Страницы: 1 2 О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 18.01.2000 N 1/1 "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 1 февраля 2000 г. N 305 (НЦПИ) В соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 N 1/1 приказываю: 1. Утвердить Программу развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы (далее - Программа). 2. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.): 2.1. До 15.03.2000 подготовить рекомендации по реализации Программы для федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2.2. До 01.04.2000 обеспечить доведение Программы и рекомендаций по ее реализации до государственных органов управления средним профессиональным образованием, средних специальных учебных заведений, общественных организаций. 2.3. Обеспечить координацию и контроль за выполнением Программы. 3. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.) совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (Зуевым В.М.) в процессе выполнения Программы предусмотреть учет ежегодно формируемых рабочих документов по реализации Федеральной программы развития образования. 4. Структурным подразделениям министерства включить в планы работы мероприятия, направленные на реализацию Программы, в соответствии со своей компетенцией. 5. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.), Управлению правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) обеспечить формирование нормативных правовых документов в соответствии с Программой. 6. Управлению развития научных исследований (Стриханову М.Н.), управляющему комитету Программы "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования" (Суворинову А.В.) совместно с Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) провести работу по включению в указанную Программу проектов, направленных на развитие научного обеспечения среднего профессионального образования. 7. Управлению прогнозирования и развития системы образования (Зуеву В.М.) предусмотреть включение в планы научно - исследовательских работ по научно - методическому обеспечению Федеральной программы развития образования исследований, направленных на обеспечение реализации Программы. 8. Управлению среднего профессионального образования (Анисимову П.Ф.), Управлению информатизации и инноваций (Полякову А.А.) провести работу, направленную на обеспечение реорганизации в 2000 году Научно - методического центра среднего профессионального образования в Институт среднего профессионального образования. 9. Просить президиум Российской академии образования (Никандрова Н.Д.) включить в план научно - исследовательских работ научные темы по обеспечению реализации Программы. 10. Рекомендовать федеральным министерствам и ведомствам, имеющим в своем ведении средние специальные учебные заведения: 10.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных средних специальных учебных заведений. 10.2. Осуществить разработку и корректировку отраслевых программ развития среднего профессионального образования в соответствии с Программой. 10.3. Обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Программой. 11. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 11.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных средних специальных учебных заведений, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. 11.2. Осуществить разработку и корректировку региональных программ развития среднего профессионального образования в соответствии с Программой. 11.3. Обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с Программой. 12. Просить Союз директоров средних специальных учебных заведений России (Демина В.М.), другие общественные организации системы среднего профессионального образования принять участие в мероприятиях в соответствии с Программой. 13. Пресс - службе министерства (Омельченко С.В.) обеспечить освещение хода реализации Программы. 14. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского. Министр В.М. ФИЛИППОВ Утверждена Приказом Минобразования России от 1 февраля 2000 г. N 305 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ Введение (паспорт Программы) Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программой развития образования и является основой государственной политики Министерства образования Российской Федерации в области среднего профессионального образования. Цель Программы - создание правовых, экономических, организационных, методических, научных условий для обеспечения функционирования и развития среднего профессионального образования в интересах личности, общества и государства, повышения его социальной результативности. Программа может служить основой для принятия решений всеми субъектами управления образованием и образовательными учреждениями. Исполнители и соисполнители Программы: органы управления образованием федеральных министерств (ведомств) и субъектов Российской Федерации (далее - органы управления образованием), средние специальные учебные заведения, научные учреждения, учебно-методические организации, государственно - общественные и общественные организации системы среднего профессионального образования, субъекты социального партнерства. Срок реализации Программы: 2000 - 2005 годы. Организация выполнения Программы осуществляется Управлением среднего профессионального образования Минобразования России. Результаты поэтапного выполнения Программы рассматриваются на заседаниях Федерального совета по среднему профессиональному образованию. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка Программы осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Федерального совета по среднему профессиональному образованию. Управлением среднего профессионального образования Минобразования России ежегодно публикуется доклад о ходе реализации Программы. Выполнение Программы обеспечивается как объемами финансовых средств бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы среднего профессионального образования, так и дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий Программы. Реализация мероприятий, связанных с увеличением выплат работникам и обучающимся образовательных учреждений среднего профессионального образования, осуществляется по мере увеличения средств государственного бюджета, направляемых на образование. Современное состояние, тенденции развития и проблемы среднего профессионального образования Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико - ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям, повышение образовательного и культурного уровня личности, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования. В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального образования. Значительное количество средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. Развитие среднего профессионального образования в 90-е годы осуществлялось на основе государственной политики, позволившей сформировать стратегию его