О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 06.06.00 1705


Страницы: 1  2  



               О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
            И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            6 июня 2000 г.
                                N 1705

                                (НЦПИ)


     В целях активизации научной,  научно-технической и  инновационной
деятельности  в  вузах и научных организациях системы образования,  во
исполнение решения коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N  9/3
"О  Концепции  научной,  научно-технической и инновационной политики в
системе  образования   Российской   Федерации   на   2001-2005   годы"
приказываю:
     1. Утвердить    Концепцию    научной,    научно-технической     и
инновационной  политики  в системе образования Российской Федерации на
2001-2005 годы (приложение N 1).
     2. Утвердить  план  мероприятий  по реализации Концепции научной,
научно-технической и  инновационной  политики  в  системе  образования
Российской  Федерации  на  2001  -  2005  годы  (предварительный этап)
(приложение N 2).
     3. Контроль   за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Министра Б.А. Виноградова.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
6 июня 2000 г.
N 1705


                                                        Приложение N 1

                                       к приказу Минобразования России
                                                   от 6 июня 2000 года
                                                                N 1705

                              КОНЦЕПЦИЯ

         НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
              В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          НА 2001-2005 ГОДЫ

     Концепция научной,  научно-технической и инновационной политики в
системе  образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (далее -
Концепция)  подготовлена  на   основании   Федеральных   законов   "Об
образовании", "О науке и государственной научнотехнической политике" и
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     Концепция учитывает    основные   положения   доктрины   развития
российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции
инновационной  политики  Российской Федерации,  концепции национальной
безопасности Российской Федерации  и  Федеральной  программы  развития
образования.
     Концепция была   согласована   с   Миннауки   России,    одобрена
Научнотехническим советом и коллегией Минобразования России, собранием
научной  общественности  системы  образования  и  утверждена  приказом
Минобразования России от 06.06.2000 N 1705.

                               Введение

     На современном    этапе    общественного   развития   образование
превращается в одну из  самых  обширных  и  важных  сфер  человеческой
деятельности,  которая  теснейшим образом переплетена со всеми другими
областями  общественной   жизни.   Способность   системы   образования
удовлетворять  потребности  личности  и  общества в высококачественных
образовательных  услугах  определяет  перспективы   экономического   и
духовного  развития  страны.  При  этом  важное  значение в подготовке
специалистов,  научных и  научнопедагогических  кадров  имеют  научные
исследования, проводимые в системе образования.
     В связи с необходимостью перехода страны  на  инновационный  путь
развития   и  использование  научных  достижений  в  реальном  секторе
экономики  и  с  целью  активизации  научной,   научно-технической   и
инновационной  деятельности  в  вузах  и  научных организациях системы
образования Российской Федерации необходима разработка государственной
политики развития науки и механизмов ее реализации.  Это обусловлено и
тем,  что истек срок действия Концепции  развития  вузовского  сектора
науки  в  условиях  перехода к рыночной экономике,  принятой коллегией
Комитета по  высшей  школе  Миннауки  России  от  21.07.92,  одной  из
основных   целей   которой   являлось  сохранение  научно-технического
потенциала высшей школы.
     Предлагаемая Концепция      научной,     научно-технической     и
инновационной политики в системе образования Российской  Федерации  на
2001 - 2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к развитию
научно-технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь
науки    и    образования,    науки    и    производства    в    новых
социально-экономических условиях.
     Концепция является      составной      частью     государственной
научнотехнической  политики  Российской  Федерации  и  разработана   с
учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки
в  системе  образования  с  целью  повышения  качества   специалистов,
научно-педагогических кадров и,  с другой,  - активизации деятельности
самих  высших  учебных  заведений  и  научных  учреждений  в   решении
социально-экономических   проблем  страны,  в  реализации  федеральных
целевых,  отраслевых  и  региональных  программ,  в   первую   очередь
связанных  с технологическим развитием отраслей.  Большое значение при
формировании  научной,  научно-технической  и  инновационной  политики
приобретает  не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на
дальнейшее совершенствование системы  образования,  но  и  возможность
использования  всех  механизмов  прямого и косвенного государственного
регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.

               1. Принципы научной, научно-технической
                       и инновационной политики

     Научная, научно-техническая  и  инновационная  политика в системе
образования осуществляется исходя из следующих основных принципов:
     - единство   научного   и   образовательного   процессов   и   их
направленность  на  экономическое,  социальное  и  духовное   развитие
общества;
     - оптимальное   сочетание   государственного   регулирования    и
самоуправления;
     - концентрация    ресурсов    на    приоритетных     направлениях
исследований,  проведение  полного  цикла  исследований  и разработок,
заканчивающихся созданием готовой продукции;
     - поддержка   ведущих  ученых,  научных  коллективов,  научных  и
научно-педагогических школ,  способных обеспечить опережающий  уровень
образования   и   научных  исследований,  развитие  научнотехнического
творчества молодежи;
     - многообразие  форм  организации,  обеспечение  конкурсности при
формировании  тематических  планов,  научных,   научно-технических   и
инновационных программ;
     - поддержка предпринимательской деятельности в  научнотехнической
сфере;
     - интеграция науки и образования в международное сообщество.

