ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА РЫНКАМИ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 18.10.06 0100/11167-06-32

                    ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА РЫНКАМИ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          18 октября 2006 г.
                          N 0100/11167-06-32

                                 (Д)


     Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека отмечает, что в числе одной из наиболее значимых
проблем,  требующих  соответствующего  разрешения  в рамках реализации
возложенных  на  Роспотребнадзор  функций,  является организация более
действенного  контроля  и  надзора  за работой рынков, на которых чаще
всего выявляются нарушения требований санитарных норм и правил.
     В  то  же  время  согласно  положениям ГОСТ Р 51303-99 "Торговля.
Термины  и определения" рынки определяются как "организации, создающие
условия  для  ведения  торгов  на основе договоров купли-продажи". При
этом  эти  организации  на практике, как правило, выступают в качестве
арендодателей   соответствующих   торговых   и   (или)  иных  площадей
(имущества,  оборудования)  и субъектами самостоятельной хозяйственной
деятельности,  связанной  с  реализацией  товаров  (работ,  услуг), не
являются.
     Данное  обстоятельство  по  формальным  признакам,  обусловленным
среди   прочего   гражданско-правовым   характером   отношений   между
арендодателем  и арендатором (которые сами по себе к предмету контроля
со   стороны   Роспотребнадзора   не   относятся),   позволяет  данным
организациям   избегать  ответственности  за  несоблюдение  требований
действующего законодательства, что в свою очередь приводит к системным
нарушениям на рынках как объектах санитарного надзора. При этом в этих
организациях  наиболее  часто  выявляются факты отсутствия необходимой
разрешительной  документации у продавцов-арендаторов, сопроводительных
документов,   подтверждающих   качество  и  безопасность  реализуемого
товара, медицинских книжек на работающий персонал и т.д.
     Учитывая изложенное, а также с целью пресечения правонарушений со
стороны   хозяйствующих   субъектов,  предметом  деятельности  которых
является  организация  продажи и (или) непосредственно продажа товаров
на  рассматриваемом  сегменте сферы товарного обращения, и обеспечения
своевременной   и  эффективной  защиты  потребителей  от  потенциально
опасной продукции поручаю провести внеплановые мероприятия по контролю
в   отношении  объектов,  традиционно  именуемых  "рынками",  в  части
соблюдения   соответствующими   должностными   и  юридическими  лицами
установленных  требований  санитарного  законодательства,  связанных с
безопасностью  продовольственного  сырья  и пищевых продуктов, а также
правил их продажи.
     Соответствующую  информацию о проделанной работе и принятых мерах
необходимо  представить  в  Федеральную службу в срок до 31.10.2006 на
бумажном носителе и в электронном виде по адресу: Chikina_LV@gsen.ru.
     Информацию   о   применении  мер,  связанных  с  приостановлением
деятельности   соответствующих  объектов,  и  направлении  необходимых
материалов  в  суд  (с кратким описанием дела) следует предоставлять в
оперативном режиме немедленно.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
18 октября 2006 г.
N 0100/11167-06-32


                                                            Приложение

                                             к письму Роспотребнадзора
                                               от 18 октября 2006 года
                                                    N 0100/11167-06-32

         ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНОГО
         ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НА РЫНКАХ

     1.  Наличие разрешительной документации на эксплуатацию рынков, а
также торговых предприятий, арендующих площади указанных организаций:
     - санитарно-эпидемиологическое заключение на объект;
     - договоры  на  вывоз  твердых отходов, утилизацию люминесцентных
ламп,  на  обслуживание  оборудования, на проведение дератизационных и
дезинсекционных работ и т.д. (для управляющих рынками).
     2.  Наличие  подводки  к  системам  коммуникаций  (водоснабжение,
канализация).
     3. Санитарно-техническое состояние рынка:
     - зонирование по функциональным зонам;
     - наличие автостоянок;
     - проведение  ремонтов,  в  т.ч.  профилактических (необходимость
проведения реконструкции, капитальных ремонтов);
     - проведение ревизий систем водоснабжения, канализации;
     - оснащенность холодильным и технологическим оборудованием.
     4. Ведомственный контроль:
     - наличие  ветеринарно-санитарной  лаборатории (ее оснащенность и
объем проведения санитарно-ветеринарной экспертизы).
     5. Санитарно-гигиенический режим:
     - соблюдение   условий  хранения,  сроков  годности  и  товарного
соседства пищевых продуктов;
     - наличие  сопроводительной документации на реализуемую продукцию
и продовольственное сырье;
     - санитарное  содержание объекта и наличие условий для проведения
санитарной обработки оборудования и инвентаря.
     6.  Проверка  установленных  правил продажи соответствующих групп
товаров.
     7. Наличие медицинских книжек с данными о прохождении медицинских
осмотров и обследований и гигиенической аттестации персонала.
     8.  Наличие  условий  для  соблюдения  личной гигиены персонала и
посетителей.