О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 29.06.06 АФ-157/02

Оглавление

                     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                           29 июня 2006 г.
                             N АФ-157/02

                                 (Д)


     Минобрнауки   России   направляет  Методические  рекомендации  по
определению     нормативов    бюджетного    финансирования    основных
общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
     В  Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых
нормативов   бюджетного  финансирования  основных  общеобразовательных
программ,  реализуемых  в общеобразовательных учреждениях, - подушевой
норматив в образовании.
     Предлагаемые   Методические   рекомендации  рассмотрены  Минфином
России,  прошли  апробацию  в  пилотных  регионах  и  рекомендуются  к
использованию   при   разработке   региональных   систем  нормативного
финансирования в образовании.

                                                          А.А.ФУРСЕНКО
29 июня 2006 г.
N АФ-157/02


                                                            Приложение

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
         ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
                ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

                            Вводный раздел

     Определение   нормативов   бюджетного   финансирования   основных
общеобразовательных    программ,    реализуемых    в   образовательных
учреждениях,   является   одним   из  этапов  реализации  нормативного
подушевого  финансирования  в общем образовании. Применение нормативов
бюджетного   финансирования   создает   возможность   объективного   и
"прозрачного"    способа    распределения   финансовых   ресурсов   по
общеобразовательным   учреждениям.  При  формализованном  способе  (по
формуле)    распределения    бюджетных   средств   общеобразовательные
учреждения  ставятся  в  равные  финансовые условия, зависящие, прежде
всего, от числа обучающихся.
     В  методических рекомендациях представлена модель расчета базовых
нормативов   бюджетного  финансирования  основных  общеобразовательных
программ,  реализуемых  в общеобразовательных учреждениях, - подушевой
норматив в образовании.
     Методические    рекомендации    предлагают   расчет   показателей
подушевого  финансирования  основных общеобразовательных программ трех
ступеней  общего  образования.  Учет  различий  в  стоимости указанных
программ    осуществляется   при   помощи   коэффициентов   удорожания
(поправочных коэффициентов).
     Расчет   норматива   расходов   на   реализацию  государственного
образовательного     стандарта     общего     образования    (основных
общеобразовательных   программ)   не   производится  при  планировании
расходов    и   финансировании   малокомплектных   сельских   школ   и
рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным
законодательным актом <*>.
--------------------------------
     <*>  В  соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г.,
ст. 16 (21) N 122-ФЗ.

     При   разработке   методических   рекомендаций  учтены  следующие
нормативные правовые и организационно-методические документы:
     Закон  Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N
3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),
     Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации (в редакции Федерального
закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
     Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  от  6  октября  1999 г. N 184-ФЗ (в
редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
     Федеральный   закон  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления  в  Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
(в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
     Постановление  Правительства Российской Федерации "Об утверждении
Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001
г.  N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2005 г. N 854),
     Приказ  Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта
2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и
примерных  учебных  планов  для  образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования",
     письмо    Министерства   образования   Российской   Федерации   и
Министерства  финансов  Российской  Федерации от 18 сентября 2003 г. N
20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N
123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным
бюджетам   на   финансирование   образовательных  учреждений  в  части
реализации ими государственного стандарта общего образования).

                1. Порядок расчета норматива расходов
           на реализацию государственного образовательного
                     стандарта общего образования

