Страницы: 1 2 О КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 6 июня 2000 г. N 1705 (НЦПИ) В целях активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования, во исполнение решения коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 9/3 "О Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы" приказываю: 1. Утвердить Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы (приложение N 1). 2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (предварительный этап) (приложение N 2). 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Б.А. Виноградова. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 6 июня 2000 г. N 1705 Приложение N 1 к приказу Минобразования России от 6 июня 2000 года N 1705 КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы (далее - Концепция) подготовлена на основании Федеральных законов "Об образовании", "О науке и государственной научнотехнической политике" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Концепция учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции реформирования российской науки, концепции инновационной политики Российской Федерации, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования. Концепция была согласована с Миннауки России, одобрена Научнотехническим советом и коллегией Минобразования России, собранием научной общественности системы образования и утверждена приказом Минобразования России от 06.06.2000 N 1705. Введение На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и научнопедагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации. Это обусловлено и тем, что истек срок действия Концепции развития вузовского сектора науки в условиях перехода к рыночной экономике, принятой коллегией Комитета по высшей школе Миннауки России от 21.07.92, одной из основных целей которой являлось сохранение научно-технического потенциала высшей школы. Предлагаемая Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 - 2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к развитию научно-технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях. Концепция является составной частью государственной научнотехнической политики Российской Федерации и разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов, научно-педагогических кадров и, с другой, - активизации деятельности самих высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей. Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления. 1. Принципы научной, научно-технической и инновационной политики Научная, научно-техническая и инновационная политика в системе образования осуществляется исходя из следующих основных принципов: - единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества; - оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; - поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научнотехнического творчества молодежи; - многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ; - поддержка предпринимательской деятельности в научнотехнической сфере; - интеграция науки и образования в международное сообщество. 2. Цель и основные задачи научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Главной целью научной, научно-технической и инновационной политики системы образования является обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Направления научных исследований и инновационной деятельности должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной научной, научно-технической и инновационной политики с учетом специфики системы образования. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: - развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки современного специалиста; - органическое сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера; - приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней, широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров; - дальнейшее совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности подведомственных организаций, создание условий для правовой и иной поддержки инновационных предприятий и молодежных научных организаций, созданных вузами и другими образовательными учреждениями; - поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, расширение международной интеграции в этой области, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций; - создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающих повышение инновационной активности в системе образования, коммерциализацию результатов научных исследований; - развитие правовой базы науки, регулирующей правоотношения в процессе создания объектов промышленной собственности и авторского права (интеллектуальной собственности), их правовой охраны и введения в хозяйственный оборот путем обеспечения сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений - авторов, вузов и организаций системы образования, включая инвентаризацию результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета; - привлечение в систему образования дополнительных внебюджетных финансовых средств. При решении сформулированных задач необходимо обеспечить: - участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академией наук в определении и поддержке приоритетных направлений фундаментальных, поисковых и прикладных НИР, а также инновационной деятельности; - участие совместно с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и другими ведомствами в подготовке нормативных