ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Приказ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). 25.07.06 422

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
                   О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

                                ПРИКАЗ

      МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ
        СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

                           25 июля 2006 г.
                                N 422

          МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ РФ

                           25 июля 2006 г.
                                 N 90

           МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ

                           25 июля 2006 г.
                                N 376

                                 (Д)


     В   целях   реализации   распоряжения   Правительства  Российской
Федерации  от  25  октября 2003 г. N 1544-р (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4334) приказываем:
     Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
                                                             С.К.ШОЙГУ
25 июля 2006 г.
N 422

Министр информационных
технологий и связи
Российской Федерации
                                                            Л.Д.РЕЙМАН
25 июля 2006 г.
N 90

Министр культуры
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
                                                           А.С.СОКОЛОВ
25 июля 2006 г.
N 376

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
12 сентября 2006 г.
N 8232


                                                            Приложение

                                                 к Приказу МЧС России,
                                                 Мининформсвязи России
                                                  и Минкультуры России
                                                  от 25 июля 2006 года
                                                          N 422/90/376

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                   О СИСТЕМАХ ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

                          I. Общие положения

     1.  Положение о системах оповещения населения (далее - Положение)
разработано  в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994
г.  N  68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного   и   техногенного  характера"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  1994, N 35, ст. 3648), от 12 февраля 1998 г. N
28-ФЗ  "О  гражданской  обороне" (Собрание законодательства Российской
Федерации,  1998,  N  7,  ст.  799), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об
общих   принципах  организации  законодательных  (представительных)  и
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2003, N
28,  ст.  2895),  от  7  июля  2003  г.  N  126-ФЗ "О связи" (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 2003, N 28, ст. 2895), Указом
Президента  Российской  Федерации  от  11  июля 2004 г. N 868 "Вопросы
Министерства   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2004,  N  28, ст.
2882),  Постановлениями  Совета  Министров  - Правительства Российской
Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке
использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для
оповещения   и   информирования   населения   Российской  Федерации  в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г.
N  178  "О  создании  локальных систем оповещения в районах размещения
потенциально  опасных  объектов" (Собрание законодательства Российской
Федерации,   1999,  N  22,  ст.  2758),  Постановлением  Правительства
Российской   Федерации   от  30  декабря  2003  г.  N  794  "О  единой
государственной   системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций"  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2,
ст.  121),  распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от 25
октября   2003  г.  N  1544-р  (Собрание  законодательства  Российской
Федерации,  2003,  N  44,  ст.  4334)  и предназначено для федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской   Федерации,   органов  местного  самоуправления,  а  также
организаций  связи,  операторов  связи  и  организаций, осуществляющих
теле- и (или) радиовещание (далее - организации связи, операторы связи
и  организации  телерадиовещания),  независимо  от форм собственности,
осуществляющих  в  установленном  порядке  эксплуатацию и обслуживание
систем оповещения населения (далее - систем оповещения).
     2.  Положение  определяет  назначение  и  задачи, а также порядок
реализации   мероприятий   по   совершенствованию  систем  оповещения,
поддержанию их в постоянной готовности к задействованию для оповещения
населения.
     3.        Система       оповещения       представляет       собой
организационно-техническое    объединение   сил,   средств   связи   и
оповещения,  сетей  вещания,  каналов  сети  связи общего пользования,
обеспечивающих  доведение  информации и сигналов оповещения до органов
управления,   сил  единой  государственной  системы  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
     4. Системы оповещения создаются:
     на  федеральном  уровне  -  федеральная  система  оповещения  (на
территории Российской Федерации);
     на  межрегиональном  уровне  - межрегиональная система оповещения
(на территории федерального округа);
     на  региональном  уровне  -  региональная  система оповещения (на
территории субъекта Российской Федерации);
     на   муниципальном   уровне  -  местная  система  оповещения  (на
территории муниципального образования);
     на  объектовом  уровне  -  локальная система оповещения (в районе
размещения потенциально опасного объекта).
     Системы  оповещения  всех  уровней должны технически и программно
сопрягаться.
     5.  В  соответствии  с  положениями  статей 7, 8 и 9 Федерального
закона  от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создание
и   поддержание   в  постоянной  готовности  к  задействованию  систем
оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых
федеральными  органами  исполнительной власти, органами исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органами   местного
самоуправления   и   организациями  в  пределах  своих  полномочий  на
соответствующих   территориях  (объектах),  по  подготовке  и  ведению
гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного  и  техногенного  характера,  системы оповещения могут быть
задействованы как в мирное, так и в военное время.

