О ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 июля 2006 г. N 03-02-07/1-185 (Д) Вопрос: Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 года N 694 "Об инвестиционном фонде Российской Федерации" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 239) в качестве условия при отборе инвестиционных проектов предусмотрено подтверждение Федеральной налоговой службы об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Законом Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" одним из условий предоставления инвесторам государственных гарантий также предусмотрено отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней. Однако действующим налоговым законодательством Российской Федерации не определено понятие "просроченная задолженность по платежам в бюджет". В статье 11 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) содержится определение понятия недоимки как суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Статьей 75 Кодекса в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов предусмотрена пеня, являющаяся денежной суммой, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии с пунктом 6 данной статьи пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 Кодекса Кроме того, в соответствии со статьей 114 Кодекса в случае совершения налогоплательщиком налогового правонарушения в качестве меры ответственности к нему применяются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса. В случае неуплаты налогоплательщиком начисленных пеней и налоговых санкций возникает задолженность по их уплате. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Минфина РФ от 13 января 2006 года N 03-03-02/5, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам не приравнивается Кодексом к задолженности по уплате налогов и сборов. Вместе с тем формой отчетности Федеральной налоговой службы N 4-НМ "О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации", утвержденной Приказом ФНС России от 27 декабря 2005 года N САЭ-3-10/695@, предусмотрена информация как о задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (раздел 1), так и по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Российской Федерации (раздел 2). В связи с вышеизложенным Министерство финансов Республики Карелия просит разъяснить, может ли задолженность налогоплательщика по начисленным пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации рассматриваться как просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней. Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 29.05.2006 N 3.1-05/273 и по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, сообщается следующее. В соответствии с пунктом 28 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации" инициатор, желающий участвовать в процедуре отбора инвестиционных проектов, для получения заключения на инвестиционный проект направляет в федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подписанные руководителем организации и заверенные печатью организации подтверждение Федеральной налоговой службы об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также другие документы, указанные в данном пункте. Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налогов (сборов) должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57 Кодекса). За совершение налогоплательщиками (плательщиками сборов) нарушений законодательства о налогах и сборах в случаях, предусмотренных Кодексом, подлежат взиманию в бюджетную систему Российской Федерации штрафы. В ряде статей Кодекса (например, в пункте 1 статьи 31, пунктах 2 и 4 статьи 49 Кодекса) прямо указывается о задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды). В случаях, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса, налоговые органы обязаны предоставлять информацию о задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды. Учитывая изложенное, полагаем, что под просроченной задолженностью по платежам в бюджеты всех уровней в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 N 694 понимаются не только недоимка, но и задолженность по соответствующим пеням и штрафам, подлежащим взиманию в случаях, предусмотренных Кодексом. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации М.А. Моторин 14 июля 2006 г. N 03-02-07/1-185 |