ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОТСУТСТВИЕ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВОЗБУЖДЕНО ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ?. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 21.04.06 09-10/031928@

       ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ
        ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОТСУТСТВИЕ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО
         ВОЗБУЖДЕНО ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          21 апреля 2006 г.
                           N 09-10/031928@

                                 (Д)


     В   соответствии   со   статьей   28.2   КоАП   РФ  о  совершении
административного правонарушения составляется протокол, за исключением
случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.
     В протоколе об административном правонарушении указываются дата и
место   его   составления,   должность,   фамилия   и  инициалы  лица,
составившего   протокол,   сведения   о  лице,  в  отношении  которого
возбуждено  дело  об  административном правонарушении, фамилии, имена,
отчества,  адреса  места  жительства  свидетелей  и  потерпевших, если
имеются  свидетели  и  потерпевшие,  место, время совершения и событие
административного  правонарушения,  статья КоАП РФ или закона субъекта
РФ,   предусматривающая  административную  ответственность  за  данное
административное   правонарушение,  объяснение  физического  лица  или
законного   представителя   юридического  лица,  в  отношении  которых
возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
     При  составлении  протокола  об  административном  правонарушении
физическому  лицу  или  законному  представителю  юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
а  также  иным участникам производства по делу разъясняются их права и
обязанности,   предусмотренные  КоАП  РФ,  о  чем  делается  запись  в
протоколе.
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
должна  быть  предоставлена  возможность  ознакомления с протоколом об
административном  правонарушении.  Указанные  лица  вправе представить
объяснения  и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к
протоколу.
     Протокол   об   административном   правонарушении   подписывается
должностным  лицом,  его  составившим,  физическим  лицом или законным
представителем  юридического лица, в отношении которых возбуждено дело
об  административном  правонарушении. В случае отказа указанных лиц от
подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
     Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в
отношении  которых возбуждено дело об административном правонарушении,
а   также  потерпевшему  вручается  под  расписку  копия  протокола  о
совершенном административном правонарушении.
     Согласно   статье  28.5  КоАП  РФ  протокол  об  административном
правонарушении  составляется  немедленно  после  выявления  совершения
административного    правонарушения.    В    случае   если   требуется
дополнительное  выяснение  обстоятельств дела либо данных о физическом
лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается
дело  об административном правонарушении, протокол об административном
правонарушении  составляется  в течение двух суток с момента выявления
административного правонарушения.
     В  случае  проведения административного расследования протокол об
административном     правонарушении    составляется    по    окончании
расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
     На основании пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004
N  10  "О  некоторых  вопросах,  возникающих  в  судебной практике при
рассмотрении   дел   об  административных  правонарушениях"  нарушение
административным  органом при производстве по делу об административном
правонарушении   процессуальных  требований,  установленных  КоАП  РФ,
является   основанием   для   отказа   в   удовлетворении   требований
административного    органа    о    привлечении   к   административной
ответственности (часть 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным
и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2
ст.   211   АПК  РФ)  при  условии,  если  указанные  нарушения  носят
существенный  характер  и  не  позволяют или не позволили всесторонне,
полно и объективно рассмотреть дело.
     Существенный    характер   нарушения   определяется   исходя   из
последствий,   которые  данными  нарушениями  вызваны,  и  возможности
устранения этих последствий при рассмотрении дела.
     Установив   при  рассмотрении  дела  несоответствие  между  датой
составления   протокола   и  моментом  выявления  правонарушения,  суд
оценивает   это  обстоятельство  с  учетом  необходимости  обеспечения
административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол
об  административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей
28.2 КоАП РФ.
     При   выявлении   в  ходе  рассмотрения  дела  факта  составления
протокола  в  отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном  правонарушении,  суду  надлежит  выяснить,  было  ли
данному   лицу  сообщено  о  дате  и  времени  составления  протокола,
уведомило  ли  оно  административный  орган  о необходимости прибытия,
являются ли причины неявки уважительными.
     Согласно  пункту  4  постановления  Пленума Верховного суда РФ от
24.05.2005  N  5  "О  некоторых  вопросах,  возникающих  у  судов  при
применении  КоАП  РФ"  в  порядке подготовки дела к рассмотрению судья
должен   также   установить,   правильно   ли  составлен  протокол  об
административном  правонарушении  с  точки зрения полноты исследования
события  правонарушения  и  сведений  о лице, его совершившем, а также
соблюдения процедуры оформления протокола.
     Существенным  недостатком  протокола  является отсутствие данных,
перечисленных  в  части  2  статьи  28.2  КоАП  РФ,  и иных сведений в
зависимости   от   их  значимости  для  данного  конкретного  дела  об
административном  правонарушении  (например,  отсутствие данных о том,
владеет   ли   лицо,   в   отношении   которого   возбуждено  дело  об
административном    правонарушении,   языком,   на   котором   ведется
производство  по делу, а также данных о предоставлении переводчика при
составлении протокола и т.д.).
     Несущественными  являются  такие  недостатки  протокола,  которые
могут  быть  восполнены  при  рассмотрении  дела  по существу, а также
нарушение   установленных   статьями   28.5  и  28.8  КоАП  РФ  сроков
составления протокола об административном правонарушении и направления
протокола  для  рассмотрения  судье,  поскольку  эти сроки не являются
пресекательными,  либо  составления  протокола  в  отсутствие  лица, в
отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его
составления,  но  оно  не  явилось в назначенный срок и не уведомило о
причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
     Таким  образом, протокол об административном правонарушении может
быть  составлен  и  в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено
дело   об   административном   правонарушении,   при   указанных  выше
обстоятельствах.
     В  соответствии  со  статьей  27.2  КоАП  РФ  в целях составления
протокола  об  административном  правонарушении  при невозможности его
составления  на месте выявления административного правонарушения, если
составление  протокола  является  обязательным,  физическое лицо может
быть доставлено в установленном данной статьей порядке.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
21 апреля 2006 г.
N 09-10/031928@