ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 10 марта 2000 г. N 727 (НЦПИ) Во исполнение решения расширенного заседания коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. N 5, рассмотревшей итоги работы системы образования России в 1999 году и основные задачи Министерства, органов управления образованием, образовательных, научно-исследовательских и других учреждений системы образования в 2000 году, приказываю: 1. Утвердить одобренные коллегией основные направления деятельности Минобразования России в 2000 году (приложение) по выполнению задач, поставленных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, решений Всероссийского совещания работников образования, положений, содержащихся в выступлении на совещании исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, а также рекомендаций Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, принятых на заседании совета 28 января 2000 г., "О вопросах укрепления системы образования в целях повышения интеллектуального и духовного потенциала России". Считать одной из важных задач Министерства организацию работы по реализации положений Национальной доктрины образования в Российской Федерации. 2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Министерства принять необходимые меры для повышения исполнительской и плановой дисциплины; обеспечить соответствие содержания и сроков планов работ структурных подразделений основным направлениям деятельности Министерства. 3. Заместителям Министра взять под личный контроль подготовку и проведение в соответствии с графиком, утвержденным приказом Минобразования России от 24 января 2000 г. N 224, зональных совещаний работников образования, на которых рассмотреть итоги Всероссийского совещания работников образования 14-15 января текущего года, материалы расширенного заседания коллегии Минобразования России от 29 февраля 2000 г. и определить конкретные меры по их реализации. 4. Управлению региональной образовательной политики (Гальскову Е.С.) в срок до 8 апреля 2000 г. представить руководству Министерства информацию о проведенных зональных совещаниях, вопросах и предложениях их участников, требующих рассмотрения в Министерстве образования Российской Федерации. 5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием, образовательных, научно-исследовательских и других учреждений сферы образования обсудить итоги зональных совещаний на заседаниях ученых и педагогических советов, собраниях трудовых коллективов. 6. Отделу баз данных и документальной связи (Быстрову И.Е.), Пресс-службе (Омельченко С.В.) организовать информирование заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, а также широкой общественности о результатах работы коллегии и намеченных ею основных направлениях деятельности Министерства в 2000 году. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Министр В. Филиппов Приложение к приказу Минобразования РФ от 10 марта 2000 г. N 727 Основные направления деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2000 году По формированию государственной политики в области образования и ее законодательному обеспечению: разработка предложений по совершенствованию имеющихся и принятию новых законодательных нормативных актов в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации; совершенствование законодательной нормативной базы деятельности образования, гарантирующей равный доступ к нему всех граждан страны, сохранение единого образовательного пространства, обеспечение реальной автономии образовательных учреждений, развитие демократической системы образования; подготовка и доработка законопроектов: "О государственных гарантиях права граждан на получение общего образования", "О дошкольном образовании в Российской Федерации", "О дополнительном образовании" и других проектов, предусмотренных планом законотворческой деятельности Министерства на 2000 год; формирование структуры управления Федеральной программой развития образования (2000-2005 гг.), разработка и реализация "Перечня первоочередных (на 2000 г.) работ, вытекающих из системы мероприятий Программы" и "Координационного плана совместных действий Минобразования России с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"; разработка комплексных программ поддержки и развития региональных систем образования, развивающих основные цели и задачи Федеральной программы развития образования с учетом национально-культурных, социально-экономических, экологических, демографических и иных особенностей конкретного региона; разработка направлений структурной перестройки системы образования с учетом достаточно сложной демографической ситуации в предстоящие 10-15 лет на основе многообразия типов и видов учебных заведений, вариативности образовательных программ, оптимизации направлений подготовки специалистов в соответствии с реальными потребностями рынка труда; продолжение работы по анализу регионального законодательства в области образования на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, содействие органам государственной власти и управления образованием субъектов Российской Федерации в их законотворческой деятельности. По обеспечению и контролю качества образования: завершение создания системы преемственных государственных образовательных стандартов и внедрение их в практику деятельности образовательных учреждений; развитие работ по созданию государственных образовательных стандартов нового поколения для профессионального образования; разработка примерных учебных планов и