Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.07.06 03-06-02-04/101


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                            5 июля 2006 г.
                          N 03-06-02-04/101

                                 (Д)


     Вопрос: О разъяснении налогового законодательства.
     В  соответствии  с  подпунктом  2  пункта  1 статьи 21 и пункта 1
статьи 34.2 НК РФ просим дать разъяснения по вопросу применения статьи
394 НК РФ.
     1. Налогообложение дачных земельных участков
     Согласно  подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ земельным налогом
по ставке 0,3% облагаются земельные участки:
     - отнесенные  к  землям  сельскохозяйственного  назначения  или к
землям  в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях
и используемых для сельскохозяйственного производства;
     - занятые  жилищным  фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального  комплекса  или  предоставленные  для  жилищного
строительства;
     - предоставленные  для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства.
     При этом не поименованы дачные земельные участки.
     Термины   "садовый   земельный   участок",  "огородный  земельный
участок"   и   "дачный   земельный   участок"  Налоговым  кодексом  не
определены.  Однако,  в  силу  п.  1  ст. 11 НК РФ эти термины следует
применять  в  том  значении,  в  котором  они используются в земельном
законодательстве.  Земельный  кодекс  эти термины также не определяет;
тем  не  менее  по  смыслу  ст.  2  и ст. 81 ЗК РФ в состав земельного
законодательства    включается    и   Закон   РФ   "О   садоводческих,
огороднических  и  дачных  некоммерческих  объединениях граждан" в той
части,  в  какой  он  регулирует непосредственно земельные отношения и
постольку, поскольку это не противоречит Земельному кодексу.
     Упомянутый  закон  дает  определение  садовых, огородных и дачных
земельных  участков,  из которых становится ясно, что дачные земельные
участки  по  своему назначению являют собой симбиоз садовых участков и
участков, предоставленных под жилищное строительство (занятых жилищным
фондом).
     Действительно,    дачные    участки    -   это   такие,   которые
предоставляются гражданам:
     - с  правом  возведения  жилого  строения  без  права регистрации
проживания  в  нем  и  хозяйственных  строений и сооружений, а также с
правом  выращивания  плодовых,  ягодных,  овощных,  бахчевых  или иных
сельскохозяйственных   культур   и   картофеля   -  что  соответствует
определению садового участка;
     или
     - с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания
в нем - что соответствует участкам, занимаемым жилым фондом.
     Следовательно,  поскольку  и  садовые участки, и участки, занятые
жилым   фондом,  подлежат  налогообложению  по  ставке  0,3%,  логично
предположить,  что  Законодатель  имел  в виду, что и дачные земельные
участки также облагаются налогом по ставке 0,3%.
     Кроме  того,  еще  при  подготовке соответствующего законопроекта
Минфин  высказывался  в  том  смысле,  что  по ставке 0,3% планируется
облагать в том числе и дачные земельные участки.
     Однако  после  введения  в  действие  главы  31  НК  РФ отдельные
территориальные  налоговые органы, руководствуясь исключительно буквой
закона,  считают, что дачные участки должны облагаться по общей ставке
- 1,5%.
     Полагаем,  что такое толкование статьи 394 НК РФ не соответствует
духу  закона, нарушает принципы справедливости, юридического равенства
плательщиков   и  равного  финансового  обременения,  сформулированные
Конституционным  Судом  Российской  Федерации  в  Постановлении  от 24
февраля 1988 года и неоднократно подтвержденные им.
     Просим   дать  официальное  письменное  разъяснение  Министерства
финансов о применении статьи 394 НК РФ к дачным земельным участкам.
     2.  Налогообложение  земель  общего  пользования, предоставленных
садоводческим,  огородническим  и  дачным  некоммерческим объединениям
граждан
     В  статье  394 НК РФ также не упомянуты земли общего пользования,
предоставленные  садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим
объединениям.  Однако  логично  предположить,  что  они  также  должны
облагаться  налогом  по ставке 0,3%, поскольку целями их использования
являются те же цели, что и перечисленные в пп. 1. п. 1. ст. 394 НК РФ.
     Просим  дать разъяснения о применении упомянутой статьи 394 НК РФ
к    земельным    участкам    общего    пользования,   предоставленным
садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям.
     Одновременно  просим  в  соответствии  с  пунктом  2  Положения о
Министерстве  финансов  Российской федерации рекомендовать Федеральной
налоговой  службе  Российской  Федерации дать указание территориальным
налоговым  органам  о единообразном применении норм статьи 394 НК РФ в
соответствии    с    разъяснениями   Министерства   финансов   РФ   по
вышеупомянутым вопросам.
     3. Предложения по изменению законодательства
     Во   избежание   неоднозначного   толкования   ст.   394   НК  РФ
применительно   к   упомянутым   выше  земельным  участкам  предлагаем
обратиться  в  Правительство  Российской  Федерации  с  предложением о
внесении   в  Федеральное  Собрание  Российской  Федерации  в  порядке
законодательной  инициативы  законопроекта,  предполагающего  внесение
изменений в главу 31 НК РФ, а именно:
     Предлагаем  абзац  4  подпункта  1 пункта 1 статьи 394 изложить в
следующей  редакции: "предоставленных для личного подсобного хозяйства
или    животноводства,    садовых,    огородных,   дачных,   а   также
предоставленных  садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим
объединениям граждан в качестве земель общего пользования".

