Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.07.06 03-05-01-05/139


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           10 июля 2006 г.
                          N 03-05-01-05/139

                                 (Д)


     Вопрос:  В  течение одного налогового периода я, физическое лицо,
через брокера совершил сделки купли-продажи ценных бумаг, обращающихся
на  организованном  рынке,  т.е.  одной  категории.  Я совершал сделки
купли-продажи  ценных  бумаг,  которыми владел более 3-х лет, и сроком
владения менее 3-х лет.
     Ценные  бумаги, которыми я владел более 3-х лет, были приобретены
на чековом аукционе в 1994 г. в обмен на приватизационные чеки.
     При  подаче налоговой декларации я заявил имущественный налоговый
вычет  в  сумме  дохода (минус услуги брокера) от продажи ценных бумаг
сроком  владения  более  3-х лет и налоговый вычет в сумме фактических
затрат  на  ценные  бумаги  сроком  владения  менее 3-х лет. Налоговая
инспекция   в  предоставлении  мне  имущественного  налогового  вычета
отказала.
     На основании вышеизложенного прошу Вас разъяснить:
     1.   Могу   ли  я  воспользоваться  одновременно  предоставлением
имущественного  налогового  вычета  на  доход  от продажи ценных бумаг
сроком владения более 3-х лет, приобретенных на приватизационные чеки,
и  налогового  вычета  в  размере фактических затрат по бумагам сроком
владения  менее  3-х  лет,  при  этом  ценные бумаги относятся к одной
категории?
     2.   Является   ли   приобретение   ценных   бумаг   в  обмен  на
приватизационные  чеки причиной отказа в предоставлении имущественного
налогового вычета?
     Налоговая инспекция считает, что стоимость приватизационных чеков
является  расходами  на  приобретение  и  они  должны быть отнесены на
уменьшение  налогооблагаемой  базы  без  предоставления имущественного
налогового вычета.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел   Ваше  письмо  по  вопросу  предоставления  имущественного
налогового вычета при реализации ценных бумаг и сообщает следующее.
     Пунктом  3  статьи  214.1 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -  Кодекс)  предусмотрено  определение  доходов  от  операций
купли-продажи   ценных   бумаг  как  разницы  между  суммами  доходов,
полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными
расходами   на  приобретение,  реализацию  и  хранение  ценных  бумаг,
фактически произведенными налогоплательщиком.
     В  данном  пункте  также  указывается,  что  налогоплательщик при
продаже  ценных  бумаг  может  воспользоваться имущественным налоговым
вычетом,  предусмотренным  абзацем  первым подпункта 1 пункта 1 статьи
220  Кодекса в случае, если расходы налогоплательщика на приобретение,
реализацию   и  хранение  ценных  бумаг  не  могут  быть  подтверждены
документально.
     Таким  образом,  чтобы  воспользоваться  имущественным  налоговым
вычетом#   у   налогоплательщика  должны  быть  документы  (контракты,
договоры  и  т.д.),  подтверждающие  возмездный  характер приобретения
ценных бумаг, поскольку они могли быть получены бесплатно.
     При  отсутствии  платежных документов, подтверждающих фактическую
оплату   стоимости   приобретенных   ценных   бумаг,  но  при  наличии
документов,  подтверждающих  приобретение  ценных  бумаг на возмездной
основе  (контракты,  договоры  и  т.п.),  налогоплательщику может быть
предоставлен имущественный налоговый вычет.
     В   случае   отсутствия   документов,  подтверждающих  возмездный
характер   приобретения  ценных  бумаг,  доходы  налогоплательщика  от
продажи   ценных  бумаг  могут  быть  уменьшены  на  суммы  фактически
произведенных  и  документально  подтвержденных  расходов, связанных с
реализацией и хранением ценных бумаг. При этом имущественный налоговый
вычет не предоставляется.
     При    реализации   ценных   бумаг,   полученных   в   обмен   на
приватизационные   чеки   (ваучеры),   к   документам,  подтверждающим
возмездное  приобретение  ценных бумаг, могут быть отнесены контракты,
договоры,  справки, выданные регистратором, в которых указывается, что
акции  зачислены на лицевой счет налогоплательщика по договору в обмен
на приватизационные чеки и т.п.
     При  наличии  вышеупомянутых  документов  налогоплательщику может
быть предоставлен соответствующий имущественный налоговый вычет.
     Вместе  с  тем,  при передаче налогоплательщиком приватизационных
чеков  (ваучеров)  по  договору  в  обмен  на ценные бумаги необходимо
учитывать,  что  величина расходов не может автоматически определяться
номинальной стоимостью ценных бумаг.
     Ценная  бумага  является вещью, стоимость которой устанавливается
фактически в каждом случае ее передачи.
     В  этой связи следует признать необоснованным требование об учете
суммы   расходов  при  реализации  ценных  бумаг  исходя  из  номинала
приватизационных чеков (ваучеров).
     Поскольку  по договору мены, в частности, обмена приватизационных
чеков  (ваучеров)  на  другие  ценные бумаги, осуществление каких-либо
платежей   не  предусмотрено  и,  следовательно,  платежные  документы
отсутствуют,  расходы  налогоплательщика  не  могут  быть подтверждены
документально. В этом случае налогоплательщику может быть предоставлен
имущественный налоговый вычет с учетом изложенного в настоящем письме.
     При  этом, налоговая база в пределах одной категории ценных бумаг
рассчитывается   отдельно   с  применением  имущественного  налогового
вычета,   по   ценным   бумагам,  расходы,#  на  приобретение  которых
невозможно подтвердить документально, и с применением вычета в размере
документально  подтвержденных  расходов  на приобретение, реализацию и
хранение  ценных  бумаг,  если  такие расходы могут быть документально
подтверждены.
     Таким образом, если кроме операций с ценными бумагами, по которым
имеются   документально   подтвержденные   расходы,   налогоплательщик
осуществлял   также   операции,  по  которым  расходы  не  могут  быть
подтверждены документально, доходы по таким операциям, принимаемые для
определения   налоговой   базы,   могут   быть   уменьшены   на  сумму
соответствующего имущественного налогового вычета с учетом изложенного
выше в настоящем письме.
     Копия данного письма направлена в ФНС России.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной
политики Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
10 июля 2006 г.
N 03-05-01-05/139