стабилизации и обновления. В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей. С 1995 года динамика подготовки специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях характеризуется ростом приема и численности студентов, с 1996 - увеличением выпуска специалистов. За последние 5 лет прием студентов вырос на 77 тысяч человек, или 11%, численность студентов - на 180 тысяч человек, или 10%. Выпуск специалистов превысил уровень 1995 года на 72 тысячи человек, или 15%. Растет востребованность среднего профессионального образования. Начиная с 1995 года увеличивается численность подавших заявления в средние специальные учебные заведения. В течение ряда лет конкурс при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования по всем формам обучения составляет 1,53 человека на место. В 1999 году конкурс по очной форме обучения составил 1,82 человека на место. Ежегодно 11% выпускников основных общеобразовательных школ и 23% выпускников средних (полных) школ становятся студентами средних специальных учебных заведений. Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов. Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля приема на экономические и юридические специальности возросла с 11% до 32% за счет сокращения доли приема на технические (с 53% до 34%) и сельскохозяйственные (с 12% до 6%) специальности. В то же время в 1996 - 99 годах наблюдается стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям, прежде всего за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслуживание машин и оборудования, обслуживание электроэнергетических систем, вычислительной техники). Важным направлением изменения профильной структуры является рост подготовки специалистов в области бытового обслуживания населения. Формируются новые направления подготовки в области сервиса, образования, экономики и управления. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям, завершается разработка учебно - программного обеспечения стандарта. В основном сформирована нормативно - правовая база среднего профессионального образования, направленная на обеспечение его функционирования в условиях расширения автономности образовательных учреждений, изменения организационно - экономического механизма, введения в действие Государственного образовательного стандарта и включающая в себя документы по регламентации формирования образовательных программ, организации образовательного процесса, хозяйственной деятельности средних специальных учебных заведений. Возросло разнообразие сети средних специальных учебных заведений по видам, профилям и организационно - правовым формам образовательных учреждений. Учебные заведения расширяют сектор образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности образовательных учреждений нового вида - колледжей, количество которых составляет более 930 (36% от общего количества средних специальных учебных заведений). Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй - в расширении интеграции учебных заведений различных типов. Более 130 вузов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования (для сравнения в 1994 году - 44 вуза). Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования, - в 1998 году она составила 182 тысячи человек, или 22% от общего приема в вузы. При этом 78% выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в образовательной системе. Дальнейшее развитие получил государственно - общественный характер управления средним профессиональным образованием. Действуют 79 региональных советов директоров, 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений. Союз директоров средних специальных учебных заведений России, созданный в 1998 году, активно участвует в формировании стратегии развития среднего профессионального образования, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов. Таким образом, реализация государственной политики в области среднего профессионального образования позволила преодолеть негативные тенденции, обеспечить развитие сети средних специальных учебных заведений, рост масштабов, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена в соответствии с изменяющимися социально - экономическими условиями. Вместе с тем функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы. В условиях нестабильности социально - экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальными службами занятости населения затрудняет приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников. Значительное сокращение бюджетного финансирования, полное отсутствие финансирования жизнеобеспечения учебных заведений создает угрозу невозможности их нормального функционирования. Нерегулярно и не в полном объеме осуществляется выплата заработной платы работникам учебных заведений, что вызывает отток наиболее молодых и перспективных кадров из системы образования. Ухудшается социальная поддержка обучающихся и работников учебных заведений. Отсутствие нового поколения учебников и учебных пособий приводит к ухудшению обеспечения учебного процесса, невозможности открытия новых специальностей в учебных заведениях, введения новых технологий и методов обучения. Требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях, не получила должного развития внеучебная деятельность студентов. Не проработан механизм эффективного взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием федерального, регионального и муниципального уровней, региональных и отраслевых органов управления. Имеют место несогласованные действия органов управления различных уровней в отношении системы среднего профессионального образования. Отсутствует целостная система контроля деятельности средних специальных учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов. Невыполнение законодательства в области образования, недостаточная разработанность правовой базы среднего профессионального образования значительно затрудняют образовательную и хозяйственную деятельность средних специальных учебных заведений в новых социально - экономических условиях. Концептуальные основы развития среднего профессионального образования Развитие среднего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно - политическом и социально - экономическом развитии России: формирования гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменений в сфере занятости, перегруппировки спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, а также с учетом возрастания требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. В соответствии с основными показателями проекта прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2010 года предполагается приоритетное развитие таких отраслей экономики, как легкая промышленность, промышленность строительных материалов и изделий, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность, сельское хозяйство, сервисное обслуживание населения. Прогнозируется сохранение темпов роста экспортно - ориентированных отраслей экономики (электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия), федеральных систем инфраструктуры (транспорт, связь, банковская и налоговая сфера), государственных резервов (геологоразведка, разработка полезных ископаемых), природоохранной деятельности. Продолжается переустройство государственной системы управления, изменяется характер деятельности государственных и муниципальных органов, судебной и правоохранительной системы, статистических органов, служб экологического контроля. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологической культуре и качеству труда. Наряду с традиционными местами деятельности расширяется занятость специалистов со средним профессиональным образованием в рыночной инфраструктуре (маркетинговое, финансовое, правовое обеспечение), налогово - бюджетной сфере, управлении персоналом. Возрастает использование специалистов среднего звена в сервисном обслуживании населения (технический, технологический, информационный, транспортно - коммуникационный, социально - культурный сервис), где они являются наиболее массовой и мобильной частью рабочей силы. Расширяется потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в социальной сфере (пенсионное обеспечение, здравоохранение, культура и искусство, различные формы социально - психологической поддержки населения, реабилитационная деятельность, образовательные услуги, в том числе для лиц с особыми потребностями). Развитие малого предпринимательства не только расширяет сферу использования специалистов среднего звена, но и предоставляет им принципиально новые возможности самостоятельного создания рабочих мест для себя и других. Ведущая роль в развитии отраслей экономики и социальной сферы принадлежит наукоемким и информационным технологиям, применение которых сопровождается увеличением количества рабочих мест, требующих среднего профессионального образования. Происходит значительное расширение таких функций специалиста среднего звена, как обеспечение административно - технической поддержки процессов управления, непосредственного управления сложными техническими, технологическими и информационными системами, контроля качества потребительских и экологических характеристик продукции, ее безопасности. Развитие социокультурных процессов приводит к формированию нового потребителя среднего профессионального образования, для которого оно носит общепрофессиональный характер в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами. В этом случае среднее профессиональное образование выполняет функцию повышения образовательного уровня личности. В первую очередь это характерно для педагогического, социально - гуманитарного образования, образования в области искусства, которое формирует общекультурные ценности, нормы национальной культуры и региональные традиции. Увеличивается роль среднего профессионального образования в становлении духовных идеалов молодежи, оказании ей помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта. Все это обусловливает необходимость расширения подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Согласно основным показателям прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2002 года, численность студентов средних специальных учебных заведений возрастет на 9,5% по сравнению с уровнем 1998 года. Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявить другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, развития самой системы среднего профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы. Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда. В соответствии с изменением требований к среднему профессиональному образованию определяются следующие основные исходные принципы его развития. Принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование среднего профессионального образования на изменения внешней среды и как следствие - диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно - правовых форм средних специальных учебных заведений, а также форм государственно - общественного управления и социального партнерства. Принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально - экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления средними специальными учебными заведениями с участием государственно - общественных структур. Принцип непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально - образовательных потребностей. Принцип автономности средних специальных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений. Принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития среднего профессионального образования. Направления развития системы среднего профессионального образования 1. Содержание среднего профессионального образования и организация образовательного процесса Задачи: - приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы; - изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно - профессионального потенциала специалистов и их мобильности; - совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности. Основные направления: - совершенствование Классификатора специальностей в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития общества; - развитие гибкости, вариативности и открытости профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в системе многоуровневой подготовки специалистов; - обеспечение преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования; - развитие гуманизации и гуманитаризации образования; - усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; - расширение интеллектуализации образования; - развитие информатизации образования; - введение в действие нового поколения государственных образовательных стандартов по специальностям среднего профессионального образования; - обеспечение соответствия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) тарифно - квалификационным требованиям по должностям; - формирование учебно - программного и учебно - методического обеспечения образовательного процесса, нового поколения учебников и учебных пособий, средств обучения; - развитие реализации профессиональных образовательных программ начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях с учетом преемственности начального профессионального и среднего профессионального образования; - развитие форм обучения (очной, очно - заочной (вечерней), заочной форм и экстерната) и их гибкого сочетания в образовательном процессе, развитие дистанционного образования; - введение новых технологий и методов обучения (включая личностно - ориентированные, модульные, интенсивные, информационные технологии); - расширение самостоятельности учебных заведений в формировании содержания образования; - поддержка и развитие инновационных профессиональных образовательных программ и технологий; - развитие научно - исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; - создание условий для участия студентов в формировании содержания образования; - развитие внеучебной деятельности студентов; - развитие воспитательной среды, обеспечение вариативности воспитательных систем. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятия | Сроки | Исполнители | | п/п | |реализации,| | | | | годы | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.1. |Внесение изменений в|В течение|Минобразование России| | |Классификатор |всего |(Управление среднего| | |специальностей |периода |профессионального | | |среднего | |образования, Управление| | |профессионального | |экономики, Управление| | |образования | |образовательных программ| | | | |и стандартов высшего и| | | | |среднего | | | | |профессионального | | | | |образования), органы| | | | |управления образованием,| | | | |НМЦ СПО, общественные| | | | |организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.2. |Разработка и|2000 - 2003|Минобразование России| |<*> |введение нового| |(Управление среднего| | |поколения ГОС СПО в| |профессионального | | |части | |образования, Управление| | |Государственных | |образовательных программ| | |требований по| |и стандартов высшего и| | |специальностям | |среднего | | |среднего | |профессионального | | |профессионального | |образования, Департамент| | |образования. | |общего среднего| | |Разработка учебно -| |образования), органы| | |программной | |управления образованием| | |документации | |министерств (ведомств),| | | | |НМЦ СПО, образовательные| | | | |учреждения | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.3. |Формирование |В течение |Минобразование России| | |специализаций по|всего |(Управление среднего| | |специальностям с|периода |профессионального | | |учетом потребностей| |образования), органы| | |экономики и| |управления образованием,| | |социальной сферы | |НМЦ СПО, образовательные| | | | |учреждения | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.4. |Разработка |2001 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |формированию | |профессионального | | |взаимоувязанных | |образования), органы| | |федеральных и| |управления образованием,| | |национально -| |ИСПО РАО, НМЦ СПО,| | |региональных | |образовательные | | |компонентов ГОС СПО | |учреждения | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Разработка учебно -|2002 - 2005| | | |программного | | | | |обеспечения | | | | |национально -| | | | |регионального | | | | |компонента | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.5. |Создание |В течение |Минобразование России| | |Общероссийского |всего |(Управление среднего| | |автоматизированного |периода |профессионального | | |фонда | |образования), органы| | |образовательных | |управления образованием| | |стандартов среднего| |министерств (ведомств),| | |профессионального | |НМЦ СПО | | |образования, учебно| | | | |- программного и| | | | |учебно -| | | | |методического | | | | |обеспечения их| | | | |реализации | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.6. |Мониторинг |В течение |Минобразование России| |<*> |реализации ГОС СПО|всего |(Управление среднего| | |по специальностям |периода |профессионального | | | | |образования), органы| | | | |управления образованием,| | | | |НМЦ СПО, образовательные| | | | |учреждения, общественные| | | | |организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.7. |Обеспечение |2000 - 2005|Минобразование России| | |разработки примерных| |(Управление среднего| | |сопряженных учебных| |профессионального | | |планов и учебных| |образования, Управление| | |программ в рамках| |образовательных программ| | |непрерывного | |и стандартов высшего и| | |профессионального | |среднего | | |образования | |профессионального | | | | |образования, Управление| | | | |начального | | | | |профессионального | | | | |образования), органы| | | | |управления образованием,| | | | |НМЦ СПО, образовательные| | | | |учреждения | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.8. |Разработка |2000 - 2001|Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |реализации программ| |профессионального | | |начального | |образования, Управление| | |профессионального | |начального | | |образования в| |профессионального | | |средних специальных| |образования), органы| | |учебных заведениях | |управления образованием,| | |--------------------|-----------|НМЦ СПО, образовательные| | |Реализация в|2002 - 2005|учреждения | | |практической работе | | | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.9. |Формирование |2000 - 2003|Минобразование России| | |сквозных программ| |(Управление среднего| | |экологического, | |профессионального | | |правового, | |образования), органы| | |экономического, | |управления образованием,| | |психологического и| |ИСПО РАО, НМЦ СПО,| | |информационного | |образовательные | | |образования | |учреждения | | |специалиста среднего| | | | |звена | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в |2001 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.10.|Разработка |2000 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |организации | |профессионального | | |подготовки студентов| |образования), органы| | |к работе в условиях| |управления образованием,| | |рыночной экономики | |НМЦ СПО, образовательные| | |--------------------|-----------|учреждения | | |Реализация в|2001 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.11.|Разработка |2000 - 2003|Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |совершенствованию | |профессионального | | |содержания, форм и| |образования), органы| | |методов | |управления образованием,| | |производственной | |НМЦ СПО, образовательные| | |(профессиональной) | |учреждения | | |практики | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2003 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.12.|Формирование |2000 - 2002|Минобразование России| |<*> |комплексной системы| |(Управление среднего| | |оценки качества| |профессионального | | |подготовки | |образования), органы| | |выпускников | |управления образованием,| | |--------------------|-----------|НМЦ СПО, образовательные| | |Реализация в|2003 - 2005|учреждения | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.13.|Разработка тестов|2000 - 2005|Минобразование России| |<*> |для проведения| |(Управление среднего| | |итоговой | |профессионального | | |государственной | |образования), органы| | |аттестации | |управления образованием,| | |выпускников | |НМЦ СПО, образовательные| | |--------------------|-----------|учреждения | | |Создание |2001 - 2005| | | |информационного | | | | |банка тестов | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2001 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.14.|Разработка |2000 - 2002|Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |реализации различных| |профессионального | | |сочетаний форм| |образования), органы| | |обучения в| |управления образованием,| | |образовательном | |НМЦ СПО, образовательные| | |процессе | |учреждения | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2003 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.15.