        2. Цель и основные задачи научной, научно-технической
            и инновационной политики в системе образования

     Главной целью   научной,   научно-технической   и   инновационной
политики   системы   образования   является   обеспечение   подготовки
специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых
квалификационных    требований,    эффективное    использование     ее
образовательного,  научно-технического и инновационного потенциала для
развития экономики и решения социальных задач страны.
     Направления научных  исследований  и  инновационной  деятельности
должны  согласовываться  с  приоритетами  федеральной  и  региональной
научной,   научно-технической   и   инновационной  политики  с  учетом
специфики системы образования.
     Для достижения  поставленной  цели  необходимо  решение следующих
основных задач:
     - развитие  научных  исследований  как  основы  фундаментализации
образования, базы подготовки современного специалиста;
     - органическое сочетание фундаментальных,  поисковых и прикладных
исследований   с   конкурентоспособными   разработками   коммерческого
характера;
     - приоритетное развитие  научных  исследований,  направленных  на
совершенствование   системы  образования  всех  его  уровней,  широкое
использование  новых  образовательных  и  информационных   технологий,
совершенствование  научно-методического обеспечения учебного процесса,
улучшение    качества    подготовки    и    повышения     квалификации
научно-педагогических кадров;
     - дальнейшее    совершенствование    системы    планирования    и
финансирования    научной,    научно-технической    и    инновационной
деятельности  подведомственных  организаций,  создание   условий   для
правовой  и  иной  поддержки  инновационных  предприятий  и молодежных
научных  организаций,  созданных  вузами  и  другими  образовательными
учреждениями;
     - поддержка  разработок  в  сфере  высоких  технологий  с   целью
производства  на  их  основе  товаров и услуг и выхода на внутренние и
внешние рынки,  расширение международной интеграции  в  этой  области,
создание условий для привлечения зарубежных инвестиций;
     - создание условий  для  подготовки  и  переподготовки  кадров  в
области    инноваций    и   научно-технического   предпринимательства,
обеспечивающих   повышение   инновационной   активности   в    системе
образования, коммерциализацию результатов научных исследований;
     - развитие правовой базы  науки,  регулирующей  правоотношения  в
процессе  создания  объектов  промышленной  собственности и авторского
права (интеллектуальной собственности),  их правовой охраны и введения
в  хозяйственный  оборот  путем  обеспечения сбалансированности прав и
законных  интересов  субъектов  правоотношений  -  авторов,  вузов   и
организаций  системы  образования,  включая инвентаризацию результатов
научно-технической   деятельности,   полученных   за   счет    средств
федерального бюджета;
     - привлечение в систему образования  дополнительных  внебюджетных
финансовых средств.
     При решении сформулированных задач необходимо обеспечить:
     - участие  совместно  с  Министерством  промышленности,  науки  и
технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития
и   торговли  Российской  Федерации  и  Российской  академией  наук  в
определении  и  поддержке  приоритетных  направлений  фундаментальных,
поисковых и прикладных НИР, а также инновационной деятельности;
     - участие  совместно  с  Министерством  промышленности,  науки  и
технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития
и торговли Российской Федерации и  другими  ведомствами  в  подготовке
нормативных правовых и законодательных актов;
     - проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований
по   широкому   спектру   направлений   развития   науки   и  техники,
определяемому  не  только   непосредственной   заинтересованностью   в
использовании   новых  научных  результатов  в  отраслях  экономики  и
социальной    сфере,     но     и     необходимостью     участия     в
научно-исследовательской   работе   всех   субъектов  образовательного
процесса,    а    именно:    студентов,    аспирантов,    докторантов,
профессорско-преподавательского состава и научных работников;
     - развитие  интеграционных  процессов  фундаментальной  науки   и
образования,  более  тесное  взаимодействие высших учебных заведений с
научными   учреждениями   Российской   академии    наук    и    других
государственных  академий,  а  также  взаимодействие образовательных и
научно-исследовательских учреждений системы образования с  институтами
Российской академии образования;
     - достижение максимального вклада ученых  системы  образования  в
создание  наукоемких  технологий,  в  том  числе  технологий  двойного
назначения,  структурные преобразования  производства,  повышение  его
эффективности и конкурентоспособности продукции,  тесное партнерство с
отраслями,  регионами,  ассоциациями  экономического   сотрудничества,
концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;
     - активизацию деятельности  НИИ,  исследовательских  лабораторий,
опытно-конструкторских  бюро,  экспериментальных  и  опытных  заводов,
повышение   эффективности   технопарков,    инкубаторов    технологий,
инновационно-технологических     центров,     инновационнопромышленных
комплексов,  созданных при участии  вузов,  центров  лицензирования  и
сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.;
     - совершенствование послевузовского профессионального образования
в   соответствии   с  приоритетными  направлениями  науки  и  техники,
расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования
и  формирования  контингента  аспирантов  и докторантов,  повышение их
академической  мобильности,   опережающее   развитие   послевузовского
профессионального  образования  в  высших учебных заведениях и научных
организациях,  имеющих авторитетные  научные  и  научно-педагогические
школы;
     - развитие системы подготовки  и  переподготовки  менеджеров  для
инновационной  деятельности  в научно-технической сфере на базе высших
учебных  заведений,   учреждений   дополнительного   профессионального
образования;
     - проведение  аттестации  и  аккредитации  учреждений  высшего  и
послевузовского  профессионального  образования  с  учетом взаимосвязи
научной и инновационной деятельности с образовательным процессом;
     - ответственную   автономию   и   подотчетность   образовательных
учреждений;
     - активное  участие  ученых  системы  образования  в  федеральных
целевых  программах,  научных,  научно-технических   и   инновационных
программах    и    конкурсах    грантов,   объявляемых   Министерством
промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством
экономического  развития  и  торговли  Российской  Федерации,  другими
министерствами  и  ведомствами,  государственными   научными   фондами
(Российским    фондом    фундаментальных    исследований,   Российским
гуманитарным научным фондом,  Фондом содействия  развитию  малых  форм
предприятий  в  научно-технической сфере и др.),  Российской академией
наук и другими государственными академиями;
     - реализацию научно-технической политики на региональном уровне;
     - эффективное    международное    сотрудничество    в    научной,
образовательной и инновационной сферах, широкое участие ученых системы
образования в  международных  научных  и  образовательных  программах,
создание  условий  для  привлечения  зарубежных  инвестиций  в систему
образования с целью использования результатов совместной  деятельности
на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции.