образовательных программ, учебной и методической литературы, методов и технологий обучения и воспитания на основе целевой программы "Научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования"; разработка и реализация комплекса мер по поддержке инновационных подходов к организации образовательного процесса, внедрения новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные возможности, использование инновационного потенциала вузовской науки; поддержка и развитие сети федеральных экспериментальных площадок на базе инновационно продвинутых образовательных учреждений; укрепление учебно-лабораторной и материально-технической базы образовательных учреждений на основе реализации целевой программы "Индустрия образования", воссоздание системы обеспечения образовательных учреждений учебной, научной, методической литературой, оборудованием и другими средствами обучения для реализации государственных образовательных стандартов и обеспечения научной деятельности, в том числе на основе собственной инновационной и предпринимательской деятельности по развитию рыночной инфраструктуры в науке и научном обслуживании; разработка и реализация первоочередных мер по улучшению состояния общего образования, включая нормализацию учебной нагрузки учащихся, усиление направленности общеобразовательных программ на воспитание здорового образа жизни, их практической ориентации и последовательной гуманитаризации; реализация программы поддержки сельской малочисленной и малокомплектной школы, разработка специфических проблем содержания и организации учебно-воспитательного процесса в этой школе, усиление его практической направленности в соответствии с условиями современной российской деревни; разработка и поэтапная реализация основных положений Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): создание на конкурсной основе вариантов образовательного стандарта и базисного учебного плана в свете Концепции и необходимого программного обеспечения; разработка научных и методических основ обеспечения и контроля качества образования. Организация конкурса "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов"; дальнейшее совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов разного уровня с учетом как отраслевых, так и региональных потребностей; ускорение реструктуризации подготовки кадров различных категорий в соответствии со спросом на рынке труда, осуществление оптимизации сети профессиональных образовательных учреждений; организация выполнения Программы развития воспитания в системе образования России, принятой в октябре 1999 года, разработка и принятие соответствующих региональных программ; реализация в каждом образовательном учреждении комплексной системы воспитания как органического компонента образовательного процесса; разработка государственной концепции совместной деятельности общества, системы образования и средств массовой информации по созданию и распространению образовательных, воспитательных, научно-просветительных программ, передач и других материалов. По подготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических и научных работников: разработка комплексной программы развития среднего и высшего педагогического образования в России, отвечающего потребностям практики в условиях реализации новой структуры и содержания общего образования, оптимизация структуры подготовки педагогических кадров образовательными учреждениями разных типов и видов, расширение возможностей многоуровневой подготовки специалистов на основе координации работы учреждений педагогического образования и региональных органов управления образованием; совершенствование аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием, повышение стимулирующей роли аттестации в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней; реализация мер по улучшению подготовки на современном уровне молодых педагогических кадров для высшей школы, прежде всего, путем кардинального повышения эффективности института аспирантуры, разработки и реализации в аспирантуре как исследовательских, так и педагогически ориентированных образовательно-профессиональных программ, осуществление программы целевой подготовки молодых ученых через аспирантуру в рамках федеральной целевой программы "Интеграция фундаментальной науки и высшего образования"; коренная переработка нормативной базы, регламентирующей вопросы аттестации научных и научно-педагогических работников, в соответствии с новыми положениями о порядке присуждения ученых степеней и о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, введение в действие нового положения о диссертационных советах и пересмотр сети этих советов с учетом наличия ведущих научных школ и потребностей районов; разработка перспективной программы включения учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в развитие сферы услуг дополнительного профессионального образования с учетом прогнозируемого сокращения платного образования по основным образовательным программам в связи с изменением демографической ситуации в стране. По вопросам экономики образования, управления и контроля: стабилизация и укрепление финансового положения системы образования, разработка и апробация новых финансовых и организационно-экономических механизмов, решение на этой основе материальных проблем работников и обучающихся, задач повышения престижа и социального статуса учителей, профессоров и преподавателей; разработка предложений по нормативному финансированию образовательных учреждений с учетом