|Разработка |2000 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |организации | |профессионального | | |экстерната | |образования), органы| | |--------------------|-----------|управления образованием,| | |Реализация в|2001 - 2005|НМЦ СПО, образовательные| | |практической работе | |учреждения | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.16.|Формирование |2000 |Минобразование России| |<*> |программы развития| |(Управление среднего| | |дистанционного | |профессионального | | |образования | |образования), органы| | |--------------------|-----------|управления образованием,| | |Реализация в|2001 - 2005|НМЦ СПО, образовательные| | |практической работе | |учреждения | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.17.|Разработка |В течение |Минобразование России| | |методических пособий|всего |(Управление среднего| | |по применению|периода |профессионального | | |информационных, | |образования), органы| | |модульных, личностно| |управления образованием,| | |- ориентированных и| |ИСПО РАО, НМЦ СПО,| | |других технологий,| |образовательные | | |активных методов| |учреждения | | |обучения. Реализация| | | | |в практической| | | | |работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.18.|Разработка |2000 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |использованию в| |профессионального | | |образовательном | |образования), органы| | |процессе | |управления образованием,| | |информационных | |НМЦ СПО, образовательные| | |технологий, активных| |учреждения | | |методов обучения | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2001 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.19.|Организация |В течение |Минобразование России| | |экспериментальной |всего |(Управление среднего| | |работы по|периода |профессионального | | |формированию и| |образования), органы| | |реализации | |управления образованием,| | |инновационных | |НМЦ СПО, образовательные| | |профессиональных | |учреждения | | |образовательных | | | | |программ и| | | | |технологий | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.20.|Формирование |2002 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |организации научно -| |профессионального | | |исследовательской | |образования), органы| | |работы и иной| |управления образованием,| | |творческой | |НИИ ВО, ИСПО РАО, НМЦ| | |деятельности | |СПО, профессиональные| | |преподавателей и| |ассоциации, | | |студентов | |образовательные | | |--------------------|-----------|учреждения | | |Реализация в|2002 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.21.|Разработка |2000 |Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |планированию и| |профессионального | | |организации | |образования), органы| | |самостоятельной | |управления образованием,| | |работы студентов| |НМЦ СПО, образовательные| | |средних специальных| |учреждения | | |учебных заведений в| | | | |условиях действия| | | | |ГОС СПО | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2001 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.22.|Проведение |Ежегодно |Минобразование России| |<*> |конкурсов, | |(Управление учебного| | |направленных на| |книгоиздания, библиотек и| | |оценку, отбор и| |медиатек, Управление| | |издание учебников и| |среднего | | |учебных пособий для| |профессионального | | |системы среднего| |образования), органы| | |профессионального | |управления образованием,| | |образования | |НМЦ СПО | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.23.|Формирование |2000 |Минобразование России| |<*> |федеральной | |(Управление учебного| | |программы учебного| |книгоиздания, библиотек и| | |книгоиздания в части| |медиатек, Управление| | |среднего | |среднего | | |профессионального | |профессионального | | |образования | |образования), органы| | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Обеспечение |В течение |управления образованием,| | |разработки нового|всего |НМЦ СПО, образовательные| | |поколения учебников,|периода |учреждения | | |учебных пособий,| | | | |методических | | | | |материалов, средств| | | | |обучения | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.24.|Определение перечня|2000 - 2002|Минобразование России| |<*> |мер по укреплению и| |(Управление учебного| | |развитию библиотек в| |книгоиздания, библиотек и| | |образовательных | |медиатек, Управление| | |учреждениях среднего| |среднего | | |профессионального | |профессионального | | |образования, в том| |образования), органы| | |числе с| |управления образованием,| | |использованием | |НМЦ СПО, образовательные| | |компьютерных | |учреждения | | |технологий | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2002 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.25.|Создание системы|2000 - 2003|Минобразование России,| | |учебно -| |(Управление среднего| | |методических | |профессионального | | |объединений средних| |образования, Управление| | |специальных учебных| |образовательных программ| | |заведений. | |и стандартов высшего и| | |--------------------|-----------|среднего | | |Организационно -|В течение |профессионального | | |методическое |всего |образования), органы| | |обеспечение |периода |управления образованием,| | |деятельности учебно| |НМЦ СПО, образовательные| | |- методических| |учреждения, общественные| | |объединений | |организации | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.26.|Организационно -|В течение |Минобразование России| | |методическое |всего |(Управление среднего| | |обеспечение |периода |профессионального | | |деятельности | |образования), органы| | |Межведомственного | |управления образованием,| | |экспертного совета| |НМЦ СПО | | |по ГОС СПО | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.27.|Организация работы|В течение |Минобразование России| | |по развитию|всего |(Управление воспитания и| | |различных форм|периода |дополнительного | | |внеучебной | |образования детей и| | |деятельности | |молодежи, Управление| | |(конференции, | |среднего | | |олимпиады, смотры,| |профессионального | | |конкурсы, клубы,| |образования), органы| | |студии, студенческие| |управления образованием,| | |конструкторские бюро| |НМЦ СПО, образовательные| | |и т.д.) | |учреждения | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.28.|Участие в разработке|2000 - 2001|Минобразование России| | |и реализации| |(Управление воспитания и| | |Программы развития| |дополнительного | | |воспитания в системе| |образования детей и| | |образования России | |молодежи, Управление| | | | |среднего | | | | |профессионального | | | | |образования), ИСПО РАО, | | | | |НМЦ СПО | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |1.29.