ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ЦУНАМИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). 01.08.06 171

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
         О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ЦУНАМИ
            ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
                  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ 
                    И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                          1 августа 2006 г.
                                N 171

                                 (Д)


     В   целях   реализации   положений   Постановления  Правительства
Российской  Федерации  от  30.12.2003  N 794 "О единой государственной
системе  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  12.01.2004,  N 2, ст. 121) и
Постановления  Правительства  Российской Федерации от 27.05.2005 N 335
"О   внесении   изменений  в  Постановление  Правительства  Российской
Федерации  от  30  декабря  2003  г. N 794" (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 06.06.2005, N 23, ст. 2269) Федеральной службой
по   гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды  разработано
Положение  о  функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     В  связи с завершением согласования документа с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также с
администрациями   субъектов   Российской   Федерации  Дальневосточного
региона приказываю:
     1.  Утвердить  и  ввести  в  действие  Положение о функциональной
подсистеме  предупреждения  о  цунами  единой  государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
     2.   Государственным   учреждениям   Камчатское   (М.И.  Ишонин),
Приморское  (Б.В.  Кубай)  и  Сахалинское (В.А. Лепехов) управления по
гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды  (далее  -  УГМС)
Росгидромета   совместно   с  территориальными  органами  Министерства
Российской   Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным
ситуациям   и  ликвидации  стихийных  бедствий,  Геофизической  службы
Российской  академии  наук,  Министерства  информационных технологий и
связи  Российской  Федерации,  подразделениями  органов исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  в  Дальневосточном  регионе,
предназначенными  для  решения  задач  в  области  защиты  населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций, в трехмесячный срок привести в
соответствие  с  Положением  инструкции  и положения, регламентирующие
деятельность  УГМС  по  предупреждению  о  цунами,  с  утверждением их
администрациями субъектов Российской Федерации.
     3.  Контроль  за  выполнением  Приказа  возложить  на заместителя
Руководителя Росгидромета А.В. Фролова.

Руководитель Росгидромета
                                                         А.И.БЕДРИЦКИЙ
1 августа 2006 г.
N 171

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
15 сентября 2006 г.
N 8291


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                  Приказом Федеральной
                                           службы по гидрометеорологии
                                                         и мониторингу
                                                      окружающей среды
                                                от 1 августа 2006 года
                                                                 N 171

