ПО ВОПРОСУ ПОЛНОМОЧИЙ РАБОТНИКОВ ЛЕСХОЗОВ ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ РУБОК. Письмо. Федеральное агентство лесного хозяйства. 02.06.06 МГ-02-54/3796

              ПО ВОПРОСУ ПОЛНОМОЧИЙ РАБОТНИКОВ ЛЕСХОЗОВ
                 ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ РУБОК

                                ПИСЬМО

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

                            2 июня 2006 г.
                           N МГ-02-54/3796

                                 (Д)


     В  связи  с  запросами,  поступающими  из территориальных органов
Федерального   агентства   лесного  хозяйства  по  вопросу  полномочий
работников   лесхозов  по  охране  лесов  от  незаконных  рубок  после
вступления  в  силу  изменений,  внесенных  Федеральным  законом от 29
декабря 2004 года N 199-ФЗ в Лесной кодекс Российской Федерации (далее
- Кодекс), Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает следующее.
     В  соответствии  с  изменениями,  внесенными  в Кодекс, работники
лесхозов  федерального  органа исполнительной власти в области лесного
хозяйства  не  являются  должностными  лицами  государственной  лесной
охраны    Российской    Федерации,    утратили    право   осуществлять
государственный   контроль  за  состоянием,  использованием,  охраной,
защитой  лесного  фонда и воспроизводством лесов; составлять протоколы
об  административных  правонарушениях в области использования, охраны,
защиты   лесного   фонда   и   воспроизводства   лесов;   осуществлять
производство  по  делам об административных правонарушениях; изымать у
граждан  в  соответствующих  случаях добытые лесные ресурсы, орудия их
добывания,   транспортные   средства;  производить  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации досмотр транспортных средств,
иных объектов.
     Вместе  с  тем статьей 92 Кодекса определено, что охрана и защита
лесов,  в  том числе от незаконных порубок, осуществляется и лесхозами
федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
     На   основании   Устава,   утвержденного   Приказом  Федерального
агентства лесного хозяйства от 29.03.2005 N 45, лесхозы в соответствии
с  возложенными  на  них  задачами  выступают  на  правах собственника
лесного  фонда;  осуществляют  мероприятия по охране лесов от пожаров,
незаконных   рубок   (порубок),   нарушений   установленного   порядка
лесопользования  и  других действий, причиняющих вред лесному фонду, а
также   имеют   право   направлять   материалы   о  нарушении  лесного
законодательства   в   Федеральную   службу   по   надзору   в   сфере
природопользования,   в   органы  внутренних  дел,  прокуратуру,  суд,
предъявлять  в  установленном  законодательством  Российской Федерации
порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного
лесному  фонду,  о  взыскании  неустоек за нарушение лесохозяйственных
требований  при  отпуске  древесины  на корню в лесах (п. 2.3.1; 3.1.5
Устава).
     По   вопросу   охраны   лесов   от   незаконных   рубок   следует
руководствоваться  письмом  Рослесхоза  от  11.03.2005  N МГ-02-46/993
(разъяснение  по  поводу  охраны лесов от незаконных рубок лесхозами и
иными  организациями  Рослесхоза).  Все действия по определению объема
лесонарушения  и  размера  суммы  ущерба;  предоставление  сведений  о
лесонасаждении;  оформление  выкопировки  из  плана  лесонасаждения  с
нанесением  на  нее  границ  участка  лесного  фонда и указанием места
совершения лесонарушения осуществляются лесхозами.
     Согласно  статьям  27.10, 27.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации
об   административных   правонарушениях   к   органам,  уполномоченным
рассматривать  дела  об административных правонарушениях за незаконную
порубку,  повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников и лиан, а
также  производить  изъятие  вещей, являющихся орудиями совершения или
предметами    административного   правонарушения,   относятся   органы
внутренних  дел  (милиция)  и  органы, на которые возложен контроль за
соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда
и лесов, не входящих в лесной фонд (Росприроднадзор).
     Напоминаем,  что  лесхозам необходимо своевременно направлять все
материалы  о  лесонарушениях  в  территориальные  органы  федерального
органа  исполнительной  власти по надзору в сфере природопользования и
правоохранительные    органы    для   привлечения   виновных   лиц   к
административной и уголовной ответственности.
     При  осуществлении  вышеуказанными органами производства по делам
об  административных  правонарушениях  принимается  и  в постановлении
указывается  решение  о судьбе изъятой древесины, а также о древесине,
на  которую  наложен  арест.  При  этом древесина подлежит возвращению
законному владельцу, от лица которого выступает лесхоз.
     В случае, когда лесонарушение имеет признаки уголовно наказуемого
деяния,   даже   если   лесонарушитель   не  установлен,  вещественные
доказательства, которые служили орудиями преступления или сохранили на
себе    следы    преступления,    в   соответствии   со   статьей   81
Уголовно-процессуального  кодекса  Российской  Федерации  (далее - УПК
РФ),  соответствующим  постановлением  приобщаются  к уголовному делу.
Решение  о  судьбе  вещественных доказательств (древесины) принимается
судом     и    должностными    лицами,    осуществляющими    уголовное
судопроизводство  в  соответствии со статьями 82, 309 УПК РФ. Лесхозам
надлежит  в  установленном  порядке  своевременно обращаться в суд и к
должностным   лицам,   осуществляющим  уголовное  судопроизводство,  с
ходатайствами   по   передаче   незаконно  заготовленной  древесины  в
распоряжение лесхозов.
     В  соответствии  со  статьей  309  УПК  РФ в результативной части
приговора  должно  содержаться  решение о распределении процессуальных
издержек,  к  которым в соответствии со статьей 131 УПК РФ в том числе
относятся    суммы,    израсходованные    на   хранение   вещественных
доказательств.
     Расходы,   связанные   с   хранением   и   реализацией  незаконно
заготовленной  древесины,  должны  компенсироваться  в  соответствии с
Положением о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными
доказательствами,  хранение  которых  до окончания уголовного дела или
при    уголовном    деле   затруднено,   утвержденным   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. N 620.
     Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
(ст.  24.7)  также  предусмотрено  компенсирование  издержек  -  сумм,
израсходованных на хранение, перевозку вещественных доказательств.
     В   случаях,  если  незаконно  заготовленная  древесина  не  была
приобщена   к   уголовному   делу  либо  к  делу  об  административном
правонарушении  в качестве вещественного доказательства, и если на нее
не  был  наложен  арест,  то  она  поступает  в распоряжение лесхоза в
соответствии  с  п.  27  Правил  отпуска  древесины  на  корню в лесах
Российской   Федерации,   утвержденных   Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 551. Реализация поступившей
в    распоряжение   лесхоза   древесины   производится   лесхозами   в
установленном порядке.
     Все   затраты   по   трелевке,   разделке   и  вывозке  незаконно
заготовленной древесины, по мнению Рослесхоза, должны компенсироваться
в  порядке,  предусмотренном  ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.

Заместитель руководителя
                                                            М.Д.ГИРЯЕВ
2 июня 2006 г.
N МГ-02-54/3796