О НОРМАТИВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ БАНКА РОССИИ. Письмо. Ассоциация Российских Банков. 28.02.00 А-01/2-123

                  О НОРМАТИВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ
                             БАНКА РОССИИ

                                ПИСЬМО

                     АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

                          28 февраля 2000 г.
                             N А-01/2-123

                              (ББ 00-15)








                                                 Председателю Комитета
                                                  Государственной Думы
                                              Федерального Собрания РФ
                                             по кредитным организациям
                                                   и финансовым рынкам
                                                            А.Н.Шохину




     Одним из   основных   инструментов  и  методов  денежно-кредитной
политики, согласно ст.35 Закона РФ  "О  Центральном  банке  Российской
Федерации (Банке  России)",  является  норматив  обязательных резервов
(резервные требования),  депонируемых в  Банке  России  (ФОР),  размер
которых определяется в процентном отношении к обязательствам кредитных
организаций.  Порядок их депонирования в Банке России  устанавливается
Советом директоров.
     Центральный банк  РФ  использует  этот  метод  изъятия   средств,
привлекаемых банками  для  кредитования экономики.  Средства изымаются
налоговым способом  на  неограниченный  срок  без  компенсации  банкам
издержек, которые они несут по привлечению ресурсов.
     В настоящее время  норматив  резервных  требований  установлен  в
размере 7%  по  вкладам  населения  в  рублях  и  10%  по  всем прочим
обязательствам кредитных  организаций.  Изъятие  такой  большой   доли
привлеченных средств,   по   которым  банки  платят  клиентам  30-35%,
отвлекает из оборота крупные суммы и наносит значительный ущерб слабой
банковской системе  России,  которая  еще  не  преодолела  последствий
кризиса 1998 г.
     Ассоциация российских  банков  неоднократно  обращалась в ЦБ РФ с
предложениями о  совершенствовании  методики  депонирования   средств.
Однако ЦБ  РФ  не применяет более гибких методов и принимает решения в
одностороннем порядке без взаимодействия с банковской общественностью.
     В своих  ответах  от  27.07.99  г.  и 14.02.2000 г.  Банк России,
оправдывая принимаемые решения  по  изъятию  средств  и  защищая  свою
позицию, заявляет,  что  "обязательные  резервы по своей экономической
сущности являются  инструментом,  призванным  ограничивать   кредитные
возможности кредитных организаций".
     АРБ считает,  что такая позиция может быть оправдана в странах, у
которых имеется     избыточная    денежная    масса    и    устойчивая
платежеспособная банковская система. Но в России в настоящее время нет
ни того,   ни  другого  -  денежная  масса  является  недостаточной  и
платежеспособность банков полностью еще не восстановлена.
     В ответ  на  заявление Ассоциации о том,  что решение о повышении
нормативов принимается  задним  числом,  причем  внезапно,  в  ЦБ   РФ
заявляют, что  "новые  нормативы обязательных резервов устанавливаются
не   ранее   даты   принятия   Советом   директоров    Банка    России
соответствующего  решения",  хотя  Ассоциация  добивается,  чтобы сами
принимаемые решения не имели обратной силы.
     В ст.77  Закона  "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" сказано,  что  Банк  россии  взаимодействует   с   кредитными
организациями и  их  ассоциациями,  проводит консультации с ними перед
принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет
необходимые разъяснения   и   рассматривает  предложения  по  вопросам
регулирования банковской   деятельности.   Однако   за    все    время
существования Банк  России  ни разу не выполнил требования этой статьи
при решении вопросов депонирования обязательных резервов.  Каждый  раз
Совет директоров   Банка   России,   принимая   без   предварительного
обсуждения с кредитными организациями решения о повышении  нормативов,
изымает в  принудительном порядке средства и налагает штрафы на банки,
которые из-за  финансовых  осложнений  не  могут  полностью  внести  в
установленные сроки требуемые суммы средств. Территориальные органы ЦБ
РФ не принимают во  внимание  никаких  объективных  причин  временного
недовзноса и  не  имеют  полномочий  на предоставление кратковременных
рассрочек по платежам в ФОР.
     Даже при резком отливе вкладов - более 15%  валюты баланса - Банк
России не возвращает средства  из  ФОР,  чтобы  банки  могли  выдавать
деньги вкладчикам,  а разрешает производить лишь промежуточные расчеты
ФОР, причем не за последний критический период отлива  вкладов,  а  за
целый месяц,  включая время,  когда не было массового изъятия средств.
Причем требует,  чтобы платежи производились  со  всех  сумм,  включая
просроченные обязательства.   При   таком   методе   банк   не   может
рассчитаться с вкладчиками, и у него появляется недовзнос средств.
     Несовершенство механизма   депонирования  средств  проявилось  11
января 2000 г.,  когда ЦБ РФ принял внезапно  решение  о  значительном
повышении взносов.   За   последние  шесть  месяцев  это  было  второе
увеличение нормативов.  В решении Света директоров сказано,  что новый
норматив вводится с 1 января с.г. и расчет производится за декабрь.
     Нормативы были увеличены на 1,5 процентных  пункта,  в  суммарном
выражении это  составляет  по  средствам  юридических  лиц  в рублях и
валюте и физических - в валюте - на 17,6%  и по  вкладам  населения  в
рублях - на 27,3%, что видно из следующих данных.

