О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 29.06.05 0100/4938-05-32

         О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                           29 июня 2005 г.
                          N 0100/4938-05-32

                                 (Д)


     В   связи   с   большим   количеством   обращений  о  полномочиях
общественных  объединений  потребителей  по  защите  прав потребителей
Роспотребнадзор разъясняет.
     Статья   45   Закона   Российской   Федерации   "О   защите  прав
потребителей"   (далее   -   Закон)   определяет   права  общественных
объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав
потребителей.
     Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)
для осуществления своих уставных целей вправе:
     участвовать   в  разработке  обязательных  требований  к  товарам
(работам,  услугам),  а  также  проектов  законов  и  иных нормативных
правовых  актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей;
     проводить  независимую  экспертизу качества, безопасности товаров
(работ,  услуг),  а также соответствия потребительских свойств товаров
(работ,  услуг)  заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями)
информации о них;
     проверять   соблюдение  прав  потребителей  и  правил  торгового,
бытового  и  иных  видов  обслуживания потребителей, составлять акты о
выявленных  нарушениях  прав  потребителей и направлять указанные акты
для  рассмотрения  в  уполномоченные  органы государственной власти, а
также   информировать  органы  местного  самоуправления  о  выявленных
нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз
по фактам нарушения прав потребителей;
     распространять  информацию  о правах потребителей и о необходимых
действиях   по   защите   этих   прав,   о  результатах  сравнительных
исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию,
которая  будет  способствовать  реализации  прав  и законных интересов
потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их
ассоциациями,  союзами) результаты сравнительных исследований качества
товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
     вносить  в  федеральные органы исполнительной власти, организации
предложения  о  принятии  мер  по  повышению  качества товаров (работ,
услуг),   по   приостановлению   производства   и  реализации  товаров
(выполнения  работ,  оказания  услуг),  по  отзыву с внутреннего рынка
товаров  (работ,  услуг),  не  соответствующих  предъявляемым  к ним и
установленным  законодательством  Российской  Федерации  о техническом
регулировании обязательным требованиям;
     вносить  в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной
власти  материалы  о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих
производство  и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг),
не  соответствующих  предъявляемым  к  ним обязательным требованиям, а
также  нарушающих  права  потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     обращаться  в  органы прокуратуры с просьбами принести протесты о
признании  недействительными  актов федеральных органов исполнительной
власти,  актов  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации  и  актов  органов  местного  самоуправления, противоречащих
законам   и   иным   регулирующим  отношения  в  области  защиты  прав
потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
     обращаться  в  суды  с  заявлениями  в защиту прав потребителей и
законных   интересов   отдельных  потребителей  (группы  потребителей,
неопределенного круга потребителей).
     Необходимо  отметить,  что  отдельные общественные организации по
защите  прав  потребителей  в  качестве  единственного и приоритетного
направления   своей   деятельности   определяют  контрольные  функции,
организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся
к   их   компетенции,   превратно   истолковывая   при  этом  принципы
общественного  (негосударственного)  контроля, положенные в основу ст.
45 Закона.
     Подобные  факты дискредитируют общественное движение потребителей
и  не  способствуют  ни  росту  его  авторитета,  ни взаимопониманию с
предпринимательским корпусом.
     По  мнению  Роспотребнадзора,  основными  ошибками при проведении
проверочных   мероприятий   представителями  общественных  объединений
потребителей следует считать:
     требования    о   предъявлении   субъектами   предпринимательской
деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
     проверку соблюдения санитарных правил и норм;
     проверку  наличия  документов об образовании торговых работников,
санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
     проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
     проверку  наличия  и порядка ведения журнала учета мероприятий по
контролю,  предусмотренного  ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N
134-ФЗ    "О    защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей  при проведении государственного контроля (надзора)",
субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
     Необходимо  отметить,  что  п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий
возможность  проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового,
бытового  и  иных видов обслуживания потребителей, а также составление
актов    о    выявленных    нарушениях   прав   потребителей,   сводит
соответствующее   право   общественных  объединений  потребителей  (их
ассоциаций,  союзов)  к  выявлению именно нарушений прав потребителей,
т.е.   к   установлению   фактов,  свидетельствующих  исключительно  о
несоблюдении   императивных  норм  потребительского  законодательства,
устанавливающих эти права.
     Таким  образом,  в соответствии с Законом Российской Федерации "О
защите прав потребителей" общественные объединения потребителей вправе
осуществлять  именно общественный контроль соблюдения прав и интересов
потребителей   с   применением   соответствующих   мер   общественного
воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой
является    разъяснительная    и    просветительская    работа   среди
предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование,
оказание  помощи  в составлении искового заявления и сопровождении дел
при  судебной  защите,  широкое  информирование  населения через СМИ о
правах потребителей.
     Территориальным     управлениям    Роспотребнадзора    необходимо
вырабатывать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия с
общественными  объединениями потребителей по формированию и реализации
национальной  политики  в  области защиты прав потребителей, что среди
прочего   может   находить   свое   практическое  выражение  в  работе
координационных  советов  по  защите  прав  потребителей  в  субъектах
Российской  Федерации  и  в  региональных  программах  по  защите прав
потребителей.
     Территориальным  управлениям  Роспотребнадзора следует продолжить
работу  по  обеспечению  действенного  взаимодействия  с общественными
объединениями     потребителей     (их     ассоциациями,     союзами),
зарегистрированными    в    установленном    порядке   на   территории
соответствующего региона.
     По  итогам  работы  с общественными объединениями потребителей за
III  квартал  2005  года  следует  в  срок до 01.10.2005 представить в
Роспотребнадзор  обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе
на электронном носителе информации).

Заместитель руководителя
                                                         Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
29 июня 2005 г.
N 0100/4938-05-32