О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.07.06 03-04-11/126


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           27 июля 2006 г.
                            N 03-04-11/126

                                 (Д)


     Вопрос:  Просим  разъяснить порядок исчисления НДС в организации,
работающей  в  сфере  ЖКХ  и получающей возмещение субсидий и льгот из
бюджета.
     Наше   предприятие,  являясь  управляющей  компанией,  занимается
управлением   жилищного   фонда.  Выручкой  от  основной  деятельности
являются   платежи   населения   и   суммы   возмещения   из  бюджета,
предусмотренные   на   покрытие   предоставленных   льгот  и  субсидий
гражданам.   Нами   выручка   определяется   исходя  из  установленных
государственных  тарифов.  Комитет соцзащиты населения возмещает суммы
льгот  и  субсидий, уменьшенные на сумму НДС; хотя населению уменьшают
плату  за  коммунальные  услуги  на суммы льгот и субсидий, включающие
НДС.  Кем  должна  возмещаться  эта  разница? В результате суммы НДС с
льгот  и субсидий нам не платит ни население, ни бюджет. Должны ли эти
суммы НДС попасть в реализацию?
     С  января  2006  г.  по  п. 2 ст. 154 НК РФ льготы и субсидии при
определении  налоговой  базы  по  НДС  не  учитываются. В связи с этим
возникает ряд вопросов:
     1.  Относятся  ли  к  субсидиям  суммы,  полученные из бюджета на
покрытие   разницы   в   цене   для   отдельных  категорий  населения,
пользующихся  льготами  (ветераны,  малоимущие  и  т. д.)? Если данная
разница относится к оплате оказанных услуг, должна ли она включаться в
налогооблагаемую  базу  по НДС на общих основаниях и после 01.01.06 (в
печати появилось подобное мнение представителей МФ РФ)?
     2. Должны ли мы рассматривать платежи населения как облагаемую, а
льготы  и  субсидии  как  не  облагаемую  НДС  базу и, соответственно,
появляется  ли у нас обязанность вести раздельный учет входного НДС? В
соответствии  с  п.  4  ст.  170  НК  РФ,  если рассматривать льготы и
субсидии  как необлагаемую выручку, мы и входящий НДС должны уменьшить
в той же пропорции, что начисленный НДС.
     В  результате  получается,  что,  не  получив  из  бюджета НДС по
льготам  и  субсидиям,  мы  обязаны или увеличить начисленный НДС, или
уменьшить входной НДС?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел   ваше   письмо  по  вопросам  налогообложения  налогом  на
добавленную  стоимость денежных средств, выделяемых из бюджета в связи
с  предоставлением  льгот  отдельным  категориям  граждан,  и сообщает
следующее.
     Согласно  подпункту  1  пункта  1  статьи  146 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом
на  добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг)
на   территории   Российской   Федерации   независимо   от   источника
финансирования.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи 154 Кодекса при реализации
товаров  (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых
бюджетами  различного  уровня в связи с применением налогоплательщиком
государственных   регулируемых   цен,   а   также   с   учетом  льгот,
предоставляемых    отдельным    потребителям    в    соответствии    с
законодательством,   налоговая   база   определяется   как   стоимость
реализованных   товаров   (работ,   услуг),   исчисленная   исходя  из
фактических  цен  их  реализации. При этом суммы субвенций (субсидий),
предоставляемых  бюджетами  различного  уровня  в  связи с применением
налогоплательщиком   государственных   регулируемых  цен,  или  льгот,
предоставляемых    отдельным    потребителям    в    соответствии    с
законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
     В  связи  с  этим  необходимо  учитывать,  что  в соответствии со
статьей  6  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации под субвенциями
понимаются  бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной  системы  Российской  Федерации  или  юридическому  лицу  на
безвозмездной  и  безвозвратной  основах на осуществление определенных
целевых   расходов.  Под  субсидиями  понимаются  бюджетные  средства,
предоставляемые  бюджету  другого  уровня бюджетной системы Российской
Федерации, физическому лицу или юридическому лицу на условиях долевого
финансирования целевых расходов.
     Учитывая  изложенное  и  принимая  во  внимание норму подпункта 2
пункта  1 статьи 162 Кодекса об увеличении налоговой базы по налогу на
добавленную  стоимость  на суммы, полученные в счет увеличения доходов
либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в
случае,  если  денежные  средства,  получаемые  из  бюджета  в связи с
реализацией  услуг  по  льготным тарифам, выделяются не на компенсацию
расходов организации по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов
или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на
оплату  услуг,  оказываемых  льготным  категориям  граждан,  то  такие
денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную
стоимость.  Поэтому  при направлении из бюджета организациям указанных
денежных  средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям
граждан следует учитывать сумму налога на добавленную стоимость.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
27 июля 2006 г.
N 03-04-11/126