ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2000 ГОДУ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 10.03.00 727

                ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
            МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         В 2000 ГОДУ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           10 марта 2000 г.
                                N 727

                                (НЦПИ)


     Во исполнение    решения    расширенного    заседания    коллегии
Министерства образования Российской Федерации от 29 февраля 2000 г.  N
5, рассмотревшей итоги работы системы образования России в 1999 году и
основные   задачи   Министерства,   органов  управления  образованием,
образовательных,  научно-исследовательских и других учреждений системы
образования в 2000 году, приказываю:
     1. Утвердить   одобренные    коллегией    основные    направления
деятельности   Минобразования  России  в  2000  году  (приложение)  по
выполнению задач,  поставленных Национальной доктриной  образования  в
Российской  Федерации,  решений  Всероссийского  совещания  работников
образования,  положений,  содержащихся  в  выступлении  на   совещании
исполняющего обязанности Президента Российской Федерации, Председателя
Правительства Российской Федерации В.В.Путина,  а  также  рекомендаций
Политического   консультативного   совета  при  Президенте  Российской
Федерации, принятых на заседании совета 28 января 2000 г., "О вопросах
укрепления  системы  образования в целях повышения интеллектуального и
духовного потенциала России".
     Считать одной  из важных задач Министерства организацию работы по
реализации положений Национальной доктрины  образования  в  Российской
Федерации.
     2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений
Министерства  принять необходимые меры для повышения исполнительской и
плановой  дисциплины;  обеспечить  соответствие  содержания  и  сроков
планов   работ   структурных   подразделений   основным   направлениям
деятельности Министерства.
     3. Заместителям  Министра  взять под личный контроль подготовку и
проведение  в   соответствии   с   графиком,   утвержденным   приказом
Минобразования России от 24 января 2000 г.  N 224, зональных совещаний
работников образования,  на которых рассмотреть  итоги  Всероссийского
совещания работников образования 14-15 января текущего года, материалы
расширенного заседания коллегии Минобразования России  от  29  февраля
2000 г. и определить конкретные меры по их реализации.
     4. Управлению региональной  образовательной  политики  (Гальскову
Е.С.) в срок до 8 апреля 2000 г.  представить руководству Министерства
информацию о проведенных зональных совещаниях, вопросах и предложениях
их  участников,  требующих  рассмотрения  в  Министерстве  образования
Российской Федерации.
     5. Рекомендовать  руководителям  органов управления образованием,
образовательных,  научно-исследовательских и других  учреждений  сферы
образования  обсудить итоги зональных совещаний на заседаниях ученых и
педагогических советов, собраниях трудовых коллективов.
     6. Отделу  баз  данных  и  документальной  связи (Быстрову И.Е.),
Пресс-службе    (Омельченко    С.В.)    организовать    информирование
заинтересованных  органов  законодательной и исполнительной власти,  а
также  широкой  общественности  о  результатах   работы   коллегии   и
намеченных  ею  основных направлениях деятельности Министерства в 2000
году.
     7. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
                                                           В. Филиппов

                                                            Приложение
                                           к приказу Минобразования РФ
                                                   от 10 марта 2000 г.
                                                                 N 727

                  Основные направления деятельности
                       Министерства образования
                   Российской Федерации в 2000 году

     По формированию  государственной политики в области образования и
ее законодательному обеспечению:
     разработка предложений  по совершенствованию имеющихся и принятию
новых законодательных нормативных актов в соответствии с  Национальной
доктриной образования в Российской Федерации;
     совершенствование законодательной нормативной  базы  деятельности
образования,  гарантирующей  равный доступ к нему всех граждан страны,
сохранение единого образовательного пространства, обеспечение реальной
автономии образовательных учреждений, развитие демократической системы
образования; подготовка и доработка законопроектов: "О государственных
гарантиях   права   граждан   на  получение  общего  образования",  "О
дошкольном образовании  в  Российской  Федерации",  "О  дополнительном
образовании"     и    других    проектов,    предусмотренных    планом
законотворческой деятельности Министерства на 2000 год;
     формирование структуры управления Федеральной программой развития
образования  (2000-2005  гг.),  разработка   и   реализация   "Перечня
первоочередных  (на 2000 г.) работ,  вытекающих из системы мероприятий
Программы"   и    "Координационного    плана    совместных    действий
Минобразования  России  с другими федеральными органами исполнительной
власти  и  органами  государственной   власти   субъектов   Российской
Федерации";
     разработка комплексных программ поддержки и развития региональных
систем  образования,  развивающих  основные  цели и задачи Федеральной
программы  развития  образования  с   учетом   национально-культурных,
социально-экономических,   экологических,   демографических   и   иных
особенностей конкретного региона;
     разработка направлений     структурной     перестройки    системы
образования с учетом достаточно  сложной  демографической  ситуации  в
предстоящие  10-15  лет  на  основе многообразия типов и видов учебных
заведений,   вариативности   образовательных   программ,   оптимизации
направлений   подготовки   специалистов  в  соответствии  с  реальными
потребностями рынка труда;
     продолжение работы  по  анализу  регионального законодательства в
области образования на предмет его соответствия Конституции Российской
Федерации  и  федеральным законам,  содействие органам государственной
власти и управления образованием субъектов Российской Федерации  в  их
законотворческой деятельности.

