ОБ ИЗМЕНЕНИИ СБОРНИКА ТИПОВЫХ ПРОГРАММ КОНТРОЛЬНЫХ ОБЛЕТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ДАННЫМ РЛЭ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 27 февраля 2006 г. N 5.10-16ГА (Д) Во исполнение п. 2.5 директивного письма ГС ГА МТ РФ от 10.03.2004 N 24.9-65ГА предлагаю: 1. Руководителям Центров по сертификации экземпляра воздушного судна гражданской авиации рекомендовать: 1.1. заменить страницы с 16 по 22 "Сборника типовых программ контрольных облетов для оценки соответствия данным РЛЭ основных летных характеристик ВС ГА", внедренного директивным письмом ГС ГА МТ РФ от 10.03.2004 N 24.9-65ГА, на прилагаемые - "Типовая программа контрольного облета самолета Ил-76Т (ТД) для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ"; 1.2. осуществлять оформление комплексных заключений по сертификации экземпляра самолета Ил-76 (всех модификаций) только при наличии Заключения ГосНИИГА о соответствии основных летных характеристик экземпляра типовым. 2. Руководителям территориальных Управлений Ространснадзора обеспечить: 2.1. выполнение прилагаемой "Типовой программы контрольного облета самолета Ил-76Т (ТД) для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ" в комплексе с программами контрольных облетов, выполняемых в соответствии с действующей ЭД после замены двигателей, длительного хранения и т.д.; 2.2. контроль приемки самолетов Ил-76 (всех модификаций) после капитального ремонта только при наличии Заключения ГосНИИГА о соответствии основных летных характеристик экземпляра типовым. 3. Директору ФГУП "123 АРЗ" с 01.04.2006 обеспечить выполнение прилагаемой "Типовой программы контрольного облета самолета ИЛ-76Т (ТД) для оценки соответствия основных летных характеристик данным РЛЭ" в комплексе с программой летных испытаний самолетов Ил-76 после капитального ремонта. 4. Генеральному директору ГосНИИГА обеспечить: 4.1. методическую помощь специалистам АРЗ в выполнении полетов и подготовке Заключений о соответствии основных летных характеристик экземпляра типовым; 4.2. рассылку текста Типовой программы... по предприятиям, ремонтирующим самолеты Ил-76 и выполняющим работы по Перечням 250/76-Р и 260/76-Э; 4.3. работу по изучению изменения характеристик самолетов Ил-76Т (Ил-76ТД), находящихся в эксплуатации, и по итогам работы решить вопрос о необходимости дополнительных мероприятий по обеспечению поддержания летной годности парка самолетов Ил-76Т (Ил-76ТД) и обеспечения безопасности полетов. Заместитель Начальника Управления НПЛГ ГВС Ю.И.ЕВДОКИМОВ 27 февраля 2006 г. N 5.10-16ГА Приложение к директивному письму Ространснадзора от 27 февраля 2006 года N 5.10-16ГА УТВЕРЖДАЮ Заместитель Начальника НПЛГ ГВС Ю.И.ЕВДОКИМОВ 27 февраля 2006 года Генеральный директор ГосНИИГА В.И.ЛЮЛЬКО 20 февраля 2006 года ТИПОВАЯ ПРОГРАММА КОНТРОЛЬНОГО ОБЛЕТА САМОЛЕТА ИЛ-76Т (ТД) ДЛЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДАННЫМ РЛЭ Введение Программа типового облета самолета ИЛ-76Т(ТД) для оценки соответствия характеристик экземпляра типовым разработана на основании РЛЭ самолета, ТУ на поставку 1984 г. и НТЭРАТ ГА-93, Методов оценки соответствия и инструкций по сертификации экземпляра ВС к Федеральным авиационным правилам "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", утвержденным Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 16 мая 2003 г. N 132. Материалы, полученные в контрольном облете самолета по программе, используются для составления отчета о контрольном полете (Заключения о соответствии основных летных характеристик экземпляра ВС типовым) для процедуры сертификации экземпляра ВС в соответствии с ФАП-132. Настоящая Программа может быть выполнена в отдельном полете, в комплексе с программой летных испытаний после капитального ремонта, в комплексе с рейсовыми полетами, с программами облетов, выполняемых в соответствии с действующей ЭД (после замены двигателей, длительного хранения, трудоемких форм технического обслуживания и т.д.), а также в комплексе с программой специального полета, выполняемого в соответствии с Приказом N 126 от 17.05.2000. 1. Цель облета 1.1. Оценка соответствия данным РЛЭ и типовым характеристикам основных летных характеристик ВС: 1.1.1. Оценка соответствия характеристик взлета данным РЛЭ (раздел 5.3.12) и параметров работы двигателей на взлетном режиме данным РЛЭ (раздел 6.1) 1.1.2. Оценка соответствия характеристик набора высоты данным РЛЭ (раздел 5. фиг. 5.5-3 и 5.5-4.2). 1.1.3. Оценка соответствия часовых расходов топлива в горизонтальном крейсерском полете данным РЛЭ (табл. 5.5 стр. 47 и табл. 5.5 стр. 49). 1.1.4. Оценка соответствия полных градиентов набора высоты самолета ИЛ-76Т (ТД) данным РЛЭ (раздел 5 фиг. 5.3-4). 1.1.5. Оценка соответствия характеристик продольной устойчивости и управляемости типовым. 1.2. Оценка работы самолетных систем в полете. 