ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 26 июля 2000 г. N 1-ОР (НЦПИ) Центральный банк Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда города Москвы и в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" (далее - Закон) разъясняет следующее. Вопрос 1. Кто должен подписать мировое соглашение со стороны должника - руководитель кредитной организации либо руководитель Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которым принимается решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"? В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 23 Закона кредитная организация, находящаяся под управлением Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство), и ее кредиторы "вправе заключить мировое соглашение". В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона "под управлением Агентством кредитной организацией признается осуществление им мероприятий по реструктуризации кредитной организации в условиях, позволяющих Агентству определять решения кредитной организации по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания ее учредителей (участников), в том числе по вопросам ее реорганизации или ликвидации". С этим общим условием связано положение части второй пункта 2 статьи 23 Закона, в соответствии с которой "решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации принимает Агентство". В соответствии со статьей 37 Закона Правление Агентства принимает решение о формах и об условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, утверждает планы реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Таким образом, решение от имени Агентства о заключении мирового соглашения должно быть принято Правлением Агентства как органом управления Агентства (статья 33 Закона). Частью 2 статьи 14 Закона установлено, что в отношении кредитной организации, находящейся под управлением Агентства, Агентство реализует меры (осуществляет полномочия) "через органы управления кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними учредительными документами кредитной организации. Агентство вправе осуществлять указанные полномочия от своего имени, если это вытекает из существа правоотношений, связанных с реструктуризацией кредитных организаций". Кредитная организация, действуя на основании решения Правления Агентства о заключении мирового соглашения, заключает мировое соглашение с кредиторами (пункт 1 статьи 23 Закона). Полномочия руководителя кредитной организации при заключении мирового соглашения и при его подписании определяются и реализуются на основании федеральных законов и принятых на их основе учредительных документов кредитной организации (пункт 2 статьи 14 Закона), за исключением случаев ограничения прав руководителя кредитной организации, предусмотренных статьей 16 Закона. Вопрос 2. Может ли быть заключено мировое соглашение между кредитной организацией и ее кредиторами после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, определенных ст. 107, 108 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", либо только после погашения также требований кредиторов - физических лиц по заключенным с ними договорам банковского вклада и банковского счета, первоочередность которых установлена ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"? В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 23 Закона к отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации, если иное не предусмотрено главой IV Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" или не вытекает из существа правоотношений, связанных с реализацией указанного Федерального закона, применяются соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованию кредиторов первой и второй очереди. Пунктом 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При реструктуризации обязательств кредитной организации указанные требования подлежат удовлетворению кредитной организацией до момента заключения мирового соглашения, так как в период с момента перехода кредитной организации под управление Агентства в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Закона вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, действие которого в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" не распространяется "на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам". К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как статья 64 ГК РФ регулирует вопросы удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Законодательством не предусмотрено заключение мирового соглашения в случаях ликвидации кредитной организации в связи с тем, что мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении спора на основе урегулирования взаимных претензий и утверждения взаимных уступок, направлено на разрешение спорных правоотношений и применяется, в частности, в делах о банкротстве. Вместе с тем пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено, что в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не применяются. К правилам о заключении мирового соглашения не могут быть применены положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", так как Закон (пункт 1 статьи 23) не предусматривает возможности применения к процедуре заключения мирового соглашения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Вопрос 3. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" соответствующие правила о мировом соглашении, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", применяются только к отношениям по заключению и утверждению мирового соглашения при реструктуризации кредитной организации. В суд поступают заявления кредиторов кредитной организации о признании недействительным мирового соглашения и его расторжении. В каком порядке подлежат рассмотрению эти вопросы? Процессуальные вопросы должны решаться в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Вопрос 4. Кого следует считать заинтересованными сторонами, подлежащими извещению судом о дате рассмотрения заявления (п. 3 ст. 23 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"), учитывая, что со стороны кредиторов выступает объединение кредиторов, которое принимает решение о заключении мирового соглашения на своем заседании (ст. 24 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"), а другой стороной мирового соглашения является должник - кредитная организация, решение о заключении мирового соглашения от лица которой принимается АРКО ст. 23? В соответствии со статьей 23 Закона к сторонам, которые участвуют в заключении мирового соглашения, относятся: объединение кредиторов, которое в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона принимает решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов, а также обращается в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения; кредитная организация - должник, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона заключает мировое соглашение; Агентство, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона принимает решение о заключении мирового соглашения со стороны кредитной организации. В состав объединения кредиторов в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 24 Закона входят кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы (организации) в части требований по обязательным платежам. При этом, как установлено Законом, объединение кредиторов принимает решение о заключении мирового соглашения (пункт 2 статьи 23, пункт 2 статьи 24) и обращается в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения (пункт 3 статьи 23). Таким образом, "заинтересованными сторонами" применительно к Федеральному закону "О реструктуризации кредитных организаций" следует считать объединение кредиторов (извещение может быть направлено лицу, уполномоченному от имени объединения кредиторов подписывать мировое соглашение), кредитную организацию и Агентство. Процессуальные вопросы, в том числе вопросы извещения, должны решаться в соответствии с требованиями, предусмотренными Арбитражным процессуальном кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)". Председатель Банка России В.В. ГЕРАЩЕНКО 26 июля 2000 г. N 1-ОР ---------------------------------------------------------------------- По заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 6156-ЭР от 26 июля 2000 года Официальное разъяснение Банка России N 1-ОР от 26 июля 2000 г. в государственной регистрации не нуждается. |