        II. Предназначение и основные задачи систем оповещения

     6.    Системы    оповещения    предназначены    для   обеспечения
своевременного  доведения  информации и сигналов оповещения до органов
управления,  сил  и  средств  гражданской обороны, РСЧС и населения об
опасностях,  возникающих  при  ведении военных действий или вследствие
этих   действий,   а  также  угрозе  возникновения  или  возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     7.  Основной  задачей  федеральной  системы  оповещения  является
доведение информации и сигналов оповещения до:
     федеральных органов исполнительной власти;
     органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     территориальных  органов  МЧС  России  -  региональных центров по
делам   гражданской   обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России)
и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны
и  задачи  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций по
субъектам  Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России
по субъекту Российской Федерации).
     8.  Основной  задачей межрегиональной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
     9.  Основной  задачей  региональной  системы  оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего   состава   гражданской  обороны  и  территориальной
подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;
     главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;
     органов,  специально  уполномоченных  на  решение задач в области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  и  (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления;
     единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
     специально  подготовленных  сил и средств РСЧС, предназначенных и
выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,  сил  и  средств  гражданской обороны на территории субъекта
Российской  Федерации,  в  соответствии  с  пунктом  13  Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  30  декабря 2003 г. N 794 "О
единой    государственной    системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций";
     дежурно-диспетчерских    служб    организаций,    эксплуатирующих
потенциально опасные объекты;
     населения,  проживающего  на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
     10.  Основной  задачей  муниципальной системы оповещения является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего  состава гражданской обороны и звена территориальной
подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;
     специально   подготовленных  сил  и  средств,  предназначенных  и
выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций,   сил   и   средств   гражданской   обороны   на  территории
муниципального  образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  30  декабря 2003 г. N 794 "О
единой    государственной    системе   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций";
     дежурно-диспетчерских    служб    организаций,    эксплуатирующих
потенциально опасные производственные объекты;
     населения,    проживающего    на    территории   соответствующего
муниципального образования.
     11.   Основной  задачей  локальной  системы  оповещения  является
обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:
     руководящего    состава    гражданской    обороны    организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
     объектовых   аварийно-спасательных   формирований,  в  том  числе
специализированных;
     персонала  организации,  эксплуатирующей опасный производственный
объект;
     руководителей    и   дежурно-диспетчерских   служб   организаций,
расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
     населения,   проживающего   в  зоне  действия  локальной  системы
оповещения.

             III. Порядок использования систем оповещения

     12.  Основной способ оповещения населения - передача информации и
сигналов  оповещения  по  сетям  связи  для  распространения  программ
телевизионного вещания и радиовещания.
     Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами
повседневного  управления  РСЧС  с  разрешения руководителей постоянно
действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения
программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные
и  телевизионные  передающие  станции  операторов  связи и организаций
телерадиовещания  с  перерывом  вещательных  программ для оповещения и
информирования   населения  об  опасностях,  возникающих  при  ведении
военных  действий  или  вследствие  этих  действий,  а также об угрозе
возникновения  или  при  возникновении чрезвычайных ситуаций, с учетом
положений  статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
"О гражданской обороне".
     Речевая  информация  длительностью  не  более  5 минут передается
населению,   как  правило,  из  студий  телерадиовещания  с  перерывом
программ  вещания.  Допускается  3-кратное повторение передачи речевой
информации.
     Передача  речевой  информации должна осуществляться, как правило,
профессиональными  дикторами,  а в случае их отсутствия - должностными
лицами уполномоченных на это организаций.
     В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается
передача  с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой
передачи  или  в  магнитной  записи  непосредственно  с  рабочих  мест
оперативных    дежурных    (дежурно-диспетчерских)    служб    органов
повседневного управления РСЧС.
     По  решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях
оповещения  допускаются  передачи  информации  и сигналов оповещения с
рабочих  мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи,
радиовещательных и телевизионных передающих станций.
     13.  Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или
сигналы  оповещения,  подтверждают  их  получение,  немедленно доводят
полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил
и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.
     14.   Передача   информации   или   сигналов   оповещения   может
осуществляться  как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном
режиме.
     Основной   режим   -   автоматизированный,  который  обеспечивает
циркулярное,  групповое или выборочное доведение информации и сигналов
оповещения  до органов управления, сил и средств гражданской обороны и
РСЧС, населения.
     В  неавтоматизированном  режиме  доведение  информации и сигналов
оповещения  до органов управления, сил и средств гражданской обороны и
РСЧС,  населения  осуществляется избирательно, выборочным подключением
объектов  оповещения  на  время  передачи  к  каналам связи сети связи
общего пользования Российской Федерации.
     15. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:
     федеральной системы оповещения - МЧС России;
     межрегиональной системы оповещения - соответствующим региональным
центром МЧС России;
     региональной  системы  оповещения - органом исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации;
     муниципальной   системы   оповещения  -  соответствующим  органом
местного самоуправления;
     локальной   системы   оповещения   -  руководителем  организации,
эксплуатирующей потенциально опасный объект.
     16.  В соответствии с установленным порядком использования систем
оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских)
служб   организаций,  эксплуатирующих  потенциально  опасные  объекты,
организаций  связи,  операторов  связи и организаций телерадиовещания,
утверждаемые  руководителями организаций, эксплуатирующих потенциально
опасные  объекты,  организаций  связи,  операторов связи и организаций
телерадиовещания,   согласованные  с  соответствующим  территориальным
органом  МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации  или  органом,  специально уполномоченным на решение задач в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органе местного самоуправления.
     17.  Непосредственные  действия (работы) по задействованию систем
оповещения  осуществляются дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами
органов  повседневного управления РСЧС, дежурными службами организаций
связи,  операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемыми
к обеспечению оповещения.
     18.  Постоянно  действующие  органы  управления РСЧС, организации
связи,   операторы   связи  и  организации  телерадиовещания  проводят
комплекс    организационно-технических   мероприятий   по   исключению
несанкционированного задействования систем оповещения.
     О  случаях  несанкционированного задействования систем оповещения
организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации
связи,  операторы  связи  и  организации  телерадиовещания  немедленно
извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

