Без названия. Письмо. Федеральная налоговая служба. 16.06.06 09-1-03/3103


                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                           16 июня 2006 г.
                            N 09-1-03/3103

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба  рассмотрела  обращение Ассоциации
российских банков и сообщает следующее.
     При  оценке  правомерности  использования банками списков адресов
массовой  регистрации и списков массовых заявителей необходимо иметь в
виду,   что  действующее  законодательство  не  содержит  эффективного
инструмента   противодействия  созданию  номинальных  юридических  лиц
("фирм-однодневок").   При   их  создании,  для  придания  формального
соответствия   нормам   законодательства,   зачастую  фальсифицируются
документы,  используются  утерянные  паспорта, предъявляются фиктивные
договора аренды.
     В  настоящее  время  в  г. Москве в день в среднем регистрируется
порядка  550 юридических лиц при создании путем учреждения. Дальнейший
анализ  хозяйственной  деятельности  юридических лиц позволяет сделать
вывод  о  том,  что более 50% этих организаций создается для участия в
схемах  уклонения  от  налогообложения,  в схемах легализации и вывода
активов за рубеж.
     Несмотря   на   то,   что   действующими   правовыми   актами  не
предусмотрены  функции налоговых органов по осуществлению мероприятий,
направленных   на  противодействие  легализации  (отмыванию)  доходов,
полученных  преступным  путем, и финансированию терроризма, ФНС России
считает,  что  вопросы  оздоровления  экономики  страны  и  сокращение
теневого сектора носят вневедомственный характер.
     Принимая  во  внимание,  что составление списков адресов массовой
регистрации  и  списков  массовых  заявителей  является частью текущей
контрольной  работы  налоговых  органов и не противоречит действующему
законодательству, а также то, что:
     - рассылка  указанных  списков  в  адрес  других  ведомств, Банка
России  и  коммерческих  банков  производится в инициативном порядке с
целью  обеспечить  доступ  к  информации,  существенной  в определении
рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и заявителей, в
противозаконных схемах;
     - ни  один из получателей данной информации не обязан действующим
законодательством  к  безусловному использованию полученных сведений в
работе,  ФНС России не призывает использовать указанную информацию как
безусловную  обязанность  банков  или  как  единственный и достаточный
повод  для  принятия решения об отказе в открытии счета потенциальному
клиенту.
     ФНС  России  считает  правомерным  и целесообразным использование
банками  списков  адресов  массовой  регистрации  и  списков  массовых
заявителей  для  реализации  их  права по принятию решений об отказе в
открытии   счета  потенциальному  клиенту  в  совокупности  с  другими
источниками информации, позволяющими кредитным организациям эффективно
осуществлять   действия,   предусмотренные   пунктом   5.2   статьи  7
Федерального   закона   от  07.08.2001  N  115-ФЗ  "О  противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступных  путем,  и
финансированию терроризма".
     Дополнительно ФНС России сообщает следующее.
     В  настоящее  время осуществляется доработка программных ресурсов
ФНС  России,  что  в  ближайшем  будущем позволит обеспечить полноту и
корректность   списков   адресов   массовой   регистрации  и  массовых
заявителей, существенно снизит количество искажений и ошибок.
     Принимая  во  внимание,  что  налоговые  органы имеют возможность
передавать  указанную  информацию  регулярно и в электронном виде, ФНС
России  предлагает  Ассоциации  Российских Банков оказать содействие в
обеспечении  взаимодействия  ФНС  России и заинтересованных в полной и
достоверной  информации о "фирмах-однодневках" банков в части передачи
сведений  в электронном виде (по электронной почте, защищенным каналам
связи и т.п.).

                                                           Т.В.ШЕВЦОВА
16 июня 2006 г.
N 09-1-03/3103