Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РФ 15 декабря 1999 г. N 527 (НЦПИ) В целях реализации Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 -2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 625 (далее - Программа), и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 "О конкурсном отборе проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса" приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса (далее - Методические рекомендации), согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством государственного имущества Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Российским авиационнокосмическим агентством, Российским агентством по обычным вооружениям, Российским агентством по боеприпасам, Российским агентством по судостроению и Российским агентством по системам управления. 2. Руководителям департаментов и начальникам управлений Минэкономики России обеспечить доведение Методических рекомендаций до подведомственных организаций, а также до заинтересованных федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков Программы. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Свинаренко А.Г. Министр экономики Российской Федерации А. Шаповальянц 15 декабря 1999 г. N 527 УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минэкономики России от 15 декабря 1999 года N 527 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА I. Основные положения 1. Методические рекомендации по разработке и реализации проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса (далее - Методические рекомендации) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 "О конкурсном отборе проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса". Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 625 "О Федеральной целевой программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы" государственными заказчиками Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы (далее - Программа) определены: Министерство экономики Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по атомной энергии - в части подпрограммы "Реструктуризация и конверсия предприятий атомной промышленности (ядерно-оружейного комплекса) в 1998-2000 годах"; Российское космическое агентство (преобразовано Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. N 651 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в Российское авиационно-космическое агентство) - в части проектов реструктуризации и конверсии организаций, находящихся в его ведении. Государственными заказчиками являются также: Российское агентство по судостроению (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 878 "Вопросы Российского агентства по судостроению"); Российское агентство по обычным вооружениям (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 880 "Вопросы Российского агентства по обычным вооружениям"); Российское агентство по системам управления (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 879 "Вопросы Российского агентства по системам управления"); Российское агентство по боеприпасам (постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1999 г. N 906 "Вопросы Российского агентства по боеприпасам"). Основными исполнителями Программы являются организации оборонной, атомной и ракетно-космической промышленности (далее - организации оборонного комплекса), которые разрабатывают при участии соответствующего государственного заказчика проекты реструктуризации организаций оборонного комплекса ( далее - проекты реструктуризации). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 проекты реструктуризации организаций оборонного комплекса подразделяются на категории А и Б. К проектам категории А относятся проекты по реорганизации организаций с целью их укрупнения. К проектам категории Б относятся проекты внутренней реструктуризации организаций. 2. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия: организация оборонного комплекса - организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая научную и производственную деятельность по обеспечению государственных нужд в продукции, необходимой для поддержания обороны и безопасности Российской Федерации на должном уровне; оборонный комплекс - совокупность организаций оборонной промышленности и организаций промышленности, обладающих потенциальными возможностями по производству военной и другой продукции оборонного назначения; реструктуризация оборонного комплекса - система экономических, производственных, технологических, организационных, правовых и иных мер по оптимизации состава организаций оборонного комплекса, выполняющих государственный оборонный заказ и федеральные целевые программы по выпуску военной и важнейшей гражданской продукции; проект реструктуризации организаций оборонного комплекса - совокупность экономических, организационных, правовых и иных документов вновь образуемой производственной структуры. 3. Методические рекомендации определяют перечень документов, представляемых на рассмотрение в Межведомственную комиссию по структурной перестройке оборонно-промышленного комплекса (далее - Межведомственная комиссия), образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 1057 "О Межведомственной комиссии по структурной перестройке обороннопромышленного комплекса", а также критерии отбора этих документов порядок подготовки решений о реализации проектов. 4. Методические рекомендации предназначены для организаций оборонного комплекса, принимающих участие в разработке проектов реструктуризации в рамках Программы, а также для федеральных органов исполнительной власти, участвующих в экспертизе, предварительном и конкурсном отборах, в подготовке решений по реализации проектов реструктуризации, прошедших конкурсный отбор. 