     По обеспечению и контролю качества образования:
     завершение создания   системы    преемственных    государственных
образовательных  стандартов  и  внедрение  их  в практику деятельности
образовательных учреждений; развитие работ по созданию государственных
образовательных  стандартов  нового  поколения  для  профессионального
образования;
     разработка примерных  учебных  планов и образовательных программ,
учебной и методической литературы,  методов и  технологий  обучения  и
воспитания   на   основе   целевой   программы   "Научно-методическое,
материально-техническое   и   информационное    обеспечение    системы
образования";
     разработка и реализация комплекса мер по поддержке  инновационных
подходов  к  организации  образовательного  процесса,  внедрения новых
педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и
телекоммуникационные    возможности,    использование   инновационного
потенциала вузовской науки;
     поддержка и  развитие сети федеральных экспериментальных площадок
на базе инновационно продвинутых образовательных учреждений;
     укрепление учебно-лабораторной   и  материально-технической  базы
образовательных учреждений  на  основе  реализации  целевой  программы
"Индустрия     образования",     воссоздание    системы    обеспечения
образовательных учреждений учебной, научной, методической литературой,
оборудованием   и   другими   средствами   обучения   для   реализации
государственных  образовательных  стандартов  и  обеспечения   научной
деятельности,  в  том  числе  на  основе  собственной  инновационной и
предпринимательской деятельности по развитию рыночной инфраструктуры в
науке и научном обслуживании;
     разработка и реализация первоочередных мер по улучшению состояния
общего  образования,  включая  нормализацию учебной нагрузки учащихся,
усиление направленности  общеобразовательных  программ  на  воспитание
здорового образа жизни,  их практической ориентации и последовательной
гуманитаризации;
     реализация программы    поддержки    сельской   малочисленной   и
малокомплектной школы,  разработка специфических проблем содержания  и
организации учебно-воспитательного процесса в этой школе, усиление его
практической направленности в  соответствии  с  условиями  современной
российской деревни;
     разработка и поэтапная реализация  основных  положений  Концепции
структуры  и  содержания  общего  среднего  образования  (в  12-летней
школе):  создание  на  конкурсной  основе  вариантов  образовательного
стандарта  и базисного учебного плана в свете Концепции и необходимого
программного обеспечения;
     разработка научных  и  методических  основ обеспечения и контроля
качества образования.  Организация конкурса  "Внутривузовские  системы
обеспечения качества подготовки специалистов";
     дальнейшее совершенствование     профессионально-квалификационной
структуры   подготовки   специалистов  разного  уровня  с  учетом  как
отраслевых, так и региональных потребностей;
     ускорение реструктуризации  подготовки кадров различных категорий
в соответствии со спросом на рынке  труда,  осуществление  оптимизации
сети профессиональных образовательных учреждений;
     организация выполнения Программы развития  воспитания  в  системе
образования  России,  принятой  в  октябре  1999  года,  разработка  и
принятие соответствующих региональных программ;
     реализация в   каждом   образовательном   учреждении  комплексной
системы  воспитания  как  органического  компонента   образовательного
процесса;
     разработка государственной  концепции   совместной   деятельности
общества,   системы  образования  и  средств  массовой  информации  по
созданию   и    распространению    образовательных,    воспитательных,
научно-просветительных программ, передач и других материалов.