_______________________________________________________________________________
|                       | Действовавший | Новый    |         Разница          |
|                       | норматив      | норматив |                          |
|                       | в (%)         |          |                          |
|_______________________|_______________|__________|__________________________|
|                       |               |          | процентных | в суммарном |
|                       |               |          | пунктов    | выражении   |
|_______________________|_______________|__________|____________|_____________|
| Средства юридических  |               |          |            |             |
| лиц в рублях и валюте |               |          |            |             |
| и физических лиц -    |               |          |            |             |
| в валюте              |      8,5      |   10,0   |    +1,5    |   +17,6%    |
|_______________________|_______________|__________|____________|_____________|
| Физических лиц по     |               |          |            |             |
| вкладам в рублях      |      5,5      |    7,0   |    +1,5    |   +27,3%    |
|_______________________|_______________|__________|____________|_____________|


     ЦБ РФ,  по существу,  не соблюдает ст.6 Закона о банке России,  в
которой сказано,  что нормативные  акты  не  имеют  обратной  силы.  В
Указаниях 11.01.2000  г.  N  731-У сказано,  что оно вступает в силу с
момента подписания.  Банки спрашивают, как можно выполнять нормативные
документы с момента подписания, не зная еще их содержания?
     Вследствие введения повышенных нормативов за  прошедший  месяц  и
установления жестких  сроков взносов,  когда банки производили расчеты
за декабрь  с  финансовыми  организациями   и   клиентами,   кредитные
организации оказались    в   тяжелом   положении   -   ухудшилась   их
платежеспособность и  ликвидность.  Сложность  ситуации   усугубляется
также тем,   что,   как  правило,  деньги  баков  вложены  в  какие-то
программы, и  скоропалительное  их  изъятие  в  ФОР  влечет  за  собой
нарушение договоренности банков с клиентами.
     По расчетам  экспертов,   дополнительные   платежи   за   декабрь
составили примерно 17-20 млрд.руб. Это осложнило положение тех банков,
которые еще не полностью преодолели последствия финансового кризиса  и
проходят процесс  реструктуризации.  К этому следует добавить,  что за
привлекаемые средства банки уплачивают значительные суммы  кредиторам,
а ЦБ РФ изымает их бесплатно.
     Решения об  изъятии  средств  в  ФОР  принимаются  без  глубокого
экономического анализа   финансового   положения  банков  и  факторов,
которые влияют  на  динамику  остатков  средств  на  корреспондентских
счетах. Главным   показателем   для   повышения   нормативов  является
увеличение остатков  на  счетах.  Но  этот  показатель   не   выражает
экономического существа  вопроса - наличие избыточной денежной массы и
ликвидности.  В нем лишь проявляется действие ряда временных факторов,
вследствие  которых  при общей недостаточности денежной массы у банков
увеличиваются средства на их счетах в Банке России.
     В январе  ЦБ  РФ  аргументировал решение об увеличении нормативов
ФОР тем,  что в первой  декаде  января  значительно  возросли  остатки
средств   на   корреспондентских  счетах,  которые  на  11.01.2000  г.
составляли  88,3  млрд.руб.  Эту  сумму  Банк  России  оценивает   как
избыточную   ликвидность   банков.   Такая   оценка  не  соответствует
фактическому положению банковской системы.  Нельзя говорить о  высокой
ликвидности, когда половина банков являются неплатежеспособными.
     Изымаются деньги  у  неплатежеспособных  кредитных   организаций,
которые не  могут влиять на валютный курс и объем денежной массы.  При
недостаточности средств на их корреспондентских счетах ЦБ  РФ  изымает
средства инкассовыми  поручениями  впереди  налоговых  платежей  и  по
заработной плате клиентов.
     Рост остатков средств в начале января на корреспондентских счетах
не свидетельствует  об   избыточной   ликвидности.   Они   увеличились
вследствие сокращения   кредитных   операций  и  ряда  кратковременных
обстоятельств. В  связи  с  выборами  в  Государственную   Думу   были
переведены крупные   суммы   для   снижения   задолженности  бюджетных
организаций по заработной плате и пенсиям.  В декабре ЦБ  РФ  произвел