5. Основные этапы разработки и реализации проектов реструктуризации следующие: оценка предложений по реструктуризации организаций оборонного комплекса; экспертиза и предварительный отбор проектов реструктуризации; конкурсный отбор проектов реструктуризации; реализация проектов реструктуризации; 6. На всех этапах разработки и реализации проектов реструктуризации должны соблюдаться требования режима секретности, установленные соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 7. Решения о сроках подготовки и проведения конкурсного отбора проектов реструктуризации и порядке информирования о нем принимаются Межведомственной комиссией. 8. Проект реструктуризации разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 360 "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" с учетом прогнозов экономических возможностей интегрированных структур и ожидаемой поддержки со стороны федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 9. Правовой основой для разработки проектов реструктуризации являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. II. Оценка предложений по реструктуризации организаций оборонного комплекса 10. Рассмотрение предложений по реструктуризации организаций оборонного комплекса (далее - предложения) осуществляется с целью оценки соответствия предлагаемых вариантов структурной перестройки основным задачам Программы и определения экономической целесообразности дальнейшей разработки проектов реструктуризации с учетом средств, предусматриваемых Программой. 11. Оценка предложений проводится рабочей группой Межведомственной комиссии, состоящей из представителей Минэкономики России, Минфина России, Мингосимущества России, Минобороны России, Минатома России, Росавиакосмоса, Россудостроения, РАВ, РАСУ, Росбоеприпасов и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Персональный состав рабочей группы определяется решением Межведомственной комиссии. В заседаниях рабочей группы могут участвовать специалисты организаций, представивших предложения, а также специалисты соответствующих отраслевых научно-исследовательских организаций и государственных заказчиков продукции, выпускаемой (разрабатываемой) или намечаемой к выпуску (разработке) реструктурируемыми организациями. Предложения с разъяснением особенностей варианта реструктуризации представляет на совещаниях рабочей группы организация, подготовившая эти предложения, или организация, определенная соответствующим государственным заказчиком Программы. 12. Предложения представляются в рабочую группу по инициативе заинтересованных организаций оборонного комплекса, поддержанной соответствующими государственными заказчиками Программы, в ведении которых находятся эти организации, и в Минэкономики России. 13. Предложения с пояснительной запиской представляются по формам 1 - 9. В пояснительной записке должны быть отражены следующие основные вопросы: причины, препятствующие стабилизации финансового положения организации, затрудняющие или исключающие расширение производства пользующейся спросом продукции, повышение ее качества и снижение себестоимости, освоение новой конкурентоспособной продукции; цели и задачи предлагаемого проекта реструктуризации; сохранение сложившейся кооперации и целостности технологических циклов при производстве ранее освоенной военной техники и создании ее новых видов, а также научно-технического потенциала, экспериментальной, стендовой базы и уникального оборудования; совершенствование (упрощение, удешевление) системы управления; намечаемые меры по снижению себестоимости продукции; структурная схема ("вертикальная" или "горизонтальная" интеграция), материально-технические потоки в рамках вновь образуемой структуры, формы взаимной финансовой поддержки объединяемых организаций, согласие руководства организаций к объединению (для акционерных обществ - решение собрания акционеров); прогнозируемая величина дохода, получаемая государством в результате реализации предлагаемого проекта; необходимость и условия привлечения бюджетных средств; ожидаемая прибыль (стабилизация финансово-экономического положения) организации в результате реализации проекта реструктуризации; преимущества выпускаемой (намечаемой к выпуску) продукции в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами (цена, сроки гарантийного обслуживания, надежность, экономичность и др.); ожидаемый спрос на продукцию на внутреннем и внешнем рынках; новые рабочие места, прокладка дорог и линий связи, расширение жилищного фонда, производство медицинского оборудования, аппаратуры прогнозирования природных и техногенных катастроф и оборудования для ликвидации их последствий. 4. Рабочая группа при проведении оценки представленных предложений руководствуется следующими основными критериями: значимость предлагаемого варианта реструктуризации для выполнения Программы, программы вооружения, государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ; диверсификация производства на основе продукции двойного применения и перспективы создания новых рабочих мест при выпуске и эксплуатации гражданской продукции; эффективность использования государственной собственности интегрированной структуры; привлекаемые для реализации проекта реструктуризации средства и целесообразность предоставления государственных гарантий для инвесторов; сохранение мобилизационных мощностей в соответствии с установленными мобилизационными заданиями; ожидаемые финансово-экономические результаты реализации проекта реструктуризации для пополнения бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; соответствие предлагаемых в проекте реструктуризации решений действующим нормативным правовым актам; экономическая эффективность реализации представленных предложений (ожидаемая положительная динамика основных экономических показателей реструктурируемых организаций и, в частности, возможность снижения себестоимости продукции за счет уменьшения транспортных расходов и оптимизации кооперации разработчиков и поставщиков комплектующих изделий). 15. По итогам рассмотрения предложений рабочей группой оформляется протокол с рекомендациями соответствующему государственному заказчику Программы по целесообразности дальнейшей разработки проектов реструктуризации. Должностное лицо организации, представившей предложения, вправе включить в протокол мотивированное изложение несогласия с подготовленным рабочей группой проектом решения. 