                              ПОЛОЖЕНИЕ
         О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ЦУНАМИ
            ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
                  И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     1.  Настоящее  Положение определяет организацию, состав и порядок
функционирования  функциональной  подсистемы  предупреждения  о цунами
единой    государственной    системы   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС-ЦУНАМИ).
     2.   ФП   РСЧС-ЦУНАМИ   предназначена  для  выполнения  задач  по
предупреждению  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  органов  местного  самоуправления, организаций и населения
Дальневосточного   региона   об  угрозе  цунами  в  целях  обеспечения
безопасности  населения  и  хозяйственной  деятельности  в  прибрежных
районах и уменьшения возможного ущерба от цунами.
     3. Основными задачами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
     непрерывное   наблюдение   за   сейсмической   и  гидрофизической
обстановкой в Тихом океане и Дальневосточных морях в целях обнаружения
подводных землетрясений и регистрации цунами;
     расчет характеристик цунами;
     своевременное   предупреждение   органов   исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации, местного самоуправления, организаций
(предприятий)  и населения Дальневосточного региона об угрозе цунами и
оповещение об отмене угрозы цунами;
     поддержание  необходимого уровня технического оснащения элементов
подсистемы,   обеспечивающего   своевременное   получение  достоверной
информации о цунами, ее обработку и передачу по каналам связи согласно
установленным схемам;
     цунамирайонирование   территорий   и   выдача   рекомендаций   по
безопасной деятельности в прибрежной зоне Дальнего Востока России;
     обучение  и  подготовка  населения  к  действиям при чрезвычайных
ситуациях, вызванных цунами;
     осуществление     взаимодействия     с    зарубежными    службами
предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе.
     4.   Порядок   функционирования   ФП   РСЧС-ЦУНАМИ   определяется
Федеральным  законом  от  21.12.94  N  68-ФЗ  "О  защите  населения  и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 1994, N
35,   ст.   3648),   Положением   о   единой  государственной  системе
предупреждения   и   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 30 декабря 2003
г.  N 794 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от  27.05.2005  N  335),  настоящим  Положением,  нормативными  актами
Федеральной  службы  по  гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей
среды, Российской академии наук (далее - РАН), Министерства Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации  стихийных бедствий, Министерства информационных технологий
и  связи Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
     5.  Функционирование  ФП РСЧС-ЦУНАМИ обеспечивается Росгидрометом
совместно  с  Геофизической  службой  РАН,  МЧС России, Мининформсвязи
России,     администрациями     субъектов     Российской     Федерации
Дальневосточного региона.
     6. ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционирует на региональном уровне.
     7.  Координационными органами ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются комиссии по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной   безопасности   органов   исполнительной   власти  субъектов
Российской   Федерации   в   Дальневосточном  регионе,  обеспечивающие
координацию   деятельности   территориальных   органов   Росгидромета,
Геофизической  службы  РАН, МЧС России, Мининформсвязи России, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления  и  организаций  в  Дальневосточном регионе при решении
задач в области предупреждения о цунами.
     8.  Постоянно  действующими  органами  управления  ФП РСЧС-ЦУНАМИ
являются    территориальные    органы    Росгидромета,   МЧС   России,
Геофизической   службы  РАН,  Мининформсвязи  России  и  подразделения
органов   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  в
Дальневосточном  регионе,  предназначенные для решения задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     9. Органами повседневного управления ФП РСЧС-ЦУНАМИ являются:
     центры  предупреждения  о цунами и дежурные смены территориальных
управлений Росгидромета;
     центры  управления  в кризисных ситуациях территориальных органов
МЧС России в Дальневосточном регионе;
     информационные  центры,  дежурные  (дежурно-диспетчерские службы)
территориальных   органов   Геофизической   службы  РАН,  МЧС  России,
Мининформсвязи  России, администраций субъектов Российской Федерации в
Дальневосточном регионе;
     единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
     дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
     10.  К  силам и средствам ФП РСЧС-ЦУНАМИ относятся центры цунами,
дежурные смены территориальных управлений, морские гидрометеостанции и
посты  Росгидромета,  сейсмические  станции  Геофизической службы РАН,
организации  Мининформсвязи  России,  центры  управлений  в  кризисных
ситуациях  Дальневосточного  регионального центра МЧС России и главных
управлений   МЧС   России   по   Сахалинской,  Камчатской  областям  и
Приморскому краю, дежурно-диспетчерские службы администраций субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальных  образований в Дальневосточном
регионе.
     11.  Управление  и  информационное  обеспечение  в ФП РСЧС-ЦУНАМИ
осуществляется   с   использованием   систем   связи   и   оповещения,
представляющих   собой   организационно-техническое  объединение  сил,
средств  связи  и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования  и  ведомственных  сетей  связи,  обеспечивающих доведение
информации  и  сигналов  оповещения  до  органов  управления,  сил  ФП
