О ПЕНЯХ ПРИ ОШИБКЕ В ДОКУМЕНТЕ НА УПЛАТУ НАЛОГА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 4 октября 2006 г. N 03-02-07/1-272 (ФР 06-43) Вопрос: В феврале 2006 года при перечислении в бюджет НДС от реализации товаров за январь 2006 г. бухгалтер нашей фирмы допустила ошибку в платежном поручении: в графе "статус" вместо кода "01" (налогоплательщик) оставила код "02" (налоговый агент), формируя платежное поручение в компьютерной программе путем копирования с платежного поручения по уплате НДС за январь за арендодателя. В последующие месяцы вплоть по август эта ошибка повторялась, при этом никаких других нарушений по своевременности и полноте начисления и уплаты налогов в бюджет нами допущено не было. Таким образом, в бюджет по статусу "02" было излишне перечислено НДС на сумму 4562147 руб. (четыре миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи сто сорок семь рублей 00 копеек), а такая же сумма по статусу "01" была недоплачена. Ошибка была обнаружена в сентябре 2006 года, когда мы (впервые за восемь месяцев) получили от ИФНС требование N 6682 об уплате налога за август в сумме 573964 руб. (пятьсот семьдесят три тысячи девятьсот шестьдесят четыре рубля 00 коп.) и погашении всей недоимки и пени. Руководствуясь ст. 78 Налогового кодекса РФ, письмом Минфина от 11.05.2006 N 03-02-07/2-35 за Вашей подписью, арбитражной практикой (Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2006 г. по делу N КА-А40/2809-06), мы обратились 06.09.2006 г. в ИФСН с просьбой о зачете переплаты (по статусу "02") в погашение задолженности (по статусу "01"), однако нам было отказано (письмо ИФНС от 14.09.2006 г., исх. N 11-36/34010), а устно руководителем инспекции дано разъяснение, что ФНС с 2006 г. запретила проведение подобных зачетов (письмо ФНС от 14.07.2005 г. N 10-3-03/3184) и нашей фирме, как налогоплательщику, необходимо полностью погасить образовавшуюся задолженность и пени, только после этого ИФНС сможет вернуть нам, как налоговому агенту, нашу переплату. В итоге наша фирма была вынуждена взять в банке краткосрочный кредит 4000000 руб. (четыре миллиона рублей) и таким образом удовлетворить требование ИФНС. Наша фирма является малым предприятием, занимается оптовой продажей холодильного оборудования для магазинов. Считаю такую позицию (или политику?) ФНС наносящей ущерб доверию бизнеса к государству и не поддающейся никакому здравому смыслу. Прошу Вас, пока не внесены соответствующие уточнения в НК РФ, дать официальное разъяснение, обязательное для руководства в работе ИФНС, о возможности проведения подобных зачетов по просьбе налогоплательщиков или налоговых агентов и о неправомерности начисления пени в таких случаях, которые нередки. Также прошу Вас принять решение по нашему конкретному случаю - обязать ИФНС вернуть нашей организации неправомерно начисленные и удержанные пени по НДС. Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 21.09.2006 N 77 и сообщается следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов, если иное не предусмотрено статьей 45 Кодекса. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57 Кодекса). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 17.12.96 N 20-П, определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" расчетный документ имеет юридическую силу. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Кодексом не предусмотрен порядок уточнения платежа и пересчета пеней в случае подачи налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке в оформлении поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации. Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", вступающий в силу с 1 января 2007 года, предусматривает право налогоплательщика подать заявление о допущенной ошибке с приложение# документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. В настоящее время споры по вопросу о начислении пеней в случае ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются судами с учетом правовой природы пеней и последствий совершенных ошибок для бюджета. В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса каждый налогоплательщик (налоговый агент) имеет право обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика (налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации А.И. Иванеев 4 октября 2006 г. N 03-02-07/1-272 |