ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ СУММЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, ОТРАЖЕННЫХ ВО ВРЕМЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 октября 2006 г. N 03-03-04/1/684 (ФР 06-42) Вопрос: ОАО (далее - компания) в адрес Министерства финансов Российской Федерации был направлен запрос от 01.04.2005 N ЛХ-51Л о порядке учета таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли. На данный запрос компанией был получен ответ от 22.06.2005 N 03-03-04/1/21 (далее - письмо), согласно которому временная таможенная декларация (далее - ВГТД) - это уведомление таможенного органа о намерениях вывезти товар, а уплаченные таможенные пошлины являются фактически авансовым платежом, факт же вывоза товара, истинные объемы его вывоза и суммы уплаченных платежей отражаются только в полной таможенной декларации (далее - ПГТД). Компания просит Вас повторно рассмотреть данный вопрос с учетом нижеперечисленных обстоятельств, которые не были сообщены нами, но которые влияют на окончательный вывод, сделанный Минфином России. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) таможенные пошлины и сборы, наряду с налогами и сборами, установленными налоговым законодательством, прямо отнесены к прочим расходам. Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей. Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ. В силу положений пункта 1 статьи 318 НК РФ расходы в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей относятся к косвенным расходам, связанным с производством и реализацией. В соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. Аналогичная норма, регулирующая порядок признания косвенных расходов по торговым операциям, изложена в статье 320 НК РФ. Таким образом, соответствующими положениями НК РФ точно установлены правила определения периода, в котором подлежат отнесению для целей исчисления налога на прибыль расходы по уплате таможенных платежей, являющиеся косвенными расходами, связанными с производством и реализацией. Нормами Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определен момент исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин. Статьей 319 ТК РФ определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин при вывозе товаров возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Также статьей 329 ТК РФ предусмотрено, что при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. При этом законодатель не уточняет, с момента подачи какой именно таможенной декларации - временной или полной - возникает обязанность по уплате таможенных пошлин. Понятие "таможенная декларация" включает в себя понятия "временная таможенная декларация" и "полная таможенная декларация". Причем ТК РФ никак не определяет "главенство" или приоритет ПГТД над ВГТД или, по-иному, не отдает предпочтения тому или иному способу декларирования. Следует учесть также, что в пункте 3 статьи 132 ТК РФ указано, что принятие таможенным органом таможенной декларации (без разграничения по возможным ее видам на ВГТД или ПГТД) свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение. Кроме того, разделом III Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 15.09.2003 N 1013 (далее - инструкция), прямо предусмотрено право декларанта производить таможенное оформление вывозимых товаров путем подачи в таможенный орган ВГТД. При этом пунктами 34 и 35 инструкции предусмотрено начисление во ВГТД и уплата при ее оформлении таможенных пошлин. Следует отметить, что согласно статье 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве таможенных платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Учитывая вышеизложенное, суммы таможенных пошлин, уплаченные компанией по ВГТД, нельзя рассматривать в качестве авансовых платежей. Таким образом, имеются все основания утверждать, что в момент подачи ВГТД исчисляются именно таможенные пошлины, а не авансовые платежи, как утверждается в вышеназванном письме. При рассмотрении данного запроса компания просит учесть также, что фактически компанией учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, пошлины, начисленные по ВГТД, в отношении только тех товаров, на которые право собственности перешло к покупателю на момент составления налоговой декларации за отчетный период. На момент признания для целей налогообложения расходов в виде таможенных пошлин, начисленных по ВГТД, компания располагает точными данными, подтвержденными первичными документами, о фактическом количестве товаров, реализованных иностранным покупателям. Данный факт подтверждается первичными документами (коносаменты, ж/д накладные, иные товаросопроводительные документы). Таким образом, факт вывоза товара, истинные объемы его вывоза подтверждаются не только ПГТД, но и иными документами, имеющимися у компании. Следовательно, компания имеет возможность определить расчетным путем сумму таможенных пошлин, начисленную по ВГТД, относящуюся к фактическому объему вывезенного в отчетном периоде товара. Указанная сумма таможенных пошлин, по мнению компании, может быть вполне обоснованно признана расходом в том отчетном периоде, в котором был осуществлен фактический вывоз товара. В связи с вышеизложенным просим повторно вернуться к рассмотрению вопроса о возможности принятия для целей налогообложения прибыли таможенных пошлин, исчисленных и уплаченных в момент составления ВГТД с учетом корректировок на фактический объем вывезенного товара. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета расходов в виде таможенных пошлин для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекс# Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформленного# оформления в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Руководствуясь положениями пункта 6 статьи 138 Таможенного кодекса после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларан# обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. В силу пункта 6 статьи 138 Таможенного кодекса вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 Таможенного кодекса, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализаций, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Налогового кодекса. Руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса датой осуществления расходов в виде таможенных платежей признается дата их начисления. Таким образом, суммы таможенных пошлин, начисленные в соответствии с положениями статьи 319 Таможенного кодекса отраженные во временной таможенной декларации учитываются в составе прочих расходов для целей налогообложения прибыли по дате составления временной таможенной декларации. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации М.А. Моторин 3 октября 2006 г. N 03-03-04/1/684 |