              3. Ресурсы и механизмы реализации научной,
           научно-технической и инновационной деятельности
                         системы образования

     Как следует  из  Концепции  долгосрочного социальноэкономического
развития страны,  основными факторами, обеспечивающими рост экономики,
ее  эффективность  и  конкурентоспособность,  повышение  уровня  жизни
населения,  являются научно-технический потенциал,  природные ресурсы,
интеграция  в  мировую  экономику.  Возможности  экономического  роста
связаны с развитием  научно-технического  потенциала  для  создания  и
восприятия  инноваций,  концентрацией  ресурсов для выполнения крупных
проектов,  опережающей подготовкой  инженерного  и  научного  корпуса,
охватывающего весь спектр специальностей и технологий.
     Финансовые ресурсы.  Федеральные бюджетные ресурсы науки  системы
образования должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении
важнейших  задач   развития   образования,   обеспечении   опережающей
подготовки   высококвалифицированных  кадров  для  науки  и  реального
сектора экономики.
     Региональные бюджетные  ресурсы  должны быть задействованы наукой
системы  образования  для   ее   активного   участия   в   научных   и
научнотехнических проектах для нужд региона.
     Необходимо активизировать работу внебюджетных научнотехнических и
инновационных фондов системы образования,  развивать сеть региональных
и   межрегиональных   внебюджетных   фондов,   использовать   их   для
финансирования    высокотехнологичных   инновационных   и   социальных
проектов.  С активным участием вузов  должны  быть  созданы  механизмы
привлечения   к   финансированию  научно-технических  и  инновационных
проектов различных внебюджетных источников,  в том числе  внебюджетных
средств  самих  вузов,  развиты  механизмы  венчурного финансирования,
взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами.
     Структурные ресурсы  должны  быть  развиты  в  двух направлениях:
организационно-программном и институциональном.
     Организационно-программные ресурсы.
     Должна быть завершена реорганизация научных  и  научнотехнических
программ,  в результате которой будут сформированы 4 системообразующих
блока программ Минобразования России:
     - программа фундаментальных и поисковых исследований,  являющихся
основой создания новых технологий;
     - отраслевая   программа,   направленная   на   развитие  системы
образования;
     - межотраслевая  программа  по приоритетным направлениям развития
науки и техники, обеспечивающая отрасли реального сектора экономики;
     - комплексные  региональные и межрегиональные научноинновационные
программы с ассоциациями экономического сотрудничества.
     Необходимо обеспечить  реализацию  Федеральной программы развития
образования и Федеральной целевой программы "Государственная поддержка
интеграции  высшего образования и фундаментальной науки".  Должно быть
обеспечено  активное  участие  ученых  системы  образования  в  других
федеральных  целевых программах и программах технологического развития
отраслей.
     Институциональные преобразования.
     Интеграция образования,  науки и производства,  расширение  сферы
деятельности     современных     вузов    требуют    институциональных
преобразований    и    дальнейшего    развития    на     их     основе
учебно-научно-инновационных комплексов.
     Эти преобразования будут проводиться в трех направлениях:
     1. Дальнейшее   развитие   технологических   и   научных  парков,
инновационно-технологических     центров,     инновационнопромышленных
комплексов,  ассоциированно  объединенных  с  вузом или входящих в его
структуру.
     2. Участие   вузов   в   федеральных   центрах  науки  и  высоких
технологий,  обеспечивающих  развитие  высокотехнологических  отраслей
реального сектора экономики.
     3. Определение группы федеральных исследовательских университетов
с возложением на них задач по реализации опережающей подготовки кадров
для  обеспечения  приоритетных  направлений  развития   отечественного
образования,  науки,  техники  и  производства наукоемкой продукции на
основе  интеграции  образовательного  процесса  с  фундаментальными  и
прикладными научными исследованиями.
     Преобразование структурных ресурсов должно помочь  науке  системы
образования  эффективно  функционировать  в рыночных условиях.  В этой
связи   необходима   разработка    системы    организационно-правовых,
финансовых   и   управленческих   мероприятий   по   обеспечению  этих
преобразований.
     Кадровые ресурсы. Работа с молодежью.
     Первоочередной задачей  в  этом  направлении  является  повышение
социального   статуса   научных   работников,   обеспечение  реального
равенства  их  прав  и  возможностей  с  профессорскопреподавательским
составом,  подготовка  талантливых  студентов  к  преподавательской  и
научной деятельности.
     Необходимы изменения   в   системе   организации,  руководстве  и
развитии научной деятельности учащейся молодежи,  студентов и  молодых
ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета.
     Требуется создание на правительственном  уровне  межведомственной
комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.
     Необходимо:
     - развить  систему научных олимпиад,  конкурсов на лучшую научную
работу студентов  и  учащейся  молодежи,  научных  молодежных  школ  и
конференций;
     - обеспечить  академическую  мобильность  студентов,  аспирантов,
докторантов,  разработать  систему  поддержки  и  поощрения  одаренной
молодежи;
     - совершенствовать  организацию учебно- и научноисследовательской
работы молодежи в системе: школа-вузаспирантура-докторантура.
     Информационные ресурсы  необходимо развивать в двух направлениях:
содержательном и структурном.
     В содержательном плане информационные ресурсы должны:
     - обеспечить  доступность   получения   и   обмена   знаниями   и
информацией,  предоставление  качественных  образовательных услуг всем
желающим  в  рамках   высшего,   дополнительного   и   послевузовского
образования на основе совершенствования образовательных технологий,  в
том числе дистанционного и заочного обучения;
