О РАСПОРЯЖЕНИИ ФТС РОССИИ ОТ 01.09.2006 N 320-Р "О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА". Письмо. Федеральная таможенная служба. 12.09.06 17-22/31849

           О РАСПОРЯЖЕНИИ ФТС РОССИИ ОТ 01.09.2006 N 320-Р
        "О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
               ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА"

                                ПИСЬМО

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

                         12 сентября 2006 г.
                            N 17-22/31849

                                 (Д)


     Распоряжение  ФТС  России  от  01.09.2006  N  320-р  "О  мерах по
противодействию   незаконному  осуществлению  деятельности  в  области
таможенного  дела"  направлено  на  организацию  в  рамках таможенного
контроля  выявления  фактов  оказания  услуг по таможенному оформлению
товаров,  перемещаемых  через таможенную границу Российской Федерации,
лицами, не включенными в Реестр таможенных брокеров (представителей) и
не являющимися работниками декларантов - участников ВЭД.
     Таможенный  кодекс  Российской  Федерации  (далее  -  ТК  России)
установил  жесткие ограничения при определении перечня лиц, обладающих
правами  декларанта  (ст.  124).  По  смыслу  ст.  124  ТК  России  ни
физические,  ни  юридические  лица,  не включенные в реестр таможенных
брокеров,  безотносительно  того,  могут  они  быть  включены  в такие
реестры  или  нет, не вправе осуществлять таможенные операции от имени
других лиц. Данная позиция ФТС России совпадает с позицией Генеральной
прокуратуры  Российской Федерации, изложенной в письме от 11.05.2006 N
47-13-06, в котором указано, что:
     "физические   лица,   не   состоящие   в  трудовых  отношениях  с
декларантом,  не  вправе  на  основании  гражданско-правовых  норм (по
доверенности) декларировать товары от имени юридического лица, так как
в  соответствии  с  п. 1 ст. 124 ТК России декларирование производится
декларантом или таможенным брокером.
     В  связи  с  этим  привлечение  физических лиц к административной
ответственности  по  ст.  16.23  КоАП  России за совершение таможенных
операций от имени юридического лица на основании доверенности является
обоснованным.".
     Пунктом  2  статьи  132 ТК России определено, что подача грузовой
таможенной  декларации  (далее  -  ГТД)  ненадлежащим  лицом  является
основанием  для  отказа  в  ее  принятии  таможенным органом. Однако в
настоящее   время   таможенные   органы   при   принятии  ГТД  уделяют
недостаточное  внимание проведению проверки статуса лиц, составивших и
подавших ГТД, и указанных в графе 54 ГТД, а также их полномочий.
     Пунктом  14  Инструкции  о  действиях  должностных лиц таможенных
органов,  осуществляющих  таможенное  оформление и таможенный контроль
при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России
от  28.11.2003  N  1356  (в  ред.  Приказа ГТК РФ от 28.06.2004 N 746,
Приказов  ФТС РФ от 03.08.2004 N 10, от 10.04.2006 N 319), определено,
что полномочия лица должны подтверждаться, в том числе, доверенностью,
трудовым  договором,  приказом  о  назначении  на  должность. В случае
подписания  таможенной декларации руководителем организации его статус
подтверждается   документами,   удостоверяющими   в   соответствии   с
федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительным
документом факт избрания (назначения) на должность.
     При  этом  одним  из  обязательных  требований  к  данному  лицу,
определенном  в  Инструкции  о  порядке заполнения грузовой таможенной
декларации,  утвержденной  Приказом  ГТК  России  от  21.08.2003 N 915
(зарегистрирован  Минюстом  России  10.09.2003, рег. N 5060), является
условие  нахождения этого лица в штате декларанта, если ГТД составлена
юридическим  лицом,  либо в штате таможенного брокера (представителя).
Кроме  того, данные требования к лицам, обладающим правами декларанта,
являются  необходимым  условием  проведения таможенного контроля после
выпуска  товаров  и  транспортных  средств. Проведение такого контроля
возможно  лишь  в  случае идентификации лица, владеющего документами и
сведениями,  относящимися  к  внешнеэкономической сделке и последующим
операциям   с   товарами,  и/или  отражающего  сведения  о  товарах  в
документах бухгалтерского учета.
     Следовательно,   указанные  документы  должны  быть  представлены
одновременно   с   подачей  таможенной  декларации  или  в  случае  их
отсутствия  они  должны  быть  истребованы.  Таким образом, таможенные
органы   реализуют  свое  право  проводить  проверку  наличия  у  лица
полномочий  осуществлять  декларирование  (подпункт  4  статьи  408 ТК
России).
     Реализация  распоряжения  ФТС России от 01.09.2006 N 320-р должна
содействовать   ограничению   проникновения   на  внешний  рынок  лиц,
незаконно  осуществляющих  деятельность в качестве декларантов, как на
этапе  декларирования товаров (подача таможенной декларации), так и на
этапе  последующего  таможенного  контроля  путем  строгого соблюдения
указанных выше норм таможенного законодательства.

Начальник Управления
таможенной инспекции
генерал-майор таможенной службы
                                                           С.Э.ЗОЛОТОВ
12 сентября 2006 г.
N 17-22/31849