О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 июля 2006 г. N 03-08-05 (Д) Вопрос: Филиал иностранной компании, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий деятельность на территории РФ, заключил договор на оказание услуг по проведению инспекции и дефектоскопии оборудования, расположенного на территории РФ (далее - Договор) с компанией - резидентом республики Сингапур (далее - Подрядчик). В рамках оказания услуг по договору Подрядчик ввозит оборудование, которое будет использоваться для выполнения указанных работ на территории РФ. Деятельность Подрядчика по оказанию указанных услуг будет осуществляться длительный срок на регулярной основе и может привести к образованию постоянного представительства на территории РФ. В настоящее время соглашение между правительством РФ и правительством республики Сингапур об избежании двойного налогообложения не вступило в силу. Представительство просит разъяснить, должно ли оно осуществлять функции налогового агента и удерживать налог на доходы иностранных организаций при оплате услуг по данному договору. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 26.06.2006 г. N 32 по вопросу исполнения обязанности налогового агента постоянным представительством иностранной организации и сообщает следующее. Из вашего письма следует, что постоянное представительство иностранной организации выплачивает доходы другой иностранной организации - резиденту Республики Сингапур в оплату услуг, оказанных ею на территории Российской Федерации упомянутому постоянному представительству. Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода. Кодексом предусмотрено, что удержание налога на доходы у источника выплаты в Российской Федерации производится с доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, перечень которых определен пунктом 1 статьи 309 Кодекса. В данный перечень не включаются доходы иностранных организаций от выполнения работ и (или) оказания услуг на территории Российской Федерации. Перечень видов доходов, которые указаны в пункте 1 статьи 309 Кодекса, не является исчерпывающим, и содержащийся в этом пункте подпункт 10 причисляет к доходам от источников в Российской Федерации, облагаемым у источника выплаты, также и "иные аналогичные доходы". Необходимо учитывать, что пункт 1 статьи 309 Кодекса устанавливает перечень доходов иностранных организаций, которые, как это предусмотрено абзацем первым пункта 1 статьи 309 Кодекса, не связаны с предпринимательской деятельностью иностранных организаций в Российской Федерации. Поэтому любые доходы, квалифицируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса, в том числе и "иные аналогичные доходы", должны удовлетворять единому квалифицирующему признаку, предусмотренному абзацем первым пункта 1 статьи 309 Кодекса, а именно, не быть связанными с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Доходы иностранных организаций от осуществления работ и оказания услуг на территории Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не могут причисляться к доходам, не связанным с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Соответственно, доходы от выполнения работ и (или) оказания услуг на территории Российской Федерации, включая указанные в вашем письме услуги по проведению инспекции и дефектоскопии оборудования, не являются "иными аналогичными доходами" в смысле подпункта 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса. Кроме того, доходы от осуществления работ, оказания услуг иностранными организациями на территории Российской Федерации прямо поименованы в пункте 2 статьи 309 Кодекса, и порядок их налогообложения имеет самостоятельное правовое регулирование. Так, пунктом 2 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, самостоятельно исполняют обязанность налогоплательщика налога на прибыль организаций в Российской Федерации, как это предусмотрено статьями 246, 306 и 307 Кодекса. Таким образом, у постоянного представительства иностранной организации при перечислении дохода другой иностранной организации - резиденту Республики Сингапур по договору оказания услуг на территории Российской Федерации, не возникает обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога у источника выплаты вне зависимости от того, приводит ли деятельность сингапурской организации к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации или нет. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 14 июля 2006 г. N 03-08-05 |