1.2.1. Проверка соответствия срабатывания сигнализации АУАСП в полете в посадочной конфигурации установленным ограничениям (РЛЭ раздел 2.6) и данным РЛЭ (раздел 4.2.18). 1.2.2. Проверка соответствия параметров работы СКВ данным РЛЭ (раздел 6.8.3). 1.2.3. Проверка соответствия параметров работы САРД данным РЛЭ (раздел 6.8.3). 1.2.4. Проверка соответствия срабатывания сигнализации "Крен велик" установленным ограничениям (РЛЭ раздел 6.12.11 стр. 41). 1.2.5. Проверка соответствия срабатывания сигнализации "Превыш. числа М и V " установленным ограничениям (РЛЭ раздел 6.12.11 стр. 42). пр 1.2.6. Проверка соответствия угловой скорости перемещения стабилизатора данным РЛЭ (раздел 6.7 стр. 1) 1.2.7. Проверка соответствия времени выпуска и уборки шасси данным РЛЭ (разделы 6.6.3 и 6.6.4). 2. Состав экипажа 2.1. При выполнении программы облета в комплексе с программой специального полета, выполняемого в соответствии с Приказом N 126 от 17.05.2000, программа выполняется испытательным экипажем ГосНИИГА с участием ведущего инженера авиапредприятия для ведения протокола облета. 2.2. При необходимости (в соответствии с рекомендациями Сертификационного центра) полной проверки ВС облет выполняется экипажем, имеющим инструкторский допуск на самолете типа ИЛ-76, с участием летчика-испытателя, бортинженера-испытателя и ведущего инженера для ведения протокола облета. 2.3. При выполнении облета с исключением п. п. 4.7, 4.9, 4.12 и 4.13 Программы облет выполняется экипажем, имеющим инструкторский допуск на самолете типа ИЛ-76 с участием ведущего инженера для ведения протокола облета. 2.4. При выполнении облета в комплексе с программой после капитального ремонта облет выполняется экипажем ремонтного завода с участием ведущего инженера для ведения протокола облета. 3. Наземные работы 3.1. Проверка тарировки и срока действия тарировки, работоспособности каналов МСРП-64-2 по параметрам: - температура наружного воздуха; - высота барометрическая; - высота геометрическая; - приборная скорость (малый и большой диапазоны); - отклонение руля высоты (правого и левого); - вертикальная перегрузка в центре тяжести; - положение РУД четырех двигателей Д-ЗОКП; - обороты компрессоров четырех двигателей; - угол крена; - курс; - отклонение руля направления; - отклонение элерона (правого); - угол тангажа; - угол атаки (местный); - боковая перегрузка в центре тяжести; - положение закрылков (левого и правого); - положение спойлеров; - положение стабилизатора. 3.2. Проверка двигателей Д-ЗОКП на соответствие ТУ. 3.3. Загрузка самолета для обеспечения взлетной массы самолета М = 130 - 150 тонн и Хт = 28 - 32 % САХ осуществляется взл взл заправкой топлива (в рейсовом полете M и Хт - фактические). взл взл 4. Содержание облета ---------------------------------------------------------------------- |N п/п | Содержание полета | Время | N | | | | (минуты) | метод. ук.| |------|-----------------------------------|-------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.1. | Проверка работы СКВ. Определение | 05 | 5.1 | | | расхода воздуха по УРВК в кабине | | | | | экипажа после запуска двигателей | | | | | перед началом руления при отборе | | | | | воздуха от 4 двигателей | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.2. | Определение характеристик взлета | 05 | 5.2.1 | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.3. | Определение времени уборки шасси | В комп. с | 5.2.2 | | | | п. 4.2 | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.4. | Определение расхода воздуха по | В комплексе | 5.2.3 | | | УРВК в кабине экипажа (система | с п. 4.2 | | | | СКВ) при отборе воздуха от 2 | | | | | двигателей | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.5. | Определение характеристик набора | 25 | 5.3.1 | | | высоты на скорости 500 км/час, | | | | | затем на скорости М = 0,7 до Н = | | | | | 10,6 км | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.6. | Проверка соответствия параметров | В комплексе | 5.3.2 | | | работы САРД | с п. 4.5 | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.7. | Проверка срабатывания | 10 | 5.4.1 | |**) | сигнализации "Превыш. числа М и | | | | | V " при М = 0,77 | | | | | пр | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.8. | Определение часовых расходов | 15 | 5.4.2 | |*) | топлива в горизонтальном полете | | | | | на режиме дальнего крейсирования | | | | | на высоте Н = 10,6 км и Н = 8,1 | | | | | км | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.9. | Проверка работы САУ в режиме | В комплексе | 5.4.3 | | | автоматической стабилизации по | с п. 4.8 | | | | скорости и высоте в крейсерском | | | | | полете | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.10. | Проверка срабатывания табло | 10 | 5.4.4 | |**) | "Превыш. числа М и V " при | | | | | пр | | | | | скорости V = 600 км/час при | | | | | пр | | | | | снижении с Н = 8,1 км | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.11. | Определение угловой скорости | В комплексе | 5.4.5 | | | перемещения стабилизатора | с п. 4.13 | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.12. | Проверка срабатывания | 05 | 5.4.6 | |**) | сигнализации "Предел правый крен" | | | | | и "Предел левый крен" | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.13. | Определение полных градиентов | 20 | 5.5 | |**) | набора высоты на взлетном режиме | | | | | работы трех двигателей (4-й дв. | | | | | режим ПМГ) во взлетной (дельта = | | | | | з | | | | | 30ё, дельта = 14ё, ш.