ОБ УЧЕТЕ В РАСХОДАХ НДС, УПЛАЧЕННОГО ПРИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧЕ РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 22 сентября 2006 г. N 03-04-11/178 (ФР 06-40) Вопрос: ОАО распространяет сувенирную продукцию с символикой компании в рекламных целях. На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ ОАО, как страховая организация, учитывает суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в стоимости таких товаров (работ, услуг). В соответствии с главой 21 НК РФ операции по безвозмездной передаче рекламной продукции признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в случае, если их стоимость превышает 100 рублей (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 25 п. 3 ст. 149). Таким образом, возникают ситуации, когда ОАО обязано начислить НДС со стоимости продукции, переданной безвозмездно в рамках рекламной акции. Пример. Страховая компания приобрела сувенирную продукцию за 1180 рублей, в том числе НДС 180 рублей. Затем в ходе рекламной кампании сувениры были розданы потенциальным страхователям. В бухгалтерском учете при этом делаются следующие проводки: Д 10 - К 60 на сумму 1180 рублей - Приобретение сувениров Д 26 - К10 на сумму 1180 рублей - Расход на рекламную кампанию Д 91 - К 68 на сумму 180 рублей - Начислен НДС с безвозмездной передачи Возникает расход 180 рублей в виде налога, начисленного в соответствии с законодательством. Полагаем, что для целей исчисления налога на прибыль суммы НДС, начисленного при безвозмездной передаче сувениров, можно включить в состав расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Просим подтвердить изложенную позицию. Ответ: В связи с вашим письмом по вопросу включения в расходы при исчислении налога на прибыль организаций сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных при безвозмездной передаче рекламной продукции, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Как правомерно указано в вашем письме, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и подпункта 25 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 рублей, признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом налог на добавленную стоимость, исчисленный при безвозмездной передаче таких товаров (работ, услуг), подлежит уплате в бюджет в порядке, установленном главой 21 Кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, упоминаемом в вашем письме, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса. В связи с данной нормой в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Кроме того, согласно пункту 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), в том числе при безвозмездной передаче рекламной продукции, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Н.А. Комова 22 сентября 2006 г. N 03-04-11/178 |