О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 (Д) Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации). В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании. Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании. А.А.ФУРСЕНКО 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Вводный раздел Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся. В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании. Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов). Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>. -------------------------------- <*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ. При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы: Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ), Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ), Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ), Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854), Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования). 1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования 1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов). 1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе: стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги; нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала; нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат; расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы); коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги; норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства. 1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей: -------------------------------- <*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование. количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях; количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе; ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>. -------------------------------- <*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством. 1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения. 1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению. 1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле: sn sn R = З + Р ; i i учеб. где: sn З - расходы по заработной плате в i-том муниципальном образовании i на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n). Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в учебн. расчете на одного обучающегося. sn З определяется по формуле: i a - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12 sn d З = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R; i m где: a - количество часов по БУП; d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов; b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию; -------------------------------- <*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система). 1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу; 1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.; 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок; 12 - количество месяцев в году; m - нормативная наполняемость классов; 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43); w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1); c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1); R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты. 1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р учебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов. 1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее: месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы); количество классов в общеобразовательном учреждении; реализация программ дополнительного образования; предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья; реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов). Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают: разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1); повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1); повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1). Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2. 1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги. 2. Порядок расчета объема субвенций 2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания. 2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов. 2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле: 3 o o 3 g g 3 k k S = SUM (R x H ) + SUM (R x H ) + SUM (R x H ) ; i n=1 i i n n=1 i i n n=1 i i n где: S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на реализацию i основных общеобразовательных программ; o g k R , R , R - нормативы расходов на реализацию основных i i i общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах; o g k Н , Н , Н - прогнозируемая на соответствующий финансовый год i i i среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-го муниципального образования; n - ступени общего образования. 3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе 3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле: нормативная наполняемость Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------. фактическая наполняемость "Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени. 3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года). Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает: сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям; выявление отклонений, анализ причин; определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги. Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений. Приложение N 1 к методическим рекомендациям РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ Таблица N 1 Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов ------------------------------------------------------------------ | |Удорожание в зависимости от различных факторов | | |------------------------------------------------| | | от |от наличия | от наличия | общее | | | деления | групп | программ |удорожание| | | классов |продленного|дополнительного| по | | |на группы| дня | образования | ступеням | | | К1 | К2 | К3 | К1 x К2 x| | | | | | К3 | |---------------|---------|-----------|---------------|----------| |начальное общее| 1,04 | 1,4 | 1,03 | 1,50 | |образование | | | | | |---------------|---------|-----------|---------------|----------| |основное общее | 1,12 | 1 | 1,03 | 1,15 | |образование | | | | | |---------------|---------|-----------|---------------|----------| |среднее(полное)| 1,22 | 1 | 1,03 | 1,26 | |общее | | | | | |образование | | | | | ------------------------------------------------------------------ (25 час. + 1 час.) начальное общее образование 1,04 = ------------------; 25 час. (34 + 4) основное общее образование 1,12 = --------; 34 (36 + 8) среднее (полное) общее образование 1,22 = --------. 36 Таблица N 2 Коэффициенты удорожания по видам классов ----------------------------------------------- |Общеобразовательные | 1 | |--------------------------------|------------| |Гимназические/лицейские | 1,15 | |--------------------------------|------------| |Специальные (коррекционные) | 1,2 | ----------------------------------------------- Таблица N 3 Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования ------------------------------------------------------------------ | |Часы по БУП| Коэффициенты | | | | удорожания | |------------------------------------|-----------|---------------| |начальное общее образование | 25 | 1 | |------------------------------------|-----------|---------------| |основное общее образование | 34 | 1,36 | |------------------------------------|-----------|---------------| |среднее (полное) общее образование | 36 | 1,44 | ------------------------------------------------------------------ начальное общее образование 1 = (25 часов) (34 часа) основное общее образование 1,36 = --------- 25 час. (36 час.) среднее (полное) общее образование 1,44 = --------- 25 час. Приложение N 2 к Методическим рекомендациям ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВА ПО ТИПАМ КЛАССОВ И СТУПЕНЯМ ДЛЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ------------------------------------------------------------------ | Общеобразовательные классы | |----------------------------------------------------------------| |1 ступень |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33| |общего | x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,5 | |образования| | |-----------|----------------------------------------------------| |2 ступень |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 | |общего | x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,15 | |образования| | |-----------|----------------------------------------------------| |3 ступень |{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33| |общего | x 1,02 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x 1,26 | |образования| | |----------------------------------------------------------------| | Гимназические и лицейские классы | |----------------------------------------------------------------| |1 ступень |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33| |общего | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x | |образования| 1,5 | |-----------|----------------------------------------------------| |2 ступень |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 | |общего | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x | |образования| 1,15 | |-----------|----------------------------------------------------| |3 ступень |{[(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33| |общего | x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев] / 25 человек} x 1,43 x | |образования| 1,26 | |----------------------------------------------------------------| | Специальные (коррекционные) классы | |----------------------------------------------------------------| |1 ступень |{[(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33| |общего |x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x 1,5| |образования| | |-----------|----------------------------------------------------| |2 ступень |{[(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 | |общего | x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев] / 9 человек} x 1,43 x | |образования| 1,15 | ------------------------------------------------------------------ Заместитель директора Департамента экономики и финансов Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ |