О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 31.01.06 12-1-3/226

              О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          31 января 2006 г.
                             N 12-1-3/226

                                 (Д)


     Департамент  финансового  мониторинга  и валютного контроля Банка
России рассмотрел письмо и сообщает следующее.
     Согласно  подпункту  4  пункта  1 статьи 6 Федерального закона от
07.08.2001   N   115-ФЗ  "О  противодействии  легализации  (отмыванию)
доходов,  полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в
редакции  Федерального  закона  от  28.07.2004  N  88-ФЗ  "О  внесении
изменений   в   Федеральный   закон   "О  противодействии  легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма")  (далее - Федеральный закон) получение или предоставление
имущества   по   договору   финансовой   аренды   (лизинга)   подлежит
обязательному  контролю,  если сумма, на которую совершается операция,
равна  или  превышает  600000  рублей  либо  равна сумме в иностранной
валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.
     В  соответствии  со  статьей  665 Гражданского кодекса Российской
Федерации   по   договору   финансовой   аренды   (договору   лизинга)
арендодатель    обязуется   приобрести   в   собственность   указанное
арендатором  имущество  у  определенного  им  продавца  и предоставить
арендатору  это имущество за плату во временное владение и пользование
для предпринимательских целей.
     Сопоставление  положений  абзаца  четвертого подпункта 4 пункта 1
статьи  6  Федерального  закона  и  статьи  665  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации позволяет сделать вывод о том, что обязательному
контролю  в  рамках исполнения требований Федерального закона подлежат
действия  по предоставлению или получению предмета договора финансовой
аренды (лизинга).
     При  этом  датой  совершения  такой операции в целях Федерального
закона  следует считать дату фактического получения или предоставления
предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), то есть дату
составления  акта приема-передачи или иного документа, подтверждающего
факт передачи имущества.
     Кредитная   организация  может  быть  как  стороной  по  договору
финансовой   аренды  (лизинга),  так  и  выполнять  роль  организации,
обслуживающей   расчеты   клиентов   в  рамках  исполнения  ими  своих
обязательств по такому договору.
     Исходя  из  этого,  кредитная  организация  обязана  направлять в
уполномоченный   орган   сообщение   об   операции  по  получению  или
предоставлению  имущества  по  договору  финансовой аренды (лизинга) в
случае, если она:
     а) выступает в качестве лизингодателя или лизингополучателя;
     б)  располагает  информацией  об осуществлении клиентом операции,
связанной  с  получением  или  предоставлением  имущества  по договору
финансовой аренды (лизинга), подлежащей обязательному контролю.
     С   целью  недопущения  нарушения  сроков  отправки  сообщения  в
уполномоченный  орган  в  описанной ситуации, по нашему мнению, в поле
DATA  соответствующего сообщения следует указать дату составления акта
приема-передачи  или  иного  документа,  подтверждающего факт передачи
имущества. При этом в поле DESCR следует отразить подробную информацию
о  дате  получения  кредитной  организацией документа, подтверждающего
факт  совершения  рассматриваемой сделки, а также обстоятельствах, при
которых кредитной организации стало известно о сделке.
     Дополнительно  сообщаем,  что в полях SUME и SUM соответствующего
сообщения  следует  указывать  стоимость предмета лизинга, получаемого
или предоставляемого по договору финансовой аренды (лизинга).
     Согласно  пункту  1.1  статьи  6  Федерального  закона  сделка  с
недвижимым  имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на
которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна
сумме   в   иностранной  валюте,  эквивалентной  3000000  рублей,  или
превышает ее.
     В  соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона сведения
об  операциях  с  денежными средствами или иным имуществом, подлежащих
обязательному   контролю,   представляются   в   уполномоченный  орган
организациями,  осуществляющими  операции  с  денежными средствами или
иным   имуществом.  Данную  норму  следует  рассматривать  как  общую,
адресованную  всем  организациям,  осуществляющим операции с денежными
средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
     Учитывая изложенное, обязательному контролю подлежат любые сделки
с  недвижимым  имуществом,  в  которых кредитная организация выступает
стороной   по  договору  и  предметом  договора  является  обременение
недвижимого имущества.
     При  осуществлении  операций кредитная организация может быть как
стороной  по  сделкам  с  недвижимым  имуществом, так и выполнять роль
организации,  обслуживающей  расчеты  клиентов в рамках исполнения ими
своих   обязательств  по  таким  сделкам.  В  случае,  если  кредитная
организация  при  проведении  расчетной  операции  своего  клиента  не
располагает  всей  необходимой информацией, на основании которой можно
сделать   вывод   о   проведении   ее  клиентом  операции,  подлежащей
обязательному  контролю,  и  указанная  операция при реализации правил
внутреннего "противолегализационного" контроля не отнесена к операции,
вызывающей  подозрения  в  связи  с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных   преступным   путем,   или   финансированием   терроризма,
обязанности  по  направлению соответствующих сведений в уполномоченный
орган не возникает.
     При   определении   даты  совершения  операции  при  формировании
сообщения  по  сделке с недвижимым имуществом, направляемого кредитной
организацией   в   уполномоченный   орган   в  установленном  порядке,
необходимо учесть следующее.
     В  соответствии  со  статьей  433 Гражданского кодекса Российской
Федерации  договор  признается  заключенным  в момент получения лицом,
направившим  оферту,  ее  акцепта.  Если  в соответствии с законом для
заключения  договора  необходима  также  передача  имущества,  договор
считается  заключенным  с момента передачи соответствующего имущества.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным
с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
     Учитывая    вышеизложенное,   датой   совершения   операции   при
формировании  сообщения  по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей
государственной    регистрации    в    соответствии    с   действующим
законодательством,  следует  считать  дату государственной регистрации
соответствующего   договора.   В  случае,  если  сделка  с  недвижимым
имуществом  не  подлежит  государственной регистрации в соответствии с
действующим   законодательством,  датой  совершения  операции  следует
считать  дату  подписания  соответствующего  договора,  если  иное  не
предусмотрено договором.
     С   целью  недопущения  нарушения  сроков  отправки  сообщения  в
уполномоченный орган в описанной ситуации в поле DATA соответствующего
сообщения следует указать дату заключения договора, предметом которого
является    недвижимое    имущество   (для   сделок,   не   подлежащих
государственной  регистрации),  либо  дату государственной регистрации
сделки с недвижимым имуществом (для сделок, подлежащих государственной
регистрации).  При  этом  в  поле  DESCR  следует  отразить  подробную
информацию   о   дате   получения  кредитной  организацией  документа,
подтверждающего  факт  совершения  сделки  с  недвижимым имуществом, а
также   обстоятельствах,   при  которых  кредитной  организации  стало
известно о сделке с недвижимым имуществом.
     Кроме  того,  в  полях  SUME  и SUM проставляется сумма договора,
предметом  которого  является  недвижимое имущество (если она известна
кредитной организации), либо сумма платежа (в противном случае).

Заместитель
Директора Департамента
                                                           А.В.ОДИНЦОВ
31 января 2006 г.
N 12-1-3/226