у.) | | | | | пр | | | | | конфигурации | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.14. | Количественная оценка | 10 | 5.6 | |**) | характеристик продольной | | | | | устойчивости и управляемости на | | | | | режимах взлета и захода на | | | | | посадку и проверка срабатывания | | | | | АУАСП | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.15. | Проверка работы САУ на режиме | 30 | 5.7 | |**) | захода на посадку и определение | | | | | полных градиентов набора высоты | | | | | на взлетном режиме работы трех | | | | | двигателей (4-й дв. режим ПМГ) в | | | | | посадочной (дельта = 43ё, | | | | | з | | | | | дельта = 25ё, ш.у.) | | | | | пр | | | | | конфигурации при уходе на второй | | | | | круг | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |4.16. | Определение времени выпуска | 5 | 5.8 | | | шасси. Посадка в соответствии с | | | | | рекомендациями РЛЭ | | | |------|-----------------------------------|-------------|-----------| |Итого:| | 2 час. 15 | | | | | мин. (135 | | | | | мин.) | | ---------------------------------------------------------------------- Примечание (*) В случае недостижения высоты 10600 м в наборе высоты, п. п. 4.7 и 4.8 выполняются на достигнутой (в облете) или заданной УВД (в рейсовом полете) высоте. (**) Режимы по этим пунктам программы выполняются только в специальном полете (облете) при участии в облете летчика-испытателя. При выполнении облета рейсовым экипажем режимы, отмеченные значком (**), не выполнять. 5. Методические указания Полет выполняется в соответствии с РЛЭ самолета ИЛ-76Т(ТД), НПП ГА и настоящими методическими указаниями. При совмещении облета с рейсовым полетом пункты программы, отмеченные **), не выполняются, остальные пункты выполняются в строгом соответствии с настоящими методическими указаниями и с заполнением соответствующих разделов протокола. 5.1. Проверка работы СКВ на пробеге По п. 4.1 Программы После запуска двигателей включить выключатели "Отбор воздуха" от двигателей 1 и 2 (левая полусистема), 3 и 4 (правая полусистема). Перед началом руления занести в протокол расход воздуха по УРВК в кабине экипажа. 5.2. Взлет и полет на высоте круга 5.2.1. Определение характеристик взлета По п. 4.2 Выполните взлет с обязательной остановкой на ВПП перед началом разгона в строгом соответствии с указаниями РЛЭ (раздел 4.2 стр. 5) на взлетном режиме работы двигателей без изменения положения РУД во время взлета до высоты круга Н = 500 м. В процессе выполнения разбега по показаниям приборов в кабине и по результатам визуального наблюдения определить и записать в протокол: 1. скорость отрыва самолета; 2. время разбега самолета до момента отрыва; 3. длину разбега самолета (по боковым огням ВПП). На высоте круга (до изменения работы двигателей) записать в протокол обороты КНД и КВД всех четырех двигателей и температуру газов за турбинами. 5.2.2. Определение соответствия времени уборки шасси данным РЛЭ (раздел 6.6 стр. 11) По п. 4.3 Определить по срабатыванию сигнализации время уборки шасси, данные занести в протокол. 5.2.3. Проверка соответствия работы систем СКВ данным РЛЭ (раздел 6.8.3 стр. 3) По п. 4.4 На высоте круга проверить исправность работы систем СКВ по приборам и светосигнальным средствам. После перевода двигателей на номинальный режим оценить эффективность работы СКВ и стабильность поддерживания параметров воздуха при работе двух полусистем при поочередном отключении правой и левой полусистем. Расход воздуха по УРВК в кабине экипажа от каждой полусистемы занести в протокол. 5.3. Набор высоты 5.3.1. Набор высоты По п. 4.5 На высоте круга перевести двигатели на номинальный режим работы и разогнать самолет до скорости V = 500 км/час и на этой скорости пр. выполнить непрерывный набор высоты. После достижения числа Маха М = 0,7 набор выполнять на М = 0,7 до Н = 10,6 км. На высотах Н = 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000, 7000, 8000, 9000 и 10600 м в протокол занести: время (часы, минуты, секунды), V (M), температуру наружного воздуха, часовой расход топлива по пр двигателям. В начале и конце набора записать в протокол общее количество топлива. При отсутствии возможности выполнения непрерывного набора до Н = 10,6 км в протокол заносится время начала и окончания участков непрерывного набора. При попадании самолета в условия обледенения и при включении ПОС необходимо сделать соответствующую отметку в графе "Примечания" протокола облета. 