     1.1.  В  расходы  на реализацию государственного образовательного
стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в
соответствии   с  законодательством  Российской  Федерации  включаются
текущие   расходы  на  оплату  труда  (тарифная  и  надтарифная  части
заработной       платы       педагогического,       административного,
учебно-вспомогательного   и   обслуживающего  персонала  муниципальных
общеобразовательных  учреждений,  начисления  на  заработную плату), а
также   расходы   муниципальных   общеобразовательных   учреждений  на
частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с
образовательным  процессом: расходы на приобретение наглядных пособий,
технических   средств  обучения,  расходных  материалов,  канцелярских
товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
     1.2.    Норматив    расходов   на   реализацию   государственного
образовательного  стандарта  общего  образования  в  расчете на одного
обучающегося определяется на основе:
     стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
     нормативного  соотношения  ставок заработной платы педагогических
работников  и ставок заработной платы административно-управленческого,
учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
     нормативного  соотношения  тарифного  фонда  и  фонда  надбавок и
доплат;
     расходов  на  обеспечение  образовательного  процесса (расходы на
приобретение   наглядных   пособий,   технических   средств  обучения,
расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
     коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
     норм   регионального   законодательства  дополнительно  к  нормам
федерального законодательства.
     1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги
осуществляется   на   обучающегося   по  основным  общеобразовательным
программам,  по  ступеням  общего  образования  <*>  (в соответствии с
количеством   часов   в  Базисном  учебном  плане  общеобразовательных
учреждений  Российской  Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов
удорожания   стоимости  педагогической  услуги,  исходя  из  следующих
показателей:
--------------------------------
     <*>  1  ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее
образование,  2  ступень  общего  образования:  5 - 9 классы, основное
общее  образование,  3  ступень  общего  образования:  10 - 11 классы,
среднее (полное) общее образование.

     количество   обучающихся  в  классе  -  25  человек  в  городских
общеобразовательных  учреждениях  и  14 в сельских общеобразовательных
учреждениях;
     количество  часов  по общеобразовательной программе при 6-дневной
рабочей неделе;
     ставка  заработной  платы  по  региональной  тарифной  системе  в
соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по
данному муниципальному образованию <*>.
--------------------------------
     <*>  До  введения региональных тарифных систем основой могут быть
ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может
осуществляться  на основе региональных систем оплаты труда и учитывать
ставки   заработной   платы   по   среднему   разряду   оплаты  труда,
установленные региональным законодательством.

     1.4.        Доля       расходов       на       оплату       труда
административно-управленческого,       учебно-вспомогательного       и
обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда
оплаты  труда  (далее  - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных
социальных   рисков   на  адаптационный  период  устанавливается  доля
расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего
персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
     1.5.  Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ
по каждому общеобразовательному учреждению.
     1.6.    Нормативы   расходов   на   реализацию   государственного
образовательного  стандарта  общего  образования  в  расчете на одного
обучающегося  для  каждого  муниципального  образования исчисляются по
формуле:

      sn    sn
     R   = З   + Р     ;
      i     i     учеб.

     где:
      sn
     З - расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании
      i
на  реализацию  государственного  образовательного  стандарта   общего
образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по
ступеням общего образования (n).
     Р       - расходы   на обеспечение образовательного   процесса  в
      учебн.
расчете на одного обучающегося.
      sn
     З   определяется по формуле:
      i

           a
           - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
      sn   d
     З   = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
      i                    m

     где:
     a - количество часов по БУП;
     d  -  число  часов за ставку заработной платы. Для первой ступени
общего  образования  -  20 часов, для второй и третьей ступеней общего
образования - 18 часов;
     b  -  ставка  заработной платы, соответствующая средневзвешенному
разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
--------------------------------
     <*>  При  введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на
РТС (региональная тарифная система).

