ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ В ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ АРЕНДАТОРОВ ПО ДОГОВОРУ НА ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ УСЛУГ (УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ, РАДИОТРАНСЛЯЦИОННОЙ СЕ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 26.06.06 20-12/56624

            ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ В ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В
        ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ
           АРЕНДАТОРОВ ПО ДОГОВОРУ НА ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ,
        ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ УСЛУГ
          (УСЛУГ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ, РАДИОТРАНСЛЯЦИОННОЙ СЕТИ,
        ЭНЕРГО-, ТЕПЛО- И ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ВЫВОЗА МУСОРА, УБОРКИ
          И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ, ПРОЧИХ КОММУНАЛЬНЫХ
           УСЛУГ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ, ВОДО- И
            ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ОХРАНЫ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
          ОХРАННОЙ И ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ ДОСТАВКИ
                    ПОЧТЫ, КАНЦЕЛЯРСКИХ РАСХОДОВ)?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           26 июня 2006 г.
                            N 20-12/56624

                                 (Д)


     Согласно   статье  321.1  НК  РФ  налогоплательщики  -  бюджетные
учреждения,  финансируемые  за  счет  средств  бюджетов  всех уровней,
государственных  внебюджетных  фондов,  выделяемых  по смете доходов и
расходов  бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты
медицинских   услуг,  оказанных  гражданам  в  рамках  территориальной
программы  обязательного  медицинского страхования, а также получающие
доходы  от  иных  источников,  в  целях  налогообложения обязаны вести
раздельный  учет  доходов  (расходов),  полученных  (произведенных)  в
рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
     В  целях  налогообложения  прибыли иными доходами от коммерческой
деятельности  признаются  доходы  бюджетных  учреждений, получаемые от
юридических  и  физических лиц по операциям реализации товаров, работ,
услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
     Налоговая  база  бюджетных  учреждений  определяется  как разница
между  полученной  суммой  дохода  от  реализации товаров, выполненных
работ,  оказанных  услуг,  суммой внереализационных доходов (без учета
НДС,   акцизов   по   подакцизным   товарам)   и   суммой   фактически
осуществленных    расходов,    связанных   с   ведением   коммерческой
деятельности.
     В   налоговом  учете  учет  операций  по  исчислению  доходов  от
коммерческой  деятельности  и  расходов,  связанных  с  ведением  этой
деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
     Следовательно,  если  в  сметах  доходов  и  расходов  бюджетного
учреждения    предусмотрено    финансирование   расходов   по   оплате
коммунальных  услуг, услуг связи за счет двух источников, то бюджетное
учреждение  в целях налогообложения прибыли принимает такие расходы на
уменьшение  доходов,  полученных от предпринимательской деятельности и
средств   целевого  финансирования,  пропорционально  объему  средств,
полученных  от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов
(включая средства целевого финансирования).
     Если  в  сметах  доходов  и  расходов  бюджетного  учреждения  не
предусмотрено  финансирование  расходов  по оплате коммунальных услуг,
услуг  связи  (за  исключением  мобильной  связи) и на ремонт основных
средств,   приобретенных   (созданных)   за  счет  бюджетных  средств,
бюджетное  учреждение  может  учесть указанные расходы при определении
налоговой  базы  по  предпринимательской деятельности при условии, что
эксплуатация  указанных  основных  средств  связана  с  ведением такой
предпринимательской  деятельности.  При этом в общей сумме доходов для
указанных  целей  не  учитываются  внереализационные  доходы, а именно
доходы,   полученные   в   виде  банковских  процентов  по  средствам,
находящимся  на  расчетном,  депозитном  счетах,  полученные  от сдачи
имущества в аренду, а также курсовые разницы и другие доходы.
     Правоотношения  сторон  при сдаче имущества в аренду регулируются
главой 34 ГК РФ.
     На  основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного
найма)  арендодатель  (наймодатель)  обязуется предоставить арендатору
(нанимателю)  имущество  за  плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи 616 ГК РФ арендатор обязан
поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет
текущий  ремонт  и нести расходы на содержание имущества, если иное не
установлено законом или договором аренды.
     К  расходам  на  содержание  арендованного помещения относятся, в
частности, коммунальные расходы.
     Согласно  пункту  12  информационного письма Президиума ВАС РФ от
11.01.2002   N   66   возложенные  на  арендатора  расходы  по  оплате
коммунальных  и  эксплуатационных  услуг  не могут рассматриваться как
форма арендной платы.
     Как следует из представленных материалов, в дополнение к договору
аренды  между  арендодателем  и арендатором заключен договор на оплату
коммунальных   и  эксплуатационных  услуг.  По  этому  договору  часть
расходов  по  оплате услуг телефонной связи, радиотрансляционной сети,
энерго-,   тепло-   и   водоснабжения,   вывоза   мусора,   уборки   и
благоустройства  территории, прочих коммунальных услуг по обслуживанию
систем  отопления,  водо-  и теплоснабжения, на охрану, обслуживание и
ремонт охранной и пожарной сигнализаций, доставку почты возлагается на
арендатора. Причем по договору со службами, предоставляющими указанные
услуги,  арендодатель  как  сторона, заключившая договоры со службами,
предоставляющими  указанные  услуги,  оплачивает  в  том  числе и долю
расходов   арендатора,  который  впоследствии  возмещает  арендодателю
затраты.
     В  соответствии  с  пунктом 1 статьи 249 НК РФ и пунктом 1 статьи
248    НК    РФ    для    целей    налогообложения   прибыли   выручка
организации-арендодателя  (за  исключением  суммы  НДС,  предъявленной
арендатору)  признается доходом от реализации услуг по сдаче имущества
в аренду.
     Таким   образом,   бюджетная   организация-арендодатель   обязана
включить  сумму компенсации за коммунальные и эксплуатационные услуги,
полученную  от  арендатора,  во  внереализационные  доходы, подлежащие
налогообложению.  При  этом  для  целей  налогообложения прибыли сумма
коммунальных  и  эксплуатационных  платежей  в  части, приходящейся на
арендатора, может быть учтена у бюджетного учреждения в зависимости от
источников  финансирования в составе расходов в порядке, установленном
статьей 321.1 НК РФ.
     В   отношении   операций   по  реализации  канцелярских  товаров,
оплаченных  арендатором,  следует  иметь  в  виду, что в данном случае
бюджетной  организацией  реализуется  товар.  Следовательно, средства,
полученные  от  арендатора  в  оплату канцелярских товаров, признаются
главой 25 НК РФ доходом от реализации товаров.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина
26 июня 2006 г.
N 20-12/56624