|Формирование |2000 - 2001|Минобразование России| |<*> |программы развития| |(Управление воспитания и| | |воспитания в системе| |дополнительного | | |среднего | |образования детей и| | |профессионального | |молодежи, Управление| | |образования | |среднего | | |--------------------|-----------|профессионального | | |Реализация в|2002 - 2005|образования), органы| | |практической работе | |управления образованием,| | | | |ИСПО РАО, НМЦ СПО,| | | | |образовательные | | | | |учреждения | | | | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Выполнение мероприятий осуществляется по отдельным программам. 2. Масштабы и структура подготовки специалистов со средним профессиональным образованием Задача - приведение масштабов, профильной структуры и территориального размещения подготовки специалистов среднего звена в соответствие с образовательными запросами населения и потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития экономики и социальной сферы с учетом задач комплексного развития регионов, расширения доступа населения к среднему профессиональному образованию, демографических процессов. Основные направления: - формирование объемов и профильной структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями населения и рынка труда; - расширение подготовки специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения информационных технологий, общегосударственных систем инфраструктуры, для социальной сферы, в области сервиса; сохранение подготовки специалистов по редким специальностям; - согласование масштабов и профильной структуры подготовки специалистов среднего звена с динамикой развития других уровней профессионального образования, общемировыми тенденциями развития профессионально - квалификационной структуры рынка труда; - развитие сети средних специальных учебных заведений различных организационно - правовых форм, поддержка регионального, муниципального и негосударственного секторов системы среднего профессионального образования; - развитие многопрофильности и многофункциональности учебных заведений как основы расширения спектра образовательных услуг; создание и развитие многопрофильных учебных заведений как ведущих центров среднего профессионального образования, обеспечивающих удовлетворение потребностей федерального и регионального рынков труда; - развитие колледжа как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения среднего профессионального образования, реализующего широкий перечень образовательных программ; - развитие учебно - производственных комплексов, осуществляющих наряду с реализацией образовательных программ среднего профессионального образования производственную деятельность, соответствующую профилю подготовки специалистов; - реструктуризация сети средних специальных учебных заведений с учетом тенденции интеграции образовательных учреждений в системе профессионального образования, формирование региональных образовательных комплексов. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятия | Сроки | Исполнители | | п/п | |реализации,| | | | | годы | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.1. |Анализ размещения|Ежегодно |Минобразование России| | |подготовки | |(Управление среднего| | |специалистов | |профессионального | | |среднего звена в| |образования, Управление| | |территориальном и| |экономики), органы| | |профильном аспектах | |управления образованием,| | | | |общественные организации,| | | | |образовательные | | | | |учреждения, субъекты| | | | |социального партнерства | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.2. |Формирование и|2000 - 2005|Минобразование России| | |реализация механизма| |(Управление | | |прогнозирования | |прогнозирования и| | |потребности в| |развития системы| | |специалистах | |образования, Управление| | |среднего звена| |экономики, Управление| | |различных профилей | |среднего | | | | |профессионального | | | | |образования), органы| | | | |управления образованием,| | | | |НМЦ СПО, НИИ ВО, субъекты| | | | |социального партнерства | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.3. |Формирование |Ежегодно |Минобразование России| | |контрольных цифр| |(Управление экономики,| | |приема в средние| |Управление среднего| | |специальные учебные| |профессионального | | |заведения с учетом| |образования), органы| | |прогноза потребности| |управления образованием,| | |в специалистах| |образовательные | | |среднего звена | |учреждения, субъекты| | | | |социального партнерства | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.4. |Разработка мер по|2000 - 2002|Минобразование России| | |упорядочению | |(Управление среднего| | |структуры подготовки| |профессионального | | |специалистов | |образования, Управление| | |среднего звена с| |экономики), органы| | |учетом | |управления образованием,| | |территориальной | |образовательные | | |доступности среднего| |учреждения, общественные| | |профессионального | |организации, субъекты| | |образования (в том| |социального партнерства | | |числе для коренных| | | | |малочисленных групп| | | | |населения) | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|2003 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.5. |Подготовка |Ежегодно |Минобразование России| | |предложений по| |(Управление среднего| | |согласованию | |профессионального | | |масштабов и| |образования, Управление| | |профильной структуры| |начального | | |подготовки | |профессионального | | |специалистов | |образования, Управление| | |среднего звена с| |высшего профессионального| | |подготовкой кадров| |образования, Управление| | |других уровней | |экономики), органы| | | | |управления образованием,| | | | |общественные организации,| | | | |субъекты социального| | | | |партнерства | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.6. |Анализ |2000 - 2002|Минобразование России| | |профессионально -| |(Управление среднего| | |квалификационной | |профессионального | | |структуры рынка| |образования, Управление| | |труда развитых| |экономики), органы| | |стран. | |управления образованием,| | |Подготовка | |общественные организации,| | |предложений по| |ИСПО РАО, НМЦ СПО,| | |совершенствованию | |субъекты социального| | |масштабов и| |партнерства | | |профильной структуры| | | | |подготовки | | | | |специалистов со| | | | |средним | | | | |профессиональным | | | | |образованием в| | | | |соответствии с| | | | |результатами анализа| | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.7. |Организационно -|В течение |Минобразование России| | |методическое |всего |(Управление среднего| | |обеспечение |периода |профессионального | | |упорядочения сети| |образования, Управление| | |средних специальных| |региональной | | |учебных заведений| |образовательной | | |различных | |политики), органы| | |организационно -| |управления образованием,| | |правовых форм | |общественные организации,| | | | |субъекты социального| | | | |партнерства | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.8. |Разработка и|В течение |Минобразование России| | |реализация мер по|всего |(Управление среднего| | |обеспечению |периода |профессионального | | |поддержки и развития| |образования, Управление| | |вновь создаваемых| |региональной | | |региональных и| |образовательной | | |муниципальных | |политики), органы| | |средних специальных| |управления образованием,| | |учебных заведений | |общественные организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.9. |Анализ практики и|В течение |Минобразование России| | |подготовка |всего |(Управление среднего| | |предложений по|периода |профессионального | | |развитию | |образования, Управление| | |многопрофильности и| |экономики), органы| | |многофункциональнос-| |управления образованием,| | |ти средних| |образовательные | | |специальных учебных| |учреждения, общественные| | |заведений. | |организации | | |Реализация в| | | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.10.