О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УЧАСТНИКОВ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЛОТЕРЕЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.08.06 03-05-01-04/253

          О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ УЧАСТНИКОВ СТИМУЛИРУЮЩИХ ЛОТЕРЕЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          29 августа 2006 г.
                          N 03-05-01-04/253

                              (ФР 06-36)


     Вопрос: ЗАО просит ответить на следующие вопросы:
     1.  Организация  проводит  розыгрыш  призов  в  рекламных целях в
соответствии  с установленным Законом "О лотерее" порядке, в том числе
уведомляет   соответствующие   государственные   органы  о  проведении
стимулирующей лотереи.
     Победителям   на   руки  выдается  акт  приема-передачи  приза  с
приложением   копии  уведомления  налогового  органа  и  администрации
области   о  проведении  стимулирующей  лотереи,  условиях  проведения
стимулирующей лотереи.
     По  какой  ставке  облагаются  выигрыши,  полученные победителями
стимулирующей  лотереи?  По ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ) или же 35%
(п. 2 ст. 224 НК РФ), как победители рекламного конкурса?
     Если  полученный  доход  облагается по ставке 13%, применяется ли
положение  п.  28  ст.  217  (освобождения от налогообложения дохода в
сумме до 4000 руб.) и какой при этом в справке ЗНДФЛ проставляется код
дохода?
     2.  Организация  проводит рекламные акции, стимулирующие лотереи,
рекламные  розыгрыши.  Победители получают призы различной стоимости -
от 50 до 100000 рублей.
     По  всем  ли  победителям  надо  подавать  сведения  в  налоговую
инспекцию?  Или по призам стоимостью до 4000 рублей можно не подавать,
применяя положение п. 28 ст. 217 НК РФ?

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел письмо ЗАО от 15.08.06 N 01-38 и сообщает следующее.
     1.  В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N
108-ФЗ  "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме с
помощью  любых  средств  информация о физическом или юридическом лице,
товарах,    идеях,    начинаниях   (рекламная   информация),   которая
предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать  интерес  к этим физическому, юридическому лицу, товарам,
идеям  и  начинаниям  и  способствовать  реализации  товаров,  идей  и
начинаний.
     Как    указывается   в   рассматриваемом   письме,   организуемая
стимулирующая  лотерея проводится в рекламных целях. В связи с этим, а
также   принимая   во   внимание   вышеуказанное  определение  понятия
"реклама", по нашему мнению, проводимая стимулирующая лотерея является
формой  рекламной  акции,  то  есть  мероприятием,  проводимом в целях
рекламы товаров, работ или услуг.
     Статьей  224  Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее -
Кодекс)   установлено,   что   стоимость  любых  выигрышей  и  призов,
получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях
рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных
в  пункте  28  статьи 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на
доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
     Таким  образом,  доход,  полученный физическим лицом от участия в
стимулирующей  лотерее,  являющейся  мероприятием,  проводимым в целях
рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных
в  пункте  28  статьи 217 кодекса, подлежит налогообложению налогом на
доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
     2.  Согласно  статье  24  Кодекса  налоговыми агентами признаются
лица,  на  которых  в соответствии с Кодексом возложены обязанности по
исчислению,   удержанию   у   налогоплательщика   и   перечислению   в
соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     Согласно  подпункту  2  пункта  3 статьи 3 Федерального закона от
11.11.03  N  138-ФЗ  "О  лотереях", стимулирующая лотерея представляет
собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы
и  призовой  фонд  которой  формируется  за  счет средств организатора
лотереи.  Таким  образом,  стимулирующая  лотерея  не  является игрой,
основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться
положения  подпункта  5  пункта 1 статьи 228 Кодекса о самостоятельном
декларировании   указанного  дохода  физическими  лицами.  Исчисление,
удержание  и  уплата налога на доходы физических лиц в рассматриваемом
случае осуществляется организацией - налоговым агентом.
     В  соответствии  с  пунктом  28  статьи  217  Кодекса не подлежат
налогообложению   налогом   на   доходы   физических  лиц  доходы,  не
превышающие  4000  рублей,  полученные налогоплательщиком за налоговый
период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и
других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
     Таким  образом,  при  получении физическими лицами от организации
указанного   дохода,  не  превышающего  4000  рублей,  организация  не
признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию
не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и
перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
     Соответственно,  организация не обязана предоставлять в налоговые
органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
     При   этом  организация  должна  вести  персонифицированный  учет
физических  лиц, получивших указанные выигрыши и призы. В случае, если
сумма выплаченного одному и тому же физическому лицу выигрыша превысит
в  налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признана налоговым
агентом   и   соответственно   на  нее  будут  возложены  обязанности,
предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной
политики Министерства
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
29 августа 2006 г.
N 03-05-01-04/253