     - реализовать  комплексную  информационно-методическую  поддержку
образовательного   процесса,   научных   исследований,   инновационной
деятельности    в    рамках    центров    коллективного    пользования
образовательными,  научными,   инновационными   ресурсами,   открытого
доступа   к   ним,   постоянного   мониторинга  качества  поставляемой
информации, необходимых мероприятий по защите информационных ресурсов;
     - создать  распределенную  базу данных,  включая мультимедийные и
дистанционные технологии обучения,  обеспечивающую открытый  доступ  к
образовательным  информационным  ресурсам на базе региональных центров
информатизации и центров новых информационных технологий;
     - обеспечить дальнейшее развитие геоинформационных систем в сфере
образования.
     В структурном  плане  информатизация  должна  развиваться  в трех
уровнях:
     - создание  сетевой  инфраструктуры,  образовательных,  научных и
инновационных структур,  объединяющих локальные сети в пределах города
или региона;
     - развитие сегмента национальной сети  компьютерных  коммуникаций
для  науки  и  высшей  школы  -  отраслевой  телекоммуникационной сети
RUNnet;
     - организация   удаленного   доступа   к   высокопроизводительным
информационно-вычислительным  ресурсам,  освоение  сетевых  технологий
нового поколения.
     Развитие материально-технической базы  должно  осуществляться  на
основе:
     - концентрации  федеральных  и  региональных  ресурсов,  создания
фондов индустрии образования;
     - привлечения   материально-технических   ресурсов   отраслей   -
потребителей  научно-технической  продукции  и кадров,  подготовленных
системой образования;
     - реинвестирования    части    доходов   от   научно-технической,
инновационной и иной деятельности на нужды и развитие образовательного
учреждения;
     - повышения  эффективности  использования   имеющегося   научного
оборудования,   лабораторий   удаленного   доступа,  создания  центров
коллективного  пользования,  учебно-научных  лабораторий  совместно  с
Российской    академией    наук,    отраслевыми    академиями    наук,
государственными научными центрами и крупными  научнопроизводственными
объединениями.
     Международное научно-техническое сотрудничество.
     Тенденция развития  мировой  экономики  показывает,  что  XXI век
будет веком глобализации и универсализации хозяйственной жизни,  веком
информационной доминанты развития общества и производства.
     В связи  с  этим  важнейшим  источником  долгосрочного   развития
системы образования является ее интеграция в мировое образовательное и
научно-техническое пространство.  Для научнотехнической  политики  это
означает  усиление  роли международной составляющей,  целенаправленное
использование этого вида сотрудничества как инструмента экономического
роста системы.
     В рамках   международного   научного,    научно-технического    и
инновационного   сотрудничества   система   образования   должна  быть
сориентирована в следующем виде:
     - в области фундаментальных,  поисковых и прикладных исследований
приоритетной должна стать реализация крупных совместных  международных
программ,  таких,  как  совместная  с  Американским фондом гражданских
исследований и  развития  программа  "Фундаментальные  исследования  и
высшее образование", позволяющих российским вузам быть в числе лидеров
в  естественнонаучных  и  фундаментальных  дисциплинах,  а   также   в
прикладных областях наук;
     - в области инновационной деятельности сотрудничество должно быть
ориентировано  на  совместную  деятельность  и получение коммерческого
эффекта.  Перспективным  является  также  совместная  с  международным
сообществом  работа  по коммерциализации научнотехнических результатов
на  внешнем  и  внутреннем  рынках,  привлечению  прямых   иностранных
инвестиций и др.  Для решения этих проблем необходимо развитие системы
подготовки  менеджеров   международного   уровня   для   инновационной
деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и иной) охраны
интеллектуальной собственности.
     Планирование и   финансирование   научной,  научно-технической  и
инновационной деятельности.
     Система планирования и финансирования научной,  научнотехнической
и инновационной деятельности должна определяться характером проводимых
научных исследований. Минобразование России, министерства и ведомства,
имеющие  высшие  учебные  заведения  (далее  -  министерства),  должны
создавать  условия  и  осуществлять  поддержку  всех  этапов  научной,
научно-технической и инновационной деятельности - от  фундаментальных,
поисковых,    прикладных    исследований   до   опытно-конструкторских
разработок и производства готовой продукции.
     Фундаментальные и  поисковые  исследования должны финансироваться
преимущественно из средств федерального бюджета.  Выделяемые бюджетные
средства планируются и распределяются следующим образом:
     во-первых, на      финансирование       тематических       планов
научноисследовательских работ вузов и научных организаций, формируемых
на  конкурсной  основе.  При   этом   обеспечивается   государственная
поддержка   деятельности   научных   коллективов   вузов   и   научных
организаций,   развитие   научно-технического    потенциала    системы
образования, упрочение взаимосвязи науки и образования;
     во-вторых, на конкурсной основе в форме грантов,  предназначенных
для   финансирования  наиболее  перспективных  и  важных  инициативных
проектов, предлагаемых научными коллективами и отдельными учеными;
     в-третьих, на   финансирование   научных   и   научно-технических
программ  и  на   проведение   плановых   и   дополнительных   научных
исследований организаций, подведомственных министерству, по договору с
ним как с учредителем.
     Тематические планы составляются, как правило, на календарный год,
конкурсы грантов целесообразно проводить один раз в 2 - 3 года.
     Прикладные исследования и разработки,  инновационная деятельность
в  системе  образования  должны   развиваться   и   поддерживаться   в
соответствии с федеральными,  региональными и отраслевыми приоритетами
науки и техники.
