О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО НАДЗОРУ ЗА МОНТАЖОМ И ВВОДОМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО АВСТРИЙСКОЙ КОМПАНИЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 24 июля 2006 г. N 03-08-02 (Д) Вопрос: Торговый отдел Посольства Австрии свидетельствует Вам свое уважение и имеет честь обратиться с просьбой дать разъяснение по проблематике налогообложения на прибыль иностранных организаций, осуществляющих в России исключительно надзорную деятельность за монтажом и вводом в эксплуатацию инвестиционного оборудования, производимых силами самих российских импортеров, и не оказывающих услуги по строительству и монтажу. Так как в российском налоговом законодательстве, а также в австро-российском соглашении об избежании двойного налогообложения (статья 5 которого соответствует также модели налоговой Конвенции ОЭСР) не содержится прямого указания на то, что в понятие "постоянное представительство" включается также надзорная деятельность, австрийские и прочие зарубежные инвесторы полагают, что такая их деятельность не должна облагаться налогом на прибыль. В качестве примера такой заинтересованности получить компетентное заключение официальных налоговых органов, необходимого для практической работы на российском рынке, направляем Вам обращение австрийской аудиторской фирмы. Просим Вас дать заключение по существу поставленного вопроса. Мы специализируемся на обслуживании в основном австрийских и немецких клиентов в связи с их потенциальными инвестиционными проектами в России. Вследствие изменений в машиностроительных процессах иностранным машиностроителям зачастую поручают только поставку оборудования в Россию и надзор за проведением монтажа и вводом в эксплуатацию, в то время как монтаж и ввод в эксплуатацию во многих случаях проводятся непосредственно самим русским покупателем иностранного машиностроительного оборудования. Поставка оборудования производится в основном на базе условий поставки Delivered Duty Unpaid (DDU), в соответствии с которыми за импорт оборудования в Россию ответственен покупатель. Определение понятия "постоянного представительства" в российском налоговом праве не упоминает надзорную деятельность как таковую, а говорит исключительно о строительстве и монтаже. В этой связи напрашивается вывод, что иностранные машиностроительные предприятия, оказывающие на территории Российской Федерации исключительно услуги по надзору, а не услуги по строительству и монтажу, не облагаются в России налогом на прибыль организаций. Просим подтвердить, что иностранные предприятия, оказывающие на территории Российской Федерации исключительно услуги по надзору и, таким образом, не оказывающие сами услуги по строительству и монтажу в России, в соответствии с русским налоговым правом не облагаются в России налогом на прибыль организаций. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 29.06.06 N К100-715017 касательно налогообложения деятельности по надзору за монтажом и вводом в эксплуатацию инвестиционного оборудования, осуществляемой австрийской компанией на территории Российской Федерации, с учетом норм Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.00 (далее - Конвенция) и налогового законодательства Российской Федерации и сообщает следующее. Как следует из приложенного письма, австрийская компания осуществляет на территории Российской Федерации надзор за монтажом и вводом в эксплуатацию машиностроительного оборудования иностранных компаний, осуществляемым непосредственно покупателями данного оборудования - российскими компаниями. Согласно статье 7 Конвенции прибыль предприятия одного договаривающегося государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство. Квалификация деятельности предприятия как приводящей к образованию постоянного представительства на территории другого государства осуществляется в соответствии с положениями статьи 5 Конвенции. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия. В этой связи, изложенной в письме вывод о том, что надзорная деятельность, осуществляемая австрийской компанией# не может облагаться налогом на прибыль в Российской Федерации, поскольку она прямо не упомянута при определении термина "постоянное представительство"# не соответствует положениям статьи 5 Конвенции. Кроме того отмечаем, что включение в статью 5 Конвенции отдельного положения, касающегося строительно-монтажных работ, обусловлено тем, что в отношении строительной площадки, сборочного или монтажного объекта,# предусмотрен особый# отличный от общеустановленного порядок признания деятельности как приводящей к образованию "постоянного представительства". Так, пунктом 3 статьи 5 Конвенции по сути определен льготный период деятельности на строительном, сборочном или монтажном объекте, составляющий 12 месяцев, в течение которого "постоянное представительство" резидента одного государства на территории другого государства не образуется. В соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с: пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов; осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса. Пунктом 3 статьи 306 Кодекса определено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности. В связи с вышеизложенным,# определение того, приводит ли деятельность австрийской компании на территории Российской Федерации по надзору за проведением монтажа и вводом в эксплуатацию оборудования к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации будет осуществляться исходя из норм Конвенции и Кодекса с учетом положений договоров на оказание услуг по надзору, регулярности и продолжительности пребывания на территории Российской Федерации сотрудников австрийской компании. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 24 июля 2006 г. N 03-08-02 |