16. Протокол рассылается организациям, представившим предложения, и соответствующим государственным заказчикам Программы. III. Экспертиза и предварительный отбор проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса 17. Заявка на участие в конкурсном отборе проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса (форма 1) и бизнес-план (приложение) с соответствующим комплектом форм (формы 2-9) направляются разработчиками проектов реструктуризации государственным заказчикам Программы. Бизнес-план (при необходимости привлечения инвестиций для реализации проекта) составлен с учетом макета бизнес-плана, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации". В бизнес-плане приводятся таблицы, соответствующие проектам со сроком окупаемости два года. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта на один год. Расчеты бизнес-плана ведутся в среднегодовых ценах года, в котором проводится конкурс. Бизнес-план подписывается руководителем организации-инициатора и руководителями организаций, участвующих в проекте реструктуризации. При необходимости формы документов по проектам реструктуризации, представляемых на конкурсный отбор, могут с учетом специфики отрасли дополняться по решению государственного заказчика Программы. 18. Порядок предварительного отбора проектов реструктуризации и сроки их экспертизы определяют государственные заказчики Программы по соответствующим направлениям по согласованию с заказчиками продукции. По решению государственного заказчика Программы проработка документов для рассмотрения на этапе "Оценка предложений по реструктуризации организаций оборонного комплекса" может проводиться с учетом специфики отрасли на этапе "Экспертиза и предварительный отбор проектов реструктуризации оборонного комплекса". IV. Конкурсный отбор проектов реструктуризации 19. Проекты реструктуризации организаций оборонного комплекса, прошедшие экспертизу и предварительный отбор, направляются государственными заказчиками Программы с соответствующими заключениями в Межведомственную комиссию. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 не допускаются к конкурсному отбору проекты реструктуризации организаций, имеющие просроченную задолженность по уплате налогов в федеральный бюджет (кроме случаев, когда она обусловлена невыполнением государственными заказчиками продукции (работ, услуг) своих обязательств перед организацией или реструктурирована в установленном порядке), а также по ранее предоставленным на возвратной и платной основе средствам федерального бюджета и уплате процентов за пользование ими. 20. Государственные заказчики Программы в направляемых Межведомственной комиссии заключениях по проектам реструктуризации отражают следующие основные вопросы: оценка проекта реструктуризации и мотивировка принятого решения, а также преимущества и недостатки предлагаемого проекта перед проектами реструктуризации других организаций; значимость проекта реструктуризации для обеспечения государственных интересов в части выполнения государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ; соответствие проекта реструктуризации задачам Программы; эффективность использования государственной собственности в процессе реализации проекта реструктуризации; оценка предлагаемых мер по снижению себестоимости военной и гражданской продукции, а также мер по обеспечению производства продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках; урегулированность взаимоотношений с исполнительными органами управления субъектов Российской Федерации в части их согласия на вхождение организаций в интегрированную структуру и взаимоотношений с местными бюджетами; оценка сроков, затрат на реализацию проекта реструктуризации и намечаемых мер по стабилизации финансово-экономического положения организации (инвестиции и их источники, налоговые льготы, право самостоятельного выхода на внешний рынок). 21. Рабочая группа проверяет соответствие Методическим рекомендациям представленных на конкурсный отбор проектов реструктуризации и заключений по ним и направляет их на рассмотрение в Межведомственную комиссию. 22. Межведомственная комиссия проводит отбор проектов реструктуризации, руководствуясь установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 основными критериями: значимость проекта для обеспечения государственных интересов при реструктуризации организации; соответствие проекта основным направлениям Программы; участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ, реализуемых ею в оборонной, ракетно-космической и атомной промышленности; сохранение в процессе реализации проекта производственного, научно-технического и кадрового потенциалов, кооперационных связей по разработке, производству, ремонту и испытаниям военной техники, а также мобилизационных мощностей в соответствии с установленными мобилизационными заданиями; обеспечение создания и производства важнейших видов гражданской продукции; снижение себестоимости военной и гражданской продукции; сроки реализации проекта; предполагаемые экономические результаты реализации проекта; эффективность использования государственной собственности в процессе реализации проекта реструктуризации; размеры и источники внебюджетных средств, привлекаемых для финансирования проекта реструктуризации. При отборе проектов учитывается, предусмотрены ли в них меры по обеспечению технического перевооружения для освоения производства высокотехнологичной, конкурентоспособной, импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции и создания рабочих мест для высвобождаемых работников. 