специфики регионов, типов, видов и категорий учреждений; опытное внедрение нормативного метода финансирования образования в отдельных регионах; создание системы нормативных актов, регулирующих вопросы многоканального финансирования учреждений образования из бюджетов различных уровней, стимулирующих привлечение в сферу образования внебюджетных средств, в том числе за счет расширения дополнительных образовательных услуг и инновационной научной деятельности; создание органов общественного управления образованием (от попечительских советов образовательных учреждений до соответствующих структур на федеральном уровне) как составной части государственно-общественной системы управления образованием; разработка правовых актов по стимулированию и юридической регламентации деятельности общественных органов управления образованием по привлечению средств в фонды образовательных учреждений; завершение перехода на программное управление образованием на федеральном уровне; разработка методического обеспечения проведения этой работы на уровне регионов; реализация программы создания на базе региональных центров информатизации центров информационной поддержки трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, которые в последующем должны быть объединены в единую общероссийскую информационную систему поддержки трудоустройства выпускников; развитие системы взаимодействия территориальных (региональных) органов управления образованием и органов управления трудом и занятостью; завершение инвентаризации федерального недвижимого имущества учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Минобразованию России и формирования на базе Центрального кадастрового бюро Минобразования России единого отраслевого реестра федеральной собственности в целях повышения эффективности управления ею, защиты имущественных прав учреждений образования, оптимизации и сокращения эксплуатационных расходов; реализация отраслевой программы энергоресурсосбережения; разработка методического обеспечения формирования программ энергосбережения в деятельности образования на региональном и муниципальном уровнях; завершение отработки нормативной базы по учебному книгоизданию, создание информационного обеспечения системы книгоиздания; развитие сети коллекторов учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и оборудования, а также книгораспределительной сети системы образования за счет средств бюджетов всех уровней; осуществление совместно с органами управления образованием и образовательными учреждениями мер по сокращению незавершенного строительства объектов образования; контроль совместно с ЦК профсоюза работников народного образования и науки за своевременной и полной выплатой заработной платы работникам образовательных учреждений федерального подчинения, погашением задолженности по заработной плате работникам сферы образования; продолжение работы, направленной на решение вопросов поэтапного повышения заработной платы и улучшения пенсионного обеспечения в сфере образования, включая увеличение размеров надбавок за кандидатские и докторские степени, пересмотр повышающих коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, изменения и дополнения правительственных документов о пенсиях педагогическим работникам за выслугу лет, реализацию Указа Президента Российской Федерации о пенсионном обеспечении педагогических работников вузов, проработку возможностей создания отраслевой системы пенсионного обеспечения для системы образования; совершенствование управления образованием, дальнейший переход от распределительного к регулирующему руководству этой системой с одновременным становлением государственно-общественных форм управления на федеральном, региональном и местном уровнях; активизация деятельности коллегиальных, в том числе общественных, органов, функционирующих при Минобразовании России: Совета руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Федерального экспертного совета, Научно-технического совета, Экономического совета, других экспертных, консультационных, методических объединений, а также руководящих органов профессиональных союзов и ассоциаций, союзов ректоров высших и директоров средних, начальных профессиональных учебных заведений, привлечение их к выработке, обсуждению и реализации важнейших решений, касающихся деятельности системы образования; формирование системы государственного и общественного контроля за исполнением законодательства об образовании, требований государственных образовательных стандартов, функционирования системы образования в соответствии с государственными нормами и нормативами, активизация инспекционно-аналитической деятельности Министерства и органов управления образованием в пределах их компетенции; создание эффективной модели мониторинга системы образования, развитие его информационно-статистической и социологической базы на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий, формирование профессиональной организационной структуры отраслевой образовательной статистики; формирование предпосылок для создания независимой государственной аттестационной службы контроля качества образования, обеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; дальнейшее совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации на основе единой процедуры, введенной с января 2000 г., повышение ее эффективности, активного взаимодействия в этом процессе органов управления образованием, администрации субъектов Российской Федерации и профессиональных