О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ). Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 19.07.06 3736-РХ


                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           19 июля 2006 г.
                              N 3736-РХ

                                 (Д)


     Министерство  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации  рассмотрело  обращение по вопросам реализации приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения и сообщает.
     По  вопросу  затрат  на проведение дополнительной диспансеризации
одного работающего гражданина.
     Дополнительная диспансеризация в 2006 году проводится в отношении
граждан  в  возрасте  35  -  55  лет,  прежде  всего  за  счет средств
обязательного  медицинского  страхования  в  соответствии  с  тарифами
территориальной   программы  обязательного  медицинского  страхования,
установленными  в  каждом субъекте Российской Федерации и, кроме того,
за  счет  средств,  направляемых  из  фонда  софинансирования  в  виде
субсидий,   которые   предоставляются  ежемесячно  Федеральным  фондом
обязательного    медицинского   страхования   территориальным   фондам
обязательного   медицинского   страхования,   исходя   из  численности
работающих  граждан,  в  отношении  которых  проводится дополнительная
диспансеризация,  и  норматива  затрат  на  проведение  дополнительной
диспансеризации одного работающего гражданина.
     По  мере  прохождения  дополнительной  диспансеризации  на каждое
посещение   к   врачам-специалистам   заводится  "Талон  амбулаторного
пациента"  (учетная  форма  N  025-12/у  с  отметками  литерами  "ДД",
утверждена   Приказом   Минздравсоцразвития   России  от  22.11.2004),
посещения   учитываются   в   дневнике  учета  врачебных  посещений  в
установленном порядке и представляются к оплате в территориальный фонд
обязательного медицинского страхования.
     Кроме   того,   по   факту   законченного  случая  дополнительной
диспансеризации,  по  мере  представления  учреждением здравоохранения
счетов,  в  порядке,  установленном  Федеральным  фондом обязательного
медицинского  страхования,  производится  оплата  в  размере норматива
затрат  на  проведение  дополнительной диспансеризации, установленного
Приказом    Минздравсоцразвития    России    от   22.03.2006   N   188
(зарегистрирован  в  Минюсте  России  23  марта,  N 7614) "О порядке и
объеме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в
государственных   и   муниципальных   учреждениях  сферы  образования,
здравоохранения,  социальной  защиты,  культуры, физической культуры и
спорта и в научно-исследовательских учреждениях".
     Средства,  полученные  учреждениями здравоохранения на проведение
дополнительной  диспансеризации,  направляются  ими  на  оплату  труда
медицинских   работников,   участвующих  в  проведении  дополнительной
диспансеризации  работающих  граждан (за исключением врачей-терапевтов
участковых,  врачей  общей  (семейной)  практики,  медицинских  сестер
участковых  врачей-терапевтов  участковых,  медицинских  сестер врачей
общей  (семейной)  практики),  и на приобретение расходных материалов,
необходимых  для  проведения дополнительной диспансеризации работающих
граждан.
     По вопросу заключения договора между учреждением здравоохранения,
не  имеющим  лицензии  на  осуществление  работ  и  услуг  по оказанию
соответствующей медицинской помощи.
     При  отсутствии  у  учреждения  здравоохранения,  обеспечивающего
проведение  дополнительной  диспансеризации, лицензии на осуществление
работ   и   услуг   по   оказанию   медицинской  помощи  по  отдельным
специальностям,   вопрос  может  быть  урегулирован  путем  заключения
гражданско-правового     договора     между     данным     учреждением
здравоохранения,  с  одной  стороны,  и  учреждением  здравоохранения,
имеющим   лицензию   на   осуществление   данного   вида   медицинской
деятельности   о   возмещении   расходов,  понесенных  ею  в  связи  с
проведением    диспансеризации,   за   счет   средств,   перечисленных
территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
     По  вопросу  включения  федеральных  и  ведомственных  учреждений
здравоохранения   в   перечень   лечебно-профилактических  учреждений,
оказывающих     дополнительную    медицинскую    помощь    в    рамках
государственного задания.
     С  целью  решения вопроса о включении федеральных и ведомственных
учреждений   здравоохранения   в   перечень   учреждений,  реализующих
приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения Министерством
здравоохранения   и   социального   развития   Российской   Федерации,
подготовлен   проект  Федерального  закона  "О  внесении  изменений  в
Федеральные   законы   "О  бюджете  Федерального  фонда  обязательного
медицинского  страхования  на 2006 год" и "О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на 2006 год".
     Данным    проектом    предусматривается    возможность    участия
ведомственных  медицинских  организаций  в выполнении государственного
задания   по  оказанию  дополнительной  медицинской  помощи,  а  также
медицинской  помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов,
в   случае   отсутствия   на   территории  муниципального  образования
(городского  округа)  муниципальных  учреждений  здравоохранения  либо
учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, при условии