|Подготовка |В течение |Минобразование России| | |предложений по|всего |(Управление среднего| | |формированию |периода |профессионального | | |многопрофильных | |образования), органы| | |средних специальных| |управления образованием,| | |учебных заведений| |образовательные | | |путем интеграции| |учреждения, общественные| | |образовательных | |организации | | |учреждений. | | | | |Реализация в| | | | |практической работе| | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.11.|Анализ и обобщение|2000 - 2001|Минобразование России| | |опыта | |(Управление среднего| | |функционирования | |профессионального | | |колледжей | |образования), органы| | |--------------------|-----------|управления образованием,| | |Разработка |2002 |образовательные | | |рекомендаций по| |учреждения, общественные| | |организации | |организации | | |деятельности | | | | |колледжей | | | | |--------------------|-----------| | | |Реализация в|2003 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.12.|Разработка программы|2000 - 2001|Минобразование России| |<*> |развития колледжа| |(Управление среднего| | |малого города | |профессионального | | |--------------------|-----------|образования), органы| | |Реализация программы|2002 - 2005|управления образованием,| | | | |образовательные | | | | |учреждения, общественные| | | | |организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.13.|Анализ практики|2000 - 2002|Минобразование России| | |функционирования и| |(Управление среднего| | |разработка | |профессионального | | |рекомендаций по| |образования), органы| | |развитию учебно -| |управления образованием,| | |производственных | |образовательные | | |комплексов | |учреждения, общественные| | |--------------------|-----------|организации | | |Реализация в|2003 - 2005| | | |практической работе | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.14.|Анализ практики и|2000 - 2003|Минобразование России| | |разработка | |(Управление среднего| | |предложений по| |профессионального | | |интеграции средних| |образования, Управление| | |специальных учебных| |начального | | |заведений в системе| |профессионального | | |профессионального | |образования, Управление| | |образования | |высшего профессионального| | |--------------------|-----------|образования), органы| | |Реализация в|В течение |управления образованием,| | |практической работе |всего |образовательные | | | |периода |учреждения, общественные| | | | |организации | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.15.|Разработка перечня|2000 |Минобразование России| | |мер по поддержке| |(Управление среднего| | |негосударственного | |профессионального | | |сектора системы| |образования, Управление| | |среднего | |региональной | | |профессионального | |образовательной | | |образования | |политики), органы| | |--------------------|-----------|управления образованием | | |Реализация программы|2001 - 2005| | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.16.|Формирование и|В течение |Минобразование России| | |реализация |всего |(Управление среднего| | |отраслевых и|периода |профессионального | | |региональных | |образования, Управление| | |программ развития| |региональной | | |среднего | |образовательной политики,| | |профессионального | |Управление экономики),| | |образования в части| |органы управления| | |структуры подготовки| |образованием, | | |специалистов | |общественные организации,| | |среднего звена и| |субъекты социального| | |совершенствования | |партнерства | | |сети средних| | | | |специальных учебных| | | | |заведений | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.17.|Подготовка |2000 - 2001|Минобразование России| | |рекомендаций по| |(Управление среднего| | |формированию | |профессионального | | |механизма | |образования), органы| | |взаимодействия | |управления образованием,| | |региональных и| |образовательные | | |отраслевых органов| |учреждения, общественные| | |управления средним| |организации | | |профессиональным | | | | |образованием с| | | | |территориальными | | | | |органами Минтруда| | | | |России по вопросам| | | | |занятости населения | | | | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|В течение | | | |практической работе |всего | | | | |периода | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.18.|Мониторинг развития|В течение |Минобразование России| | |профильной структуры|всего |(Управление | | |подготовки |периода |прогнозирования и| | |специалистов. | |развития системы| | |Мониторинг развития| |образования, Управление| | |сети средних| |среднего | | |специальных учебных| |профессионального | | |заведений | |образования, Управление| | | | |экономики), органы| | | | |управления образованием,| | | | |образовательные | | | | |учреждения, общественные| | | | |организации, НМЦ СПО, НИИ| | | | |ВО | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |2.19.|Формирование |В течение |Минобразование России| | |информационной базы|всего |(Управление | | |по структуре|периода |прогнозирования и| | |подготовки | |развития системы| | |специалистов и| |образования, Управление| | |развитию сети| |среднего | | |средних специальных| |профессионального | | |учебных заведений | |образования, Управление| | | | |экономики, отдел баз| | | | |данных и документальной| | | | |связи), органы управления| | | | |образованием, НМЦ СПО | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Выполнение мероприятий осуществляется по отдельным программам. 