5.3.2. Проверка соответствия параметров работы САРД данным раздела РЛЭ 6.8.3 стр. 13 По п. 4.6 На высотах Н = 2000, 4000, 6000, 8000 и 10600 м в протокол занести показания УВПД кабины экипажа и грузовой кабины. При пересечении Н = 5000 м включить "Перепад 0,2". После прекращения падения давления в кабинах записать в протокол величину перепада давления и высоту по показаниям УВПД, а также время падения давления в гермокабинах с 0,5 до 0,2 кг/кв. см. После проверки возвратить выключатель "Перепад 0,2" в нижнее положение и закрыть красным колпачком. 5.4. Горизонтальный полет 5.4.1. Проверка срабатываний сигнализации "Превыш. числа М и V " при достижении скорости М = 0,77 на высоте 10,6 км пр По п. 4.7 На высоте 10,6 км в режиме горизонтального полета (или со снижением) перевести самолет в разгон на номинальном режиме работы двигателей для достижения М = 0,77. После срабатывания сигнализации при достижении самолетом скорости М = 0,77 с допуском +/- 0,01 или при достижении М = 0,78 без срабатывания сигнализации уменьшите режим работы двигателей и, не превышая установленные ограничения по перегрузке и углу атаки, выведите самолет в горизонтальный полет взятием штурвала на себя. В протоколе полета зафиксируйте время срабатывания табло "Превыш. числа М и V ", высоту, число М, V , температуру пр пр. наружного воздуха и остаток топлива. В процессе разгона, вплоть до срабатывания сигнализации, оценивается поведение самолета: отсутствие тряски, раскачки, тенденции к крену, развороту, кабрированию, пикированию, эффективность рулей. 5.4.2. Определение часовых расходов топлива в горизонтальном полете на режиме дальнего крейсирования на высоте Н = 10,6 км и Н = 8,1 км По п. 4.8 На высоте Н = 10,6 км установить обороты двигателей, соответствующие режиму горизонтального полета на М = 0,735 - 0,7. Выполнить горизонтальную площадку в течение 5 минут при постоянном режиме работы двигателей на установившейся скорости в зависимости от полетной массы самолета. Показания приборов занести в протокол: время, высоту, V и V (М), температуру наружного воздуха, пр ист количество топлива, часовой расход топлива по двигателям, обороты компрессора НД четырех двигателей. Произвести снижение до высоты 8,1 км и повторить режим на данной высоте. Примечание: при срабатывании клапанов перепуска воздуха во время выполнения горизонтальной площадки увеличить режим работы двигателей и повторить режим на большей скорости. 5.4.3. Проверка работы САУ в режиме автоматической стабилизации По п. 4.9 Во время выполнения горизонтального полета на высоте 10,6 км установить режим стабилизации скорости и проверить работоспособность системы. Во время выполнения горизонтального полета на высоте 8,1 км проверить работоспособность системы в режиме стабилизации высоты. 5.4.4. Проверки срабатывания табло "Превыш. числа М и V " пр при скорости V = 600 км/час пр По п. 4.10 Для проверки срабатывания сигнализации "Превыш. числа М и V " при скорости V = 600 км/час произвести разгон самолета на пр пр режиме работы двигателей, потребном для режима дальнего крейсирования, со снижением с высоты Н = 8,1 км. После срабатывания сигнализации или при достижении скорости 620 км/час без срабатывания сигнализации уменьшите режим работы двигателей и продолжайте полет со снижением на скоростях, рекомендованных РЛЭ для режима снижения, до высоты Н = 2000 - 3000 м. В протоколе полета зафиксируйте время срабатывания сигнализации "Превыш. числа М и V ", высоту, скорость полета, температуру наружного пр воздуха и остаток топлива. В процессе разгона, вплоть до срабатывания сигнализации, оценивается поведение самолета: отсутствие тряски, раскачки, тенденции к крену, развороту, кабрированию, пикированию, эффективность рулей. 5.4.5. Определение соответствия угловой скорости перемещения стабилизатора данным РЛЭ (раздел 6.7 стр. 1) По п. 4.11 Снизиться до высоты Н = 2000 - 2500 м. На данной высоте во ср взлетной конфигурации дельта /дельта = 30 град. / 14 град. ш.у. з пр сбалансировать самолет по усилиям на скорости 300 - 270 км/час. Во время балансировки самолета стабилизатором при выпуске механизации крыла определить угловую скорость перемещения стабилизатора. Перемещение стабилизатора сопровождается звонками, частота которых пропорциональна скорости перемещения. В протокол записать величину угла отклонения стабилизатора и время его перемещения. 5.4.6. Проверка срабатывания сигнализации "Предел правый крен" и "Предел левый крен" По п. 4.12 На занятой высоте в горизонтальном полете во взлетной конфигурации (дельта /дельта = 30град./14град. ш.