     По подготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических
и научных работников:
     разработка комплексной  программы  развития  среднего  и  высшего
педагогического  образования  в   России,   отвечающего   потребностям
практики  в  условиях  реализации  новой структуры и содержания общего
образования,  оптимизация структуры подготовки  педагогических  кадров
образовательными   учреждениями   разных  типов  и  видов,  расширение
возможностей  многоуровневой   подготовки   специалистов   на   основе
координации    работы   учреждений   педагогического   образования   и
региональных органов управления образованием;
     совершенствование аттестации    педагогических    и   руководящих
работников государственных и муниципальных образовательных  учреждений
и   органов  управления  образованием,  повышение  стимулирующей  роли
аттестации  в   системе   переподготовки   и   регулярного   повышения
квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней;
     реализация мер по  улучшению  подготовки  на  современном  уровне
молодых  педагогических кадров для высшей школы,  прежде всего,  путем
кардинального   повышения   эффективности    института    аспирантуры,
разработки  и  реализации  в аспирантуре как исследовательских,  так и
педагогически     ориентированных      образовательно-профессиональных
программ,  осуществление  программы  целевой подготовки молодых ученых
через аспирантуру в рамках федеральной целевой  программы  "Интеграция
фундаментальной науки и высшего образования";
     коренная переработка нормативной базы,  регламентирующей  вопросы
аттестации научных и научно-педагогических работников,  в соответствии
с новыми положениями о порядке присуждения ученых степеней и о  Высшей
аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации,
введение в действие  нового  положения  о  диссертационных  советах  и
пересмотр  сети  этих  советов с учетом наличия ведущих научных школ и
потребностей районов;
     разработка перспективной  программы включения учреждений высшего,
среднего и начального профессионального образования в  развитие  сферы
услуг   дополнительного   профессионального   образования   с   учетом
прогнозируемого   сокращения   платного   образования   по    основным
образовательным   программам  в  связи  с  изменением  демографической
ситуации в стране.