23. Порядок рассмотрения и отбора проектов реструктуризации организаций атомной промышленности за счет средств целевого бюджетного Фонда Минатома России определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. N 1089 "О порядке формирования зачисления и расходования средств, поступающих в целевой бюджетный Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии", а по особо радиационно-опасным и ядерноопасным производствам и объектам - постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 97 "О порядке формирования централизованных средств и использования их для финансирования работ по конверсии оборонных производств на особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах". 24. По результатам рассмотрения проектов реструктуризации Межведомственная комиссия принимает соответствующее решение и направляет его в Минэкономики России и государственным заказчикам Программы. V. Реализация проектов реструктуризации 25. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 244 решения о реализации проектов реструктуризации категории Б принимаются Минэкономики России, а предложения по реализации проектов реструктуризации категории А Минэкономики России вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. 26. Государственные заказчики Программы оказывают организационную и практическую помощь в реализации проектов реструктуризации. Ход реализации проектов реструктуризации рассматривается на заседаниях Межведомственной комиссии. Форма 1 ЗАЯВКА ------------------------- (наименование организации) НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ ПРОЕКТОВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 1. -------------------------------------------------------------- (наименование проекта реструктуризации) 2. -------------------------------------------------------------- (наименование организации - инициатора проекта реструктуризации, его реквизиты, адрес, телефон, факс) Имеет ли организация - инициатор проекта реструктуризации договоры о совместной деятельности с другими организациями. Если да, то указать их наименование, предмет сотрудничества и обязательства о совместной финансовой поддержке. 3. -------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (должность, Ф.И.О., адрес, телефон лица, уполномоченного давать пояснения по представленным материалам) 4. Все сведения, содержащиеся в материалах проекта, являются достоверными, приведены в среднегодовых ценах года, в котором рассматриваются предварительные материалы по проекту реструктуризации. Руководитель организации ------------------------- (подпись) М.П. "--" ------------- г. Форма 2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВАЯ ФОРМА ВНОВЬ ОБРАЗУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ------------------------------------------------------------------------- | Организационно - правовая форма | Состав организаций и их | | вновь образуемой организации | реквизиты | |--------------------------------------|--------------------------------| | Государственное унитарное | Организация 1, адрес, | | предприятие | должность, Ф.И.О. | | | руководителя, телефоны | |--------------------------------------|--------------------------------| | | Организация 2, адрес, | | | должность, Ф.И.О. | | | руководителя, телефоны | |--------------------------------------|--------------------------------| | Акционерное общество | | | открытое | | | закрытое | | |--------------------------------------|--------------------------------| | Финансово - промышленная группа | | |--------------------------------------|--------------------------------| | Ассоциация (союз) | | |--------------------------------------|--------------------------------| | Договор о совместной деятельности | | ------------------------------------------------------------------------- Справочно: Даются пояснения преимуществ выбранной организационно - правовой формы вновь образуемой организации. Для акционерного общества указывается предполагаемая доля государства в уставном капитале. ---------------------------------------------------------------------- (подписи руководителей организаций, входящих во вновь образуемую организацию) "--" ------------- г. Форма 3 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА -------------------------- (наименование организации) ------------------------------------------------------------------------------ | Тип продукции | Объемы поставки, доля | Доля в общем | Реквизиты | | | на рынках (внешнем, | объеме | лицензий на | | | федеральном, местном), | производства | выполнение | | | штук / млн. рублей | организации, | работ | | | | процентов | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | I. Выпускаемая | | | | | продукция | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | Военная продукция | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 1 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 2 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | Гражданская | | | | | продукция | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 1 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 2 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | II. Продукция, | | | | | намечаемая к | | | | | выпуску на вновь | | | | | создаваемых | | | | | производственных | | | | | мощностях | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | Военная продукция | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 1 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 2 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | Гражданская | | | | | продукция | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 1 | | | | |----------------------|------------------------|--------------|-------------| | изделие 2 | | | | ------------------------------------------------------------------------------ Справочно: Для проектов реструктуризации, предусматривающих образование нового юридического лица, объединяющего несколько ранее самостоятельных организаций, показатели приводятся по каждой из организаций по разделу I за последние три года, по разделу II показатели приводятся для вновь образуемой организации на предстоящие три года. Дополнительно указываются прибыльные и убыточные направления деятельности, основные отечественные и иностранные конкуренты. Руководитель организации --------------------------------------------- Главный бухгалтер ---------------------------------------------------- "--" ------------- г. Форма 4 ИНФОРМАЦИЯ О КАДРОВОМ СОСТАВЕ ----------------------------- (наименование организации) -------------------------------------------------------------------------- | | Всего | Средний | Намечаемое сокращение | | | | возраст | (увеличение) работающих | | | | | при реализации проекта | | | | | реструктуризации | |----------------------------|-------|---------|-------------------------| | Среднесписочная | | | | | численность работающих | | | | |----------------------------|-------|---------|-------------------------| | в том числе: | | | | |----------------------------|-------|---------|-------------------------| | управленческий персонал | | | | |----------------------------|-------|---------|-------------------------| | ИТР | | | | |----------------------------|-------|---------|-------------------------| | рабочие и служащие | | | | -------------------------------------------------------------------------- Справочно: Для проектов реструктуризации, предусматривающих образование нового юридического лица, объединяющего несколько ранее самостоятельных организаций, показатели приводятся для вновь образуемой организации. Дополнительно приводятся сведения об образовании работающих, их опыте и квалификации, системе подготовки и переподготовки работающих, о среднемесячной оплате труда. Дается оценка социальных последствий намечаемого сокращения (увеличения) работающих при реализации проекта реструктуризации. Руководитель организации ---------------------------- (подпись) М.П. "--" ------------- г. Форма 5 ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ -------------------------------------- (наименование организации) (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------ | | Основные фонды и нематериальные активы | | |------------------------------------------------------| | | находящиеся на | намечаемые к выводу в процессе | | | балансе организа- | реализации проекта по | | | ции | реструктуризации организации | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | Основные фонды | | | | и нематериальные | | | | активы - всего | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | из них: | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | здания и сооружения | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | оборудование | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | нематериальные | | | | активы | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | Объекты | | | | социальной сферы | | | |---------------------|---------------------|--------------------------------| | Мобилизационные | | | | мощности | | | ------------------------------------------------------------------------------ Справочно: Для проектов реструктуризации, предусматривающих образование нового юридического лица, объединяющего несколько ранее самостоятельных организаций, показатели приводятся по каждой из организаций. Указать намечаемые меры по сохранению мобилизационных мощностей в соответствии с установленными мобилизационными заданиями. Дополнительно приводится перечень зданий, сооружений и оборудования по балансовой и остаточной стоимости, которую предлагается: списать; продать; законсервировать; задействовать на месте нахождения; перебазировать на новое место; приобрести вновь. Руководитель организации --------------------------------------------- Главный бухгалтер ---------------------------------------------------- "--" ------------- г. Форма 6 ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ---------------------------------- (наименование организации) I. Дебиторская задолженность (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------- | Дебиторы | | |-------------------------------------|------------------------------| | Государственные заказчики: | | | Минобороны России | | | МВД России | | |-------------------------------------|------------------------------| | Органы исполнительной власти | | | субъектов Российской Федерации | | |-------------------------------------|------------------------------| | Организации - смежники | | |-------------------------------------|------------------------------| | Итого | | ---------------------------------------------------------------------- II. Кредиторская задолженность (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------- | Кредиторы | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Федеральный бюджет (задолженность по | | | налогам) | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Местный бюджет (задолженность по | | | налогам) | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Задолженность по фондам социального | | | страхования | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Банки (задолженность по кредитам) | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Задолженность по оплате труда | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Организации - смежники | | |--------------------------------------|-----------------------------| | Итого | | ---------------------------------------------------------------------- Справочно: Для проектов реструктуризации, предусматривающих образование нового юридического лица, объединяющего несколько ранее самостоятельных организаций, данные приводятся по каждой из организаций. Руководитель организации --------------------------------------------- Главный бухгалтер ---------------------------------------------------- "--" ------------- г. Форма 7 СВЕДЕНИЯ О ПОГАШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ -------------------------------- (наименование организации) (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------------- | Задолженность | Мероприятия | Срок | Остаток | | | по погашению и | выполнения | задолженности | | | реструктуризации | мероприятий | | | | задолженности | (намечаемый, | | | | | ожидаемый) | | |------------------|------------------------|--------------|---------------| | Дебиторская | | | | |------------------|------------------------|--------------|---------------| | Кредиторская | за счет основной | | | | | деятельности (для | | | | | действующего | | | | | производства) | | | |------------------|------------------------|--------------|---------------| | | за счет дополнительных | | | | | кредитов или ссуд | | | | | (указать источник) | | | |------------------|------------------------|--------------|---------------| | | за счет выпуска | | | | | дополнительных акций | | | ---------------------------------------------------------------------------- Справочно: Для проектов реструктуризации, предусматривающих образование нового юридического лица, объединяющего несколько ранее самостоятельных организаций, мероприятия указываются для вновь образованной организации. Руководитель организации --------------------------------------------- Главный бухгалтер ---------------------------------------------------- "--" ------------- г. Форма 8 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ------------------------------------------------ (наименование организации) ---------------------------------------------------------------------- | Показатели | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Показатель значимости проекта | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Соотношение собственных и привлекаемых | | | (заемных) инвестиций | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Ожидаемая рентабельность: | | |-----------------------------------------|--------------------------| | военной продукции | | |-----------------------------------------|--------------------------| | гражданской продукции | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Ожидаемый период окупаемости инвестиций | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Ожидаемый период возврата привлеченных | | | (заемных) инвестиций | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Увеличение числа рабочих мест | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Бюджетный эффект | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Точка безубыточности проекта | | |-----------------------------------------|--------------------------| | Чистый дисконтируемый доход | | ---------------------------------------------------------------------- Справочно: 1. Показатель значимости проекта является интегрированным показателем эффекта от реализации проекта реструктуризации и характеризует степень соответствия целям и задачам Программы реструктуризации и других федеральных программ. Определяется как произведение показателей: 3 = О x Р x М x Д x К, где: О - показатель требования выполнения обязательств по обеспечению государственного оборонного заказа, федеральных программ и сохранению необходимых мобилизационных мощностей и равняется 0 или 1 при неподтверждении или подтверждении выполнения требований со стороны генеральных заказчиков; Р - показатель соотношения рентабельности продукции для реструктурированной организации и структурных составляющих входящих в нее организаций; Д - показатель соотношения чистого дисконтированного дохода (ЧДД) за предыдущие три года входящих в проект структурных единиц и последующие три года для реструктурированной организации; М - показатель соотношения числа рабочих мест организаций после реструктуризации и до нее; К - показатель соотношения доли высокотехнологической продукции к общему объему продукции после реструктуризации и до ее проведения. 2. Соотношение собственных и привлекаемых (заемных) инвестиций приводится в целом за период с начала реализации проекта до достижения точки безубыточности. 3. В качестве дополнительной информации об эффективности проекта реструктуризации приводится оценка перспектив создания рабочих мест при производстве и эксплуатации гражданской продукции, намечаемой к выпуску, и других социальных последствий при реализации проекта. Оценивается расширение налогооблагаемой базы федерального и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов. 4. Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Указываются год и квартал. 5. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта. 6. Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта (ЧДД) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат в бюджет, приведенных к ценам первого года. ---------------------------------------------------------------------- | T 1 | | ЧДД = SUM Рt x -----------, | | 1 t -1 | | (1 + d) | ---------------------------------------------------------------------- где: T - суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования; Рt - ежегодная разность выплат и поступлений в бюджет; d - коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования (di) без учета риска проекта определяется как отношение ставки рефинансирования (r), установленной Банком России, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции (i): ---------------------------------------------------------------------- | r | | 1 + --- | | 100 | | 1 + di = --------. | | i | | 1 + --- | | 100 | ---------------------------------------------------------------------- Поправка на риск проекта определяется по данным следующей таблицы: ---------------------------------------------------------------------------- | Величина риска | Пример цели проекта | Р, процентов | |----------------|------------------------------------------|--------------| | Низкий | вложения при интенсификации производства | 3 - 5 | | | на базе освоенной техники | | |----------------|------------------------------------------|--------------| | Средний | увеличение объема продаж существующей | 8 - 10 | | | продукции | | |----------------|------------------------------------------|--------------| | Высокий | производство и продвижение на рынок | 13 - 15 | | | нового продукта | | |----------------|------------------------------------------|--------------| | Очень высокий | вложения в исследования и инновации | 18 - 20 | ---------------------------------------------------------------------------- Коэффициент дисконтирования, учитывающий риски при реализации проектов, определяется по формуле: ---------------------------------------------------------------------- | Р | | d = di + ---, | | 100 | ---------------------------------------------------------------------- где: Р/100 - поправка на риск. Руководитель организации --------------------------------------------- (подпись) М.П. "--" ------------- г. Форма 9 ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ --------------------------------------- (наименование организации) ---------------------------------------------------------------------- | Показатели | | |------------------------------------------------------|-------------| | Общая стоимость проекта - | | | всего (млн. рублей) | | |------------------------------------------------------|-------------| | из них: | | |------------------------------------------------------|-------------| | затраты на разработку проекта (млн. рублей) | | | необходимые оборотные средства (млн. рублей) | | |------------------------------------------------------|-------------| | Источники средств (инвестиций): | | |------------------------------------------------------|-------------| | собственные средства организации - инициатора | | | проекта | | |------------------------------------------------------|-------------| | планируемый объем заемных средств | | |------------------------------------------------------|-------------| | Потенциальные инвесторы и кредиторы | | | (указать инвесторов (кредиторов) и объемы | | | инвестиций (кредитов), приходящихся на них; условия | | | участия инвесторов (кредиторов) | | |------------------------------------------------------|-------------| | Источники погашения задолженности по кредитам в | | | допроизводственной фазе реализации проекта | | |------------------------------------------------------|-------------| | за счет основной деятельности | | |------------------------------------------------------|-------------| | за счет дополнительных кредитов или ссуд | | ---------------------------------------------------------------------- Справочно: Дополнительно указывается необходимость привлечения федеральных средств (или представления государственных гарантий). Если инвестиции необходимы в натуральной форме, дать их описание. Руководитель организации --------------------------------------------- (подпись) М.П. "--" ------------- г. Приложение к Методическим рекомендациям по разработке и реализации проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации -------------- (подпись) М.П. "--" ---------------- года БИЗНЕС - ПЛАН (титульный лист) -------------------------------------- (наименование проекта реструктуризации) 1. Вводная часть Название и адреса организаций, участвующих в проекте, название и адрес интегрированной структуры. Фамилии, имена, отчества, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале. Фамилия, имя, отчество руководителя организации - инициатора. Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта реструктуризации. Финансирование проекта реструктуризации (в процентах): собственные средства; заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные); средства государственной поддержки. Характер проекта реструктуризации (укрупнение, внутренняя реструктуризация). Сметная стоимость проекта реструктуризации. Сроки реализации. Срок окупаемости проекта реструктуризации. Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и дата утверждения). Заявление о коммерческой тайне. 2. Резюме проекта (объем 3 - 4 страницы) Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и приводящая доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества новой и производимой продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях (таблица 2) и срок возврата заемных средств. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их. 3. Анализ положения дел в отрасли (объем до 3 страниц) Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в России. Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны). Какие и где появились аналоги продукции за последние три года. 4. Производственный план (объем до 5 страниц) Программа выпуска продукции (таблица 4). Принятая технология производства. Требования к организации производства. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг оборудования). Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами. Численность работающих и затраты на оплату труда (таблица 5). Стоимость производственных основных фондов (таблица 7). Форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизационных отчислений. Годовые затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты. Себестоимость единицы продукции (таблица 6). Стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектной документации и сметно - финансовом расчете, в том числе строительно - монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты (таблица 1). Общая стоимость инвестиционного проекта (таблица 2). Обеспечение экологической и технической безопасности. 5. План маркетинга (объем до 5 страниц) Подтверждение отсутствия зарубежных аналогов продукции. Патентная ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента. Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции (таблица 2). Торгово - сбытовые издержки (таблица 6). Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия. Обоснование цены на продукцию (таблица 4). Оптовая цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности организации. Расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания. Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат. Программа реализации продукции (таблица 4). Выручка от продажи в целом и по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам. 6. Финансовый план, затраты на реализацию проекта и его эффективность (объем до 5 страниц) Объем финансирования проекта по источникам должен представляться по форме таблицы 3. Согласие коммерческих банков или других заимодателей, включая иностранных, на предоставление средств должно быть документально подтверждено соответствующими руководителями с обязательным указанием условий предоставления кредитов: наличие государственной гарантии, процентная ставка, сроки предоставления и погашения кредита, дополнительные требования. Ходатайство о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной и платной основе должно быть подкреплено сведениями об отсутствии других источников финансирования проекта и обязательством целевого использования испрашиваемых государственных средств. В случае стремления претендента получить государственную гарантию при потере вложенного капитала в разделе необходимо охарактеризовать риски и обосновать значение гарантии. Финансовые результаты реализации (план по прибыли) инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чистой прибыли по кварталам и годам (таблица 8). Исходными данными определения эффективности инвестиционного проекта служат данные плана денежных поступлений и выплат (таблица 9). На первые два года реализации проекта показатели определяются с разбивкой по кварталам. Необходимым условием реализации проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени. Таблица 1 ПОТРЕБНОСТЬ В КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЯХ СОГЛАСНО ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (в среднегодовых ценах года проведения конкурса, млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Всего по | Выполнено | Подлежит | | показателей | проектно - |---------------------------| выполнению | | | сметной | на начало | на момент | до конца | | | документации | текущего | подачи заявки | строительства | | | | года | на конкурс | | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | Капитальные вложения | | | | | | по утвержденному | | | | | | проекту - всего | | | | | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | в том числе: | | | | | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | строительно - | | | | | | монтажные работы | | | | | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | оборудование | | | | | |------------------------|--------------|-----------|---------------|-----------------| | прочие затраты | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 2 ИНВЕСТИЦИИ (в период строительства и эксплуатации) (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------------------------- | Статьи затрат | 1-й год | 2-й год | 3-й год | | |---------------------------|---------------------------|---------| | | Всего | по кварталам | Всего | по кварта лам | Всего | | | |-------------------| |-------------------| | | | | I | II | III | IV | | I | II | III | IV | | |--------------------|-------|---|----|-----|----|-------|---|----|-----|----|---------| | 1. Капитальные | | | | | | | | | | | | | вложения по | | | | | | | | | | | | | утвержденному | | | | | | | | | | | | | проекту, | | | | | | | | | | | | | подлежащие | | | | | | | | | | | | | выполнению | | | | | | | | | | | | | (таблица 1) | | | | | | | | | | | | |--------------------|-------|---|----|-----|----|-------|---|----|-----|----|---------| | 2. Капитальные | | | | | | | | | | | | | вложения в объекты | | | | | | | | | | | | | сбыта | | | | | | | | | | | | |--------------------|-------|---|----|-----|----|-------|---|----|-----|----|---------| | 3. Приобретение | | | | | | | | | | | | | оборотных средств | | | | | | | | | | | | |--------------------|-------|---|----|-----|----|-------|---|----|-----|----|---------| | 4. Другие | | | | | | | | | | | | | инвестиции в | | | | | | | | | | | | | период освоения и | | | | | | | | | | | | | эксплуатации | | | | | | | | | | | | | производственных | | | | | | | | | | | | | мощностей | | | | | | | | | | | | |--------------------|-------|---|----|-----|----|-------|---|----|-----|----|---------| | 5. Итого - объем | | | | | | | | | | | | | инвестиций (сумма | | | | | | | | | | | | | показателей | | | | | | | | | | | | | пунктов 1 - 4) | | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 3 ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ (на начало реализации проекта) (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------- | Наименование источников | Средства на | | | начало реализации | | | проекта | |---------------------------------------------------|-------------------| | СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 1. Выручка от реализации акций (взнос в уставный | | | капитал в денежной форме) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 2. Нераспределенная прибыль (фонд накопления) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 3. Неиспользованная амортизация основных средств | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 4. Амортизация нематериальных активов | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 5. Результат от продажи основных средств | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 6. Собственные средства, всего (сумма показателей | | | пунктов 1 - 5) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | ЗАЕМНЫЕ И ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СРЕДСТВА | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 7. Кредиты банков (по всем видам кредитов) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 8. Заемные средства других организаций | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 9. Долевое участие в строительстве | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 10. Прочие | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 11. Заемные и привлеченные средства, всего | | | (сумма показателей пунктов 7 - 10) | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 12. Предполагаемая государственная поддержка | | | проекта | | |---------------------------------------------------|-------------------| | 13. Итого (сумма показателей пунктов 6, 11, 12) | | ------------------------------------------------------------------------- Страницы: 1 2 |