О ВОЗМОЖНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ НА РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ, СВЯЗАННЫХ С ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИЕЙ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.07.06 03-03-02/153


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           11 июля 2006 г.
                            N 03-03-02/153

                                 (Д)


     Вопрос:   Федеральная   служба  по  надзору  в  сфере  транспорта
(Ространснадзор)   обращается  к  Вам  с  просьбой  разъяснить  вопрос
возможности   отнесения   на   себестоимость   затрат,   связанных   с
обязательной  сертификацией  в  гражданской  авиации,  предусмотренной
Воздушным кодексом Российской Федерации.
     В  соответствии  с  Положением  о Федеральной службе по надзору в
сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации  от 30.07.2004 N 398, на Ространснадзор возложены полномочия
проведения  сертификации  ряда  объектов  гражданской авиации. Система
сертификации  предусматривает  привлечение  к  этой  работе экспертных
организаций.  Ранее  экспертные  организации  были  согласно закону от
10.07.1993   г.   N   5151-I   "О   сертификации  продукции  и  услуг"
аккредитованы в качестве Центров по сертификации. С вступлением в силу
федерального   закона   от   27.12.2002   г.   N  184  "О  техническом
регулировании"    аккредитация   должна   производиться   в   порядке,
установленном  Правительством  Российской  Федерации. Такой порядок до
настоящего  времени не установлен. В результате при окончании действия
ранее  выданного  аттестата аккредитации неизбежно должна прекратиться
выдача  обязательных  сертификатов,  что  согласно  Воздушному кодексу
Российской  Федерации  приведет  к  остановке деятельности авиационных
предприятий и парализации воздушных перевозок.
     Если  анализировать  положение  дел  с сертификацией на воздушном
транспорте,   основываясь   на   статье   4   Закона   "О  техническом
регулировании",  которая  гласит,  что,  если  международным договором
Российской  Федерации  в  сфере технического регулирования установлены
иные  правила,  чем  те,  которые  предусмотрены настоящим Федеральным
законом,  применяются  правила  международного  договора, а в случаях,
если  из  международного  договора  следует,  что  для  его применения
требуется  издание  внутригосударственного  акта,  применяются правила
международного  договора  и  принятое  на  его основе законодательство
Российской  Федерации,  то  необходимо  отметить, что в соответствии с
Конвенцией  о  международной  гражданской авиации ИКАО, членом которой
является   Россия,   не   предусматривается   проведение  аккредитации
организаций,    осуществляющих    оценку    соответствия.   При   этом
Ространснадзору   согласно   пункту   6.6  его  Положения  дано  право
привлекать  для  проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности,
научные и иные организации. В настоящее время Ространснадзор планирует
привлечение  к  работам по сертификации одобренных экспертных центров,
соответствующих   ранее   установленным  требованиям,  но  не  имеющих
аттестатов аккредитации в силу сказанного выше.
     Оплата работ по сертификации осуществляется заявителем. По закону
"О сертификации продукции и услуг" (отменен в связи с принятием закона
"О   техническом   регулировании")   сумма   средств,  израсходованных
заявителем  на  проведение  обязательной сертификации своей продукции,
относится  на ее себестоимость. Согласно статье 264 Налогового кодекса
Российской   Федерации   к   прочим   расходам  относятся  расходы  на
сертификацию продукции и услуг.
     Прошу  разъяснить,  действует  ли  это  положение  в  современных
условиях,  когда  не  все структуры, привлекаемые Ространснадзором для
проведения работ по оценке соответствия, имеют аттестат аккредитации.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел  ваше письмо по вопросу о возможности отнесения на расходы,
учитываемые   для   целей   налогообложения   прибыли,   связанных   с
обязательной   сертификацией   в   гражданской   авиации#  и  сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  подпунктом  2  пункта 1 статьи 264 Налогового
кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  составе  прочих
расходов,  связанных  с  производством  и реализацией, при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются расходы на
сертификацию продукции и услуг.
     Статьей   2   Федерального  закона  от  27.12.2002  N  184-ФЗ  "О
техническом  регулировании"  (далее  -  Федеральный  закон  N  184-ФЗ)
установлено,  что  сертификация  -  форма  осуществляемого  органом по
сертификации    подтверждения    соответствия   объектов   требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
     В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 184-ФЗ
обязательная  сертификация  осуществляется  органом  по  сертификации,
аккредитованным  в  порядке,  установленном  Правительством Российской
Федерации.
     Пунктом  5.3  Положения  о  Федеральной службе по надзору в сфере
транспорта,   утвержденным   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта проводит сертификацию:
     юридических  и  физических  лиц, имеющих воздушное судно на праве
собственности,  на  условиях  аренды  или  на ином законном основании,
использующих указанное воздушное судно для полетов;
     юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт
авиационной   техники,   и   иных   юридических   лиц,  обеспечивающих
безопасность   полетов   воздушных   судов,   в   том  числе  в  части
использования   надлежащего   бортового   и   наземного   авиационного
оборудования,   за   исключением  оборудования,  предназначенного  для
аэронавигационного  обслуживания пользователей воздушного пространства
Российской Федерации;
     юридических  лиц,  деятельность которых непосредственно связана с
обеспечением авиационной безопасности;
     образовательных     учреждений,     осуществляющих     подготовку
специалистов  соответствующего  уровня  согласно  перечням  должностей
авиационного персонала.
     Как следует из вашего письма, в связи с отсутствием утвержденного
Правительством  Российской  Федерации  порядка аккредитации экспертных
организаций,  в  настоящее время Ространснадзор планирует привлекать к
работам  по сертификации одобренные экспертные центры, соответствующие
ранее    установленным   требованиям,   но   не   имеющие   аттестатов
аккредитации.
     По  нашему мнению, расходы по проведению сертификации продукции и
услуг,   осуществляемой   Ространснадзором  в  пределах  установленной
компетенции,  могут  быть  учтены  для  целей  налогообложения прибыли
организаций  на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 Кодекса. При
этом  проводимые  работы  по  оценке  соответствия должны признаваться
сертификацией в соответствии # нормами Федерального закона N 184-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной
политики Минфина РФ
                                                          А.И. Иванеев
11 июля 2006 г.
N 03-03-02/153