у.) проверить з пр срабатывание сигнализации "Предел правый крен" и "Предел левый крен", вводя самолет в правый и левый крен до +/- 35 град. При этом при кренах +/- 32 град. +/- 2 град. должны загореться табло "Предел правый крен" и "Предел левый крен". В протоколе полета зафиксируйте время в момент срабатывания табло "Предел правый крен" и "Предел левый крен", высоту и угол крена. 5.5. Градиенты набора высоты в посадочной конфигурации дельта /дельта = 43 град. / 25 град. ш.у. з пр По п. 4.13 На занятой высоте Н = 2000 - 2500 м во взлетной конфигурации ср самолета (закрылки 30 град., предкрылки 14 град. ш.у.) четвертый двигатель перевести на режим ПМГ, три других - на взлетный режим. Сбалансировав самолет с креном 2 - 3 градуса на "работающие" двигатели, выполнить набор высоты в соответствии с указаниями РЛЭ для набора с одним отказавшим двигателем в течение 3 - 5 минут либо до высоты +/- 500 м от занятой - в зависимости от того, что больше, на безопасной скорости V2 = f (m ), определяемой согласно таблице: взл. ------------------------------------------------------------------ |m , т | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | | взл. | | | | | | |--------------|---------|---------|---------|---------|---------| |V2, км/ч | 218 | 220 | 224 | 226 | 230 | ------------------------------------------------------------------ Показания приборов записать в протокол: V , V , температуру пр. у наружного воздуха, количество топлива, время начала и конца набора, высоту начала и конца режима, обороты компрессора НД четырех двигателей. Повторить режим два раза в том же диапазоне высот. После выполнения наборов перевести самолет в режим горизонтального полета на скорости V = 280 км/час на потребном режиме работы двигателей. 5.6. Количественная оценка характеристик продольной устойчивости и управляемости на режимах взлета и захода на посадку и проверка срабатывания АУАСП По п. 4.14 На высоте Н = 2000 - 2500 м в посадочной конфигурации ср дельта / дельта = 43 град. / 25 град. ш. у. выполняются з пр установившиеся площадки при работе двигателей на режиме, соответствующем горизонтальному полету. При выполнении площадок скорость последовательно уменьшается с шагом 20 - 10 км/час в диапазоне от V = 280 км / час до V , соответствующей углу атаки 10 пр пр град. - 11 град. по указателю УАП-18кр. На скоростях 280, 260 и 240 км/час каждое значение скорости фиксируется при балансировочном отклонении стабилизатора и близких к нулевому значению усилиях на штурвале. При скоростях меньше 240 км/час балансировка самолета при зафиксированном положении стабилизатора обеспечивается отклонением руля высоты. При этом возможно загорание табло "Проверь полож. РВ" на приборных досках пилотов. Усилия на штурвале и педалях снимайте с помощью механизма триммерного эффекта. Время продолжительности режима 10 - 20 секунд. В протокол облета заносятся: время начала и окончания выполнения режимов, количество топлива, значения отклонения стабилизатора во взлетной и посадочной конфигурациях и значения угла атаки по указателю УАП-18кр. После достижения скорости V + 15 км/час (альфа = 10 град. - ср 11 град.) на занятой высоте в конфигурации дельта / дельта = з пр 43 град. / 25 град. ш.у., при положении стабилизатора, соответствующего балансировке при скорости 240 км/час, уменьшить режим работы двигателей (но не ниже ПМГ) и выполнить торможение в горизонтальном полете с темпом 1 - 2 км/час/сек. до момента срабатывания сигнализации АУАСП. В момент срабатывания сигнализации на указателе УАП-18кр стрелка текущего значения угла атаки должна приблизиться к нижней границе сектора альфа (+ 15 град. +/- 0,5 доп град.). После срабатывания сигнализации или если срабатывания сигнализации при достижении угла атаки 15,5 град. не происходит, выполнение торможения прекратить, плавной отдачей штурвала "от себя" уменьшить угол атаки на 3 - 4 град., увеличить режим работы двигателей и вывести самолет в режим горизонтального полета на скоростях, рекомендованных РЛЭ. Значения приведенных на фиг. 5.2-1 РЛЭ приборных скоростей срабатывания АУАСП при различных полетных массах самолета представлены в таблице. Фактическая скорость срабатывания не должна отличаться от приведенной в таблице более чем на +/- 10 км/час. ------------------------------------------------------------------ |Полетная масса, т | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | |----------------------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| |Приборная скорость | 160 | 167 | 175 | 182 | 188 | 196 | 202 | |срабатывания АУАСП | | | | | | | | |(дельта = 25 град., | | | | | | | | | пр | | | | | | | | |дельта = 43 град.) | | | | | | | | | з | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ В протокол записать время выполнения режима, высоту, остаток топлива, V , угол атаки по указателю УАП-18кр. пр. 5.7. Заход на посадку и уход на 2-ой круг. Проверка работы АУ и определение градиентов набора высоты во взлетной конфигурации дельта / дельта = 30 град. / 14град. ш.у. з пр По п. 4.15 Выполнить три захода на посадку с уходами на второй круг и один заход с посадкой. Для оценки качества автоматического управления в режиме "захода" на посадку на основном и дублирующем каналах выполнить: - заход на посадку в директорном режиме в конфигурации дельта / дельта = 30 град. / 14 град., выпуск шасси до начала 3-го з пр разворота; - в автоматическом режиме (основной канал) в конфигурации дельта / дельта = 30 град. / 14 град., выпуск шасси между 3-м и 4-м з пр разворотами; - в автоматическом режиме (основной канал) в конфигурации дельта / дельта = 43 град. / 25 град., выпуск шасси между 3-м и 4-м з пр разворотами; - в автоматическом режиме (дублирующий канал) в конфигурации дельта / дельта = 43 град. / 25 град., выпуск шасси между 3-м и 4-м з пр разворотами с посадкой. При выполнении первых трех режимов маневр захода на посадку выполняется до высоты 60 м, после чего выполняется уход на второй круг согласно рекомендациям РЛЭ. После вывода двигателей на взлетный режим работы, установления конфигурации дельта / дельта = 43 град. / 25 з пр град. и последующей уборки шасси один двигатель перевести на режим ПМГ. Сбалансировав самолет с креном 2 - 3 градуса на "работающие" двигатели, выполнить набор высоты в соответствии с указаниями РЛЭ для набора с одним отказавшим двигателем до высоты круга или в течение 2 - 3 минут (в зависимости от того, что больше) на безопасной скорости V2 = f (m ), определяемой согласно таблице: взл. ------------------------------------------------------------------ |m , т | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | | взл. | | | | | | |--------------|---------|---------|---------|---------|---------| |V2, км/ч | 237 | 242 | 246 | 250 | 255 | ------------------------------------------------------------------ Показания приборов записать в протокол: V , V , температуру пр у наружного воздуха, количество топлива, время начала и конца набора, высоту начала и конца режима, обороты компрессора НД четырех двигателей. 5.8. Определение соответствия времени выпуска шасси данным РЛЭ (раздел 6.6 стр. 12) По п. 4.16 На посадке зафиксировать время выпуска шасси по срабатыванию сигнализации выпущенного положения. Время выпуска шасси занести в протокол. Примечания: 1. В случае появления особенностей в поведении самолета при выполнении режимов по п. п. 4.7, 4.10, 4.13 и 4.14 сделать соответствующую отметку на обратной стороне протокола. 2. После выполнения облета протокол, подписанный командиром корабля, и расшифровка записи МСРП-64, подписанная соответствующей службой, направляется на обработку в ГосНИИГА для подготовки Заключения. От ГосНИИГА Заместитель Директора НЦПЛГВС М.С.ГРОМОВ Директор АСЦ О.Ю.СТРАДОМСКИЙ Ведущий летчик-испытатель, Начальник ЛИЦ Р.Т.ЕСАЯН Начальник 111 отдела А.В.ФЕДОРОВ Начальник 138 отдела Г.Е.МАСЛЕННИКОВА Инженер 138 отдела Е.В.БАЛОЯН ПРОТОКОЛ ОБЛЕТА САМОЛЕТА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ТИПОВЫМ ОСНОВНЫХ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВС Самолет Ил-76(ТД) борт. N ---- Дата полета ------ Рейс ----- Эксплуатант ----- ---------------------------------------------------------------------- | Масса пустого |.....| Масса самолета, кг | ...../.....| | самолета, кг | | (взлет/посадка) | | |----------------------|-----|--------------------------|------------| | Центровка пустого |.....| Масса топлива, кг | ...../.....| | самолета, % САХ | | (взл./пос.) | | |----------------------|-----|--------------------------|------------| | Экипаж, чел. |.....| Центровка, % САХ | ...../.....| | | | (взл./пос.) | | |----------------------|-----|--------------------------|------------| | Балласт и служебное |.....| Давление на аэродроме, | ...../.....| | снаряжение | | мм рт. ст. (взл./пос.) | | | (коммерческая | |--------------------------|------------| | загрузка), кг | | Температура наружного | ...../.....| | | | воздуха (взл./пос.) | | ---------------------------------------------------------------------- Проверка работы СКВ на пробеге. Расход воздуха от 4-х двигателей ------- у.е. Взлет -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Время |ПСИ /W |дельта ,град.| дельта , град.| ПСИ , град. | Параметры работы двигателей | | час/мин./сек.| ветр ветр | з | пр | взл |-----------------------------| | ----------- | ----град./---- град. | --------- | ---------- | -------- | |дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4| |------------------------------------------------------------------------------------|-----|-----|-----|-----|-----| | V | время | длина разбега |время уб. |КНД %| | | | | | отр | разбега | самолета | шасси |-----|-----|-----|-----|-----| | ----- км/ч | ----- сек. | L = ------------- м |---- сек. |КВД %| | | | | | | | | |-----|-----|-----|-----|-----| | | | | |Т | | | | | | | | | | газ.