О ПЕНЯХ ПРИ ОШИБКЕ В ДОКУМЕНТЕ НА УПЛАТУ НАЛОГА
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
4 октября 2006 г.
N 03-02-07/1-272
(ФР 06-43)
Вопрос: В феврале 2006 года при перечислении в бюджет НДС от
реализации товаров за январь 2006 г. бухгалтер нашей фирмы допустила
ошибку в платежном поручении: в графе "статус" вместо кода "01"
(налогоплательщик) оставила код "02" (налоговый агент), формируя
платежное поручение в компьютерной программе путем копирования с
платежного поручения по уплате НДС за январь за арендодателя.
В последующие месяцы вплоть по август эта ошибка повторялась, при
этом никаких других нарушений по своевременности и полноте начисления
и уплаты налогов в бюджет нами допущено не было. Таким образом, в
бюджет по статусу "02" было излишне перечислено НДС на сумму 4562147
руб. (четыре миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи сто сорок семь
рублей 00 копеек), а такая же сумма по статусу "01" была недоплачена.
Ошибка была обнаружена в сентябре 2006 года, когда мы (впервые за
восемь месяцев) получили от ИФНС требование N 6682 об уплате налога за
август в сумме 573964 руб. (пятьсот семьдесят три тысячи девятьсот
шестьдесят четыре рубля 00 коп.) и погашении всей недоимки и пени.
Руководствуясь ст. 78 Налогового кодекса РФ, письмом Минфина от
11.05.2006 N 03-02-07/2-35 за Вашей подписью, арбитражной практикой
(Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от
11.04.2006 г. по делу N КА-А40/2809-06), мы обратились 06.09.2006 г. в
ИФСН с просьбой о зачете переплаты (по статусу "02") в погашение
задолженности (по статусу "01"), однако нам было отказано (письмо ИФНС
от 14.09.2006 г., исх. N 11-36/34010), а устно руководителем инспекции
дано разъяснение, что ФНС с 2006 г. запретила проведение подобных
зачетов (письмо ФНС от 14.07.2005 г. N 10-3-03/3184) и нашей фирме,
как налогоплательщику, необходимо полностью погасить образовавшуюся
задолженность и пени, только после этого ИФНС сможет вернуть нам, как
налоговому агенту, нашу переплату.
В итоге наша фирма была вынуждена взять в банке краткосрочный
кредит 4000000 руб. (четыре миллиона рублей) и таким образом
удовлетворить требование ИФНС.
Наша фирма является малым предприятием, занимается оптовой
продажей холодильного оборудования для магазинов.
Считаю такую позицию (или политику?) ФНС наносящей ущерб доверию
бизнеса к государству и не поддающейся никакому здравому смыслу.
Прошу Вас, пока не внесены соответствующие уточнения в НК РФ,
дать официальное разъяснение, обязательное для руководства в работе
ИФНС, о возможности проведения подобных зачетов по просьбе
налогоплательщиков или налоговых агентов и о неправомерности
начисления пени в таких случаях, которые нередки.
Также прошу Вас принять решение по нашему конкретному случаю -
обязать ИФНС вернуть нашей организации неправомерно начисленные и
удержанные пени по НДС.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики
рассмотрено ваше письмо от 21.09.2006 N 77 и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога
признается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в
банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии
достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а также
после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном
статьей 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов,
если иное не предусмотрено статьей 45 Кодекса.
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик
уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом
(пункт 2 статьи 57 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации, выраженной им в Постановлении от 17.12.96 N 20-П,
определении от 04.07.2002 N 202-О, пени являются дополнительным
платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в
результате недополучения налоговых сумм в срок.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском учете" расчетный документ имеет юридическую силу.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Кодексом не предусмотрен порядок уточнения платежа и пересчета
пеней в случае подачи налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке
в оформлении поручения на перечисление налога в бюджетную систему
Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в
часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования",
вступающий в силу с 1 января 2007 года, предусматривает право
налогоплательщика подать заявление о допущенной ошибке с приложение#
документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его
перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить
основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус
плательщика.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 Кодекса (в редакции
Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), на основании заявления
налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных
налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась,
налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день
фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему
Российской Федерации на соответствующий счет Федерального
казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней,
начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в
бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет
Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об
уточнении платежа.
В настоящее время споры по вопросу о начислении пеней в случае
ошибочно указанных реквизитов в расчетных документах разрешаются
судами с учетом правовой природы пеней и последствий совершенных
ошибок для бюджета.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса каждый
налогоплательщик (налоговый агент) имеет право обжаловать в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд
акты налоговых органов ненормативного характера, действия или
бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика
(налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают его
права.
Заместитель
директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов
Российской Федерации
А.И. Иванеев
4 октября 2006 г.
N 03-02-07/1-272
|