О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ УСЛУГ БАНКОВ ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ К БАНКОВСКИМ ОПЕРАЦИЯМ ПИСЬМО АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ 24 июля 2006 г. N А-02/5-364 (Д) Обращение Ассоциации российских банков обусловлено проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций при решении вопроса о необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по операциям банков, связанным с выплатой трудовых пенсий наличными денежными средствами. В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсиях) выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера. При этом согласно п. 5 ст. 18 Закона о пенсиях по желанию пенсионера выплата трудовой пенсии может осуществляться, в частности, кредитной организацией, путем доставки по месту его жительства. Выплата пенсии в форме доставки осуществляется на платной основе за счет источников, из которых финансируется соответствующая трудовая пенсия. В целях осуществления выплаты трудовой пенсии территориальный орган Пенсионного фонда РФ заключает договор с кредитной организацией, в соответствии с условиями которого территориальный орган Пенсионного фонда РФ перечисляет банку денежные средства, предназначенные на выплату пенсий, а банк через свою кассу осуществляет выплату пенсии путем доставки пенсионеру. При этом согласно договору денежные средства, перечисляемые территориальным органом Пенсионного фонда РФ, отражаются банком на лицевом счете, открытом на балансовом счете N 47422, предназначенном для осуществления операций по зачислению и расходованию средств Пенсионного фонда РФ, направляемых на выплаты пенсий. В штате банка состоят кассиры-доставщики, которые получают под отчет денежные средства и согласно ведомостям осуществляют наличную выдачу пенсий физическим лицам по месту их жительства, а после выплаты пенсий составляют авансовый отчет с приложением ведомостей по выплате с подписями получателей пенсий. По окончании периода выплаты пенсий территориальный орган Пенсионного фонда РФ и банк производят сверку расчетов. В период действия договора территориальный орган Пенсионного фонда РФ осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, перечисляемых им банку для выплаты пенсий. За выплату пенсии в форме доставки территориальный орган Пенсионного фонда РФ выплачивает банку вознаграждение. Таким образом, в соответствии с договором, заключенным с территориальным органом Пенсионного фонда РФ, банк осуществляет выплату пенсий путем выдачи наличных денежных средств со счета финансирования через кассу банка и подотчетных лиц получателям средств. Полагаем, что данная операция включает в себя кассовое обслуживание физических лиц, которое в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" признается банковской операцией. Подпунктом 3 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что осуществление банками указанных банковских операций освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость (НДС). Следовательно, вознаграждение, получаемое банком за выплату трудовой пенсии наличными денежными средствами из кассы банка в пользу физических лиц, не должно облагаться НДС. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой. Вместе с тем, по мнению налоговых органов, рассматриваемая услуга банка по выплате трудовой пенсии не относится к банковской операции и вознаграждение, получаемое банком за ее проведение, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание важность выяснения точки зрения Банка России, особенно для региональных банков, которые взяли на себя обязанность по выплате пенсий в форме доставки нетрудоспособной части населения, Ассоциация российских банков просит высказать официальную позицию Банка России о правомерности отнесения указанной операции к банковской. Президент АРБ Г.А.ТОСУНЯН 24 июля 2006 г. N А-02/5-364 |