ОБ УПЛАТЕ НДФЛ ЗА СОТРУДНИКОВ ИНОСТРАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 31.08.06 03-05-01-04/254

                    ОБ УПЛАТЕ НДФЛ ЗА СОТРУДНИКОВ
                ИНОСТРАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          31 августа 2006 г.
                          N 03-05-01-04/254

                              (ФР 06-36)


     Вопрос: ОАО - специализированное внешнеэкономическое Объединение,
представляет   на   мировом   рынке   интересы   ведущих   предприятий
авиационно-космического  комплекса  Российской  Федерации. Объединение
выступает   перед  иностранными  заказчиками  в  качестве  экспортера,
объединяющего в одном лице разработчиков, поставщиков и производителей
авиатехники.
     С  целью  продвижения российской авиатехники, оказания содействия
по  исполнению  внешнеторговых  контрактов  и своевременному получению
платежей  за  поставленное имущество, а также проведения маркетинговой
работы  по  изучению потребностей авиационного рынка Объединение имеет
представительства  на  территории  иностранных государств (Индия, АРЕ,
КНР    и   пр.).   Данные   представительства   не   обладают   правом
самостоятельной  коммерческой  деятельности,  фактически  выполняя  на
территории  иностранных государств роль "почтовых ящиков", обеспечивая
постоянный контакт с заказчиками и оперативно решая на местах вопросы,
возникающие  в  ходе  реализации  внешнеторговых  контрактов.  В  ряде
случаев  сотрудники  Объединения  направляются  для  работы  в составе
Торговых представительств РФ.
     Финансирование  работы  представительств  (в  том числе и выплата
заработной  платы)  Объединение  осуществляет  за  счет сметы расходов
непосредственно  с  текущих  валютных  счетов  Объединения, открытых в
уполномоченных банках, находящихся на территории РФ.
     Налоговый статус работника Объединения определяется как Налоговым
кодексом   РФ,   так   и  межправительственными  соглашениями,  причем
соглашения  об  избежании  двойного  налогообложения  и предотвращении
уклонения  от  уплаты налогов, ратифицированные Федеральным собранием,
имеют   приоритет  над  национальным  налоговым  законодательством  РФ
(статья 15 Конституции РФ и статья 7 Налогового кодекса РФ) и являются
обязательными  к  применению  на  территории  РФ. В данных соглашениях
налоговый  статус  физического  лица устанавливается на основании ряда
основных признаков, а не только на основании периода его пребывания на
территории   иностранного  государства.  Такими  признаками  являются:
гражданство,    наличие    постоянного   жилья,   места   регистрации,
местонахождения  органа  управления  и жизненных интересов физического
лица.
     Исходя из указанного выше, сотрудники Объединения, работающие как
в   представительствах   Объединения,   так   и   в  составе  Торговых
представительств  РФ  за  рубежом, являются налоговыми резидентами РФ,
так  как  на  территории России имеют постоянную работу, недвижимость,
имущество, семью и иные жизненные интересы, а также гражданство РФ.
     С  учетом  того,  что  представительство  Объединения не получает
никаких  доходов  на территории данных государств и источником выплаты
заработной платы работникам являются средства Объединения, переводимые
на  содержание  представительств  из  РФ,  мы  полагаем, что налоговый
статус физических лиц не меняется и направленные для работы за рубежом
сотрудники  Объединения  продолжают  оставаться налоговыми резидентами
РФ,  Объединение  по  отношению к ним - налоговым агентом и получаемые
ими доходы подлежат налогообложению по единой ставке в размере 13%.
     В  связи  с  вышеизложенным  просим  Вас подтвердить правильность
нашего подхода для оформления расчетов с бюджетом.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел письмо ОАО (далее - Объединение) от 15.05.06 N 76-42/159 по
вопросу   уплаты   налога   на   доходы  физических  лиц  сотрудниками
Объединения,  работающими в иностранных государствах, и в соответствии
со  статьей  34.2  Налогового  кодекса Российской Федерации разъясняет
следующее.
     В  соответствии  со  статьей  207  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  физические  лица  - налоговые резиденты