     Созаказчиками должны выступать,  как правило, конкретные отрасли,
предприятия,    что     предполагает     расширение     межотраслевого
взаимодействия,  заключение  договоров с министерствами и ведомствами,
формирование крупных  совместных  научно-технических  и  инновационных
программ.
     Межотраслевые прикладные  исследования  и  инновационные  проекты
должны  финансироваться  на  долевой  основе  с привлечением не только
бюджетных средств, но и внешних инвесторов, бюджетов развития и других
источников  и  механизмов  гибкого  финансирования.  При  формировании
подобных   программ   и   проектов   необходимо   обеспечить    тесное
взаимодействие  с  Министерством  промышленности,  науки  и технологий
Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли
Российской  Федерации  в  первую  очередь  в  таких направлениях,  как
активизация инновационной  деятельности  в  научно-технической  сфере,
развитие информационных систем и телекоммуникаций, технологий двойного
назначения и др.
     При планировании и финансировании прикладных исследований участие
министерств необходимо из-за важности этих работ для процесса обучения
и    подготовки   специалистов,   высокой   степени   риска   подобных
исследований,  значительных расходов  материальных  и  иных  ресурсов,
которые не всегда можно отнести к себестоимости продукции.
     Министерства также  формируют  отраслевые  (прикладные)   научные
программы   и   выступают  их  заказчиками,  руководствуясь  при  этом
актуальными потребностями системы образования.
     В случае,  когда министерством определяются конкретные требования
и  показатели  научного   и   финансово-экономического   характера   к
разрабатываемой   научной   или  научно-ехнической  продукции,  должен
объявляться конкурс исполнителей (тендер) на право выполнения работ. В
других случаях объявляется конкурс инициативных проектов.
     Особая роль   учебно-научно-инновационных   комплексов    системы
образования   определяется   их  влиянием  на  социально-экономическое
развитие  регионов,  в  большинстве  которых  вузы  составляют  основу
научно-технического  потенциала.  Поэтому важным является формирование
научно-технических программ,  которые  должны  быть  ориентированы  на
решение  проблем  территорий  и  финансироваться  совместно с органами
власти субъектов Федерации.
     Конкурсное формирование     научных,     научно-технических     и
инновационных программ должно осуществляться один раз в 2 - 3 года.
     Вне зависимости  от  вида  научных работ необходимо предусмотреть
поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной
работы как составной части научно-исследовательской деятельности.
     Значительными дополнительными  средствами  для  вузов  и  научных
учреждений  системы  образования должны стать средства,  полученные от
коммерциализации   результатов    научных    исследований,    развития
маркетинговой и коммерческой деятельности, из зарубежных источников, а
также другие формы,  позволяющие эффективно  вовлечь  интеллектуальный
потенциал в экономику и социальную сферу страны.
     Нормативно - правовая база.
     Для реализации   научной,   научно-технической   и  инновационной
политики  необходимо  разработать  нормативные   правовые   документы,
которые определят:
     - статус и условия замещения должности научного работника;
     - порядок    финансирования    научной    и    научно-технической
деятельности с учетом множественности источников;
     - порядок регламентации отношений между заказчиком и исполнителем
при создании объектов интеллектуальной собственности и их  введении  в
хозяйственный оборот;
     - процедуру  государственной   аккредитации   вузов   с   оценкой
образовательной    деятельности    во    взаимосвязи    с    научными,
научнотехническими и инновационными достижениями;
     - порядок и механизм реструктуризации сети научных организаций;
     - порядок создания учебно-научно-инновационных комплексов на базе
государственных  вузов,  научных  организаций  академий наук,  имеющих
государственный статус, а также научных организаций министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти;
     - порядок  организации   научно-учебно-методических   объединений
(НУМО);
     - меры поддержки  субъектов  инновационной  деятельности  системы
образования,  в  том  числе  путем развития венчурного финансирования,
лизинга, консалтинга, привлечения финансовых структур, создания режима
наибольшего благоприятствования.
     Оценка эффективности научной,  научно-технической и инновационной
деятельности в системе образования.
     В качестве основных механизмов  оценки  эффективности  реализации
научной,   научно-технической  и  инновационной  деятельности  системы
образования должны использоваться:
     - сформулированные основные положения научной,  научнотехнической
и инновационной политики в нормативных и  распорядительных  документах
Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих в своем
составе образовательные  учреждения,  преимущественно  в  индикативной
форме (форме, характеризующейся наличием измеряемых индикаторов);
     - научно   обоснованные   методы   оценки   состояния   научного,
научно-технического  и инновационного потенциалов,  уровня достигаемых
результатов  и  вклада  в  развитие  экономики  страны,  эффективности
использования имеющихся ресурсов в системе образования;  методы должны
обеспечивать достоверную оценку по косвенным индикаторам на уровне как
всей системы образования, так и отдельных высших учебных заведений или
групп высших учебных заведений;
     - мониторинг  и  анализ состояния,  тенденций и динамики научной,
научно-технической и инновационной  деятельности  системы  образования
(на   основе   использования   данных  государственной  статистической
отчетности, ведомственной отчетности, специальных обследований).
     Результаты оценки  эффективности  научной,  научно-технической  и
инновационной  деятельности  в  системе  образования  должны  ежегодно
оформляться  в  виде  аналитического  материала (доклада) Министерства
образования Российской Федерации,  включающего  информацию  от  других
министерств и ведомств, имеющих высшие учебные заведения.

