О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МОРСКИХ СУДОВ. Письмо. Федеральная таможенная служба. 20.09.06 01-06/32785

                      О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
               ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                         20 сентября 2006 г.
                            N 01-06/32785

                                 (Д)


     В целях исключения негативной практики, складывающейся в регионах
деятельности некоторых таможенных управлений при таможенном оформлении
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации иностранных
морских  судов,  находящихся  в пользовании российских лиц и плавающих
под  Государственным  флагом  Российской  Федерации,  а  также в целях
единообразного   применения  таможенного  законодательства  Российской
Федерации ФТС России разъясняет следующее.
     Использование упрощенного порядка таможенного оформления временно
ввозимых   транспортных  средств  допускается  в  случае,  если  такие
транспортные  средства  подпадают  под  полное  освобождение от уплаты
таможенных  пошлин,  налогов,  которое  предоставляется при соблюдении
условий,  перечисленных  в  пункте  1  статьи  271 Таможенного кодекса
Российской Федерации (далее - ТК России), а именно:
     - транспортное  средство  зарегистрировано за иностранным лицом и
(или) на территории иностранного государства;
     - транспортное   средство   ввозится   на  таможенную  территорию
Российской  Федерации и используется иностранным лицом, за исключением
случаев,  когда  транспортное  средство  используется  тем  российским
лицом,  которое  надлежащим  образом  уполномочено  на это иностранным
лицом;
     - транспортное  средство не используется на таможенной территории
Российской Федерации во внутренних перевозках;
     - транспортное  средство  после  ввоза  на  таможенную территорию
Российской   Федерации   не   передается  в  аренду  (в  случае,  если
транспортное  средство  ввезено  уже  в  качестве  арендованного,  - в
субаренду),  за  исключением  случая,  когда  договор  аренды (договор
субаренды)  заключен  в  целях  завершения транспортной операции путем
немедленного вывоза транспортного средства.
     В  случае,  если  хотя  бы  одно  из вышеперечисленных условий не
соблюдается,   упрощенный   порядок  таможенного  оформления  временно
ввозимых транспортных средств не применяется.
     В  соответствии  со  статьей  15  Кодекса  торгового мореплавания
Российской   Федерации   (далее  -  КТМ  России)  право  плавания  под
российским    флагом    иностранному   морскому   судну   может   быть
предоставлено,  если  это  судно  находится  во владении и пользовании
российского   лица   по   договору   фрахтования   судна  без  экипажа
(бербоут-чартер).  Согласно  статье  16  КТМ  России судно приобретает
право  плавания  под  Государственным  флагом  Российской  Федерации с
момента   регистрации   его  в  одном  из  реестров  судов  Российской
Федерации.   Как  следует  из  части  2  статьи  38  КТМ  России,  при
регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о
праве  плавания  под  Государственным  флагом  Российской Федерации на
срок,  указанный  в  решении  о  временном  предоставлении судну права
плавания  под  Государственным  флагом Российской Федерации. По смыслу
указанных  статей внесение судна в бербоут-чартерный реестр Российской
Федерации  является  одним  из  видов  его  регистрации  на территории
Российской  Федерации. Следовательно, при временном ввозе такого судна
на  таможенную  территорию  Российской  Федерации не будет соблюдаться
положение подпункта 1 пункта 1 статьи 271 ТК России, согласно которому
одним   из  условий  предоставления  полного  освобождения  от  уплаты
таможенных пошлин, налогов является регистрация транспортного средства
за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.
     Указанный вывод согласуется и с положениями Конвенции Организации
Объединенных  Наций  "Об  условиях  регистрации  судов"  от 07.02.1986
(далее   -   Конвенция),   которую   Российская   Федерация  подписала
12.02.1987.
     Исходя   из   статьи   2   Конвенции  "государством  регистрации"
признается государство, в регистр судов которого внесено данное судно.
Ни одно судно не вносится одновременно в регистры судов двух или более
государств  (статья  4  Конвенции).  В  случае  фрахтования  судна без
экипажа  государство  должно  убедиться  в том, что право плавания под
флагом   бывшего   государства   приостановлено.   Такая   регистрация
осуществляется   при  представлении  документа,  свидетельствующего  о
приостановлении  предыдущей  регистрации  (статья  11  Конвенции). Как
следует  из  статьи  12  Конвенции, государство может регистрировать и
предоставлять  право  плавать  судну  под  его флагом, фрахтуемому без
экипажа  фрахтователем в этом государстве, на период действия договора
фрахтования.  Для  обеспечения  применения  данной Конвенции и в целях
выполнения  ее  требований  в  случае  фрахтования  судна  без экипажа
фрахтователь   рассматривается   в  качестве  собственника.  При  этом
государство должно обеспечить, чтобы зафрахтованное без экипажа судно,
плавающее  под  его  флагом,  находилось  под его полной юрисдикцией и
контролем.
     Исходя из требования пункта 3 статьи 279 ТК России, при помещении
транспортных  средств  под  таможенные  режимы  временного  ввоза  или
временного  вывоза  в  случае  несоблюдения  условий,  предусмотренных
пунктом  1  статьи  271 ТК России, декларирование транспортных средств
производится  по  правилам,  установленным  главой  14  ТК  России для
декларирования товаров, путем подачи грузовой таможенной декларации.
     Вместе  с  тем  в  соответствии  с пунктом 2 статьи 271 ТК России
Правительство   Российской   Федерации   вправе  устанавливать  случаи
временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от уплаты
таможенных  пошлин,  налогов,  если  временно  ввезенное  транспортное
средство   используется  российским  лицом  либо  зарегистрировано  за
российским   лицом,  а  также  если  другие  условия,  предусмотренные
подпунктами  1  - 4 пункта 1 статьи 271 ТК России, не соблюдаются, при
условии,  что  в течение срока временного ввоза транспортного средства
право  собственности на транспортное средство не переходит российскому
лицу.  В отношении морских судов валовой вместимостью свыше 1000 (коды
ТН  ВЭД  8901  10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0),
находящихся   в   собственности   иностранных   лиц  и  зафрахтованных
российскими  лицами  по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при
условии   их   использования  в  международных  перевозках  товаров  и
пассажиров  полное  освобождение  от обложения таможенными пошлинами и
налогами  предоставляется  на  срок  действия  указанных  договоров  в
соответствии  с  Постановлением  Правительства Российской Федерации от
21.06.2002 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и
налогами   временно  ввезенных  на  таможенную  территорию  Российской
Федерации морских судов".
     Таким   образом,   декларирование   иностранных   морских  судов,
зафрахтованных  российскими  лицами  по бербоут-чартеру, плавающих под
российским   флагом   и   используемых  для  международных  перевозок,
производится  данными  российскими лицами с учетом требования пункта 3
статьи  279  ТК России по правилам, установленным главой 14 ТК России,
т.е. путем подачи грузовой таможенной декларации и, если они подпадают
под  требования  Постановления  Правительства  Российской Федерации от
21.06.2002 N 448, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и
налогов.   Невыполнение   данной  обязанности  влечет  ответственность
указанных  лиц  по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
     Начальникам   региональных   таможенных   управлений  довести  до
сведения  подчиненных таможенных органов изложенную позицию ФТС России
и   обеспечить   единообразный   подход   к   применению   таможенного
законодательства.

Заместитель руководителя
полковник таможенной службы
                                                           В.М.МАЛИНИН
20 сентября 2006 г.
N 01-06/32785