О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НАЛОГАХ И СБОРАХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 июля 2006 г. N 03-05-01-05/129 (Д) Вопрос: Заявление об информировании налогоплательщика. В связи с разъяснениями, изложенными в Письме Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с которым должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются, в том числе, заместители Министра финансов*, прошу Вас предоставить мне письменное разъяснение по следующему вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Освобождение членов ревизионной комиссии автономной некоммерческой организации от уплаты налога на доходы физических лиц с сумм, полученных членами ревизионной комиссии в связи с командировками как внутри страны, так и за ее пределами. Автономная некоммерческая организация (далее по тексту - "АНО") имеет разветвленную сеть представительств на территории Российской Федерации, в связи с чем уставом организации предусмотрено создание ревизионной комиссии в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью своих представительств. По результатам проведения проверок по месту нахождения представительств проводятся заседания ревизионной комиссии. Возможность создания ревизионной комиссии АНО предусмотрена статьей 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях"**. Избрание ревизионной комиссии, а также компенсационные выплаты ее членам осуществляются по решению Правления АНО. С членами ревизионной комиссии не заключаются трудовые договоры.. В соответствии со статьей 208 Налогового кодекса (далее по тексту - "НК") к доходам от источников в Российской Федерации, в числе прочих, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации***. В соответствии со статьей 209 НК объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами от источников в Российской Федерации. Статья 217 НК содержит перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (далее по тексту - "НДФЛ") все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При этом при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами в доход, подлежащий налогообложению, не включаются следующие суммы: 1. Суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. 2. Фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы: - расходы на проезд до места назначения и обратно; - сборы за услуги аэропортов; - комиссионные сборы; - расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок; - расходы на провоз багажа; - расходы по найму жилого помещения; - расходы по оплате услуг связи; - расходы по получению и регистрации заграничного паспорта, получению виз; - расходы, связанных с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Статьей 217 также закреплено, что аналогичный порядок налогообложения применятся к членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании. Таким образом, в соответствии с российским налоговым законодательством, вышеперечисленные компенсации расходов, связанных с командировками, получаемые членами совета директоров или любого аналогичного органа, не облагаются НДФЛ. Из норм НК также следует, что законодателем предусмотрен открытый перечень органов организаций, чьи члены имеют право на компенсации расходов, осуществленных в связи с исполнением ими своих обязанностей. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что в соответствии с НК Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах****, в порядке, предусмотренном Приказом Министерства финансов от 23 марта 2005 года N 45Н, прошу предоставить мне информацию об особенностях исчисления НДФЛ в случае избрания меня членом ревизионной комиссии AHO. А именно, в связи с неопределенностью налогового законодательства относительно отнесения ревизионной комиссии к аналогичным совету директоров органам в контексте статьи 217 НК, прошу Вас разъяснить, будут ли подлежать обложению НДФЛ суммы, полученные мной как членом ревизионной комиссии от АНО в виде компенсации понесенных мной расходов, перечисленных в абзаце 10 подпункта 3 статьи 217 НК и связанных с исполнением мной своих обязанностей. ----------------------------- * Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 2005 года N 03-02-07/1-116. ** Пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". *** Пункт 6 статьи 208 НК. **** Пункт 1 статьи 34.2 НК. В соответствии с подпунктом 5.7. пункта 5. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 Министерство финансов Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 28.11.05 и сообщает следующее. Как указывается в рассматриваемом письме, уставом автономной некоммерческой организации предусмотрено создание ревизионной комиссии для контроля за деятельностью представительств организации. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов). Порядок налогообложения, применяемый к выплатам, производимым командированным работникам, используется также в отношении лиц, находящихся во властном или административном подчинении организации, а также членов совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании. То есть,# на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц выплаты членам совета директоров или подобного органа, осуществляющего управленческие функции (наблюдательный совет, правление), только в связи с их участием в заседании совета директоров. Однако ревизионная комиссия автономной некоммерческой организации не является органом, аналогичным совету директоров или правлению компании, а поездки членов ревизионной комиссии в целях осуществления контроля за деятельностью представительств не являются поездками для участия в заседании органа правления организации. В связи с изложенным выплаты, производимые членам ревизионной комиссии в связи с их поездками в целях осуществления контроля за деятельностью представительств организации# подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 3 июля 2006 г. N 03-05-01-05/129 |