3. Организационно - экономические отношения в системе среднего профессионального образования Задача - совершенствование организационно - экономического механизма деятельности системы среднего профессионального образования, формирование экономической основы развития учебных заведений в современных социально - экономических условиях. Основные направления: - создание условий для нормализации бюджетного финансирования, переход на нормативное финансирование; - формирование многоуровневой системы бюджетного финансирования образовательных учреждений; - упорядочение отношений собственности в системе среднего профессионального образования; развитие соучредительства образовательных учреждений; - создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств в систему среднего профессионального образования; - развитие договорных отношений между учебными заведениями и организациями различных организационно - правовых форм, направленное на расширение подготовки кадров по заказам юридических лиц с оплатой ими стоимости обучения; - использование производственного потенциала средних специальных учебных заведений для развития образовательной и хозяйственной деятельности; расширение участия студентов в производственной деятельности учебных заведений; - развитие инновационной деятельности образовательных учреждений в области организационно - экономических отношений; - формирование системы маркетинга образовательных услуг и потребности в специалистах со средним профессиональным образованием. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ------------------------------------------------------------------ | N | Мероприятия | Сроки | Исполнители | | п/п | |реализации,| | | | | годы | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.1. |Подготовка |Ежегодно |Минобразование России| | |предложений по| |(Управление экономики,| | |формированию | |Управление среднего| | |государственного | |профессионального | | |бюджета в части| |образования), органы| | |финансирования | |управления образованием | | |средних специальных| | | | |учебных заведений | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.2. |Разработка |2000 - 2005|Минобразование России| | |нормативов | |(Управление экономики,| | |финансирования | |Управление среднего| | |средних специальных| |профессионального | | |учебных заведений.| |образования), органы| | |Разработка механизма| |управления образованием,| | |нормативного | |НИИ ВО | | |финансирования | | | | |средних специальных| | | | |учебных заведений | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.3. |Организационное |В течение |Минобразование России| | |обеспечение |всего |(Управление среднего| | |многоуровневого |периода |профессионального | | |бюджетного | |образования, Управление| | |финансирования | |экономики), органы| | |средних специальных| |управления образованием | | |учебных заведений| | | | |(федеральный центр -| | | | |регион -| | | | |муниципалитет) | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.4. |Подготовка |2000 |Минобразование России| | |предложений об| |(Управление среднего| | |упорядочении | |профессионального | | |отношений | |образования, Управление| | |собственности в| |программ развития| | |системе среднего| |материально - технической| | |профессионального | |базы и социальной сферы,| | |образования | |Управление правового| | | | |обеспечения), органы| | | | |управления образованием | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.5. |Разработка механизма|2000 - 2002|Минобразование России| | |соучредительства | |(Управление среднего| | |образовательных | |профессионального | | |учреждений | |образования, Управление| | |--------------------|-----------|-------------------------| | |Реализация в|В течение |программ развития| | |практической работе |всего |материально - технической| | | |периода |базы и социальной сферы,| | | | |Управление экономики,| | | | |Управление правового| | | | |обеспечения), органы| | | | |управления образованием | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.6. |Подготовка и|2000 - 2005|Минобразование России| | |реализация | |(Управление среднего| | |рекомендаций по| |профессионального | | |развитию | |образования, Управление| | |внебюджетной | |экономики, Управление| | |деятельности средних| |программ развития| | |специальных учебных| |материально - технической| | |заведений | |базы и социальной сферы),| | | | |органы управления| | | | |образованием, | | | | |образовательные | | | | |учреждения, общественные| | | | |организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.7. |Разработка мер по|2001 - 2005|Минобразование России| | |повышению | |(Управление среднего| | |инвестиционной | |профессионального | | |привлекательности | |образования, Управление| | |системы среднего| |программ развития| | |профессионального | |материально - технической| | |образования | |базы и социальной сферы,| | | | |Управление экономики),| | | | |органы управления| | | | |образованием, | | | | |образовательные | | | | |учреждения | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.8. |Подготовка программы|2000 - 2001|Минобразование России| |<*> |развития | |(Управление среднего| | |производственной | |профессионального | | |деятельности средних| |образования, Управление| | |специальных учебных| |экономики, Управление| | |заведений | |программ развития| | |--------------------|-----------|материально - технической| | |Реализация в|2002 - 2005|базы и социальной сферы),| | |практической работе | |органы управления| | | | |образованием, | | | | |образовательные | | | | |учреждения, общественные| | | | |организации | | | | | | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.9. |Подготовка и|2001 - 2005|Минобразование России| | |реализация | |(Управление среднего| | |предложений о| |профессионального | | |развитии | |образования, Управление| | |инновационной | |экономики, Управление| | |деятельности в| |программ развития| | |области | |материально - технической| | |организационно -| |базы и социальной сферы),| | |экономических | |органы управления| | |отношений в системе| |образованием, | | |среднего | |образовательные | | |профессионального | |учреждения, общественные| | |образования | |организации | |-----|--------------------|-----------|-------------------------| |3.10.|Организационно -|В течение |Минобразование России| | |методическое |всего |(Управление среднего| | |обеспечение создания|периода |профессионального | | |в системе среднего| |образования, Управление| | |профессионального | |экономики), органы| | |образования | |управления образованием,| | |маркетинговых | |общественные организации,| | |структур по изучению| |образовательные | | |рынка | |учреждения | | |образовательных | | | | |услуг и рынка труда | | | ------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> Выполнение мероприятий осуществляется по отдельным программам. 4. Управление средним профессиональным образованием Задача - формирование эффективной системы государственно - общественного регулирования деятельности среднего профессионального образования в условиях децентрализации и демократизации образования, расширения автономности средних специальных учебных заведений. Основные направления: - обеспечение развития самостоятельности средних специальных Страницы: 1 2 |