     По вопросам экономики образования, управления и контроля:
     стабилизация и    укрепление    финансового   положения   системы
образования,   разработка   и    апробация    новых    финансовых    и
организационно-экономических   механизмов,   решение  на  этой  основе
материальных  проблем  работников  и  обучающихся,   задач   повышения
престижа и социального статуса учителей, профессоров и преподавателей;
     разработка предложений     по     нормативному     финансированию
образовательных учреждений с учетом специфики регионов, типов, видов и
категорий   учреждений;   опытное   внедрение   нормативного    метода
финансирования образования в отдельных регионах;
     создание системы   нормативных   актов,   регулирующих    вопросы
многоканального  финансирования  учреждений  образования  из  бюджетов
различных  уровней,  стимулирующих  привлечение  в  сферу  образования
внебюджетных  средств,  в  том числе за счет расширения дополнительных
образовательных услуг и инновационной научной деятельности;
     создание органов   общественного   управления   образованием  (от
попечительских советов образовательных учреждений  до  соответствующих
структур     на    федеральном    уровне)    как    составной    части
государственно-общественной системы управления образованием;
     разработка правовых   актов   по   стимулированию  и  юридической
регламентации    деятельности    общественных    органов    управления
образованием   по   привлечению   средств   в   фонды  образовательных
учреждений;
     завершение перехода  на  программное  управление  образованием на
федеральном уровне;
     разработка методического  обеспечения  проведения  этой работы на
уровне регионов;
     реализация программы   создания   на  базе  региональных  центров
информатизации  центров   информационной   поддержки   трудоустройства
выпускников   учреждений   профессионального  образования,  которые  в
последующем   должны   быть   объединены   в   единую   общероссийскую
информационную систему поддержки трудоустройства выпускников;
     развитие системы  взаимодействия  территориальных  (региональных)
органов   управления   образованием  и  органов  управления  трудом  и
занятостью;
     завершение инвентаризации   федерального   недвижимого  имущества
учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Минобразованию
России   и   формирования   на  базе  Центрального  кадастрового  бюро
Минобразования  России   единого   отраслевого   реестра   федеральной
собственности  в  целях повышения эффективности управления ею,  защиты
имущественных прав учреждений образования,  оптимизации  и  сокращения
эксплуатационных расходов;
     реализация отраслевой программы энергоресурсосбережения;
     разработка методического    обеспечения   формирования   программ
энергосбережения  в  деятельности  образования   на   региональном   и
муниципальном уровнях;
     завершение отработки нормативной базы по  учебному  книгоизданию,
создание информационного обеспечения системы книгоиздания;
     развитие сети коллекторов учебно-наглядных  пособий,  технических
средств  обучения и оборудования,  а также книгораспределительной сети
системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
     осуществление совместно  с  органами  управления  образованием  и
образовательными  учреждениями  мер   по   сокращению   незавершенного
строительства объектов образования;
     контроль совместно   с   ЦК   профсоюза   работников    народного
образования  и  науки  за  своевременной  и полной выплатой заработной
платы работникам образовательных учреждений  федерального  подчинения,
погашением   задолженности   по   заработной  плате  работникам  сферы
образования;
     продолжение работы,  направленной  на решение вопросов поэтапного
повышения заработной платы и улучшения пенсионного обеспечения в сфере
образования,  включая  увеличение  размеров надбавок за кандидатские и
докторские степени, пересмотр повышающих коэффициентов Единой тарифной
сетки   по  оплате  труда  работников  бюджетной  сферы,  изменения  и
дополнения  правительственных  документов  о  пенсиях   педагогическим
работникам  за  выслугу  лет,  реализацию  Указа Президента Российской
Федерации о пенсионном обеспечении  педагогических  работников  вузов,
проработку   возможностей   создания  отраслевой  системы  пенсионного
обеспечения для системы образования;
     совершенствование управления образованием,  дальнейший переход от
распределительного  к  регулирующему  руководству  этой   системой   с
одновременным становлением государственно-общественных форм управления
на федеральном, региональном и местном уровнях;
     активизация деятельности коллегиальных, в том числе общественных,
органов,   функционирующих   при   Минобразовании    России:    Совета
руководителей  органов  управления  образованием  субъектов Российской
Федерации,  Федерального   экспертного   совета,   Научно-технического
совета,  Экономического совета,  других экспертных,  консультационных,
методических объединений, а также руководящих органов профессиональных
союзов  и  ассоциаций,  союзов  ректоров  высших и директоров средних,
начальных  профессиональных  учебных  заведений,  привлечение   их   к
выработке,  обсуждению  и  реализации  важнейших  решений,  касающихся
деятельности системы образования;
     формирование системы государственного и общественного контроля за
исполнением    законодательства     об     образовании,     требований
государственных  образовательных стандартов,  функционирования системы
образования в соответствии с государственными нормами  и  нормативами,
активизация  инспекционно-аналитической  деятельности  Министерства  и
органов управления образованием в пределах их компетенции;
     создание эффективной   модели  мониторинга  системы  образования,
развитие его информационно-статистической и  социологической  базы  на
основе  внедрения  современных  информационных  и телекоммуникационных
технологий,  формирование профессиональной  организационной  структуры
отраслевой образовательной статистики;
     формирование предпосылок для создания независимой государственной
аттестационной   службы  контроля  качества  образования,  обеспечения
защиты обучающихся от некачественного  образования  в  образовательных
учреждениях,  независимо  от их организационно-правовых форм,  типов и
видов;
     дальнейшее совершенствование системы лицензирования, аттестации и
аккредитации на основе единой процедуры,  введенной с января 2000  г.,
повышение  ее эффективности,  активного взаимодействия в этом процессе
органов управления образованием,  администрации  субъектов  Российской
Федерации  и  профессиональных  ассоциаций,  ужесточение  требований к
анализу качества дистанционного образования и к деятельности  филиалов
вузов и негосударственных образовательных учреждений;
     совершенствование организационной структуры центрального аппарата
Министерства,  уточнение  функциональных обязанностей его сотрудников,
устранение  дублирования  в  деятельности   отдельных   подразделений,
укрепление    исполнительской   дисциплины,   повышение   качества   и
эффективности управленческих решений.