Российской   Федерации   признаются  плательщиками  налога  на  доходы
физических  лиц, полученных ими от источников в Российской Федерации и
иностранных  государствах, а физические лица, не являющиеся налоговыми
резидентами  Российской  Федерации - только по доходам от источников в
Российской Федерации.
     Налоговыми  резидентами Российской Федерации считаются физические
лица,  фактически  находящиеся  на  территории Российской Федерации не
менее 183 дней в календарном году.
     Следовательно,  работники  Объединения,  находящиеся за пределами
территории  Российской  Федерации  в  течение  более 183 дней в каждом
календарном   году,  не  являются  налоговыми  резидентами  Российской
Федерации в соответствующем налоговом периоде.
     Подпунктом  6  пункта  3  статьи  208  Кодекса  установлено,  что
вознаграждения   за   выполнение   трудовых   или  иных  обязанностей,
выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами
Российской  Федерации относятся к доходам, полученным от источников за
пределами Российской Федерации.
     То есть, отнесение получаемого физическим лицом вознаграждения за
выполнение  трудовых  или иных обязанностей к тому или иному источнику
дохода  не  зависит  от  источника  финансирования расходов на выплату
такого  вознаграждения,  а  определяется исключительно территориальным
нахождением места где соответствующие обязанности выполняются.
     Поскольку   работники   Объединения  получают  вознаграждение  за
выполнение    трудовых   обязанностей   на   территории   иностранного
государства,  то  такие  доходы  относятся  к доходам от источников за
пределами Российской Федерации.
     Таким   образом,   работники  Объединения,  выполняющие  трудовые
обязанности на территории иностранного государства в течение более 183
дней  в  каждом  календарном  году, не являются налоговыми резидентами
Российской  Федерации и не получают доходов от источников в Российской
Федерации.  Соответственно,  такие работники не являются плательщиками
налога   на   доходы   физических   лиц  в  отношении  вознаграждения,
выплачиваемого  за  работу  в  иностранном  государстве, независимо от
каких-либо иных условий.
     У  таких работников отсутствует объект налогообложения налогом на
доходы  физических  лиц,  определяемый  в  соответствии со статьей 209
Кодекса, а у Объединения в отношении указанных работников не возникает
обязанностей налогового агента.
     Что  касается  международных  договоров  Российской  Федерации  с
иностранными  государствами  об  избежании двойного налогообложения то
положения   таких   соглашений,   устанавливающие  критерии  отнесения
физических  лиц  к  резидентам  одного из договаривающихся государств,
применяются  только  в  тех  случаях, когда какое-либо физическое лицо
признается   налоговым   резидентом   в   соответствии   с  внутренним
законодательством  каждого из договаривающихся государств одновременно
в обоих этих государствах, то есть в случаях так называемого "двойного
резиденства".  Поскольку  физические  лица,  находящиеся на территории
Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, в соответствии
с  Кодексом не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации,
то  проблемы  "двойного  резиденства"  физического лица не возникает и
оснований  для применения упомянутых положений соглашений об избежании
двойного налогообложения не имеется.
     В  соответствии  с  Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-Ф3 "О
внесении  изменений  в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской  Федерации  и  в  отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового
администрирования" с 1 января 2007 г. порядок признания физических лиц
налоговыми   резидентами   Российской   Федерации  будет  определяться
положениями  пунктов  2  и  3  статьи  207  Кодекса,  которые, однако,
принципиально  не  изменяют  существующий порядок признания налоговыми
резидентами  физических  лиц,  не  являющихся военнослужащими, а также
сотрудниками   органов   государственной  власти  и  органов  местного
самоуправления.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Министерства
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
31 августа 2006 г.
N 03-05-01-04/254