О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УЧАСТНИКОВ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЛОТЕРЕЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/253 (ФР 06-36) Вопрос: ЗАО просит ответить на следующие вопросы: 1. Организация проводит розыгрыш призов в рекламных целях в соответствии с установленным Законом "О лотерее" порядке, в том числе уведомляет соответствующие государственные органы о проведении стимулирующей лотереи. Победителям на руки выдается акт приема-передачи приза с приложением копии уведомления налогового органа и администрации области о проведении стимулирующей лотереи, условиях проведения стимулирующей лотереи. По какой ставке облагаются выигрыши, полученные победителями стимулирующей лотереи? По ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) или же 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ), как победители рекламного конкурса? Если полученный доход облагается по ставке 13%, применяется ли положение п. 28 ст. 217 (освобождения от налогообложения дохода в сумме до 4000 руб.) и какой при этом в справке ЗНДФЛ проставляется код дохода? 2. Организация проводит рекламные акции, стимулирующие лотереи, рекламные розыгрыши. Победители получают призы различной стоимости - от 50 до 100000 рублей. По всем ли победителям надо подавать сведения в налоговую инспекцию? Или по призам стоимостью до 4000 рублей можно не подавать, применяя положение п. 28 ст. 217 НК РФ? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО от 15.08.06 N 01-38 и сообщает следующее. 1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Как указывается в рассматриваемом письме, организуемая стимулирующая лотерея проводится в рекламных целях. В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанное определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть мероприятием, проводимом в целях рекламы товаров, работ или услуг. Статьей 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов. Таким образом, доход, полученный физическим лицом от участия в стимулирующей лотерее, являющейся мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов. 2. Согласно статье 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.03 N 138-ФЗ "О лотереях", стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Таким образом, стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения подпункта 5 пункта 1 статьи 228 Кодекса о самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами. Исчисление, удержание и уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом случае осуществляется организацией - налоговым агентом. В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг). Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 рублей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Соответственно, организация не обязана предоставлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. При этом организация должна вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае, если сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признана налоговым агентом и соответственно на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Российской Федерации А.И. Иванеев 29 августа 2006 г. N 03-05-01-04/253 |