большую эмиссию   наличных   денег,   в   торговой   сети  наблюдалась
интенсивная предпраздничная торговля,  выручка от которой поступила  в
банки только после 10 января, так как эти банки в эти дни не работали.
Во второй  половине  января  остатки  снизились  и  по  состоянию   на
16.02.2000 г.  составляли  61,3 млрд.руб.,  или меньше на 27 млрд.руб.
против 11.01.2000 г.  В таком объеме остатки средств были и в середине
прошлого года.
     Остатки средств  на  корсчетах  составляют  примерно  однодневную
сумму денежных расчетов в условиях,  когда основные платежи - 75-80% -
осуществляются в неденежной форме.
     Средства на   счетах   нельзя  считать  избыточными  при  большом
недостатке оборотных средств предприятий и необходимости  накапливания
ресурсов для  капитальных  ремонтов и предстоящих инвестиций,  которые
хранятся на корреспондентских счетах банков.
     С прошлого   года   возможности   привлечения   банками   средств
ухудшились. В связи с созданием Минфином  России  казначейств  средств
бюджета и бюджетных организаций, которые раньше использовались банками
как кредитные ресурсы,  теперь находятся на счетах ЦБ РФ.  В  связи  с
этим можно было бы не увеличивать нормативы обязательных резервов.
     Средства, зачисленные в ФОР,  являются  недоступными  для  банков
даже для  кратковременного  использования  на  погашение  просроченной
задолженности по  обязательствам  перед  клиентами,  так  как  ЦБ   РФ
возвращает их   только  при  отзыве  лицензии.  Эта  позиция  особенно
негативно проявилась по возврату вкладов населению во время кризиса  в
августе 1998  г.,  когда  при  массовом  отливе вкладов банки не могли
возвращать их населению, так как средства депонированы в ФОР.
     Для сокращения   денежной   массы  зарубежные  центральные  банки
применяют более  гибкие  методы  резервирования  средств.  Федеральная
система США  вообще  не  изымает  средства  банков  на свой счет,  она
обязывает банки,  чтобы на их счетах на отчетные  даты  были  ресурсы,
которые причитаются в ФОР. Такая система дает возможность банкам гибко
использовать средства для поддержания текущей ликвидности.
     Средства в  ФОР депонируются не только с рублевых счетов,  но и с
валютных. АРБ обращалась в ЦБ РФ с предложением  прекратить  взносы  в
ФОР в рублях с валютных счетов,  остатки которых составляют в рублевом
исчислении примерно  такую  же  сумму,  как  на  рублевых  счетах.  По
состоянию на   01.12.99   г.   сумма  привлеченных  валют  в  рублевом
исчислении составляла 213,3 млрд.рублей и  рублевых  средств  -  219,1
млрд.руб. Для  взноса в ФОР рублевой массы банки должны были продавать
крупные суммы иностранной валюты своих клиентов.
     Ассоциация считает, что у ЦБ РФ нет ни правовых, ни экономических
оснований для депонирования  средств,  которые  хранятся  на  валютных
счетах. Платежи в России осуществляются только в национальной валюте -
в рублях.  Депозиты  в  иностранной  валюте  не  включаются  в  расчет
денежной массы М2.  Валюта клиентов, привлекаемая банками, хранится не
в России,  а  за  рубежом  в  иностранных  банках,  поэтому   она   не
увеличивает рублевую массу М2 на внутреннем рынке. Чтобы перечислить в
ФОР средства  в  рублях,   банк,   который   обслуживает   клиента   -
собственника валюты,     должен     дать     поручение     зарубежному
банку-корреспонденту перечислить  валюту  другому  зарубежному   банку
покупателя, который,    приобретая    валюту,   перечисляет   рублевый
эквивалент банку-продавцу.  Такая сложная операция  ставит  в  тяжелое
положение банки  при  срочном изъятии средств в ФОР,  в которых валюта
составляет значительную  долю  пассивов.  Кроме  того,   депонирование
средств в  рублях приводит к убыткам при покупке и продаже валюты и от
обесценения валюты вследствие инфляции.  В Ассоциацию обращаются банки
с информацией о понесенных убытках от обесценения денег, перечисленных
в ФОР с валютных счетов,  и тяжелом положении, в котором они оказались
по  налоговым  платежам  вследствие  изъятия средств ЦБ РФ инкассовыми
поручениями.
     Следует также  иметь  в виду,  что увеличение отчислений в ФОР не
может оказывать устойчивого воздействия на поддержание валютного курса
рубля, покупательная   способность  которого  зависит  не  столько  от
операций на валютной бирже,  сколько от  общего  состояния  экономики,
государственных финансов  и товарной массы на внутреннем рынке России.
Поскольку внутренние цены растут более высокими темпами,  чем валютный