| | | | | | | | | |°С | | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Расход воздуха от 2-х двигателей | Правая полусистема ---- у.е. | Левая полусистема ----- у.е. | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Набор высоты. Время начала набора (час/мин./сек.) --------------, высота (по 760) = -------- м, остаток топлива ----------- т ------------------------------------------------------------------------------------- | Время |Высота, м|Скорость |Т ,| Часовой расход по | Проверка работы | | час/мин.| |приборная | н.в. | расходомерам, кг/час | САРД по УВДП, | | /сек. | |км/час (М)|град. | | м/кг/кв. см | | | | |С |-----------------------|-------------------| | | | | |дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4| Н / | Н / | | | | | | | | | | ДЕЛЬТА |ДЕЛЬТА | | | | | | | | | | Р | Р | | | | | | | | | | каб. | каб. | | | | | | | | | |экипажа | груз. | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |1000 |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |2000 <*> |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |3000 |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |4000 <*> |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |5000 |500 | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------| | При установлении|Н / ДЕЛЬТА |Н / ДЕЛЬТА |Время падения |Время падения | | перепада |Р |Р |давления в кабине|давления в грузовой| | давлений | каб. экипажа| каб. груз. |экипажа |кабине | | 0,2 кг/кв. см |------------ |------------ |------------ сек.|-------------- сек.| | |м/кг/кв. см |м/кг/кв. см | | | |-----------------------------------------------------------------------------------| | |6000 <*> |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |7000 |500 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |8000 <*> |М = 0,7 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |9000 |М = 0,7 | | | | | | | | |-----------|---------|----------|------|-----|-----|-----|-----|---------|---------| | |10600 <*>|М = 0,7 | | | | | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------| |Остаток топлива ---------------------- т | ------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Запись параметров САРД по УВДП. Срабатывание сигнализации "Превыш. числа М и V " при М = пр 0,77 --------------------------------------------------------------------- | Время |Высота, км | Скорость |Число М |Т , град.С| | срабатывания табло | | приборная, | | н.в. | | час/мин./сек. | | км/час | | | |--------------------|-----------|------------|--------|------------| | | | | | | --------------------------------------------------------------------- Крейсерский полет на режиме дальнего крейсирования (ДК) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | Время |Высота,|V ,|Т ,|Остаток|Часовой расход по борт.| Обороты компрессора |Прим.| |час/мин./| м | приб. | н.в. |топлива| расходомерам, кг/час | НД, % | | | сек. | |км/час |град. | т |-----------------------|-----------------------|-----| | | | |С | |дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4|дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4| | |---------|-------|-------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | |(10600)| | | | | | | | | | | | | |---------|-------|-------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| | |(8100) | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ Срабатывание сигнализации "Превыш. числа М и V " при V = пр пр 600 км/час ------------------------------------------------------------------ | Время срабатывания | Высота, км |Скорость,|Т ,| Остаток | | табло, час/мин./сек. | | км/час | н.в. |топлива, т | | | | |град. | | | | | |С | | |----------------------|------------|---------|------|-----------| | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Угловая скорость перемещения стабилизатора: угол отклонения стабилизатора ДЕЛЬТА = ----- град., фи время перемещения стабилизатора ДЕЛЬТА = ----- сек. t Срабатывание сигнализации "Предел правый крен" и "Предел левый крен" ------------------------------------------------------------------ | | Время в момент | Высота, м | Угол крена, | | | срабатывания, | | град. | | | час/мин./сек. | | | |-------------------|----------------|-----------|---------------| |Левый крен | | | | |-------------------|----------------|-----------|---------------| |Правый крен | | | | ------------------------------------------------------------------ Градиенты набора высоты: 4 двиг. - ПМГ, 1, 2, 3 двиг. - режим взлетный, конфигурация дельта /дельта = 43 град. / 25 град. ш.у. з пр ----------------------------------------------------------------------------------------- |N| Время, | Высота, км | V |Т ,|Остаток| Обороты КНД, % | Примечание| | |час/мин./сек.