                       4. Ожидаемые результаты

     В результате   выполнения  мероприятий  по  реализации  Концепции
будет:
     - обеспечена  научная  основа подготовки специалистов,  научных и
научно-педагогических  кадров  на  уровне   мировых   квалификационных
требований;
     - разработан  механизм  формирования,  обновления  и   реализации
приоритетов   научной   деятельности,  приоритетных  проблем  развития
системы образования и  оказана  поддержка  научным  исследованиям  как
основы фундаментализации образования;
     - реорганизована   система    научных,    научно-технических    и
инновационных  программ,  направленных  на  решение  проблем  развития
образования,  реального сектора  экономики,  социальноэкономических  и
научно-технических  проблем регионов,  обеспечено участие в программах
отраслей и регионов;
     - разработан    организационно-финансовый    механизм   поддержки
научно-исследовательской  работы  студентов,  аспирантов   и   молодых
ученых;
     - создана сеть федеральных исследовательских университетов;
     - осуществлен комплекс мероприятий по реформированию сети научных
организаций   и   развитию   инновационной   инфраструктуры    системы
образования;
     - развита единая телекоммуникационная сеть образования,  науки  и
инновационной  деятельности  и  обеспечено  широкое  применение  новых
информационных технологий;
     - закреплено      сотрудничество      учебно-научно-инновационных
комплексов системы образования с  отраслями  и  регионами,  что  будет
способствовать    созданию    новых    технологий,   решению   крупных
научнотехнических   проблем,   развитию    рынка    научно-технической
продукции, расширению экспортных возможностей страны;
     - обеспечено  широкое  участие  ученых  системы   образования   в
международных  научных  и  образовательных программах и активизирована
внешнеэкономическая деятельность вузов.

