ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ТАК И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОКУПАТЕЛЯМИ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ. НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 11.05.06 09-24/038509

            ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ
             КАК НАЛИЧНЫМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ТАК И С
             ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОКУПАТЕЛЯМИ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ.
            НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ
            ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО К
           АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 15.1
            КОАП РФ ЗА НЕОПРИХОДОВАНИЕ В КАССУ ПРЕДПРИЯТИЯ
          ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ.
                  ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                            11 мая 2006 г.
                            N 09-24/038509

                                 (Д)


     Согласно  статье  7  Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
налоговые  органы  осуществляют  контроль  за  полнотой  учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     В  соответствии  с  Методическими рекомендациями по использованию
данных  учета  выручки,  полученных  с применением контрольно-кассовой
техники,  утвержденными  письмом  ЦБ  РФ  от  18.08.93  N 51, проверка
полноты  оприходования  (неполного  оприходования) в кассу предприятия
наличных  денежных средств, полученных с применением ККТ, производится
путем  сравнения выручки. А именно: отраженные в фискальном отчете ККТ
суммы   выручки,   определенной  по  показаниям  секционных  счетчиков
(регистров)  ККТ  на  начало  и конец рабочего дня и зафиксированной в
книге  кассира-операциониста,  сравниваются с данными кассовой книги о
фактической сумме выручки по предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  РФ (далее - Порядок), который
распространяется   на  все  предприятия,  объединения,  организации  и
учреждения   независимо   от   организационно-правовых  форм  и  сферы
деятельности.
     На   основании   пункта  3  Порядка  для  осуществления  расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     Прием  наличных  денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением ККТ.
     В  соответствии с пунктами 22-23 Порядка все поступления и выдачи
наличных   денег   предприятия  учитывают  в  кассовой  книге.  Каждая
организация  ведет  только  одну  кассовую  книгу, которая должна быть
пронумерована,   прошнурована  и  опечатана  сургучной  или  мастичной
печатью.
     Согласно  пункту  24 Порядка записи в кассовую книгу производятся
кассиром  сразу  же после получения или выдачи денег по каждому ордеру
или  другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня
кассир  подсчитывает  итоги  операций за день, выводит остаток денег в
кассе  на  следующее  число и передает в бухгалтерию в качестве отчета
кассира  второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день)
с  приходными  и  расходными  кассовыми  документами  под  расписку  в
кассовой книге.
     В  письме  Минфина  России  от  30.08.93 N 104 утверждены Типовые
правила   эксплуатации  ККТ  при  осуществлении  денежных  расчетов  с
населением.
     На  основании  пункта 6.1 Типовых правил при закрытии предприятия
кассир   должен   подготовить  денежную  выручку  и  другие  платежные
документы,  составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым
отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец  дня  определяется сумма выручки, которая должна соответствовать
показаниям  денежных  суммирующих  счетчиков  и контрольной ленте. Она
должна  совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему
кассиру  с  итоговым  чеком  ККТ.  После  снятия  показания  счетчиков
(регистров)  либо распечатки, определения и проверки фактической суммы
выручки  делается  запись  в книге кассира-операциониста и скрепляется
подписями кассира и представителя администрации.
     Согласно  пункту 5.3 Типовых правил расчеты посредством кредитных
карточек относятся к безналичным расчетам с покупателями.
     Кредитная   карточка  -  пластиковый  прямоугольник  с  магнитной
полосой,  которая  вмещает  данные, необходимые для расчетов за товар.
При  покупке  товара она вставляется в щель кассовой машины системного
кассового   терминала,  имеющего  связь  с  банком,  по  каналу  связи
сообщается  номер  счета  владельца кредитной карточки, подтверждается
его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной
суммы (стоимости покупки или услуги). После чего карточка возвращается
владельцу.  При  вводе  кредитной  карточки в машину набирается личный
код, известный только владельцу.
     Как  следует  из представленных материалов, по данным фискального
отчета выручка организации за проверяемый период составила 509388 руб.
В  кассовой книге организации оприходовано 355949 руб. В ходе проверки
выявлено  расхождение  денежных сумм, отраженных в фискальном отчете и
кассовой книге, в размере 153439 руб.
     Организацией  были  представлены  документы,  свидетельствующие о
том,  что  указанная  сумма  в проверяемом периоде была получена путем
безналичных   расчетов  с  использованием  клиентами  платежных  карт.
Поскольку  в  кассовой  книге  учитываются поступления только наличных
денежных  средств,  оформление  приходных кассовых ордеров на денежные
средства  в размере 153439 руб., полученные с использованием платежных
карт, не требовалось, как и отражение их в кассовой книге.
     Следовательно,  несовпадение  показаний  кассовой книги с данными
фискального  отчета по суммам, проведенным по безналичному расчету, не
свидетельствует  о  неоприходовании  (неполном  оприходовании) в кассу
денежной наличности.
     В    связи   с   этим   отсутствует   событие   административного
правонарушения,  что  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ
является   обстоятельством,   исключающим   производство  по  делу  об
административном правонарушении.
     Таким  образом,  привлечение  к  административной ответственности
организации  и  ее  генерального  директора за неоприходование в кассу
денежной   наличности   в   соответствии   со  статьей  15.1  КоАП  РФ
неправомерно.

Руководитель Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
11 мая 2006 г.
N 09-24/038509