О ПЕНЯХ ПРИ ОШИБКЕ В ДОКУМЕНТЕ НА УПЛАТУ НАЛОГА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 04.10.06 03-02-07/1-272

           О ПЕНЯХ ПРИ ОШИБКЕ В ДОКУМЕНТЕ НА УПЛАТУ НАЛОГА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          4 октября 2006 г.
                           N 03-02-07/1-272

                              (ФР 06-43)


     Вопрос:  В  феврале  2006  года  при перечислении в бюджет НДС от
реализации  товаров  за январь 2006 г. бухгалтер нашей фирмы допустила
ошибку  в  платежном  поручении:  в  графе  "статус"  вместо кода "01"
(налогоплательщик)  оставила  код  "02"  (налоговый  агент),  формируя
платежное  поручение  в  компьютерной  программе  путем  копирования с
платежного поручения по уплате НДС за январь за арендодателя.
     В последующие месяцы вплоть по август эта ошибка повторялась, при
этом  никаких других нарушений по своевременности и полноте начисления
и  уплаты  налогов  в  бюджет  нами допущено не было. Таким образом, в
бюджет  по  статусу "02" было излишне перечислено НДС на сумму 4562147
руб.  (четыре  миллиона  пятьсот  шестьдесят две тысячи сто сорок семь
рублей 00 копеек), а такая же сумма по статусу "01" была недоплачена.
     Ошибка была обнаружена в сентябре 2006 года, когда мы (впервые за
восемь месяцев) получили от ИФНС требование N 6682 об уплате налога за
август  в  сумме  573964  руб. (пятьсот семьдесят три тысячи девятьсот
шестьдесят четыре рубля 00 коп.) и погашении всей недоимки и пени.
     Руководствуясь  ст.  78 Налогового кодекса РФ, письмом Минфина от
11.05.2006  N  03-02-07/2-35  за Вашей подписью, арбитражной практикой
(Постановление  Федерального  Арбитражного  суда Московского округа от
11.04.2006 г. по делу N КА-А40/2809-06), мы обратились 06.09.2006 г. в
ИФСН  с  просьбой  о  зачете  переплаты  (по статусу "02") в погашение
задолженности (по статусу "01"), однако нам было отказано (письмо ИФНС
от 14.09.2006 г., исх. N 11-36/34010), а устно руководителем инспекции
дано  разъяснение,  что  ФНС  с  2006 г. запретила проведение подобных
зачетов  (письмо  ФНС  от 14.07.2005 г. N 10-3-03/3184) и нашей фирме,
как  налогоплательщику,  необходимо  полностью погасить образовавшуюся
задолженность  и пени, только после этого ИФНС сможет вернуть нам, как
налоговому агенту, нашу переплату.
     В  итоге  наша  фирма  была вынуждена взять в банке краткосрочный
кредит   4000000   руб.  (четыре  миллиона  рублей)  и  таким  образом
удовлетворить требование ИФНС.
     Наша   фирма  является  малым  предприятием,  занимается  оптовой
продажей холодильного оборудования для магазинов.
     Считаю  такую позицию (или политику?) ФНС наносящей ущерб доверию
бизнеса к государству и не поддающейся никакому здравому смыслу.
     Прошу  Вас,  пока  не  внесены соответствующие уточнения в НК РФ,
дать  официальное  разъяснение,  обязательное для руководства в работе
ИФНС,   о   возможности   проведения   подобных   зачетов  по  просьбе
налогоплательщиков   или   налоговых   агентов   и  о  неправомерности
начисления пени в таких случаях, которые нередки.
     Также  прошу  Вас  принять решение по нашему конкретному случаю -
обязать  ИФНС  вернуть  нашей  организации  неправомерно начисленные и
удержанные пени по НДС.

     Ответ:  В  Департаменте  налоговой  и таможенно-тарифной политики
рассмотрено ваше письмо от 21.09.2006 N 77 и сообщается следующее.
     В   соответствии   с  пунктом  2  статьи  45  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) обязанность по уплате налога
признается  исполненной  налогоплательщиком  с  момента предъявления в
банк   поручения   на   уплату  соответствующего  налога  при  наличии
достаточного  денежного  остатка  на  счете налогоплательщика, а также
после  вынесения  налоговым органом или судом в порядке, установленном
статьей  78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов,
если иное не предусмотрено статьей 45 Кодекса.
     При  уплате  налога  с  нарушением  срока уплаты налогоплательщик
уплачивает  пени  в  порядке  и  на условиях, предусмотренных Кодексом
(пункт 2 статьи 57 Кодекса).
     Согласно   правовой   позиции  Конституционного  Суда  Российской
Федерации,   выраженной   им  в  Постановлении  от  17.12.96  N  20-П,
определении  от  04.07.2002  N  202-О,  пени  являются  дополнительным
платежом,  направленным  на компенсацию потерь государственной казны в
результате недополучения налоговых сумм в срок.
     Согласно  статье  9  Федерального  закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О
бухгалтерском   учете"  расчетный  документ  имеет  юридическую  силу.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
     Кодексом  не  предусмотрен  порядок уточнения платежа и пересчета
пеней в случае подачи налогоплательщиком заявления о допущенной ошибке
в  оформлении  поручения  на  перечисление  налога в бюджетную систему
Российской Федерации.
     Федеральный  закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в
часть  первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и
в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  связи с
осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования",
вступающий  в  силу  с  1  января  2007  года,  предусматривает  право
налогоплательщика  подать  заявление о допущенной ошибке с приложение#
документов,   подтверждающих   уплату   им  указанного  налога  и  его
перечисление    в    бюджетную   систему   Российской   Федерации   на
соответствующий  счет  Федерального  казначейства, с просьбой уточнить
основание,  тип  и принадлежность платежа, налоговый период или статус
плательщика.
     В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 Кодекса (в редакции
Федерального  закона  от  27.07.2006 N 137-ФЗ), на основании заявления
налогоплательщика     и     акта    совместной    сверки    уплаченных
налогоплательщиком  налогов, если такая совместная сверка проводилась,
налоговый  орган  принимает  решение  об  уточнении  платежа  на  день
фактической  уплаты  налогоплательщиком  налога  в  бюджетную  систему
Российской    Федерации    на    соответствующий   счет   Федерального
казначейства.  При  этом  налоговый орган осуществляет пересчет пеней,
начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в
бюджетную   систему   Российской  Федерации  на  соответствующий  счет
Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об
уточнении платежа.
     В  настоящее  время  споры по вопросу о начислении пеней в случае
ошибочно  указанных  реквизитов  в  расчетных  документах  разрешаются
судами  с  учетом  правовой  природы  пеней  и последствий совершенных
ошибок для бюджета.
     В   соответствии   со   статьями   137   и   138  Кодекса  каждый
налогоплательщик   (налоговый   агент)   имеет   право   обжаловать  в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд
акты   налоговых   органов   ненормативного  характера,  действия  или
бездействие  их  должностных  лиц,  если,  по мнению налогоплательщика
(налогового агента), такие акты, действия или бездействие нарушают его
права.

Заместитель
директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной
политики Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
4 октября 2006 г.
N 03-02-07/1-272