ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА РЫНКАМИ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 18 октября 2006 г. N 0100/11167-06-32 (Д) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что в числе одной из наиболее значимых проблем, требующих соответствующего разрешения в рамках реализации возложенных на Роспотребнадзор функций, является организация более действенного контроля и надзора за работой рынков, на которых чаще всего выявляются нарушения требований санитарных норм и правил. В то же время согласно положениям ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" рынки определяются как "организации, создающие условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи". При этом эти организации на практике, как правило, выступают в качестве арендодателей соответствующих торговых и (или) иных площадей (имущества, оборудования) и субъектами самостоятельной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг), не являются. Данное обстоятельство по формальным признакам, обусловленным среди прочего гражданско-правовым характером отношений между арендодателем и арендатором (которые сами по себе к предмету контроля со стороны Роспотребнадзора не относятся), позволяет данным организациям избегать ответственности за несоблюдение требований действующего законодательства, что в свою очередь приводит к системным нарушениям на рынках как объектах санитарного надзора. При этом в этих организациях наиболее часто выявляются факты отсутствия необходимой разрешительной документации у продавцов-арендаторов, сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемого товара, медицинских книжек на работающий персонал и т.д. Учитывая изложенное, а также с целью пресечения правонарушений со стороны хозяйствующих субъектов, предметом деятельности которых является организация продажи и (или) непосредственно продажа товаров на рассматриваемом сегменте сферы товарного обращения, и обеспечения своевременной и эффективной защиты потребителей от потенциально опасной продукции поручаю провести внеплановые мероприятия по контролю в отношении объектов, традиционно именуемых "рынками", в части соблюдения соответствующими должностными и юридическими лицами установленных требований санитарного законодательства, связанных с безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также правил их продажи. Соответствующую информацию о проделанной работе и принятых мерах необходимо представить в Федеральную службу в срок до 31.10.2006 на бумажном носителе и в электронном виде по адресу: Chikina_LV@gsen.ru. Информацию о применении мер, связанных с приостановлением деятельности соответствующих объектов, и направлении необходимых материалов в суд (с кратким описанием дела) следует предоставлять в оперативном режиме немедленно. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 18 октября 2006 г. N 0100/11167-06-32 Приложение к письму Роспотребнадзора от 18 октября 2006 года N 0100/11167-06-32 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НА РЫНКАХ 1. Наличие разрешительной документации на эксплуатацию рынков, а также торговых предприятий, арендующих площади указанных организаций: - санитарно-эпидемиологическое заключение на объект; - договоры на вывоз твердых отходов, утилизацию люминесцентных ламп, на обслуживание оборудования, на проведение дератизационных и дезинсекционных работ и т.д. (для управляющих рынками). 2. Наличие подводки к системам коммуникаций (водоснабжение, канализация). 3. Санитарно-техническое состояние рынка: - зонирование по функциональным зонам; - наличие автостоянок; - проведение ремонтов, в т.ч. профилактических (необходимость проведения реконструкции, капитальных ремонтов); - проведение ревизий систем водоснабжения, канализации; - оснащенность холодильным и технологическим оборудованием. 4. Ведомственный контроль: - наличие ветеринарно-санитарной лаборатории (ее оснащенность и объем проведения санитарно-ветеринарной экспертизы). 5. Санитарно-гигиенический режим: - соблюдение условий хранения, сроков годности и товарного соседства пищевых продуктов; - наличие сопроводительной документации на реализуемую продукцию и продовольственное сырье; - санитарное содержание объекта и наличие условий для проведения санитарной обработки оборудования и инвентаря. 6. Проверка установленных правил продажи соответствующих групп товаров. 7. Наличие медицинских книжек с данными о прохождении медицинских осмотров и обследований и гигиенической аттестации персонала. 8. Наличие условий для соблюдения личной гигиены персонала и посетителей. |