правовых и законодательных актов; - проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований по широкому спектру направлений развития науки и техники, определяемому не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в отраслях экономики и социальной сфере, но и необходимостью участия в научно-исследовательской работе всех субъектов образовательного процесса, а именно: студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава и научных работников; - развитие интеграционных процессов фундаментальной науки и образования, более тесное взаимодействие высших учебных заведений с научными учреждениями Российской академии наук и других государственных академий, а также взаимодействие образовательных и научно-исследовательских учреждений системы образования с институтами Российской академии образования; - достижение максимального вклада ученых системы образования в создание наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, структурные преобразования производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, тесное партнерство с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами; - активизацию деятельности НИИ, исследовательских лабораторий, опытно-конструкторских бюро, экспериментальных и опытных заводов, повышение эффективности технопарков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических центров, инновационнопромышленных комплексов, созданных при участии вузов, центров лицензирования и сертификации, лизинга, маркетинга и т.д.; - совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, повышение их академической мобильности, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педагогические школы; - развитие системы подготовки и переподготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования; - проведение аттестации и аккредитации учреждений высшего и послевузовского профессионального образования с учетом взаимосвязи научной и инновационной деятельности с образовательным процессом; - ответственную автономию и подотчетность образовательных учреждений; - активное участие ученых системы образования в федеральных целевых программах, научных, научно-технических и инновационных программах и конкурсах грантов, объявляемых Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.), Российской академией наук и другими государственными академиями; - реализацию научно-технической политики на региональном уровне; - эффективное международное сотрудничество в научной, образовательной и инновационной сферах, широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах, создание условий для привлечения зарубежных инвестиций в систему образования с целью использования результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции. 3. Ресурсы и механизмы реализации научной, научно-технической и инновационной деятельности системы образования Как следует из Концепции долгосрочного социальноэкономического развития страны, основными факторами, обеспечивающими рост экономики, ее эффективность и конкурентоспособность, повышение уровня жизни населения, являются научно-технический потенциал, природные ресурсы, интеграция в мировую экономику. Возможности экономического роста связаны с развитием научно-технического потенциала для создания и восприятия инноваций, концентрацией ресурсов для выполнения крупных проектов, опережающей подготовкой инженерного и научного корпуса, охватывающего весь спектр специальностей и технологий. Финансовые ресурсы. Федеральные бюджетные ресурсы науки системы образования должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на решении важнейших задач развития образования, обеспечении опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для науки и реального сектора экономики. Региональные бюджетные ресурсы должны быть задействованы наукой системы образования для ее активного участия в научных и научнотехнических проектах для нужд региона. Необходимо активизировать работу внебюджетных научнотехнических и инновационных фондов системы образования, развивать сеть региональных и межрегиональных внебюджетных фондов, использовать их для финансирования высокотехнологичных инновационных и социальных проектов. С активным участием вузов должны быть созданы механизмы привлечения к финансированию научно-технических и инновационных проектов различных внебюджетных источников, в том числе внебюджетных средств самих вузов, развиты механизмы венчурного финансирования, взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами. Структурные ресурсы должны быть развиты в двух направлениях: организационно-программном и институциональном. Организационно-программные ресурсы. Должна быть завершена реорганизация научных и научнотехнических программ, в результате которой будут сформированы 4 системообразующих блока программ Минобразования России: - программа фундаментальных и поисковых исследований, являющихся основой создания новых технологий; - отраслевая программа, направленная на развитие системы образования; - межотраслевая программа по приоритетным направлениям развития науки и техники, обеспечивающая отрасли реального сектора экономики; - комплексные региональные и межрегиональные научноинновационные программы с ассоциациями экономического сотрудничества. Необходимо обеспечить реализацию Федеральной программы развития образования и Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки". Должно быть обеспечено активное участие ученых системы образования в других федеральных целевых программах и программах технологического развития отраслей. Институциональные преобразования. Интеграция образования, науки и производства, расширение сферы деятельности современных вузов требуют институциональных преобразований и дальнейшего развития на их основе учебно-научно-инновационных комплексов. Эти преобразования будут проводиться в трех направлениях: 1. Дальнейшее развитие технологических и научных парков, инновационно-технологических центров, инновационнопромышленных комплексов, ассоциированно объединенных с вузом или входящих в его структуру. 