     1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
     1,02  -  коэффициент  увеличения фонда оплаты труда, связанного с
повышением   стажа   (общего  или  педагогического),  квалификационной
категории и т.п.;
     1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
     12 - количество месяцев в году;
     m - нормативная наполняемость классов;
     1,33       -       коэффициент       увеличения       ФОТ      на
административно-управленческий   персонал,   учебно-вспомогательный  и
обслуживающий  персонал  (на  период адаптации применяется коэффициент
1,43);
     w  -  коэффициенты  удорожания  стоимости педагогической услуги в
зависимости  от  различных  факторов,  представленных  в  таблице  N 1
(Приложении 1);
     c  -  коэффициенты  удорожания стоимости педагогической услуги по
видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
     R  -  региональный  коэффициент  удорожания, отражающий введенные
регионом   дополнительные   ставки  заработной  платы  и  региональные
надбавки/доплаты.
     1.7. Расходы на обеспечение образовательного  процесса    Р
                                                                учебн.
определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в
процентном  отношении  к  общему   размеру   норматива   расходов,   в
соответствии  со  сложившимися  расходами  при  ежегодном  постепенном
увеличении доли этих расходов.
     1.8.   При   определении   значения  коэффициентов  рекомендуется
учитывать следующее:
     месторасположение  общеобразовательного  учреждения  (городские и
сельские районы);
     количество классов в общеобразовательном учреждении;
     реализация программ дополнительного образования;
     предоставление  образования  детям  с ограниченными возможностями
здоровья;
     реализация   основных  общеобразовательных  программ  повышенного
уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
     Коэффициенты    удорожания    стоимости   педагогической   услуги
учитывают:
     разную  стоимость  услуги  на  разных ступенях общего образования
(разная  стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП)
общеобразовательных  учреждений  Российской  Федерации  (таблица  N  3
Приложения 1);
     повышенную  стоимость  от  деления классов на группы при изучении
отдельных   предметов,   наличия  групп  продленного  дня  и  программ
дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
     повышенную   стоимость  образовательной  услуги  для  обучающихся
специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов
(таблица N 2 Приложения 1).
     Пример  расчета  норматива  по  ступеням  общего  образования для
городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
     1.9.  Региональные  коэффициенты  могут вводиться для недопущения
снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий
предоставления образовательной услуги.

                 2. Порядок расчета объема субвенций

     2.1.   Размер  субвенций  муниципальным  бюджетам  на  реализацию
основных  общеобразовательных  программ  в образовательных учреждениях
муниципальных   образований   определяется,   исходя   из  численности
учащихся,  расчетных  нормативов  по  ступеням  общего образования и с
учетом коэффициентов удорожания.
     2.2.   При   расчете  субвенции  используется  прогнозируемая  на
соответствующий  финансовый  год среднегодовая численность обучающихся
по ступеням общего образования и видам классов.
     2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:

           3    o    o      3    g    g      3    k    k
     S  = SUM (R  x H )  + SUM (R  x H )  + SUM (R  x H ) ;
      i   n=1   i    i n   n=1   i    i n   n=1   i    i n

     где:
     S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на реализацию
      i
основных общеобразовательных программ;
      o    g     k
     R ,  R  ,  R  -  нормативы  расходов   на   реализацию   основных
      i    i     i
общеобразовательных   программ   в   расчете  на  одного  обучающегося
соответственно  в  обычных,  гимназических  (лицейских),   специальных
(коррекционных) классах;
      o   g   k
     Н , Н , Н  - прогнозируемая на   соответствующий  финансовый  год
      i   i   i
среднегодовая численность  обучающихся   соответственно   в   обычных,
гимназических   (лицейских),  специальных  (коррекционных)  классах  в
общеобразовательных  учреждениях  на  территории  i-го  муниципального
образования;
     n - ступени общего образования.

            3. Методы обязательной адаптации при переходе
            к формированию бюджетов на нормативной основе

     3.1.   Расчет   субвенций   осуществляется  не  на  среднегодовую
численность,  а  на  численность  "условных обучающихся". Расчет числа
"условных обучающихся" осуществляется по формуле:

                                             нормативная наполняемость
Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
                                             фактическая наполняемость

     "Условный  обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое
число  обучающихся  в  муниципальном  образовании,  но  и  особенности
муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная,
наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по
ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования
расчет  числа  "условных  обучающихся"  рекомендуется  производить  по
каждой ступени.
     3.2.   Осуществляется   выравнивание  (сглаживание)  рассчитанных
объемов  субвенций  по  каждому  муниципальному образованию в пределах
допустимых  отклонений  от  расходов,  определенных традиционным путем
(базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
     Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
     сравнение  расчетного  ФОТ  с проектным ФОТ по всем муниципальным
образованиям;
     выявление отклонений, анализ причин;
     определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для
"мягкого"   перехода   от   финансирования   сети  общеобразовательных
учреждений к финансированию образовательной услуги.
     Выравнивание,   "сглаживание"   объемов   субвенций   по  каждому
муниципальному  образованию может осуществляться определением величины
отклонения  по  каждому  муниципальному образованию и поиску диапазона
допустимых отклонений.


