О РАЗЪЯСНЕНИИ ПРАВОМЕРНОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДЕЙСТВИЙ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРОКУРОРОВ И СУДОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ МИНФИНА РОССИИ В КАЧЕСТВЕ ПОТЕРПЕВШЕГО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В СВЯЗИ С ПРИЧИНЕНИЕМ УЩЕРБА ГОСУДАРСТВУ). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.08.06 08-04-14/4048


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          9 августа 2006 г.
                           N 08-04-14/4048

                                 (Д)


     Правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации в
связи   с   многочисленными   запросами   из  Управлений  Федерального
казначейства   по   субъектам   Российской   Федерации  о  разъяснении
правомерности   и   целесообразности  действий  следственных  органов,
прокуроров   и   судов   по  привлечению  Минфина  России  в  качестве
потерпевшего   по   уголовным  делам  в  связи  с  причинением  ущерба
государству излагает свою позицию по данному вопросу.
     Следственные   органы,   наделяя  Российскую  Федерацию  статусом
потерпевшего   по   уголовному   делу,   расширительно   применяют   к
уголовно-процессуальным  отношениям гражданское законодательство. В то
же   время,  гражданское  и  уголовно-процессуальное  законодательство
по-разному    определяют    степень    участия    в    соответствующих
правоотношениях публично-правовых образований.
     Так, часть 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации
предусматривает   выступление   на   равных   началах   в  гражданских
правоотношениях  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации:
республик,  краев, областей, городов федерального значения, автономных
областей,  автономных округов, а также городских, сельских поселений и
других    муниципальных   образований   с   иными   участниками   этих
правоотношений  -  гражданами  и  юридическими  лицами.  Кроме того, в
соответствии  с  частью  2  статьи 124 Гражданского кодекса Российской
Федерации  к публично-правовым образованиям как субъектам гражданского
права   применяются   нормы,   определяющие   участие   в  гражданских
правоотношениях юридических лиц.
     В  соответствии с ч. 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской
Федерации   от  имени  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации   могут   своими   действиями   приобретать  и  осуществлять
имущественные  и личные неимущественные права и обязанности, выступать
в   суде  органы  государственной  власти  в  рамках  их  компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.
     В  соответствии с ч. 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской
Федерации   в   случаях  и  в  порядке,  предусмотренных  федеральными
законами,  указами  Президента  Российской Федерации и постановлениями
Правительства  Российской  Федерации,  нормативными  актами  субъектов
Российской  Федерации  и муниципальных образований, по их специальному
поручению  от  их имени могут выступать государственные органы, органы
местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
     Указанные   выше  случаи  регламентирует  уголовно-процессуальное
законодательство,   не   предусматривающее  участия  публично-правовых
образований  в  уголовно-процессуальных  отношениях,  в  том  числе  в
качестве потерпевших и гражданских истцов.
     Так,  в  соответствии  со ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса
Российской  Федерации потерпевшим признается физическое лицо, которому
преступлением  причинен физический, имущественный либо моральный вред,
а  также  юридическое  лицо  в случае причинения вреда его имуществу и
деловой  репутации.  В  случае признания потерпевшим юридического лица
его    права    осуществляет    представитель    (ч.    9    ст.    42
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
     В  случаях  же  причинения  ущерба  государству ущерб причиняется
именно  публично-правовому  образованию  -  Российской Федерации, а не
Министерству  финансов  Российской  Федерации или его территориальному
органу как юридическому лицу.
     Следовательно,  ни  Российская  Федерация, ни субъекты Российской
Федерации, ни муниципальные образования, являющиеся публично-правовыми
образованиями, не могут быть признаны потерпевшими по уголовным делам.
     В  соответствии  с  ч.  4 ст. 35 Федерального закона от 17 января
1992  г.  N  2202-1  "О  прокуратуре  Российской Федерации" полномочия
прокурора,  участвующего  в  судебном  рассмотрении  дел, определяются
процессуальным законодательством Российской Федерации.
     Часть  3  статьи  44  Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, не имеющая расширительного толкования, определяет прокурора
в   качестве   единственного  лица,  уполномоченного  на  предъявление
гражданского  иска в интересах государства. Следовательно, привлечение
Минфина  России  в качестве потерпевшего, наделенного в соответствии с
Уголовно-процессуальным   кодексом  Российской  Федерации  правами  на
гражданский  иск,  по  уголовным делам, связанным с причинением ущерба
государству, не основано на законе.

Директор
Правового департамента
                                                          Н.Н.ЗАХАРОВА
9 августа 2006 г.
N 08-04-14/4048