2. Участие вузов в федеральных центрах науки и высоких технологий, обеспечивающих развитие высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. 3. Определение группы федеральных исследовательских университетов с возложением на них задач по реализации опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Преобразование структурных ресурсов должно помочь науке системы образования эффективно функционировать в рыночных условиях. В этой связи необходима разработка системы организационно-правовых, финансовых и управленческих мероприятий по обеспечению этих преобразований. Кадровые ресурсы. Работа с молодежью. Первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорскопреподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности. Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью. Необходимо: - развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; - обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; - совершенствовать организацию учебно- и научноисследовательской работы молодежи в системе: школа-вузаспирантура-докторантура. Информационные ресурсы необходимо развивать в двух направлениях: содержательном и структурном. В содержательном плане информационные ресурсы должны: - обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией, предоставление качественных образовательных услуг всем желающим в рамках высшего, дополнительного и послевузовского образования на основе совершенствования образовательных технологий, в том числе дистанционного и заочного обучения; - реализовать комплексную информационно-методическую поддержку образовательного процесса, научных исследований, инновационной деятельности в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными, инновационными ресурсами, открытого доступа к ним, постоянного мониторинга качества поставляемой информации, необходимых мероприятий по защите информационных ресурсов; - создать распределенную базу данных, включая мультимедийные и дистанционные технологии обучения, обеспечивающую открытый доступ к образовательным информационным ресурсам на базе региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий; - обеспечить дальнейшее развитие геоинформационных систем в сфере образования. В структурном плане информатизация должна развиваться в трех уровнях: - создание сетевой инфраструктуры, образовательных, научных и инновационных структур, объединяющих локальные сети в пределах города или региона; - развитие сегмента национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы - отраслевой телекоммуникационной сети RUNnet; - организация удаленного доступа к высокопроизводительным информационно-вычислительным ресурсам, освоение сетевых технологий нового поколения. Развитие материально-технической базы должно осуществляться на основе: - концентрации федеральных и региональных ресурсов, создания фондов индустрии образования; - привлечения материально-технических ресурсов отраслей - потребителей научно-технической продукции и кадров, подготовленных системой образования; - реинвестирования части доходов от научно-технической, инновационной и иной деятельности на нужды и развитие образовательного учреждения; - повышения эффективности использования имеющегося научного оборудования, лабораторий удаленного доступа, создания центров коллективного пользования, учебно-научных лабораторий совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, государственными научными центрами и крупными научнопроизводственными объединениями. Международное научно-техническое сотрудничество. Тенденция развития мировой экономики показывает, что XXI век будет веком глобализации и универсализации хозяйственной жизни, веком информационной доминанты развития общества и производства. В связи с этим важнейшим источником долгосрочного развития системы образования является ее интеграция в мировое образовательное и научно-техническое пространство. Для научнотехнической политики это означает усиление роли международной составляющей, целенаправленное использование этого вида сотрудничества как инструмента экономического роста системы. В рамках международного научного, научно-технического и инновационного сотрудничества система образования должна быть сориентирована в следующем виде: - в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований приоритетной должна стать реализация крупных совместных международных программ, таких, как совместная с Американским фондом гражданских исследований и развития программа "Фундаментальные исследования и высшее образование", позволяющих российским вузам быть в числе лидеров в естественнонаучных и фундаментальных дисциплинах, а также в прикладных областях наук; - в области инновационной деятельности сотрудничество должно быть ориентировано на совместную деятельность и получение