размещения  в  указанных  ведомственных  учреждениях здравоохранения в
установленном законодательством порядке муниципального заказа.
     При  этом  проектом  Федерального  закона "О внесении изменений в
Федеральные   законы   "О  бюджете  Федерального  фонда  обязательного
медицинского  страхования  на 2006 год" и "О бюджете Фонда социального
страхования   Российской  Федерации  на  2006  год"  предусматривается
распространение  его  действия на отношения, возникшие с 1 января 2006
года.
     В   настоящее  время  проект  Федерального  закона  находится  на
согласовании в Минфине России и Минэкономразвития России.
     По  вопросу  учета  денежных  выплат  медицинским  работникам при
расчетах среднего заработка и источниках финансирования дополнительных
расходов,   связанных   с   увеличением   размера  среднего  заработка
работника, сообщаем.
     Информационным письмом Минздравсоцразвития России от 13.06.2006 N
187-МЗ  разъяснило,  что  Федеральным  законом от 22 декабря 2005 г. N
171-ФЗ   "О  бюджете  Федерального  фонда  обязательного  медицинского
страхования   на   2006   год"  предусмотрено  финансовое  обеспечение
государственного  задания  в соответствии с Программой государственных
гарантий  оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год
на  оказание  учреждениями  здравоохранения муниципальных образований,
оказывающих  первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -
соответствующими   учреждениями  здравоохранения  субъекта  Российской
Федерации),    дополнительной    медицинской    помощи,    оказываемой
врачами-терапевтами   участковыми,   врачами-педиатрами   участковыми,
врачами  общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами
по   тарифам,   утверждаемым   Фондом,   которое   является  расходным
обязательством Российской Федерации на 2006 год.
     Указанные    выплаты    (надбавки    стимулирующего    характера)
осуществляются    в    рамках   трудовых   отношений   за   выполнение
дополнительных   обязанностей   в   пределах  установленной  работнику
законодательством  продолжительности  рабочего времени, следовательно,
являются частью заработной платы работника.
     В  соответствии  со  статьей  139  Трудового  кодекса  Российской
Федерации  их  необходимо  учитывать при исчислении средней заработной
платы  для  всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской
Федерации  (отпуска,  командировки,  повышение  квалификации и т.д.) в
порядке, установленном законодательством.
     Финансирование  дополнительных  расходов  учреждения, связанных с
увеличением    размера    среднего    заработка    работника,   должно
осуществляться  за  счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том
числе   средств   соответствующих  бюджетов  и  средств  обязательного
медицинского страхования.
     По   вопросу  осуществления  денежных  выплат  работникам  скорой
медицинской помощи.
     Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном
бюджете   на   2006   год",  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  9  июня  2006 г. N 356 "О порядке предоставления в 2006
году  субсидий  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации на денежные
выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам,
фельдшерам  и  медсестрам  скорой  медицинской  помощи"  предусмотрены
денежные  выплаты  врачам,  фельдшерам (акушеркам) и медсестрам скорой
медицинской    помощи    учреждений    здравоохранения   муниципальных
образований, оказывающих скорую медицинскую помощь.
     Таким  образом,  в  перечень  медицинских работников на получение
указанных  денежных  выплат  включены средние медицинские работники, в
том  числе  и занимающие должности фельдшера или медицинской сестры по
приему вызовов и передаче их выездным бригадам.
     Денежные  выплаты другим категориям работников скорой медицинской
помощи,   в  том  числе  главному  врачу,  его  заместителям,  главной
медицинской  сестре  (фельдшеру),  санитарам, медицинскому статистику,
медицинскому  регистратору  стола  справок, медицинскому дезинфектору,
сестре-хозяйке,  фармацевтическому  персоналу,  водителям  автомобилей
скорой медицинской помощи, указанным Постановлением не предусмотрены.
     Вместе с тем в рамках реализации указанного Постановления субъект
Российской   Федерации   в  установленном  порядке  должен  установить
размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат.
     В  этой  связи органы государственной власти субъектов Российской
Федерации  имеют  возможность  из  средств  местных  бюджетов субъекта
Российской  Федерации включить в перечень на получение денежных выплат
и  других  работников  скорой  медицинской  помощи  в  соответствии  с
Федеральным  законом  от  22  августа  2004  года N 122-ФЗ "О внесении
изменений  в  законодательные  акты  Российской  Федерации и признании
утратившими  силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в  связи  с  принятием  Федеральных  законов  "О  внесении изменений и
дополнении   в  Федеральный  закон  "Об  общих  принципах  организации
законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
которым  определено  их право по повышению заработной платы работникам
учреждений  здравоохранения, включая порядок установления и применения
доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.

                                                           Р.А.ХАЛЬФИН
19 июля 2006 г.
N 3736-РХ