| | пр | н.в. | топл.,| | | | |-------------|-------------|км/час|град.С| кг |-----------------|-----| | | |начало|оконч.|начало|оконч.| | | |дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4| | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |1| | | | | | | | | | | | | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |2| | | | | | | | | | | | | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |3| | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- Характеристики продольной устойчивости и управляемости, конфигурация дельта = 43 град., дельта = 25 град. ш.у. з пр ------------------------------------------------------------------ |Время начала выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., | |количество топлива ... т | |----------------------------------------------------------------| |V , км/час | 280 | 260 | 240 | 230 | 220 |210 (для | | пр | | | | | |М < | | | | | | | | пол. | | | | | | | | 130 т) | |--------------|-------|-------|-------|-------|-------|---------| |дельта , град.| | | | | | | | в | | | | | | | |--------------|-------|-------|-------|-------|-------|---------| |фи , град. | | | | | | | | ст | | | | | | | |--------------|-------|-------|-------|-------|-------|---------| |альфа ,град.| | | | | | | | сам | | | | | | | |----------------------------------------------------------------| |Время окончания выполнения режимов (ч/мин./сек.) .../.../..., | |количество топлива ... т | ------------------------------------------------------------------ Срабатывание сигнализации АУАСП "Большие углы атаки", конфигурация дельта = 43град., дельта = 25град. ш.у. з пр ------------------------------------------------------------------------ | Время в момент|Высота, м| V | Остаток |Угол атаки по| Примечание | | срабатывания, | | пр |топлива, т| УАП-18кр, | | | час/мин./сек. | |км/час| | град. | | |---------------|---------|------|----------|-------------|------------| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------ Градиенты набора высоты: 4 двиг. - ПМГ, 1, 2, 3 двиг. - режим взлетный, конфигурация дельта /дельта = 30град./14град. ш.у. з пр ----------------------------------------------------------------------------------------- |N| Время, | Высота, км | V |Т ,|Остаток| Обороты КНД, % | Примечание| | |час/мин./сек.| | пр | н.в. | топл.,| | | | |------|------|------|------|км/час|град.С| кг |-----------------------| | | |начало|оконч.|начало|оконч.| | | |дв. 1|дв. 2|дв. 3|дв. 4| | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |1| | | | | | | | | | | | | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |2| | | | | | | | | | | | | |-|------|------|------|------|------|------|-------|-----|-----|-----|-----|-----------| |3| | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- Посадка. ---------------------------------------------------------------------------- | Время, |t выпуска, |Остаток |дельта ,|дельта ,|ПСИ ,| ПСИ / | |час/мин./сек.|шасси, сек.|топлива,| з | пр | пос. | ветра | | | | т | град. | град. | град. | W , | | | | | | | | ветра | | | | | | | |град./град.| |-------------|-----------|--------|--------|---------|--------|-----------| | | | | | | | .../... | ---------------------------------------------------------------------------- Командир корабля ---------------- / -------Ф.И.О.------- / Сведения о самолете: ------------------------------------------------------------------ |Дата выпуска | | | |--------------------------|------------------|------------------| |Наработка СНЭ | час |ППР час | |--------------------------|------------------|------------------| |Наработка СНЭ | пос.|ППР пос.| |--------------------------|------------------|------------------| |Кол-во ремонтов | | | |--------------------------|------------------|------------------| |Дата послед. р-та | | | |--------------------------|------------------|------------------| |Завод | | | ------------------------------------------------------------------ Сведения о двигателях Д-30КП: ----------------------------------------------------------------------- | | Первый | Второй | Третий | Четвертый | | | двигатель | двигатель | двигатель | двигатель | |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Номер двигателя | | | | | |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Дата выпуска | | | | | |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Наработка СНЭ | час| час| час| час| |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Наработка ППР | час| час| час| час| |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Кол-во ремонтов | | | | | |---------------------|-----------|-----------|-----------|-----------| | Дата послед. р-та | | | | | ----------------------------------------------------------------------- |