О СРОКЕ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 31.08.06 03-02-07/1-238

       О СРОКЕ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          31 августа 2006 г.
                           N 03-02-07/1-238

                              (ФР 06-36)


     Вопрос:  Прошу  Вас  дать  разъяснение  о правовом значении срока
привлечения  к  налоговой  ответственности 3 года и что в его пределах
для налоговых органов возможно.
     В  нашей  организации проводится выездная проверка за 2002 и 2003
годы. Проверка начата 5 апреля 2005 года, приостановлена с 24 мая 2005
года, возобновлена 11 апреля 2006 года.
     Если  проверка  будет  закончена в июле 2006 года, возможно ли по
законам   о   сроке   исковой  давности  в  результате  этой  проверки
доначисление  налогов  за  период, превышающий 3 года, то есть за 2002
год и 6 месяцев 2003 года?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел письмо от 20.07.2006 N 96.01-01/180 и сообщает следующее.
     В   соответствии  с  пунктом  1  статьи  113  Налогового  кодекса
Российской  Федерации (далее - Кодекс) лицо не может быть привлечено к
ответственности  за  совершение налогового правонарушения, если со дня
его  совершения  либо  со  дня  после  окончания налогового периода, в
течение  которого  было совершено это правонарушение, истекли три года
(срок давности).
     Названная   статья,  устанавливая  срок  давности  привлечения  к
ответственности     за     совершение    налогового    правонарушения,
предусматривает,   что   исчисление  этого  срока  со  дня  совершения
налогового  правонарушения  применяется  в  отношении  всех  налоговых
правонарушений,  кроме  предусмотренных  статьями 120 и 122 Кодекса, в
отношении  которых исчисление срока давности применяется со следующего
дня после окончания налогового периода.
     Трехлетний  срок  давности  согласуется  с  ограничением срока на
проведение  налоговой  проверки,  установленным  статьей  87  Кодекса,
согласно  которому  налоговой проверкой могут быть охвачены только три
календарных   года,  непосредственно  предшествующие  году  проведения
проверки, а также со сроком хранения отчетной документации.
     В  соответствии  со  статьей  100 Кодекса по результатам выездной
налоговой  проверки  составляется  акт  налоговой  проверки, в котором
указываются     документально     подтвержденные    факты    налоговых
правонарушений,   выявленные   в  ходе  проверки,  а  также  выводы  и
предложения  проверяющих по установлению выявленных нарушений и ссылки
на  статьи  Кодекса,  предусматривающие  ответственность за данный вид
налоговых правонарушений.
     В  постановлении  Конституционного  Суда  Российской Федерации от
14.07.2005 N 9-П отмечено, что течение срока давности привлечения лица
к  ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается
с  момента  оформления  акта налоговой проверки, а в случае отсутствия
необходимости   в  составлении  такого  акта  -  с  момента  вынесения
соответствующего  решения  руководителем  (заместителем  руководителя)
налогового   органа   о   привлечении  налогоплательщика  к  налоговой
ответственности.
     Установленный  статьей 11З Кодекса срок давности привлечения лица
к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения призван
исключить  возможность  неразумно  продолжительной  неопределенности в
вопросах  правового  положения налогоплательщика в связи с совершенным
им  правонарушением  и  ограждает  лицо  от применения к нему штрафных
санкций  за  правонарушение,  выявленное  после  окончания  периода, в
течение   которого  оно  обязано  хранить  документацию,  связанную  с
исчислением  и  уплатой  налогов.  Поэтому  налоговый  орган не вправе
привлекать   налогоплательщика   к   ответственности   за   совершение
налогового правонарушения, если истек срок давности.
     Положения  статьи 113 Кодекса не исключают для суда возможность в
случае  воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового
контроля   и  проведению  налоговой  проверки  признать  уважительными
причины  пропуска  налоговым  органом  срока  давности  привлечения  к
ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те
правонарушения,  которые  выявлены  в  пределах  сроков глубины охвата
налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.
     Учитывая  изложенное,  полагаем, что если в июле месяце 2006 года
проверяющими  начинается  оформление  результатов  выездной  налоговой
проверки, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа
вправе  привлечь  налогоплательщика  к  налоговой  ответственности  за
совершение налогового правонарушения за 2005, 2004, 2003 годы. В то же
время,   в  случае  воспрепятствования  налогоплательщиком  проведению
выездной  налоговой  проверки  по  решению суда налогоплательщик может
быть    привлечен   к   ответственности   за   совершение   налогового
правонарушения и за 2002 год.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Министерства
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
31 августа 2006 г.
N 03-02-07/1-238