                                                        Приложение N 1

                                          к методическим рекомендациям

                        РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

                                                           Таблица N 1

     Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов

------------------------------------------------------------------
|               |Удорожание в зависимости от различных  факторов |
|               |------------------------------------------------|
|               |   от    |от наличия |  от наличия   |   общее  |
|               | деления |   групп   |   программ    |удорожание|
|               | классов |продленного|дополнительного|    по    |
|               |на группы|    дня    |  образования  | ступеням |
|               |   К1    |    К2     |      К3       | К1 x К2 x|
|               |         |           |               |    К3    |
|---------------|---------|-----------|---------------|----------|
|начальное общее|  1,04   |    1,4    |     1,03      |   1,50   |
|образование    |         |           |               |          |
|---------------|---------|-----------|---------------|----------|
|основное общее |  1,12   |     1     |     1,03      |   1,15   |
|образование    |         |           |               |          |
|---------------|---------|-----------|---------------|----------|
|среднее(полное)|  1,22   |     1     |     1,03      |   1,26   |
|общее          |         |           |               |          |
|образование    |         |           |               |          |
------------------------------------------------------------------

                                        (25 час. + 1 час.)
     начальное общее образование 1,04 = ------------------;
                                            25 час.
                                        (34 + 4)
     основное общее образование  1,12 = --------;
                                           34
                                               (36 + 8)
     среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
                                                  36

                                                           Таблица N 2

               Коэффициенты удорожания по видам классов

-----------------------------------------------
|Общеобразовательные             |     1      |
|--------------------------------|------------|
|Гимназические/лицейские         |    1,15    |
|--------------------------------|------------|
|Специальные (коррекционные)     |    1,2     |
-----------------------------------------------

                                                           Таблица N 3

        Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования

------------------------------------------------------------------
|                                    |Часы по БУП| Коэффициенты  |
|                                    |           |  удорожания   |
|------------------------------------|-----------|---------------|
|начальное общее образование         |    25     |       1       |
|------------------------------------|-----------|---------------|
|основное общее образование          |    34     |     1,36      |
|------------------------------------|-----------|---------------|
|среднее (полное) общее образование  |    36     |     1,44      |
------------------------------------------------------------------

     начальное общее образование 1 = (25 часов)

                                       (34 часа)
     основное общее образование 1,36 = ---------
                                        25 час.

                                               (36 час.)
     среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------
                                                25 час.


                                                        Приложение N 2

                                          к Методическим рекомендациям

         ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ
                ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

------------------------------------------------------------------
|                   Общеобразовательные классы                   |
|----------------------------------------------------------------|
|1 ступень  |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33|
|общего     |   x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5  |
|образования|                                                    |
|-----------|----------------------------------------------------|
|2 ступень  |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 |
|общего     |  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15  |
|образования|                                                    |
|-----------|----------------------------------------------------|
|3 ступень  |{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33|
|общего     |  x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26  |
|образования|                                                    |
|----------------------------------------------------------------|
|                Гимназические и лицейские классы                |
|----------------------------------------------------------------|
|1 ступень  |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33|
|общего     | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x |
|образования|                        1,5                         |
|-----------|----------------------------------------------------|
|2 ступень  |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 |
|общего     | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x |
|образования|                        1,15                        |
|-----------|----------------------------------------------------|
|3 ступень  |{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33|
|общего     | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x |
|образования|                        1,26                        |
|----------------------------------------------------------------|
|             Специальные (коррекционные) классы                 |
|----------------------------------------------------------------|
|1 ступень  |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33|
|общего     |x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5|
|образования|                                                    |
|-----------|----------------------------------------------------|
|2 ступень  |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 |
|общего     |  x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x  |
|образования|                        1,15                        |
------------------------------------------------------------------

Заместитель
директора Департамента
экономики и финансов
                                                        Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ
Оглавление