РСЧС-ЦУНАМИ и населения.
     12.   Проведение   мероприятий  по  предупреждению  о  цунами  на
региональном  уровне  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ  осуществляется на основе планов
действий  (инструкций),  утвержденных  органами  исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе.
     13.  При отсутствии угрозы возникновения цунами органы управления
и силы ФП РСЧС-ЦУНАМИ функционируют в режиме повседневной деятельности
(круглосуточного    дежурства   и   наблюдения   за   сейсмической   и
гидрофизической обстановкой).
     Решениями  руководителей  органов  управления  ФП РСЧС-ЦУНАМИ для
органов управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ может устанавливаться:
     а)  режим  повышенной  готовности  -  при  угрозе и возникновении
цунамигенного сейсмического явления;
     б)  режим  чрезвычайной  ситуации  -  при  угрозе и возникновении
цунами.
     14.  Основными  мероприятиями,  проводимыми органами управления и
силами ФП РСЧС-ЦУНАМИ, являются:
     а) в режиме повседневной деятельности:
     изучение     сейсмического     и    гидрофизического    состояния
Тихоокеанского бассейна;
     сбор,  обработка, обмен и распространение в установленном порядке
информации о сейсмической и гидрофизической обстановке в Тихоокеанском
регионе;
     разработка  схем доведения сигналов предупреждения и оповещений о
цунами, инструкций и нормативов по их передаче;
     разработка  и  реализация целевых и научно-технических программ и
мер в области предупреждения о цунами, а также по совершенствованию ФП
РСЧС-ЦУНАМИ;
     планирование  действий  органов  управления и сил ФП РСЧС-ЦУНАМИ,
организация подготовки и обеспечения их деятельности;
     подготовка  сотрудников  к  действиям  в  чрезвычайных ситуациях,
обусловленных цунами;
     пропаганда  знаний  в  области  защиты  населения и территорий от
цунами;
     проведение    в   пределах   своих   полномочий   государственной
экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий
от цунами;
     ведение  статистической  отчетности  о подводных землетрясениях и
цунами;
     б) в режиме повышенной готовности:
     усиление контроля за сейсмической и гидрофизической обстановкой в
бассейне   Тихого   океана,   в   том   числе  по  информации  центров
международной системы предупреждения о цунами;
     введение     при    необходимости    круглосуточного    дежурства
руководителей   и   должностных   лиц  органов  управления  и  сил  ФП
РСЧС-ЦУНАМИ на стационарных пунктах управления;
     непрерывный  сбор,  обработка  и передача в установленном порядке
информации соответствующим постоянно действующим органам управления ФП
РСЧС-ЦУНАМИ  о  состоянии  сейсмической и гидрофизической обстановки в
Тихоокеанском бассейне;
     уточнение  планов  действий,  проверка и уточнение схем доведения
сигналов предупреждения и оповещений о цунами, инструкций и нормативов
по их передаче и иных документов;
     проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
     в) в режиме чрезвычайной ситуации:
     подготовка   и   передача   предупреждений   о   цунами  согласно
утвержденным  схемам,  определение  окончания  угрожаемого  периода  и
отмена предупреждения о цунами;
     непрерывные наблюдения за уровнем моря и сейсмической обстановкой
в Тихоокеанском регионе;
     наблюдение за прохождением цунами по данным изменения уровня моря
в пунктах наблюдений или иными средствами;
     расчет  распространения  волн  цунами  и их характеристик, оценка
степени опасности цунами;
     оповещение  руководителей  заинтересованных  федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а
также  населения  о  развитии сейсмической и гидрофизической ситуации,
тенденции   ее   изменения,   интенсивности  и  предполагаемых  сроках
окончания явления цунами;
     организация   и   поддержание   непрерывного   взаимодействия   с
заинтересованными  органами  и организациями в Дальневосточном регионе
по вопросам предупреждения о цунами.
     15.   Функции   федеральных   органов   исполнительной  власти  и
организаций,   осуществляющих  совместную  деятельность  в  рамках  ФП
РСЧС-ЦУНАМИ.
     15.1. Росгидромет обеспечивает:
     разработку  предложений  по реализации государственной политики в
области предупреждения о цунами;
     информирование   Правительства  Российской  Федерации  об  угрозе
возникновения,   фактах,   характеристиках  и  проявлениях  цунами  на
территориях;
     общее  руководство  деятельностью  ФП РСЧС-ЦУНАМИ и осуществление
контроля выполнения задач по предупреждению о цунами;
     организацию   непрерывных   наблюдений   за   уровнем   моря  для
обнаружения волн цунами;
     наблюдение  за распространением цунами по данным непосредственной
регистрации изменения уровня моря и других гидрофизических параметров;
     своевременное    предупреждение    по   данным   сейсмических   и
гидрометеорологических   станций  России,  а  также  зарубежных  служб
предупреждения  о цунами соответствующих органов исполнительной власти
Дальневосточного  региона,  предприятий,  организаций  и  учреждений в
Сахалинской  и  Камчатской  областях  и  Приморском  крае  о вероятном
возникновении цунами при подводных землетрясениях в дальней зоне, т.е.
в  районах  Тихого  океана, расположенных на удалении свыше 1000 км от
сейсмостанции   Петропавловска-Камчатского   и   свыше   3000   км  от
сейсмостанции Южно-Сахалинска;
     выпуск  предупреждений  об  угрозе  цунами  в случаях обнаружения
цунами по данным наблюдений за уровнем моря;
     расчет   распространения   волн   цунами   и   их  характеристик,
определение  окончания  угрожаемого  периода и отмену предупреждений о
цунами, в том числе объявленных Геофизической службой РАН;
     оперативное  и  научно-методическое  взаимодействие  со  службами