             IV. Порядок совершенствования и поддержания
                    в готовности систем оповещения

     19.  В целях поддержания систем оповещения в состоянии постоянной
готовности   МЧС   России,   органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления совместно с
организациями  связи  осуществляют  проведение  плановых и внеплановых
проверок работоспособности систем оповещения.
     Проверки  систем  оповещения проводятся с участием представителей
организаций  связи  и  операторов  связи, а проверки с задействованием
сетей   телерадиовещания,   кроме   того,  с  участием  представителей
телерадиокомпаний,   предприятий   или  их  филиалов,  привлекаемых  к
обеспечению  оповещения.  Перерыв  вещательных  программ  при передаче
правительственных   сообщений   в   ходе  проведения  проверок  систем
оповещения запрещается.
     20.    Организации   связи,   операторы   связи   и   организации
телерадиовещания  непосредственно осуществляют работы по реконструкции
и  поддержанию  технической готовности систем оповещения на договорной
основе.
     21.  В  целях  обеспечения  устойчивого  функционирования  систем
оповещения при их создании предусматривается:
     доведение   информации  оповещения  с  нескольких  территориально
разнесенных пунктов управления;
     размещение  используемых  в интересах оповещения центров (студий)
радиовещания,  средств  связи  и  аппаратуры  оповещения  на  запасных
пунктах управления.
     22.   Для   оповещения   и   информирования   населения  органами
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами,
специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения
и  территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при
органах  местного  самоуправления  совместно  с филиалами федерального
государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная
телерадиовещательная  компания"  (далее - ФГУП "ВГТРК") и федерального
государственного  унитарного  предприятия  "Российская телевизионная и
радиовещательная  сеть"  (далее  - ФГУП "РТРС"), другими организациями
телерадиовещания  могут  использоваться  создаваемые заблаговременно в
мирное время запасные центры вещания.
     23.  Запасы  мобильных  (перевозимых  и  переносных)  технических
средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к
использованию  в  соответствии  с  положениями  статьи 25 Федерального
закона  от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий
от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера" МЧС
России,   федеральными   органами   исполнительной   власти,  органами
исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органами
местного    самоуправления    на   межрегиональном,   региональном   и
муниципальном уровнях соответственно.
     МЧС  России  осуществляет проверки готовности систем оповещения к
осуществлению  мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите
населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе контроль
за  накоплением,  хранением и техническим состоянием запасов мобильных
средств оповещения.
     25.  В  целях  создания,  обеспечения  и  поддержания в состоянии
постоянной  готовности  к  использованию  систем  оповещения населения
органы  исполнительной  власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления:
     разрабатывает   тексты   речевых   сообщений   для  оповещения  и
информирования  населения  и  организуют их запись на магнитные и иные
носители информации;
     обеспечивает  установку  на объектах телерадиовещания специальной
аппаратуры  для  ввода  сигналов  оповещения  и  речевой  информации в
программы вещания;
     организуют   и   осуществляют   подготовку  оперативных  дежурных
(дежурно-диспетчерских)   служб   и  персонала  по  передаче  сигналов
оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
     планируют и проводят совместно с организациями связи, операторами
связи  и  организациями  телерадиовещания  проверки систем оповещения,
тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
     разрабатывают  совместно с организациями связи, операторами связи
и   организациями  телерадиовещания  порядок  взаимодействия  дежурных
(дежурно-диспетчерских)  служб  при  передаче  сигналов  оповещения  и
речевой информации.
     26.  В  целях обеспечения постоянной готовности систем оповещения
организации связи операторы связи и организации телерадиовещания:
     обеспечивают   техническую   готовность   аппаратуры  оповещения,
средств  связи, каналов связи и средств телерадиовещания, используемых
в системах оповещения;
     обеспечивают  готовность  студий  и  технических  средств связи к
передаче сигналов оповещения и речевой информации;
     определяют  по  заявкам  органов  исполнительной власти субъектов
Российской   Федерации  и  органов  местного  самоуправления  перечень
каналов,   средств   связи  и  телерадиовещания,  предназначенных  для
оповещения  населения, а также производят запись речевых сообщений для
оповещения населения на магнитные и иные носители информации.
     27.  Финансирование  создания,  совершенствования и поддержания в
состоянии   постоянной   готовности   систем  оповещения,  создания  и
содержания   запасов  средств  для  систем  оповещения  всех  уровней,
возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и
организациями    телерадиовещания,    привлекаемыми    к   обеспечению
оповещения,   осуществляется   в   соответствии  со  статьями  24,  25
Федерального  закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения
и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера" и статьей 18 Федерального закона  от  12  февраля  1998  г.
N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
Оглавление