ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 5 июля 2006 г. N 03-06-02-04/101 (Д) Вопрос: О разъяснении налогового законодательства. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 34.2 НК РФ просим дать разъяснения по вопросу применения статьи 394 НК РФ. 1. Налогообложение дачных земельных участков Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ земельным налогом по ставке 0,3% облагаются земельные участки: - отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; - занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленные для жилищного строительства; - предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. При этом не поименованы дачные земельные участки. Термины "садовый земельный участок", "огородный земельный участок" и "дачный земельный участок" Налоговым кодексом не определены. Однако, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины следует применять в том значении, в котором они используются в земельном законодательстве. Земельный кодекс эти термины также не определяет; тем не менее по смыслу ст. 2 и ст. 81 ЗК РФ в состав земельного законодательства включается и Закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой он регулирует непосредственно земельные отношения и постольку, поскольку это не противоречит Земельному кодексу. Упомянутый закон дает определение садовых, огородных и дачных земельных участков, из которых становится ясно, что дачные земельные участки по своему назначению являют собой симбиоз садовых участков и участков, предоставленных под жилищное строительство (занятых жилищным фондом). Действительно, дачные участки - это такие, которые предоставляются гражданам: - с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля - что соответствует определению садового участка; или - с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем - что соответствует участкам, занимаемым жилым фондом. Следовательно, поскольку и садовые участки, и участки, занятые жилым фондом, подлежат налогообложению по ставке 0,3%, логично предположить, что Законодатель имел в виду, что и дачные земельные участки также облагаются налогом по ставке 0,3%. Кроме того, еще при подготовке соответствующего законопроекта Минфин высказывался в том смысле, что по ставке 0,3% планируется облагать в том числе и дачные земельные участки. Однако после введения в действие главы 31 НК РФ отдельные территориальные налоговые органы, руководствуясь исключительно буквой закона, считают, что дачные участки должны облагаться по общей ставке - 1,5%. Полагаем, что такое толкование статьи 394 НК РФ не соответствует духу закона, нарушает принципы справедливости, юридического равенства плательщиков и равного финансового обременения, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1988 года и неоднократно подтвержденные им. Просим дать официальное письменное разъяснение Министерства финансов о применении статьи 394 НК РФ к дачным земельным участкам. 2. Налогообложение земель общего пользования, предоставленных садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан В статье 394 НК РФ также не упомянуты земли общего пользования, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. Однако логично предположить, что они также должны облагаться налогом по ставке 0,3%, поскольку целями их использования являются те же цели, что и перечисленные в пп. 1. п. 1. ст. 394 НК РФ. Просим дать разъяснения о применении упомянутой статьи 394 НК РФ к земельным участкам общего пользования, предоставленным садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. Одновременно просим в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве финансов Российской федерации рекомендовать Федеральной налоговой службе Российской Федерации дать указание территориальным налоговым органам о единообразном применении норм статьи 394 НК РФ в соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ по вышеупомянутым вопросам. 3. Предложения по изменению законодательства Во избежание неоднозначного толкования ст. 394 НК РФ применительно к упомянутым выше земельным участкам предлагаем обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о внесении в Федеральное Собрание Российской Федерации в порядке законодательной инициативы законопроекта, предполагающего внесение изменений в главу 31 НК РФ, а именно: Предлагаем абзац 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 изложить в следующей редакции: "предоставленных для личного подсобного хозяйства или животноводства, садовых, огородных, дачных, а также предоставленных садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан в качестве земель общего пользования". Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 1 июня 2006 года N 17/5 по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее. В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статьей 394 Кодекса установлены предельные ставки земельного налога, в рамках которых представительные органы муниципальных образований устанавливают ставки налога, которые должны применяться на их территориях. Так, в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, ставки земельного налога не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельных участков, в отношении прочих земель - 1,5 процента кадастровой стоимости земельных участков. В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства. Порядок предоставления земельных участков для указанных нужд устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. В отношении земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и животноводства, следует иметь в виду положения Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", которым садовые, огородные и дачные земельные участки выделяются в качестве самостоятельных земельных участков. Согласно статье 1 вышеуказанного Федерального закона садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Огородным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории). Дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля). Таким образом, установленная статьей 394 Кодекса предельная ставка в размере 0,3 процента кадастровой стоимости применяется только в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. Вместе с тем при налогообложении земельных участков дачных хозяйств применяется ставка земельного налога в размере 1,5 процента кадастровой стоимости, если иное не установлено представительными органами муниципальных образований. На территории Одинцовского района земельный налог введен в действие Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 ноября 2005 г. N 3/3 "Об установлении земельного налога на территории Одинцовского муниципального района" (далее - Решение). Пунктом 6 указанного Решения установлены ставки земельного налога, действующие на территории данного муниципального района. Однако в отношении земельных участков дачных хозяйств особые ставки земельного налога не установлены, в связи с чем применяется ставка, установленная в отношении прочих земельных участков (1,5 процента кадастровой стоимости). Как следует из положений земельного законодательства Российской Федерации и Решения, в отношении земельных участков, предоставленных для ведения дачного хозяйства (включая земли общего пользования дачных хозяйств), статьей 394 Кодекса и пунктом 6 Решения установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента кадастровой стоимости земельных участков. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ А.И. Иванеев 5 июля 2006 г. N 03-06-02-04/101 |