предупреждения  о  цунами  зарубежных  стран в рамках участия России в
Международной   системе   предупреждения  о  цунами  в  Тихом  океане,
действующей под эгидой Межправительственной океанографической комиссии
(МОК) ЮНЕСКО;
     организацию  и  деятельность  центров  предупреждения  о цунами в
Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке;
     накопление, анализ и обобщение информации о цунами;
     проведение   научно-исследовательских   и  опытно-конструкторских
работ,  связанных  с изучением гидрофизических условий распространения
цунами  и  созданием  системы  наблюдения за распространением цунами в
открытом океане и у побережья;
     распространение   среди  населения  приморских  районов  Дальнего
Востока знаний о цунами.
     15.2. Территориальные органы МЧС России:
     участвуют в пределах своей компетенции в информировании населения
через  средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых
и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  вызванных  цунами,  по данным,
полученным от организаций Росгидромета и Геофизической службы РАН;
     организует  при необходимости совместно с органами исполнительной
власти   субъектов  Российской  Федерации  в  Дальневосточном  регионе
мероприятия   по   эвакуации   населения,  материальных  и  культурных
ценностей и проведение других неотложных работ, направленных на защиту
населения и уменьшение ущерба от цунами;
     организуют  и  осуществляют работы по предупреждению и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, вызываемых цунами;
     организуют   методическое  руководство  и  контроль  при  решении
вопросов  по  обучению  населения  в  области  защиты  от чрезвычайных
ситуаций.
     15.3. Геофизическая служба РАН обеспечивает:
     наблюдение  за подводными землетрясениями в районах Тихого океана
и   своевременное   определение  вероятности  возникновения  цунами  в
результате этих землетрясений;
     представление   по  заявкам  органов  власти  и  заинтересованных
организаций  расчетных  данных  о  вероятных,  в том числе максимально
возможных,  зонах  затопления  на  Дальневосточном  побережье России в
результате цунами;
     своевременное предупреждение органов власти, а также предприятий,
организаций  и  учреждений  в  Сахалинской  и  Камчатской  областях  и
Приморском   крае   о   вероятном   возникновении  цунами,  по  данным
сейсмических   станций,   при   подводных   землетрясениях   и  других
сейсмических  цунамигенных  явлениях  в  Тихом  океане  в ближней зоне
непосредственно  у  берегов  России  в Японском, Охотском и Беринговом
морях  и районах Тихого океана, расположенных в пределах до 1000 км от
сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и до 3000 км от сейсмостанции
Южно-Сахалинска;
     передачу  органам  Росгидромета  информации  о  времени,  месте и
магнитуде  подводного  землетрясения  в  любом районе Тихого океана не
позднее  10 минут с момента регистрации землетрясения в ближней зоне и
20 минут - в дальней зоне;
     проведение       (совместно       с       учреждениями       РАН)
научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, направленных
на  изучение  сейсмических  процессов,  вызывающих  цунами,  процессов
возбуждения  цунами  и  трансформации  их при распространении, а также
осуществление разработки и совершенствование научно-методических основ
прогноза цунами;
     цунамирайонирование  территорий и выдача заинтересованным органам
управления,  предприятиям  и  организациям  рекомендаций  о безопасной
деятельности в прибрежной зоне на цунамиопасных территориях (совместно
с научными учреждениями Российской академии наук и Росгидромета).
     15.4. Мининформсвязи России, Россвязь, операторы связи:
     15.4.1. Мининформсвязи России, Россвязь:
     принимают   участие   в  разработке  и  согласовании  общих  схем
оповещения  о  цунами,  инструкций  и  нормативов  времени по передаче
сигналов и сообщений об угрозе цунами;
     контролируют  работу  средств  оповещения  и  связи, координируют
работу по передаче сигналов и сообщений ФП РСЧС-ЦУНАМИ абонентам;
     15.4.2. Операторы связи:
     принимают участие в разработке схем оповещения о цунами;
     обеспечивают  своевременную  передачу  сигналов  и  сообщений  ФП
РСЧС-ЦУНАМИ абонентам, в соответствии со схемами оповещения о цунами;
     обеспечивают  на  договорных  условиях  предоставление  в  аренду
каналов  связи  для  работы  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ  (при наличии технической
возможности);
     осуществляют  поддержание в готовности средств оповещения и связи
ФП   РСЧС-ЦУНАМИ,   передаваемых   им  на  эксплуатационно-техническое
обслуживание;
     обеспечивают  прием,  передачу и доставку специальных телеграмм с
информацией ФП РСЧС-ЦУНАМИ.
     15.5.    Администрации    субъектов    Российской   Федерации   в
Дальневосточном регионе обеспечивают:
     разработку  схем  доведения  предупреждений  об  угрозе цунами до
населения, предприятий, учреждений и организаций;
     разработку   и  утверждение  правил  хозяйственной  деятельности,
застройки  и  заселения  зон  побережья, которые могут быть подвержены
воздействию цунами, систематический контроль выполнения этих правил;
     принятие   оперативных  мер  по  эвакуации  населения  и  ценного
имущества из опасных зон побережья при угрозе возникновения цунами;
     своевременное  оповещение  и  информирование  населения об угрозе
возникновения или о возникновении цунами;
     подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
     16.  Финансовое  обеспечение  функционирования  ФП  РСЧС-ЦУНАМИ и
мероприятий  по предупреждению о цунами осуществляется за счет средств
соответствующих  бюджетов  и собственников (пользователей) имущества в
соответствии с законодательством Российской Федерации.