О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ УСЛУГ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В ПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ СУДОВ ПО ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ И ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, А ТАКЖЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С ДОХОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ МОРСКИХ СУДОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 сентября 2006 г. N 03-04-08/193 (ФР 06-40) Вопрос: ООО является судовладельцем и арендатором теплоходов. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы, касающиеся налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы, получаемые иностранной фирмой от сдачи в аренду имущества. 1. Теплоход арендуется по договору бербоут-чартер у иностранной компании, не имеющей представительства в РФ. Является ли арендатор (российская компания) налоговым агентом по НДС при расчетах за арендную плату, если данный теплоход осуществляет перевозки между портами РФ и иностранного государства? Является ли арендатор (российская компания) налоговым агентом по налогу на доходы, получаемые иностранной фирмой от сдачи в аренду теплохода, если данный теплоход используется для перевозок грузов между российскими и иностранными портами? 2. Теплоход сдается в аренду на условиях тайм-чартер с экипажем иностранной компании, которая не имеет представительства в РФ и осуществляет перевозки между портами, находящимися за пределами территории РФ. Нужно ли арендодателю (российской компании) начислять НДС с арендной платы? 3. Теплоход сдается в аренду на условиях тайм-чартер с экипажем иностранной компании, которая не имеет представительства в РФ и осуществляет перевозки между российскими портами и портами иностранного государства. Как арендодателю (российской компании) начислять НДС с арендной платы? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование морских судов по договорам аренды, оказываемых российской и иностранной организациями, а также налога на прибыль организаций с доходов, получаемые иностранной организацией от сдачи в аренду морских судов, и сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса. Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 18 процентов. Что касается оказываемых российской организацией услуг по предоставлению морских судов по договору аренды с экипажем, предполагающему перевозку на этих судах между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, не предусмотренных указанным подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, то место реализации таких услуг определяется на основании положений подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом абзацем вторым пункта 2 данной статьи Кодекса установлен особый порядок определения места осуществления деятельности организации в случае оказания услуг по аренде морского судна, используемого для осуществления перевозок между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Так, согласно данному порядку в указанном случае местом осуществления деятельности организации территория Российской Федерации не признается. В связи с этим, местом реализации услуг по передаче морских судов во временное пользование на основании договоров аренды с экипажем для последующего использования этих судов за пределами территории Российской Федерации, оказываемых российской организацией, территория Российской Федерации не признается и такие услуги на территории Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются. По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в пользование морских судов по договору аренды без экипажа (бербоут-чартер), оказываемых иностранной организацией, сообщаем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации этих услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, данные услуги на территории Российской Федерации также не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Что касается налогообложения доходов, полученных иностранной организацией от сдачи морских судов в аренду без экипажа, то согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации, не осуществляющей деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций от предоставления в аренду морских судов, используемых в международных перевозках, исчисляется по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса в размере 10 процентов. При исчислении налога на прибыль организаций с доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, удерживаемого российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате дохода, следует руководствоваться положениями статьи 310 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Н.А. Комова 26 сентября 2006 г. N 03-04-08/193 |