                            5. Заключение

     Концепция научной,  научно-технической и инновационной политики в
системе  образования Российской Федерации на 2001-2005 годы определяет
пути  преобразования  научного  и  инновационного  комплекса   системы
образования  в  действующий  национальный ресурс обновления и развития
страны,  наращивания ее духовного,  интеллектуального и экономического
потенциала.
     Концепция ориентирует  систему   образования   на   использование
внутренних  резервов  ее  образовательного,  научного и инновационного
потенциала,  на  структурную  перестройку   и   поиск   новых,   более
эффективных   форм   деятельности,   на   повышение   роли   и   места
учебнонаучно-инновационных комплексов  системы  образования  в  едином
комплексе страны.


                                                        Приложение N 2

                                       к приказу Минобразования России
                                                   от 6 июня 2000 года
                                                                N 1705

                           ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

         ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
            И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ
                        (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Положения Концепции     | Мероприятия        | Наименование      | Срок            | Ответственные       |
| п/п |                         |                    | документа         | исполнения      | исполнители от      |
|     |                         |                    |                   |                 | Минобразования      |
|     |                         |                    |                   |                 | России              |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|  1. | Направления научных     | Разработать        | Решение Научно -  | IV кв.          | Управление научно - |
|     | исследований и          | принципы           | технического      | 2000            | инновационной       |
|     | инновационной           | формирования       | совета            | г.              | деятельности,       |
|     | деятельности должны     | приоритетов        | Минобразования    |                 | Управление развития |
|     | согласовываться с       | научных            | России о          |                 | и планирования      |
|     | приоритетами            | исследований       | приоритетных      |                 | научных             |
|     | федеральной и           | системы            | направлениях      |                 | исследований,       |
|     | региональной научной,   | образования,       | научных           |                 | Управление          |
|     | научно - технической и  | разработать и      | исследований      |                 | информационных и    |
|     | инновационной политики  | ввести в действие  | системы           |                 | образовательных     |
|     | с учетом специфики      | механизмы их       | образования       |                 | технологий          |
|     | системы образования     | реализации         |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|  2. | Необходимо обеспечить   | Сформировать       | Представление в   | II кв.          | Управление развития |
|     | развитие интеграционных | проект Федеральной | Правительство     | 2000            | и планирования      |
|     | процессов               | целевой программы  | Российской        | г.              | научных             |
|     | фундаментальной науки и | "Интеграция науки  | Федерации         |                 | исследований,       |
|     | образования, более      | и высшего          |                   |                 | межведомственная    |
|     | тесное взаимодействие   | образования России |                   |                 | рабочая группа      |
|     | высших учебных          | на 2001 - 2005     |                   |                 |                     |
|     | заведений с научными    | годы"              |                   |                 |                     |
|     | учреждениями РАН и      |                    |                   |                 |                     |
|     | других государственных  |                    |                   |                 |                     |
|     | академий                |                    |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|  3. | Необходимо обеспечить   | Скорректировать    | План совета       | III             | Управление развития |
|     | взаимодействие          | план работы        |                   | кв.             | и планирования      |
|     | образовательных и       | Координационного   |                   | 2000            | научных             |
|     | научноисследовательских | совета             |                   | г.              | исследований,       |
|     | учреждений системы      | Минобразования     |                   |                 | Управление          |
|     | образования с           | России и РАО по    |                   |                 | информационных и    |
|     | институтами РАО         | проблемам научных  |                   |                 | образовательных     |
|     |                         | исследований в     |                   |                 | технологий          |
|     |                         | области            |                   |                 |                     |
|     |                         | образования        |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|  4. | Необходимо обеспечить   | 1. Подготовить     | Проект            | II кв.          | Управление          |
|     | совершенствование       | проект порядка     | постановления     | 2000            | послевузовского и   |
|     | послевузовского         | разработки,        | Правительства     | г.              | дополнительного     |
|     | профессионального       | утверждения и      | Российской        |                 | профессионального   |
|     | образования в           | введения в         | Федерации         |                 | образования,        |
|     | соответствии с          | действие           |                   |                 | Управление          |
|     | приоритетными           | государственного   |                   |                 | образовательных     |
|     | направлениями науки и   | образования        |                   |                 | программ и          |
|     | техники                 | стандарта          |                   |                 | стандартов высшего  |
|     |                         | послевузовского    |                   |                 | и среднего          |
|     |                         | профессионального  |                   |                 | профессионального   |
|     |                         | образования для    |                   |                 | образования         |
|     |                         | внесения в         |                   |                 |                     |
|     |                         | Правительство      |                   |                 |                     |
|     |                         | Российской         |                   |                 |                     |
|     |                         | Федерации          |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|     |                         | 2. Разработать     | Приказ            | IV кв.          | Управление          |
|     |                         | порядок аттестации |                   | 2000            | послевузовского и   |
