О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ 15 МАЯ 1992 ГОДА ПРОТОКОЛ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 25 мая 2001 г. (СЗРФ 06-46 1311) Государства - участники Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее Договор), именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь положениями Договора, Концепции коллективной безопасности, Основных положений коалиционной стратегии государств - участников Договора и других документов, принятых в его развитие, исходя из необходимости принятия дальнейших практических мер по формированию сил и средств системы коллективной безопасности государств - участников Договора (далее система коллективной безопасности), учитывая региональный принцип формирования системы коллективной безопасности и двусторонние соглашения, заключенные в сфере военной безопасности, соблюдая общепринятые принципы международного права и подтверждая свои международные обязательства по мерам укрепления доверия и безопасности, договорились о нижеследующем: Статья 1 В составе сил и средств системы коллективной безопасности государства - участники Договора формируют коалиционные (региональные) группировки войск (сил) и органы управления ими: - группировка войск Восточноевропейского региона коллективной безопасности (формируется в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации); - группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией); - группировка войск Центральноазиатского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних и региональных соглашений между государствами - участниками Договора); - группировки объединенных систем (ПВО, разведки, связи, управления и др.) в регионах (районах) коллективной безопасности; - межгосударственный орган военного управления системы коллективной безопасности для координации работы по формированию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и объединенных систем (далее региональные группировки войск и объединенных систем). Статья 2 На региональные группировки войск и объединенных систем возлагается решение задач по предотвращению и отражению возможной агрессии (вооруженного нападения), защите суверенитета и территориальной целостности государств - участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любой из Сторон, по просьбе одной или нескольких Сторон формирования региональной группировки войск (сил) одного региона (района) коллективной безопасности могут участвовать в отражении агрессии (вооруженного нападения) в другом регионе (районе) коллективной безопасности в соответствии с положениями статей 4 и 6 Договора. Стороны подтверждают свое намерение ускорить процесс сближения своих национальных законодательств с целью создания условий равной ответственности и возможностей по обеспечению коллективной безопасности. Статья 3 Состав региональных группировок войск и объединенных систем определяется государствами соответствующего региона (района) коллективной безопасности. Перечни объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав региональных группировок войск и объединенных систем, утверждаются главами государств региона (района) коллективной безопасности. В зависимости от складывающейся военно-стратегической обстановки перечни объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав региональных группировок войск и объединенных систем, могут уточняться и дополняться за счет сил и средств государств соответствующего региона (района) коллективной безопасности. Порядок комплектования и деятельности судов, органов прокуратуры и безопасности Сторон, обслуживающих региональную группировку войск, регулируется отдельным соглашением по вопросам юрисдикции и правовой помощи, связанным с временным пребыванием воинских формирований одной Стороны на территории другой. Статья 4 В мирное время объединения, соединения, воинские части вооруженных сил и других войск, выделенные в состав региональных группировок войск и объединенных систем, находятся на своей территории в подчинении их органов военного управления, если государствами региона не будет принято иного решения. В целях поддержания необходимой боевой готовности региональных группировок войск и объединенных систем по единым согласованным планам проводится оперативная (боевая) подготовка этих воинских формирований. Развертывание региональных группировок войск и объединенных систем осуществляется в период постепенного или внезапного обострения обстановки, непосредственно предшествующего началу военного конфликта, в соответствии с заблаговременно разработанными планами. Статья 5 Решение на развертывание и применение региональных группировок войск и объединенных систем по просьбе одной или нескольких Сторон принимается в соответствии с Положением о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. Порядок приведения региональных группировок войск и объединенных систем в высшие степени боевой готовности, переподчинения национальных компонентов региональному командованию, развертывания и применения региональных группировок войск и объединенных систем определяется отдельными Положениями, утверждаемыми министрами обороны государств региона коллективной безопасности. Боевое применение региональных группировок войск и объединенных систем, их взаимодействие на различных уровнях, а также всестороннее обеспечение осуществляются в соответствии с Основами подготовки и ведения операций коалиционными (региональными) группировками войск (сил) и другими документами, определяющими порядок подготовки и применения региональных группировок войск и объединенных систем. Статья 6 Стороны самостоятельно осуществляют техническое и тыловое обеспечение своих войск (сил), выделенных в состав региональных группировок войск и объединенных систем, создают и пополняют запасы материальных средств до согласованных норм в соответствии с общепринятым порядком. Иной порядок технического и тылового обеспечения может осуществляться в каждом конкретном случае по согласованию Сторон. Статья 7 Для непосредственного управления войсками, выделенными в состав региональных группировок войск, осуществления их оперативного обеспечения в каждом регионе на коллективной основе создается командование региональной группировки войск. Порядок формирования, финансирования и организации деятельности этих командований определяются государствами регионов коллективной безопасности. Статья 8 В мирное время командование каждой региональной группировки войск по согласованию Сторон может функционировать в сокращенном составе в формате постоянной оперативной группы из представителей вооруженных сил государств региона коллективной безопасности на базе одного из их генеральных (главных) штабов. Порядок его формирования, организации деятельности и развертывания до штатного состава в угрожаемый период или на время подготовки и проведения командно-штабных и войсковых учений определяются государствами регионов коллективной безопасности. Статья 9 Для координации взаимодействия региональных группировок войск и объединенных систем, военно-технического сотрудничества в рамках общей системы коллективной безопасности, а также решения вопросов, связанных с формированием и функционированием сил и средств системы коллективной безопасности, разработки совместно с министерствами обороны и командованиями региональных группировок войск предложений по подготовке и проведению совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в интересах коллективной обороны создается межгосударственный орган военного управления системы коллективной безопасности. Статья 10 Совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки органов управления и войск (сил), выделенных в состав региональных группировок и объединенных систем, проводятся в соответствии с ежегодными планами, представляемыми Советом министров обороны государств - участников Договора и утверждаемыми Советом коллективной безопасности. Финансирование совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки осуществляется на основе долевого участия Сторон. Согласование планов по тематике, составу привлекаемых органов управления и войск (сил), районам и срокам проведения мероприятий на межрегиональном уровне осуществляется начальниками генеральных (главных) штабов вооруженных сил государств - участников Договора. Обмен методическими документами по оперативным вопросам, формам и способам обучения войск и всем видам обеспечения боевых действий региональных группировок войск и объединенных систем между министерствами обороны осуществляется с учетом национального законодательства. Статья 11 Органами, уполномоченными на национальном уровне решать задачи формирования сил и средств системы коллективной безопасности, их подготовки, применения и всестороннего обеспечения, являются министерства обороны и генеральные (главные) штабы вооруженных сил государств - участников Договора. Статья 12 Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения Секретариатом Совета коллективной безопасности третьего уведомления о проведении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур по введению его в силу и продлевается автоматически при продлении Договора. Статья 13 В настоящий Протокол могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами. Данные протоколы вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Протокола, и являются его неотъемлемой частью. Совершено в городе Ереване 25 мая 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Совета коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию. х х х Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 25 июля 2006 года N 123-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3422). Протокол вступил в силу для Российской Федерации 15 августа 2006 года. |