курс рубля,  такая политика создает ситуацию, при которой потенциально
назревает новая угроза девальвации российских денег.
     В условиях   недостатка   денежных   средств   и  низкого  уровня
кредитования реального сектора главной  задачей  Банка  России  должно
быть стимулирование  инвестиций  в экономику и поддержание ликвидности
банков. Поэтому действующее Положение ЦБ РФ от 30.03.96  г.  N  37,  в
п.1.1 которого  сказано,  что  "Резервные требования устанавливаются в
целях ограничения  кредитных  возможностей   кредитных   организаций",
нуждается в   корректировке.   ЦБ   РФ   разрешает   снижать  норматив
обязательных резервов внутри  месяца  в  размере  не  более  5%  суммы
депонируемых резервов,  или только на 0,5 пункта норматива. Разрешение
на незначительное снижение может  предоставляться  банкам  только  при
выполнении жестких условий, поэтому банки им не пользуются.
     Важным вопросом совершенствования  депонирования  средств  в  ФОР
является метод   расчета   размера   резервов,   который  нуждается  в
корректировке. ЦБ РФ  завышает  сумму  изымаемых  средств,  включая  в
расчеты всю  кредиторскую  задолженность,  в том числе и просроченную.
АРБ считает   такую    позицию    неправильной.    При    просроченных
обязательствах не может увеличиваться денежная масса для кредитования.
Просроченные обязательства  -  это   не   привлеченные   средства,   а
вынужденная задолженность,  которую банку необходимо погасить, поэтому
она не должна включаться в расчет депонируемых сумм.
     Ассоциация российских  банков считает,  что для совершенствования
одного из важных инструментов денежно-кредитной политики Банка  России
- депонирования   кредитными   организациями   обязательных  резервов,
целесообразно осуществить следующие мероприятия:
     1. Внести   изменения   в   ст.38  Закона  "О  Центральном  банке
Российской Федерации (Банке России)":
     а) снизить предельный размер норматива обязательных резервов с 20
до 5% обязательств кредитной организации;
     б) установить,  что нормативы обязательных резервов не могут быть
единовременно изменены более чем на 0,5 пункта.
     2. В  целях  повышения  значения  денежно-кредитной  политики для
стабилизации экономики и денежного обращения создать  в  Банке  россии
самостоятельную Комиссию  по  денежно-кредитной  политике  во  главе с
председателем Банка  России.  В   состав   Комиссии   должны   входить
высококомпетентные специалисты, освобожденные от других обязанностей.
     3. До принятия закона об изменениях метода депонирования  средств
в ФОР поручить Банку России произвести дополнительный анализ состояния
денежного обращения и валютного курса в первом квартале т.г.,  снизить
нормативы резервов до 7% и освободить банки от депонирования средств с
валютных счетов.
     4. Поручить ЦБ РФ внести следующие изменения в Положение ЦБ РФ от
30.03.96 г.  N 37 "Об  обязательных  резервах  кредитных  организаций,
депонируемых в Центральном банке Российской Федерации":
     а) установить,  что новые нормативы, превышающие размер взносов в
ФОР, могут  вводиться не раньше месячного срока после принятия решения
Банком России;
     б) сократить перечень балансовых статей, используемых для расчета
суммы обязательных   резервов,   исключив   из    него    просроченные
обязательства, обязательства,  не связанные с кредитными операциями, и
остатки средств на валютных счетах клиентов;
     в) при дифференцировании нормативов согласно ст.38 Закона о ЦБ РФ
освобождать от депонирования обязательных резервов небольшие банки,  у
которых сумма обязательств не превышает 10 млн.руб.;
     г) внести изменение в режим хранения средств в ФОР -  сделать  их
доступными внутри  месяца  для  поддержания текущей ликвидности банков
при  возникновении  потребности  по  выполнению   обязательств   перед
клиентами   и  бюджетом,  предусмотрев  в  п.4.5  Положения  право  на
временное снижение нормативов в  размере  до  50%  суммы  обязательных
резервов.
     5. Поручить  министерству  юстиции  РФ  представить  заключение о
правомерности Указаний ЦБ РФ о внеочередном порядке списания средств в
ФОР инкассовыми    поручениями     при    недостатке    ресурсов    на
корреспондентских счетах банков,  поскольку такой порядок,  по  мнению
АРБ, не соответствует ст.855 Гражданского кодекса РФ.

Президент
Ассоциации российских банков
                                                            С.Е.Егоров