|     |                         | и государственной  |                   | г.              | дополнительного     |
|     |                         | аккредитации в     |                   |                 | профессионального   |
|     |                         | сфере              |                   |                 | образования,        |
|     |                         | послевузовского    |                   |                 | Управление          |
|     |                         | профессионального  |                   |                 | лицензирования,     |
|     |                         | образования        |                   |                 | аккредитации и      |
|     |                         |                    |                   |                 | аттестации          |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|     |                         | 3. Разработать     | Приказ            | III             | Управление          |
|     |                         | проект положения о |                   | кв.             | послевузовского и   |
|     |                         | грантовой системе  |                   | 2000            | дополнительного     |
|     |                         | подготовки научно  |                   | г.              | профессионального   |
|     |                         | - педагогических и |                   |                 | образования,        |
|     |                         | научных кадров     |                   |                 | Управление развития |
|     |                         |                    |                   |                 | и планирования      |
|     |                         |                    |                   |                 | научных             |
|     |                         |                    |                   |                 | исследований        |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|     |                         | 4. Подготовить     | Проект            | I кв.           | Управление          |
|     |                         | проект             | федерального      | 2000            | послевузовского и   |
|     |                         | Федерального       | закона            | г.              | дополнительного     |
|     |                         | закона "О          |                   |                 | профессионального   |
|     |                         | послевузовском     |                   |                 | образования,        |
|     |                         | профессиональном   |                   |                 | Управление          |
|     |                         | образовании"       |                   |                 | правового           |
|     |                         |                    |                   |                 | обеспечения         |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|     |                         | 5. Внести          | Приказ            | IV кв.          | Управление          |
|     |                         | предложения к      |                   | 2000            | послевузовского и   |
|     |                         | вопросу о          |                   | г.              | дополнительного     |
|     |                         | пересмотре         |                   |                 | профессионального   |
|     |                         | действующей        |                   |                 | образования         |
|     |                         | нормативно -       |                   |                 |                     |
|     |                         | правовой базы      |                   |                 |                     |
|     |                         | подготовки научно  |                   |                 |                     |
|     |                         | - педагогических и |                   |                 |                     |
|     |                         | научных кадров в   |                   |                 |                     |
|     |                         | системе            |                   |                 |                     |
|     |                         | послевузовского    |                   |                 |                     |
|     |                         | профессионального  |                   |                 |                     |
|     |                         | образования в      |                   |                 |                     |
|     |                         | Российской         |                   |                 |                     |
|     |                         | Федерации          |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|     |                         | 6. Подготовить     | Проект законов    | II кв.          | Управление          |
|     |                         | предложения о      |                   | 2000            | послевузовского и   |
|     |                         | внесении изменений |                   | г.              | дополнительного     |
|     |                         | в законодательство |                   |                 | профессионального   |
|     |                         | Российской         |                   |                 | образования,        |
|     |                         | Федерации в сфере  |                   |                 | Управление          |
|     |                         | послевузовского    |                   |                 | правового           |
|     |                         | профессионального  |                   |                 | обеспечения         |
|     |                         | образования (Закон |                   |                 |                     |
|     |                         | Российской         |                   |                 |                     |
|     |                         | Федерации в        |                   |                 |                     |
|     |                         | редакции           |                   |                 |                     |
|     |                         | Федерального       |                   |                 |                     |
|     |                         | закона от          |                   |                 |                     |
|     |                         | 13.01.1996 N 12-ФЗ |                   |                 |                     |
|     |                         | "Об образовании" и |                   |                 |                     |
|     |                         | Федеральный закон  |                   |                 |                     |
|     |                         | "О высшем и        |                   |                 |                     |
|     |                         | послевузовском     |                   |                 |                     |
|     |                         | профессиональном   |                   |                 |                     |
|     |                         | образовании" от    |                   |                 |                     |
|     |                         | 22.08.1996         |                   |                 |                     |
|     |                         | N 125-ФЗ и др.)    |                   |                 |                     |
|-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------|
|  5. | Интеграция образования, | Разработать        | Проект типового   | IV кв.          | Управление научно - |
|     | науки и производства,   | положение об       | положения об      | 2000            | инновационной       |

Страницы: 1  2