     По организации научных исследований:
     приоритетное проведение   фундаментальных  и  прикладных  научных
исследований,  инновационных   проектов,   направленных   на   научное
обеспечение  решения  важнейших проблем системы образования,  основных
направлений ее развития;
     концентрация средств,     выделяемых    на    развитие    научных
исследований,  их   структуризация   по   приоритетным   направлениям:
фундаментальных исследований,  исследований,  направленных на развитие
системы образования,  исследований в областях критических и  социально
ориентированных  технологий,  обеспечение  финансирования  инноваций в
объемах, соответствующих законодательству;
     развитие научно-инновационной  деятельности  как основы повышения
эффективности  всех  этапов   научных   исследований   высшей   школы:
фундаментальных исследований,  прикладных разработок,  деятельности по
созданию   экспериментальных   образцов   и    организации    опытного
производства наукоемкой продукции;
     расширение контактов с отраслевыми министерствами и  ведомствами,
направленных  на  решение  приоритетных  (неотложных)  задач  развития
экономики,  укрепление  инновационного   потенциала   и   введение   в
хозяйственный  оборот  объектов интеллектуальной собственности системы
образования;
     разработка и   реализация   Концепции   государственной  научной,
научно-технической и  инновационной  политики  в  системе  образования
Российской Федерации на 2000-2004 годы;
     обеспечение формирования и ведения  реестра  научных  организаций
системы   Минобразования   России,  завершение  реструктуризации  сети
научных        организаций        и        формирование        единого
учебно-научно-производственного комплекса отрасли образования;
     упорядочение организации и актуализация  тематики  педагогических
исследований  научных  институтов  и  центров  Минобразования  России,
координация  их  деятельности   с   соответствующими   подразделениями
Российской   академии  образования  в  рамках  реализации  совместного
решения коллегии Минобразования России и  президиума  РАО  по  данному
вопросу;
     расширение информатизации   процессов    обучения    в    системе
образования,  широкое  внедрение  новых  информационных  технологий  в
процессы обучения;
     развитие инфраструктуры  единой телекоммуникационной сети системы
образования;
     расширение и  развитие  инфраструктуры  научно-технической  сферы
технопарков, бизнес- и инновационных центров;
     формирование завершенного     научно-методического    обеспечения
федеральных целевых  и  целевых  ведомственных  программ  по  развитию
отрасли в целом, отдельных уровней образования, конкретных направлений
научной и учебной деятельности;
     формирование и    реализация    программы   содействия   развитию
научно-исследовательской работы студентов,  поисково-исследовательской
деятельности    обучающихся   в   учреждениях   общего   основного   и
дополнительного, профессионального образования.

     По укреплению  и  развитию  взаимодействия  с   государствами   -
участниками Содружества Независимых Государств:
     разработка и реализация программ совместных научных  исследований
по   проблемам   образования,   научно-методическая  поддержка  общего
образовательного пространства;
     реализация мероприятий  по  созданию  единого межгосударственного
информационно-аналитического центра в области образования;
     оказание содействия   соотечественникам  в  доступе  к  среднему,
высшему и послевузовскому профессиональному образованию;
     формирование системы   содействия   изучению  языков  и  культуры
народов России за пределами Российской Федерации,  поддержка  создания
российско-национальных      университетов,      институтов,     других
образовательных учреждений,  оказание  помощи  в  их  работе,  включая
командирование  специалистов-преподавателей,  предоставление учебной и
учебно-методической  литературы,  другие  виды  помощи   на   уровнях,
предусмотренных      соответствующими      межправительственными     и
межведомственными соглашениями;
     оказание содействия   в   подготовке   и  повышении  квалификации
национальных кадров преподавателей;
     формирование организационных    и    содержательных   предпосылок
создания  единого  образовательного  пространства   Союза   России   и
Белоруссии.
     По развитию участия России в мировом рынке образовательных услуг:
     принятие и    реализация   международных   договоров   Российской
Федерации  о  взаимном  признании  и  эквивалентности  документов   об
образовании, ученых степеней и званий;
     разработка предложений   по    повышению    конкурентоспособности
профессионально-образовательных  программ,  предлагаемых  для обучения
иностранным гражданам в вузах и других учебных  заведениях  Российской
Федерации,  расширение контингента иностранных граждан, обучающихся на
компенсационной основе;
     повышение эффективности  и  оптимизация  механизма  международных
обменов,  участия в  конференциях,  симпозиумах,  семинарах,  ярмарках
образовательных услуг, студенческих и школьных олимпиадах;
     содействие реализации    проектов    в    области    образования,
осуществляемых  в  России  с  участием  зарубежных  или  международных
организаций, связанных с привлечением иностранных инвестиций, усиление
контроля за целевым их использованием;
     формирование экономически   обоснованной,   эффективной   системы
набора иностранных учащихся в образовательные учреждения России;
     развитие сети региональных и межвузовских центров  международного
сотрудничества и академической мобильности;
     формирование системы  подготовки,  переподготовки   и   повышения
квалификации  кадров  международных  служб  образовательных учреждений
России.