коммерческого эффекта. Перспективным является также совместная с международным сообществом работа по коммерциализации научнотехнических результатов на внешнем и внутреннем рынках, привлечению прямых иностранных инвестиций и др. Для решения этих проблем необходимо развитие системы подготовки менеджеров международного уровня для инновационной деятельности и соблюдение мер по обеспечению патентной (и иной) охраны интеллектуальной собственности. Планирование и финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности. Система планирования и финансирования научной, научнотехнической и инновационной деятельности должна определяться характером проводимых научных исследований. Минобразование России, министерства и ведомства, имеющие высшие учебные заведения (далее - министерства), должны создавать условия и осуществлять поддержку всех этапов научной, научно-технической и инновационной деятельности - от фундаментальных, поисковых, прикладных исследований до опытно-конструкторских разработок и производства готовой продукции. Фундаментальные и поисковые исследования должны финансироваться преимущественно из средств федерального бюджета. Выделяемые бюджетные средства планируются и распределяются следующим образом: во-первых, на финансирование тематических планов научноисследовательских работ вузов и научных организаций, формируемых на конкурсной основе. При этом обеспечивается государственная поддержка деятельности научных коллективов вузов и научных организаций, развитие научно-технического потенциала системы образования, упрочение взаимосвязи науки и образования; во-вторых, на конкурсной основе в форме грантов, предназначенных для финансирования наиболее перспективных и важных инициативных проектов, предлагаемых научными коллективами и отдельными учеными; в-третьих, на финансирование научных и научно-технических программ и на проведение плановых и дополнительных научных исследований организаций, подведомственных министерству, по договору с ним как с учредителем. Тематические планы составляются, как правило, на календарный год, конкурсы грантов целесообразно проводить один раз в 2 - 3 года. Прикладные исследования и разработки, инновационная деятельность в системе образования должны развиваться и поддерживаться в соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами науки и техники. Созаказчиками должны выступать, как правило, конкретные отрасли, предприятия, что предполагает расширение межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с министерствами и ведомствами, формирование крупных совместных научно-технических и инновационных программ. Межотраслевые прикладные исследования и инновационные проекты должны финансироваться на долевой основе с привлечением не только бюджетных средств, но и внешних инвесторов, бюджетов развития и других источников и механизмов гибкого финансирования. При формировании подобных программ и проектов необходимо обеспечить тесное взаимодействие с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в первую очередь в таких направлениях, как активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере, развитие информационных систем и телекоммуникаций, технологий двойного назначения и др. При планировании и финансировании прикладных исследований участие министерств необходимо из-за важности этих работ для процесса обучения и подготовки специалистов, высокой степени риска подобных исследований, значительных расходов материальных и иных ресурсов, которые не всегда можно отнести к себестоимости продукции. Министерства также формируют отраслевые (прикладные) научные программы и выступают их заказчиками, руководствуясь при этом актуальными потребностями системы образования. В случае, когда министерством определяются конкретные требования и показатели научного и финансово-экономического характера к разрабатываемой научной или научно-ехнической продукции, должен объявляться конкурс исполнителей (тендер) на право выполнения работ. В других случаях объявляется конкурс инициативных проектов. Особая роль учебно-научно-инновационных комплексов системы образования определяется их влиянием на социально-экономическое развитие регионов, в большинстве которых вузы составляют основу научно-технического потенциала. Поэтому важным является формирование научно-технических программ, которые должны быть ориентированы на решение проблем территорий и финансироваться совместно с органами власти субъектов Федерации. Конкурсное формирование научных, научно-технических и инновационных программ должно осуществляться один раз в 2 - 3 года. Вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности. Значительными дополнительными средствами для вузов и научных учреждений системы образования должны стать средства, полученные от коммерциализации результатов научных исследований, развития маркетинговой и коммерческой деятельности, из зарубежных источников, а также другие формы, позволяющие эффективно вовлечь интеллектуальный потенциал в экономику и социальную сферу страны. Нормативно - правовая база. Для реализации научной, научно-технической и инновационной политики необходимо разработать нормативные правовые документы, которые определят: - статус и условия замещения должности научного работника; - порядок финансирования научной и научно-технической деятельности с учетом множественности источников; - порядок регламентации отношений между заказчиком и исполнителем при создании объектов интеллектуальной собственности и их введении в хозяйственный оборот; - процедуру государственной аккредитации вузов с оценкой образовательной деятельности во взаимосвязи с научными, научнотехническими и инновационными достижениями; - порядок и механизм реструктуризации сети научных организаций; - порядок создания учебно-научно-инновационных комплексов на базе государственных вузов, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; - порядок организации научно-учебно-методических объединений (НУМО); - меры поддержки субъектов инновационной деятельности системы образования, в том числе путем развития венчурного финансирования, лизинга, консалтинга, привлечения финансовых структур, создания режима наибольшего благоприятствования. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе образования. В качестве основных механизмов оценки эффективности реализации научной, научно-технической и инновационной деятельности системы образования должны использоваться: - сформулированные основные положения научной, научнотехнической и инновационной политики в нормативных и распорядительных документах Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих в своем составе образовательные учреждения, преимущественно в индикативной форме (форме, характеризующейся наличием измеряемых индикаторов); - научно обоснованные методы оценки состояния научного, научно-технического и инновационного потенциалов, уровня достигаемых результатов и вклада в развитие экономики страны, эффективности использования имеющихся ресурсов в системе образования; методы должны обеспечивать достоверную оценку по косвенным индикаторам на уровне как всей системы образования, так и отдельных высших учебных заведений или групп высших учебных заведений; - мониторинг и анализ состояния, тенденций и динамики научной, научно-технической и инновационной деятельности системы образования (на основе использования данных государственной статистической отчетности, ведомственной отчетности, специальных обследований). Результаты оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в системе образования должны ежегодно оформляться в виде аналитического материала (доклада) Министерства образования Российской Федерации, включающего информацию от других министерств и ведомств, имеющих высшие учебные заведения. 4. Ожидаемые результаты В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет: - обеспечена научная основа подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований; - разработан механизм формирования, обновления и реализации приоритетов научной деятельности, приоритетных проблем развития системы образования и оказана поддержка научным исследованиям как основы фундаментализации образования; - реорганизована система научных, научно-технических и инновационных программ, направленных на решение проблем развития образования, реального сектора экономики, социальноэкономических и научно-технических проблем регионов, обеспечено участие в программах отраслей и регионов; - разработан организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых; - создана сеть федеральных исследовательских университетов; - осуществлен комплекс мероприятий по реформированию сети научных организаций и развитию инновационной инфраструктуры системы образования; - развита единая телекоммуникационная сеть образования, науки и инновационной деятельности и обеспечено широкое применение новых информационных технологий; - закреплено сотрудничество учебно-научно-инновационных комплексов системы образования с отраслями и регионами, что будет способствовать созданию новых технологий, решению крупных научнотехнических проблем, развитию рынка научно-технической продукции, расширению экспортных возможностей страны; - обеспечено широкое участие ученых системы образования в международных научных и образовательных программах и активизирована внешнеэкономическая деятельность вузов. 5. Заключение Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы определяет пути преобразования научного и инновационного комплекса системы образования в действующий национальный ресурс обновления и развития страны, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Концепция ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, на повышение роли и места учебнонаучно-инновационных комплексов системы образования в едином комплексе страны. Приложение N 2 к приказу Минобразования России от 6 июня 2000 года N 1705 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001-2005 ГОДЫ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Положения Концепции | Мероприятия | Наименование | Срок | Ответственные | | п/п | | | документа | исполнения | исполнители от | | | | | | | Минобразования | | | | | | | России | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | 1. | Направления научных | Разработать | Решение Научно - | IV кв. | Управление научно - | | | исследований и | принципы | технического | 2000 | инновационной | | | инновационной | формирования | совета | г. | деятельности, | | | деятельности должны | приоритетов | Минобразования | | Управление развития | | | согласовываться с | научных | России о | | и планирования | | | приоритетами | исследований | приоритетных | | научных | | | федеральной и | системы | направлениях | | исследований, | | | региональной научной, | образования, | научных | | Управление | | | научно - технической и | разработать и | исследований | | информационных и | | | инновационной политики | ввести в действие | системы | | образовательных | | | с учетом специфики | механизмы их | образования | | технологий | | | системы образования | реализации | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | 2. | Необходимо обеспечить | Сформировать | Представление в | II кв. | Управление развития | | | развитие интеграционных | проект Федеральной | Правительство | 2000 | и планирования | | | процессов | целевой программы | Российской | г. | научных | | | фундаментальной науки и | "Интеграция науки | Федерации | | исследований, | | | образования, более | и высшего | | | межведомственная | | | тесное взаимодействие | образования России | | | рабочая группа | | | высших учебных | на 2001 - 2005 | | | | | | заведений с научными | годы" | | | | | | учреждениями РАН и | | | | | | | других государственных | | | | | | | академий | | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | 3. | Необходимо обеспечить | Скорректировать | План совета | III | Управление развития | | | взаимодействие | план работы | | кв. | и планирования | | | образовательных и | Координационного | | 2000 | научных | | | научноисследовательских | совета | | г. | исследований, | | | учреждений системы | Минобразования | | | Управление | | | образования с | России и РАО по | | | информационных и | | | институтами РАО | проблемам научных | | | образовательных | | | | исследований в | | | технологий | | | | области | | | | | | | образования | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | 4. | Необходимо обеспечить | 1. Подготовить | Проект | II кв. | Управление | | | совершенствование | проект порядка | постановления | 2000 | послевузовского и | | | послевузовского | разработки, | Правительства | г. | дополнительного | | | профессионального | утверждения и | Российской | | профессионального | | | образования в | введения в | Федерации | | образования, | | | соответствии с | действие | | | Управление | | | приоритетными | государственного | | | образовательных | | | направлениями науки и | образования | | | программ и | | | техники | стандарта | | | стандартов высшего | | | | послевузовского | | | и среднего | | | | профессионального | | | профессионального | | | | образования для | | | образования | | | | внесения в | | | | | | | Правительство | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | | | 2. Разработать | Приказ | IV кв. | Управление | | | | порядок аттестации | | 2000 | послевузовского и | | | | и государственной | | г. | дополнительного | | | | аккредитации в | | | профессионального | | | | сфере | | | образования, | | | | послевузовского | | | Управление | | | | профессионального | | | лицензирования, | | | | образования | | | аккредитации и | | | | | | | аттестации | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | | | 3. Разработать | Приказ | III | Управление | | | | проект положения о | | кв. | послевузовского и | | | | грантовой системе | | 2000 | дополнительного | | | | подготовки научно | | г. | профессионального | | | | - педагогических и | | | образования, | | | | научных кадров | | | Управление развития | | | | | | | и планирования | | | | | | | научных | | | | | | | исследований | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | | | 4. Подготовить | Проект | I кв. | Управление | | | | проект | федерального | 2000 | послевузовского и | | | | Федерального | закона | г. | дополнительного | | | | закона "О | | | профессионального | | | | послевузовском | | | образования, | | | | профессиональном | | | Управление | | | | образовании" | | | правового | | | | | | | обеспечения | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | | | 5. Внести | Приказ | IV кв. | Управление | | | | предложения к | | 2000 | послевузовского и | | | | вопросу о | | г. | дополнительного | | | | пересмотре | | | профессионального | | | | действующей | | | образования | | | | нормативно - | | | | | | | правовой базы | | | | | | | подготовки научно | | | | | | | - педагогических и | | | | | | | научных кадров в | | | | | | | системе | | | | | | | послевузовского | | | | | | | профессионального | | | | | | | образования в | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | | | 6. Подготовить | Проект законов | II кв. | Управление | | | | предложения о | | 2000 | послевузовского и | | | | внесении изменений | | г. | дополнительного | | | | в законодательство | | | профессионального | | | | Российской | | | образования, | | | | Федерации в сфере | | | Управление | | | | послевузовского | | | правового | | | | профессионального | | | обеспечения | | | | образования (Закон | | | | | | | Российской | | | | | | | Федерации в | | | | | | | редакции | | | | | | | Федерального | | | | | | | закона от | | | | | | | 13.01.1996 N 12-ФЗ | | | | | | | "Об образовании" и | | | | | | | Федеральный закон | | | | | | | "О высшем и | | | | | | | послевузовском | | | | | | | профессиональном | | | | | | | образовании" от | | | | | | | 22.08.1996 | | | | | | | N 125-ФЗ и др.) | | | | |-----|-------------------------|--------------------|-------------------|-----------------|---------------------| | 5. | Интеграция образования, | Разработать | Проект типового | IV кв. | Управление научно - | | | науки и производства, | положение об | положения об | 2000 | инновационной | Страницы: 1 2 |