ассоциаций, ужесточение требований к анализу качества дистанционного образования и к деятельности филиалов вузов и негосударственных образовательных учреждений; совершенствование организационной структуры центрального аппарата Министерства, уточнение функциональных обязанностей его сотрудников, устранение дублирования в деятельности отдельных подразделений, укрепление исполнительской дисциплины, повышение качества и эффективности управленческих решений. По организации научных исследований: приоритетное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных проектов, направленных на научное обеспечение решения важнейших проблем системы образования, основных направлений ее развития; концентрация средств, выделяемых на развитие научных исследований, их структуризация по приоритетным направлениям: фундаментальных исследований, исследований, направленных на развитие системы образования, исследований в областях критических и социально ориентированных технологий, обеспечение финансирования инноваций в объемах, соответствующих законодательству; развитие научно-инновационной деятельности как основы повышения эффективности всех этапов научных исследований высшей школы: фундаментальных исследований, прикладных разработок, деятельности по созданию экспериментальных образцов и организации опытного производства наукоемкой продукции; расширение контактов с отраслевыми министерствами и ведомствами, направленных на решение приоритетных (неотложных) задач развития экономики, укрепление инновационного потенциала и введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности системы образования; разработка и реализация Концепции государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2000-2004 годы; обеспечение формирования и ведения реестра научных организаций системы Минобразования России, завершение реструктуризации сети научных организаций и формирование единого учебно-научно-производственного комплекса отрасли образования; упорядочение организации и актуализация тематики педагогических исследований научных институтов и центров Минобразования России, координация их деятельности с соответствующими подразделениями Российской академии образования в рамках реализации совместного решения коллегии Минобразования России и президиума РАО по данному вопросу; расширение информатизации процессов обучения в системе образования, широкое внедрение новых информационных технологий в процессы обучения; развитие инфраструктуры единой телекоммуникационной сети системы образования; расширение и развитие инфраструктуры научно-технической сферы технопарков, бизнес- и инновационных центров; формирование завершенного научно-методического обеспечения федеральных целевых и целевых ведомственных программ по развитию отрасли в целом, отдельных уровней образования, конкретных направлений научной и учебной деятельности; формирование и реализация программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов, поисково-исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях общего основного и дополнительного, профессионального образования. По укреплению и развитию взаимодействия с государствами - участниками Содружества Независимых Государств: разработка и реализация программ совместных научных исследований по проблемам образования, научно-методическая поддержка общего образовательного пространства; реализация мероприятий по созданию единого межгосударственного информационно-аналитического центра в области образования; оказание содействия соотечественникам в доступе к среднему, высшему и послевузовскому профессиональному образованию; формирование системы содействия изучению языков и культуры народов России за пределами Российской Федерации, поддержка создания российско-национальных университетов, институтов, других образовательных учреждений, оказание помощи в их работе, включая командирование специалистов-преподавателей, предоставление учебной и учебно-методической литературы, другие виды помощи на уровнях, предусмотренных соответствующими межправительственными и межведомственными соглашениями; оказание содействия в подготовке и повышении квалификации национальных кадров преподавателей; формирование организационных и содержательных предпосылок создания единого образовательного пространства Союза России и Белоруссии. По развитию участия России в мировом рынке образовательных услуг: принятие и реализация международных договоров Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий; разработка предложений по повышению конкурентоспособности профессионально-образовательных программ, предлагаемых для обучения иностранным гражданам в вузах и других учебных заведениях Российской Федерации, расширение контингента иностранных граждан, обучающихся на компенсационной основе; повышение эффективности и оптимизация механизма международных обменов, участия в конференциях, симпозиумах, семинарах, ярмарках образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах; содействие реализации проектов в области образования, осуществляемых в России с участием зарубежных или международных организаций, связанных с привлечением иностранных инвестиций, усиление контроля за целевым их использованием; формирование экономически обоснованной, эффективной системы набора иностранных учащихся в образовательные учреждения России; развитие сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности; формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров международных служб образовательных учреждений России. |