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  Ваше  письмо  от 1 июня 2006 года N 17/5 по вопросу уплаты
земельного налога и сообщает следующее.
     В  соответствии  со  статьей  65  Земельного  кодекса  Российской
Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами  платы  за  использование  земли  являются  земельный  налог и
арендная плата.
     С  1  января  2006  года  на всей территории Российской Федерации
вступила   в  силу  глава  31  "Земельный  налог"  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс),  согласно которой земельный
налог  устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие
и  прекращает  действовать  в  соответствии  с Кодексом и нормативными
правовыми  актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
     В   соответствии   со  статьей  388  Кодекса  налогоплательщиками
земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие
земельными   участками   на  праве  собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     Статьей  394  Кодекса  установлены  предельные  ставки земельного
налога,   в   рамках  которых  представительные  органы  муниципальных
образований устанавливают ставки налога, которые должны применяться на
их территориях.
     Так,  в отношении земельных участков, предоставленных для личного
подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства,
ставки  земельного  налога не могут превышать 0,3 процента кадастровой
стоимости земельных участков, в отношении прочих земель - 1,5 процента
кадастровой стоимости земельных участков.
     В  соответствии  со  статьей  78  Земельного  кодекса  Российской
Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться,
в  частности,  для  ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества,    животноводства   и   дачного   хозяйства.   Порядок
предоставления  земельных  участков для указанных нужд устанавливается
Земельным  кодексом  Российской Федерации, а также Федеральным законом
от  7  июля  2003  г.  N  112-ФЗ  "О  личном  подсобном  хозяйстве"  и
Федеральным  законом  от  15  апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
     Согласно  статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ
личным  подсобным  хозяйством  признается  форма непредпринимательской
деятельности   по   производству  и  переработке  сельскохозяйственной
продукции.   Личное   подсобное   хозяйство  ведется  гражданином  или
гражданином   и   совместно  проживающими  с  ним  и  (или)  совместно
осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его
семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке,
предоставленном  и  (или) приобретенном для ведения личного подсобного
хозяйства.
     В  отношении  земельных  участков,  предоставленных  для  ведения
садоводства,  огородничества  и  животноводства,  следует иметь в виду
положения  Федерального  закона  от  15  апреля  1998  г.  N  66-ФЗ "О
садоводческих,  огороднических  и  дачных  некоммерческих объединениях
граждан",  которым  садовые,  огородные  и  дачные  земельные  участки
выделяются в качестве самостоятельных земельных участков.
     Согласно  статье  1  вышеуказанного  Федерального  закона садовым
земельным   участком  признается  земельный  участок,  предоставленный
гражданину  или  приобретенный  им  для выращивания плодовых, ягодных,
овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а
также  для  отдыха  (с  правом  возведения  жилого  строения без права
регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
     Огородным   земельным   участком  признается  земельный  участок,
предоставленный   гражданину  или  приобретенный  им  для  выращивания
ягодных,  овощных,  бахчевых  или  иных сельскохозяйственных культур и
картофеля  (с  правом  или  без права возведения некапитального жилого
строения  и  хозяйственных  строений  и  сооружений  в  зависимости от
разрешенного   использования  земельного  участка,  определенного  при
зонировании территории).
     Дачным    земельным    участком   является   земельный   участок,
предоставленный  гражданину  или  приобретенный  им  в целях отдыха (с
правом  возведения  жилого строения без права регистрации проживания в
нем   или  жилого  дома  с  правом  регистрации  проживания  в  нем  и
хозяйственных  строений  и  сооружений,  а  также с правом выращивания
плодовых,  ягодных,  овощных,  бахчевых  или иных сельскохозяйственных
культур и картофеля).
     Таким  образом,  установленная  статьей  394  Кодекса  предельная
ставка в размере 0,3 процента кадастровой стоимости применяется только
в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного
хозяйства,  садоводства,  огородничества  или животноводства. Вместе с
тем при налогообложении земельных участков дачных хозяйств применяется
ставка земельного налога в размере 1,5 процента кадастровой стоимости,
если  иное  не  установлено  представительными  органами муниципальных
образований.
     На  территории  Одинцовского  района  земельный  налог  введен  в
действие  Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района
Московской  области  от  18  ноября  2005  г.  N  3/3 "Об установлении
земельного  налога  на  территории Одинцовского муниципального района"
(далее  -  Решение).  Пунктом  6 указанного Решения установлены ставки
земельного  налога,  действующие  на территории данного муниципального
района.  Однако  в отношении земельных участков дачных хозяйств особые
ставки  земельного  налога  не  установлены, в связи с чем применяется
ставка,  установленная  в  отношении  прочих  земельных  участков (1,5
процента кадастровой стоимости).
     Как  следует  из положений земельного законодательства Российской
Федерации  и  Решения, в отношении земельных участков, предоставленных
для ведения дачного хозяйства (включая земли общего пользования дачных
хозяйств),  статьей 394 Кодекса и пунктом 6 Решения установлена ставка
земельного   налога  в  размере  1,5  процента  кадастровой  стоимости
земельных участков.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной
политики Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
5 июля 2006 г.
N 03-06-02-04/101