РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР ЗАЙМА С ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ - РЕЗИДЕНТОМ ШВЕЙЦАРИИ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕНТНОГО ДОХОДА, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 21.06.06 20-12/54168@

            РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОР ЗАЙМА
          С ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ - РЕЗИДЕНТОМ ШВЕЙЦАРИИ, НЕ
          ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. КАКОВ ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
            ПРОЦЕНТНОГО ДОХОДА, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИНОСТРАННОЙ
                              КОМПАНИЕЙ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           21 июня 2006 г.
                            N 20-12/54168@

                                 (Д)


     Согласно  статье  246  НК  РФ  плательщиками  налога  на  прибыль
организаций  наряду  с  российскими организациями являются иностранные
организации,  осуществляющие  свою  деятельность в РФ через постоянные
представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
     В  соответствии со статьей 247 НК РФ для иностранных организаций,
не    осуществляющих    деятельности    в    РФ    через    постоянные
представительства,   прибылью   признаются   доходы,   полученные   от
источников  в  РФ.  Доходы указанных налогоплательщиков определяются в
соответствии со статьей 309 НК РФ.
     На  основании  подпункта  3  пункта 1 статьи 309 НК РФ процентные
доходы   по  договорам  займа,  полученные  иностранной  организацией,
которые  не  связаны  с  ее  предпринимательской  деятельностью  в РФ,
относятся  к  доходам  иностранной  организации  от  источников в РФ и
подлежат   обложению   налогом,   удерживаемым  у  источника  выплаты.
Указанные  доходы согласно пункту 2 статьи 284 НК РФ и пункту 1 статьи
310 НК РФ облагаются по ставке 20%.
     Вместе   с   тем  если  международным  договором  РФ,  содержащим
положения,  касающиеся  налогообложения  и  сборов,  установлены  иные
правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми
в  соответствии  с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или)
сборах,  то применяются правила и нормы международных договоров РФ (п.
7 НК РФ).
     В   отношениях   между   Российской   Федерацией   и  Швейцарской
Конфедерацией    действует    Соглашение    об    избежании   двойного
налогообложения  в  отношении  налогов на доходы и капитал от 15.11.95
(далее - Соглашение).
     На  основании пункта 1 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие
в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого
Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом
Государстве.
     В  то же время пунктом 2 указанной статьи Соглашения установлено,
что   такие   проценты   могут   также   облагаться   налогом   в  том
Договаривающемся  Государстве, в котором они возникают, в соответствии
с  законами этого Государства, но если получатель является фактическим
владельцем  процентов,  то  взимаемый  таким  образом  налог не должен
превышать  10%  от общей суммы процентов. При этом независимо от того,
какой  заем предоставлен банком, такой налог не должен превышать 5% от
общей суммы процентов.
     При  применении  международных  договоров,  регулирующих  вопросы
налогообложения, компетентные органы Договаривающихся Государств могут
руководствоваться комментариями к модели Конвенции по налогам на доход
и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
лежащей  в  основе  как  российского  проекта  типового  Соглашения об
избежании  двойного  налогообложения  доходов  и имущества (утверждено
постановлением  Правительства РФ от 28.05.92 N 352), так и аналогичных
национальных моделей зарубежных стран.
     Комментарий  к  статье  11 модели Конвенции по налогам на доход и
капитал  ОЭСР, регулирующей порядок налогообложения процентов, говорит
о  том, что пункт 1 данной статьи определяет принцип, указывающий, что
проценты,   возникающие   в   одном   Договаривающемся  Государстве  и
выплачиваемые  резиденту  другого Договаривающегося Государства, могут
облагаться  налогом  в  последнем.  Причем данный пункт не оговаривает
исключительного   права  налогообложения  процентов  в  пользу  страны
резиденции.
     При  этом  пункт  2  статьи  11  определяет право налогообложения
процентов  за  государством,  в  котором  эти  проценты  возникают, но
ограничивает  это  право предельным налогом, рассчитываемым по ставке,
не  превышающей  ставку,  размер  которой  в  двухстороннем соглашении
определяют Договаривающиеся Государства.
     Таким  образом,  установленное  пунктом  2  статьи  11 Соглашения
ограничение  возможности  налогообложения  процентов  означает,  что в
государстве   источника   дохода   (в   данном   случае  -  в  России)
ограничивается  право  применять его национальное законодательство, то
есть,  в  частности,  ограничивается  право  применять  ставку 20% при
налогообложении  доходов  иностранных  организаций в виде процентов по
договору  займа,  установленную  законодательством  РФ  для реализации
налогообложения доходов иностранных организаций у источника выплаты.
     При  этом  право  налогообложения  ограничивается путем понижения
ставки   с   установленной   законодательством   РФ   до  ставки  10%,
предусмотренной Соглашением.
     Следовательно,   в   случае  выплаты  иностранной  организации  -
резиденту  Швейцарии  процентных  доходов по договору займа российская
организация  -  налоговый  агент обязана исчислить и удержать налог по
ставке,  установленной  пунктом 2 статьи 11 Соглашения, то есть ставка
не должна превышать 10% от общей суммы процентов.
     В  качестве  условия,  необходимого для реализации указанной выше
нормы  Соглашения,  пункт  3  статьи  310  и  пункт 1 статьи 312 НК РФ
устанавливают   предоставление   иностранной  организацией  налоговому
агенту  документа, подтверждающего ее постоянное местопребывание в том
государстве,  с  которым  РФ имеет международный договор (соглашение),
регулирующий вопросы налогообложения, заверенного компетентным органом
соответствующего иностранного государства.
     В   случае   отсутствия   на  момент  выплаты  дохода  документа,
подтверждающего   резидентство   иностранной   организации  для  целей
применения    международного    соглашения   об   избежании   двойного
налогообложения,  налоговый  агент обязан исчислить и удержать налог с
дохода,    выплачиваемого    иностранной   организации,   по   ставке,
установленной  российским  налоговым  законодательством,  то  есть  по
ставке 20%.

И.о. заместителя
руководителя Управления
                                                            В.Г. Исаев
21 июня 2006 г.
N 20-12/54168@