пункте  раздела  I  Положения,  в  том  числе
транспортных   документов,   подтверждающих   перемещение   товаров  с
территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации.
     При   реализации  товаров,  вывезенных  с  территории  Российской
Федерации   на   территорию   Республики   Беларусь,  для  обоснования
применения  нулевой  ставки  налога  на добавленную стоимость (далее -
НДС)    налогоплательщики   одновременно   с   налоговой   декларацией
представляют   документы,   предусмотренные   пунктом   2  раздела  II
Положения,  в  том  числе  копии транспортных (товаросопроводительных)
документов о перевозке экспортируемого товара.
     В  случае  если  перевозка товаров с территории государства одной
Стороны   на  территорию  государства  другой  Стороны  осуществлялась
российскими  перевозчиками  на  железнодорожном транспорте, необходимо
учитывать следующее.
     В   соответствии   со   статьей   2  Федерального  закона  "Устав
железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации"  от  10.01.2003 N
18-ФЗ  перевозочный  документ  -  документ,  подтверждающий заключение
договора  перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или
удостоверяющий   заключение   договора  перевозки  пассажира,  багажа,
грузобагажа   (проездной   документ   (билет),   багажная   квитанция,
грузобагажная квитанция).
     В   соответствии  с  Правилами  перевозок  пассажиров,  багажа  и
грузобагажа  на  федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными
Приказом  МПС  России  от  26.07.2002  N 30 (зарегистрирован в Минюсте
России  08.08.2002,  рег.  N  3675)  (далее  -  Правила  перевозки), в
подтверждение  приема  грузобагажа  к  перевозке  отправителю выдается
грузобагажная  квитанция,  оформленная  на  основании  его заявления с
указанием, в том числе, наименования грузобагажа.
     При  получении грузобагажа лицо, уполномоченное на его получение,
расписывается на оборотной стороне дорожной грузобагажной ведомости.
     По  просьбе  лица,  уполномоченного  на  получение грузобагажа, в
багажном  отделении  может  быть  снята копия с дорожной грузобагажной
ведомости, которая заверяется подписью работника багажного отделения и
штемпелем станции (вокзала).
     Таким   образом,   в   случае   перевозки  товаров  с  территории
государства  одной  Стороны  на  территорию государства другой Стороны
грузобагажом на железнодорожном транспорте налогоплательщик в качестве
транспортного   документа,   предусмотренного   для   представления  в
налоговый  орган Положением, может представить грузобагажную квитанцию
(ее копию) либо дорожную грузобагажную ведомость (их копию).
     В  соответствии  с  Правилами  перевозок  в  подтверждение приема
багажа  для  перевозки багажным отделением пассажиру на первоначальной
станции  отправления выдается одна или несколько багажных квитанций, в
которых  указываются,  в  том числе, наименование перевозимого багажа,
станция назначения, номер проездного документа (билета).
     Таким   образом,   в   случае   перевозки  товаров  с  территории
государства  одной  Стороны  на  территорию государства другой Стороны
багажом  на  железнодорожном  транспорте  налогоплательщик  в качестве
транспортного   документа,   предусмотренного   для   представления  в
налоговый  орган  Положением, может представить багажную квитанцию (ее
копию).
     В  случае  отсутствия  на  багажной  квитанции сведений о станции
отправления  или  маршруте  отправки  багажа  налоговый  орган  в ходе
налоговой   проверки   при   необходимости   проводит  соответствующие
мероприятия   налогового   контроля   в   целях   подтверждения  факта
перемещения  товара  (перевозки багажа) с территории государства одной
Стороны   на  территорию  государства  другой  Стороны,  в  частности,
истребует  у  налогоплательщика  проездной документ (билет) пассажира,
отправившего  данный  багаж,  в  котором содержатся сведения о станции
отправления.
     В  случае  если  доставка  товаров при их реализации в Республику
Беларусь       осуществлялась       уполномоченным      представителем
налогоплательщика   ручной  кладью,  то,  принимая  во  внимание,  что
транспортный  документ  при  таком перемещении товаров не оформляется,
необходимо учитывать следующее.
     Согласно  абзацу  2  пункту  4  раздела  II  Положения  в  случае
непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом
2  раздела  II  Положения,  налоговые  органы вправе принять решение о
подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых
вычетов  в  отношении  операций  по  реализации  товаров, вывезенных с
территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, при
наличии  в  налоговых  органах  Российской  Федерации  подтверждения в
электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты
косвенных  налогов  в  полном объеме (освобождения от уплаты налогов).
При  этом  Положение  не  устанавливает обязанность принятия налоговым
органом  данного  решения  при  наличии  в налоговом органе указанного
подтверждения.
     В связи с чем сделать выводы о правомерности либо неправомерности
применения  налоговой  ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС и
принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата
сумм  НДС  либо  об  отказе  (полностью  или  частично)  в  возмещении
налоговый   орган   должен  на  основании  анализа  всех  имеющихся  у
налогового  органа  сведений  (документов), в том числе полученных при
проведении мероприятий налогового контроля.
     Таким  образом,  если налогоплательщиком в обоснование применения
нулевой  ставки  НДС транспортный документ о перевозке экспортируемого
товара  не  представлен,  в  связи  с тем, что доставка товаров при их
реализации   в   Республику   Беларусь  осуществлялась  уполномоченным
представителем налогоплательщика ручной кладью и транспортный документ
при  такой  доставке  не  оформляется,  и  при этом в налоговом органе
имеется   подтверждение   в  электронном  виде  от  налоговых  органов
Республики  Беларусь  факта  уплаты  косвенных налогов в полном объеме
(освобождения   от   уплаты  налогов),  то  с  учетом  вышеизложенного
налоговый  орган  принимает  соответствующее  решение  по  проверке на
основании  результатов  анализа  всех  имеющихся  у  налогового органа
сведений   (документов),   в   том  числе  полученных  при  проведении
мероприятий налогового  контроля  (письмо  ФНС  России  от  10.05.2006
N 03-2-03/904).
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru