ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 05.03.01 800

          ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
             ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ
               И ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           5 марта 2001 г.
                                N 800

                                (НЦПИ)


     Во исполнение    решения    расширенного    заседания    коллегии
Министерства образования  Российской  Федерации  от 21 февраля 2001 г.
N 5,  рассмотревшей итоги работы системы образования  в  2000  году  и
основные    задачи    Минобразования    России,   органов   управления
образованием,  образовательных,  научно-исследовательских   и   других
учреждений системы образования в 2001 году, приказываю:
     1. Утвердить   одобренные    коллегией    основные    направления
деятельности  Минобразования России в 2001 году (приложение).  Считать
главной задачей в 2001 году работу по созданию современной нормативной
базы,   включая   внесение   проектов   соответствующих  документов  в
Правительство Российской Федерации,  обеспечивающей условия проведения
намечаемых  преобразований,  а  также осуществление мер по организации
широкомасштабной  экспериментальной   работы   в   рамках   намеченных
проектов.
     2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений
Министерства  взять под личный контроль реализацию планов деятельности
Минобразования  России,  неукоснительное  соблюдение   предусмотренных
сроков  выполнения  намеченных мероприятий,  подготовки и согласования
проектов  нормативных  и   распорядительных   документов,   обеспечить
корректировку  перспективных и текущих планов работы с учетом основных
направлений деятельности Минобразования России в 2001 году.
     3. Рекомендовать  руководителям  органов управления образованием,
образовательных,  научно-исследовательских и других  учреждений  сферы
образования   скорректировать   планы   своей  деятельности  с  учетом
материалов  коллегии  Минобразования  России  в   целях   эффективного
проведения совместной экспериментальной работы,  реализации намеченных
программ,  организации широкой разъяснительной работы в педагогических
коллективах, среди родительской общественности по актуальным проблемам
реформирования системы образования,  осуществлять координацию действий
с   органами  по  делам  молодежи  субъектов  Российской  Федерации  и
муниципальных образований.
     4. Заместителям Министра, Управлению региональной образовательной
политики (Бредихину Г.  А.),  руководителям структурных  подразделений
Министерства   обеспечить   обсуждение   мероприятий,   намеченных   к
реализации,  на зональных  совещаниях  в  марте-апреле  2001  г.  в  7
федеральных   округах   в   контексте   Плана  действий  Правительства
Российской Федерации в  области  социальной  политики  и  модернизации
экономики   и   обсуждения,  состоявшегося  на  расширенном  заседании
коллегии Минобразования России.  В срок до 15 мая 2001 г.  представить
руководству  Министерства  информацию  об итогах зональных совещаний и
предложениях их  участников,  требующих  рассмотрения  в  Министерстве
образования Российской Федерации.
     5. Отделу баз данных и документальной  связи  (Быстрову  И.  Е.),
Пресс-службе    (Омельченко   С.   В.)   организовать   информирование
заинтересованных органов законодательной и  исполнительной  власти,  а
также   широкой   общественности   о  результатах  работы  коллегии  и
намеченных ею основных направлениях деятельности Министерства  в  2001
году.
     6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр образования
Российской Федерации
                                                           В. ФИЛИППОВ
5 марта 2001 г.
N 800


                                                            Приложение

                                       к приказу Минобразования России
                                                  от 5 марта 2001 года
                                                                 N 800

                  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ

          I. Формирование государственной политики в области
            образования и ее законодательное обеспечение:

     организация деятельности   по  правовому  обеспечению  реализации
Плана  действий  и  основных  мероприятий   Правительства   Российской
Федерации  в  области  социальной политики и модернизации экономики на
2000 - 2001 годы в части реформирования  образования,  а  также  общей
систематизации  и  кодификации законодательства в области образования,
подготовка законопроектов в соответствии с Планом подготовки  проектов
федеральных   законов   на   2001   год,   утвержденным  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря  2000  г.  N  1875-р;
проектов постановлений     Правительства     Российской     Федерации,
предусмотренных приказом Минобразования России от 28 августа  2000  г.
N 2517 и утвержденным этим приказом планом-графиком;
     работа по созданию  целостной  законодательной  нормативной  базы
деятельности  образования,  гарантирующей  равный  доступ  к нему всех
граждан  страны,  сохранение  единого  образовательного  пространства,
обеспечение  реальной  автономии образовательных учреждений,  развитие
демократической системы  образования,  создание  нормативной  правовой
базы деятельности образовательных учреждений для детей,  нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
     совершенствование механизма   управления  Федеральной  программой
развития образования  (2000  -  2005  гг.),  разработка  и  реализация
"Перечня  первоочередных  (на  2001  г.) работ,  вытекающих из системы
мероприятий программы" и "Координационного плана  совместных  действий
Минобразования  России  с другими федеральными органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации";
     организация взаимодействия      с      профильными     комитетами
Государственной Думы  и  Совета  Федерации  Федерального  собрания  по
вопросам   разработки,   рассмотрения   и   доработки  законопроектов,
касающихся отрасли образования,  в том числе осуществление совместного
рабочего плана законопроектной деятельности;
     координация работы в  области  регионального  законодательства  в
области образования, анализ его на соответствие Конституции Российской
Федерации,   федеральному    законодательству,    оказание    регионам
методической помощи в разработке законодательства;
     участие в  подготовке  соглашений  о   разграничении   полномочий
федерального   центра  и  субъектов  Российской  Федерации  в  области
образования;
     разработка нормативных    правовых    документов,    определяющих
перспективы  развития  системы  детского  отдыха  и  оздоровления   на
ближайшие годы,  приведение правовой базы деятельности оздоровительной
инфраструктуры  в  соответствие  с   новыми   социально-экономическими
условиями;
     подготовка совместно   с   Минимуществом    России    необходимых
нормативно-методических  материалов  по  вопросам учета,  регистрации,
оценки и управления земельными ресурсами и недвижимым имуществом.

     II. Обеспечение управления и контроля качества образования:

     организация и  проведение   эксперимента   по   совершенствованию
структуры и содержания общего образования, в том числе:
     подготовка программно-методического обеспечения  эксперимента,  а
также проведение курсов повышения квалификации координаторов субъектов
Российской Федерации, отвечающих за проведение эксперимента;
     обеспечение межведомственной    ранней   диагностики   и   ранней
специальной помощи и коррекции  детей  с  выявленными  отклонениями  в
развитии;
     организация обучения  детей,  ранее   считавшихся   необучаемыми,
обеспечение   интегрированного   обучения   и   создания  адаптивно  -
развивающей безбарьерной среды в образовательных учреждениях, развитие
вариативных   моделей   непрерывного   специального   образования   от
дошкольного до высшего;
     доработка и  введение  в действие государственных образовательных
стандартов дошкольного образования,  завершение  разработки  концепции
непрерывного образования (дошкольное и начальное общее);
     разработка концептуальных  подходов  к  реализации  обязательного
минимума  содержания  среднего  (полного)  общего образования в рамках
профессиональных образовательных программ начального профессионального
образования с учетом профиля будущей профессии обучающегося;
     совершенствование содержания      среднего      профессионального
образования,  формирование  методологии  и организационное обеспечение
разработки  государственного   образовательного   стандарта   среднего
профессионального образования нового поколения;
     создание системы      организационно-методической       поддержки
инновационных   образовательных  программ;  расширение  информатизации
образования;  развитие  преемственности   среднего   профессионального
образования с другими уровнями образования;
     разработка учебно-методического   сопровождения   государственных
образовательных   стандартов   второго  поколения,  включая  примерные
программы дисциплин  федерального  компонента,  перечня  рекомендуемой
литературы    по    всем   направлениям   и   специальностям   высшего
профессионального   образования.   Разработка   перечня   необходимого
учебного  оборудования  для реализации государственных образовательных
стандартов;
     разработка системы     внутривузовского     контроля     качества
образования.    Создание    методических    основ    оценки     уровня
подготовленности выпускников высших учебных заведений;
     формирование независимой системы аттестации и  контроля  качества
образования;
     разработка программы   аттестации   образовательных    учреждений
среднего и высшего профессионального образования;
     согласование и утверждение примерных требований к  аттестационным
технологиям,    применяемым    при    аттестации   общеобразовательных
учреждений.  Разработка программы и  научно-методического  обеспечения
подготовки  экспертов,  привлекаемых  к аттестации общеобразовательных
учреждений;
     совершенствование процедуры    лицензирования,    аттестации    и
государственной аккредитации образовательных учреждений, в том числе с
учетом   экономических   факторов   их   функционирования,  аттестации
педагогических и руководящих кадров;
     подготовка и  реализация  федеральной  целевой программы "Русский
язык";
     формирование квалификационных характеристик специалистов с высшим
профессиональным  образованием  с  учетом  многоступенчатости  высшего
профессионального   образования  и  введения  квалификаций  (степеней)
бакалавра и магистра;
     разработка государственных       образовательных       стандартов
послевузовского образования и их учебно-методического сопровождения;
     разработка и   реализация   комплекса   мер   по   информатизации
образовательного процесса,  введению  новых  педагогических  обучающих
систем,     опирающихся     на     современные     информационные    и
телекоммуникационные технологии;
     обеспечение реализации  первого  этапа  компьютеризации  сельских
школ;
     организация выполнения  федеральной  целевой  программы "Создание
единой  образовательной  информационной   среды",   научно-технической
программы "Создание системы открытого образования";
     содействие выработке  нового  поколения  учебно-лабораторного   и
материально-технического оборудования на основе современных технологий
в      рамках      программы      "Научное,       научно-методическое,
материально-техническое    и    информационное   обеспечение   системы
образования";
     формирование единой   федеральной   системы  научно-методического
обеспечения развития  образования  всех  уровней  и  создание  системы
открытого образования;
     развитие и  оптимизация  ведомственной  системы   распространения
учебной   литературы,   создание   информационной   системы   учебного
книгоиздания Российской Федерации;
     содействие созданию   условий  для  разработки  учебников  нового
поколения,  мультимедийной продукции  для  образовательных  учреждений
Российской Федерации;
     дальнейшее совершенствование экспертизы учебных  изданий,  в  том
числе на электронных носителях, для всех уровней образования;
     развитие информационной   инфраструктуры   на   базе    библиотек
образовательных  учреждений  с  применением новых технологий,  включая
совершенствование системы комплектования библиотечных фондов;
     развитие инфраструктуры  единой телекоммуникационной сети системы
образования;
     реализация программы  реструктуризации  сельской  малочисленной и
малокомплектной школы,  разработка специфических проблем содержания  и
организации учебно-воспитательного процесса в этой школе, усиление его
практической направленности в  соответствии  с  условиями  современной
российской деревни;
     разработка и    обеспечение    выполнения    целевой    программы
"Образование  и  здоровье",  содействие  созданию  подобных программ в
субъектах Российской Федерации и образовательных учреждениях;
     дальнейшее развитие   воспитания  в  системе  образования  России
(реализация  программы  развития  воспитания  в  системе   образования
России, принятой в октябре 1999 года);
     развитие системы  дополнительного  образования  детей  на  основе
реализации межведомственной программы развития системы дополнительного
образования детей России на 2001 - 2005 годы;
     реализация в   каждом   образовательном   учреждении  комплексной
системы  воспитания  как  органического  компонента   образовательного
процесса;
     реализация Концепции профилактики злоупотребления  психоактивными
веществами в образовательной среде (приказ Минобразования России от 28
февраля 2000 г. N 619).

     III. Подготовка, повышение квалификации и аттестация кадров:

     реализация Комплексной   программы    развития    педагогического
образования в России на период до 2010 года,  отвечающего потребностям
практики в условиях реализации новой  структуры  и  содержания  общего
образования,  оптимизация  структуры  подготовки педагогических кадров
образовательными  учреждениями  разных  типов  и   видов,   расширение
возможностей   многоуровневой   подготовки   специалистов   на  основе
координации   работы   учреждений   педагогического   образования    и
региональных органов управления образованием;
     организация деятельности        учреждений        дополнительного
профессионального   (педагогического)   образования   по   дальнейшему
совершенствованию системы повышения  квалификации  педагогов  в  свете
задач широкомасштабного эксперимента по модернизации образования;
     организация (с  февраля   по   декабрь   2001   года)   повышения
квалификации  работников  образования  сельских школ по освоению новых
информационных (компьютерных) технологий;
     совершенствование федеральной системы подготовки,  переподготовки
и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью,  в  сфере
воспитания  и  дополнительного  образования детей и учащейся молодежи,
социально-педагогической поддержки и реабилитации детей;
     совершенствование аттестации    педагогических    и   руководящих
работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,
повышение  стимулирующей  роли  аттестации  в системе переподготовки и
регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров
всех уровней;
     реализация мер по  улучшению  подготовки  на  современном  уровне
молодых  педагогических кадров для высшей школы,  прежде всего,  путем
кардинального   повышения   эффективности    института    аспирантуры,
разработки  и  реализации  в аспирантуре как исследовательских,  так и
педагогически     ориентированных      образовательно-профессиональных
программ;
     осуществление комплекса  мер  по  дальнейшему   совершенствованию
системы  государственной  аттестации  научных  и научно-педагогических
кадров, в том числе:
     организация работы    системы   аттестации   в   соответствии   с
утвержденными  Правительством  Российской  Федерации  Единым  реестром
ученых  степеней  и  ученых званий и положениями о порядке присуждения
ученых степеней и присвоения ученых званий;
     введение в  действие  и обеспечение эффективной работы одобренной
Высшей     аттестационной     комиссией     Минобразования      России
реструктурированной сети диссертационных советов Российской Федерации;
     анализ эффективности работы аспирантуры и  докторантуры  с  целью
оптимизации подготовки кадров высшей квалификации;
     продолжение работы    по     созданию     современной     сетевой
автоматизированной  информационной  системы  ВАК  России,  связанной с
информационной системой Минобразования России;
     подготовка Концепции  развития  дополнительного профессионального
образования в Российской Федерации на 2001 -  2005  годы;  активизация
деятельности  Координационного  совета  по  повышению  квалификации  и
переподготовке руководителей и специалистов, пересмотр состава совета,
утверждение   нового   Положения   о   совете,  придание  ему  статуса
государственно-общественного    органа    управления    дополнительным
профессиональным образованием.

          IV. Экономика образования, управление и контроль:

     стабилизация и    укрепление    финансового   положения   системы
образования,  переход  к  новым  финансово-экономическим   отношениям,
разработка    правовых    актов    по    нормативному   финансированию
образовательных учреждений с учетом специфики регионов, типов, видов и
категорий учреждений;
     продолжение работы,  направленной  на   улучшение   материального
обеспечения   работников   образования,   разработка   предложений  по
совершенствованию оплаты  труда  в  образовании  с  учетом  отраслевых
условий  и  особенностей,  включая  вопросы  установления  надбавок за
непрерывный  стаж  работы  в  образовательных  учреждениях,  а   также
пересмотр  норм  рабочего  времени  отдельных категорий педагогических
работников;
     проведение работы   по  введению  новой  системы  стипендиального
обеспечения студентов;
     продолжение работы     по     внедрению    конкурсного    порядка
финансирования  инвестиционных  проектов  высших  учебных   заведений,
имеющих государственную аккредитацию;
     переход при  разработке  контрольных  цифр  приема  студентов  на
систему  конкурсного  порядка распределения государственного заказа на
подготовку  специалистов  с  высшим  профессиональным  образованием  с
допуском к конкурсу аккредитованных высших учебных заведений;
     разработка механизмов    прогнозирования    развития     среднего
профессионального  образования,  согласование  масштабов  и  структуры
подготовки специалистов с потребностями населения и рынка труда;
     оптимизация сети  учебных  заведений  в профильном и региональном
аспектах;
     совершенствование системы   управления  средним  профессиональным
образованием  в  направлении  сочетания   отраслевых,   межотраслевых,
региональных  и межрегиональных интересов и потребностей,  преодоления
ведомственной  разобщенности;  дальнейшее  развитие  государственно  -
общественного характера системы управления;
     совершенствование структуры    управления    государственно     -
общественными    организациями   системы   высшего   профессионального
образования;
     активизация подготовительной  работы  по созданию университетских
комплексов (в том числе как единого юридического  лица),  объединяющих
структурные  подразделения,  реализующие  программы  различных уровней
(лицеи,   гимназии,   колледжи,   техникумы,   институты,   учреждения
дополнительного  образования),  научно-исследовательские  институты  и
конструкторские бюро, производственные и другие подразделения, объекты
социальной сферы;
     создание предпосылок     для      создания      исследовательских
университетов,   обеспечивающих   приоритетные   направления  развития
экономики, науки и технологий;
     осуществление практических  мер  по  реализации  порядка оказания
дополнительных образовательных услуг на возмездной основе в дошкольных
и  общеобразовательных  учреждениях,  а  также  порядка финансирования
гимназий и других типов государственных средних школ;
     завершение формирования  на  базе  Центрального кадастрового бюро
Минобразования  России   единого   отраслевого   реестра   федеральной
собственности  в  целях повышения эффективности управления ею,  защиты
имущественных прав учреждений образования,  оптимизации  и  сокращения
эксплуатационных    расходов,   организация   работы   сети   филиалов
кадастровых   бюро   на   базе    8    вузов,    их    финансирования,
материально-технического   оснащения   и   апробации   первой  очереди
интерактивной компьютерной информационной системы;
     реализация отраслевой      программы     энергоресурсосбережения,
заключение   совместных    соглашений    Минобразования    России    с
администрациями   34   регионов   с   целью   повышения  эффективности
использования топливно-энергетических ресурсов;
     осуществление совместно  с  органами  управления  образованием  и
образовательными учреждениями мер по  сокращению  числа  незавершенных
строительством объектов со 138 до 97;
     активизация деятельности коллегиальных, в том числе общественных,
органов, функционирующих при Минобразовании России:
     Совета руководителей органов  управления  образованием  субъектов
Российской Федерации,  Федерального экспертного совета, Экономического
совета, других экспертных, консультационных, методических объединений,
а  также  руководящих  органов  профессиональных  союзов и ассоциаций,
союзов   ректоров   высших    и    директоров    средних,    начальных
профессиональных   учебных  заведений,  привлечение  их  к  выработке,
обсуждению и реализации  важнейших  решений,  касающихся  деятельности
системы образования;
     осуществление планового государственного контроля за:
     исполнением законодательства   Российской   Федерации  в  области
образования;
     исполнением нормативных      правовых      актов,      касающихся
функционирования образовательных учреждений;
     обеспечением социальных   гарантий   участников  образовательного
процесса и защиты конституционных прав граждан на образование;
     активизация и регулирование инспекционно-контрольной деятельности
в сфере образования,  формирование  основ  механизма  функционирования
единой  федеральной государственной системы инспектирования и контроля
соблюдения законодательства в области образования;
     совершенствование нормативных  правовых документов,  регулирующих
деятельность образовательных учреждений и уклад школьной жизни;
     контроль совместно    с   ЦК   профсоюза   работников   народного
образования и науки за  своевременной  и  полной  выплатой  заработной
платы    работникам   образовательных   учреждений,   подведомственных
субъектам   Российской   Федерации   и   муниципалитетам,   погашением
задолженности по заработной плате работникам сферы образования;
     осуществление мероприятий     по     реализации      утвержденной
Правительством   Российской   Федерации   "Федеральной   программы  по
восстановлению экономики и социальной  сферы  Чеченской  Республики  в
2001 году";
     совершенствование организационной структуры центрального аппарата
Министерства,  уточнение  функциональных обязанностей его сотрудников,
устранение  дублирования  в  деятельности   отдельных   подразделений,
укрепление    исполнительской   дисциплины,   повышение   качества   и
эффективности управленческих решений.

                  V. Реализация молодежной политики:

     разработка проекта концепции государственной молодежной  политики
в Российской Федерации;
     осуществление комплекса мер  по  реализации  федеральной  целевой
программы "Молодежь России" (2001 - 2005 годы), в том числе:
     по профилактике   безнадзорности,   подростковой    преступности,
наркомании  и  алкоголизма,  развитию  системы  социальных  служб  для
молодежи и подростково-молодежных клубов;
     по развитию   системы   ювенальной  юстиции:  правовой  защиты  и
социальной адаптации подростков и молодежи;
     по укреплению   института  молодой  семьи,  пропаганде  здорового
образа  жизни  и  просвещения  молодежи  по  вопросам  репродуктивного
здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний;
     по улучшению здоровья молодого поколения, развитию системы отдыха
и оздоровления;
     по подготовке  молодых  людей  к  службе  в   армии,   воспитанию
гражданско-патриотического отношения к Родине;
     по содействию  благоприятному   началу   трудовой   деятельности,
решению вопросов занятости и профориентации молодежи;
     по социально-экономической   поддержке   при   создании    семьи,
содействию решению первичных жилищных проблем;
     по решению проблем мотивации труда и  привитию  новых  ценностных
ориентиров,   адаптации   к  современным  условиям  развития  рыночной
экономики,    в    том    числе    вовлечению     в     цивилизованное
предпринимательство;
     по формированию у молодежи активной жизненной позиции,  повышению
электоральной      культуры,      готовности      к      участию     в
общественно-политической жизни страны,  государственной деятельности и
управлении,  созданию  условий для выдвижения способных и компетентных
молодых
     людей в органы государственной власти на всех уровнях; разработка
основных направлений и  поэтапное  внедрение  системы  государственной
поддержки и стимулирования строительства жилья для молодежи;
     совершенствование нормативно-правовой    базы     государственной
поддержки молодежных, детских и молодежных общественных объединений;
     создание совместно с Госкомстатом России  системы  статистических
показателей  и  организация  регулярного сбора информации по проблемам
реализации государственной молодежной политики;
     создание системы   регулярного   мониторинга  проблем  реализации
государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации;
     содействие разработке региональных программ реализации молодежной
политики;
     подготовка и   проведение  спортивных  мероприятий  Всероссийской
универсиады 2001 года;
     подготовка и проведение Всемирных зимней и летней универсиад 2001
года;
     разработка проекта   федеральной  целевой  программы  "Физическое
воспитание и оздоровление детей,  подростков и молодежи  в  Российской
Федерации на 2002 - 2006 годы";
     реализация Программы мер по профилактике социального сиротства  и
улучшения  положения  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения
родителей,  на 2001 - 2002 годы (приказ  Минобразования  России  от  7
декабря 2000 г. N 3572);
     осуществление комплекса мер:
     по выявлению и учету несовершеннолетних,  находящихся в социально
опасном положении,  не посещающих или систематически  пропускающих  по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях
обеспечения  получения  несовершеннолетними  обязательного   основного
общего образования, оказания им соответствующей помощи;
     по развитию  сети  специальных  учебно-воспитательных  учреждений
открытого  и  закрытого  типа,  образовательных  учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной  помощи,  и
иных образовательных учреждений, оказывающих специализированную помощь
несовершеннолетним  с  проблемами  в  обучении,  развитии,  поведении,
социальной адаптации.

                VI. Организация научных исследований:

     развитие научной,   научно-технической  деятельности  организаций
системы образования как необходимой составной части процесса обучения,
подготовки кадров высшей квалификации;
     реализация Концепции   государственной    научной,    научно    -
технической  и инновационной политики в системе образования Российской
Федерации  на  2000  -  2005   годы,   направленной   на   активизацию
деятельности  высших  учебных заведений и научных учреждений в решении
социально-экономических  проблем  страны,  в  реализации   федеральных
целевых,  отраслевых  и  региональных  научно-технических программ,  в
первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей;
     продолжение развития   инфраструктуры   научно-технической  сферы
технопарков,  бизнес- и инновационных центров,  в том числе на  основе
типового   положения  об  университетском  учебно-научно-инновационном
комплексе  (УНИК),  создание  которых  явится  первым  шагом  на  пути
создания  университетских  комплексов  и федеральных исследовательских
университетов;
     продолжение курса  на  активное  взаимодействие  высшей  школы  с
отраслями  промышленности,  нашедшего  отражение  в  решении  коллегии
Минобразования России от 10 января 2001 г.,  рекомендовавшей расширить
практику  подписания  межотраслевых   соглашений   о   сотрудничестве,
генеральной  задачей  которого  является  подготовка  и переподготовка
кадров,  способных воспринять,  использовать и развивать новые высокие
технологии и наукоемкую продукцию,  эффективно реализовывать передовые
научные достижения в промышленном, а не в опытном производстве, имея в
виду  привлечь  в  систему образования в 2001 году до 400 млн руб.  из
отраслей  при  паритетном  финансировании  со  стороны  Минобразования
России;
     государственная поддержка     региональной     научно-технической
политики высшей школы;
     дальнейшее расширение   фундаментальных   научных    исследований
учреждениями и организациями Министерства,  рассматриваемых в качестве
основы   дальнейшего    развития    науки    и    решающего    фактора
фундаментализации    образования.    Поддержка    этих    исследований
осуществляется  Министерством  в  рамках  тематических  планов  вузов,
грантов и программы "Университеты России";
     приоритетное проведение  фундаментальных  и  прикладных   научных
исследований,   инновационных   проектов,   направленных   на  научное
обеспечение   решения   важнейших   проблем   всех   уровней   системы
образования, основных направлений ее развития;
     поддержка исследований  по   развитию   государственной   системы
аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации,
формированию и закреплению научных кадров в  регионах  и  в  стране  в
целом; создание системы мониторинга и поддержки талантливой молодежи;
     концентрация средств,    выделяемых    на    развитие     научных
исследований,   их   структуризация   по   приоритетным  направлениям:
фундаментальных исследований,  исследований,  направленных на развитие
системы  образования,  исследований в областях критических и социально
ориентированных технологий;
     повсеместное внедрение  нормативно-методической  базы  проведения
научных исследований на основе утвержденного Положения об  организации
научных  исследований,  проводимых  подведомственными  учреждениями  в
рамках  тематических  планов  по  заданиям  Минобразования  России   и
финансируемых из средств федерального бюджета;
     формирование и   реализация   программы    содействия    развитию
научно-исследовательской работы молодых ученых, аспирантов, студентов,
поисково-исследовательской  деятельности  обучающихся  в   учреждениях
общего основного и дополнительного профессионального образования.

                  VII. Международное сотрудничество:

     осуществление комплекса   мер   по   созданию  целостной  системы
международных  связей  в   области   образования,   охватывающей   как
международный, так и российский рынок образовательных услуг, определив
в качестве приоритетных следующие направления:
     содействие российским  образовательным  учреждениям  в расширении
экспорта образовательных услуг,  развитие международно-договорной базы
Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов
об образовании, ученых степеней и званий;
     выработка предложений   в   международные   договоры   Российской
Федерации по вопросам расширения международных академических  обменов,
интеграции  российского  образования  в  международное образовательное
сообщество;
     расширение международной   академической  мобильности  и  доступа
иностранных граждан к системе открытого образования российских вузов;
     реализация межгосударственной     программы     мероприятий    по
формированию  общего  образовательного  пространства   в   Содружестве
Независимых Государств;
     разработка и осуществление инновационных  программ,  направленных
на   дальнейшее   развитие  международного  сотрудничества  в  области
образования,  инициирование  и  реализация  международных  программ  и
проектов    с    участием   российских   образовательных   учреждений,
распространение позитивных результатов,  усиление контроля за  целевым
использованием инвестиций;
     повышение эффективности использования  государственных  стипендий
для  обучения  иностранных граждан,  создание условий,  способствующих
расширению контингента обучающихся на контрактной основе;
     развитие функций   сети   региональных   и  межвузовских  центров
международного  сотрудничества,   создание   опорных   университетских
центров  в  федеральных  округах,  формирование  системы  подготовки и
повышения  квалификации  кадров  международных  служб  образовательных
учреждений России;
     формирование системы  содействия  изучению  языков   и   культуры
народов  России за пределами Российской Федерации,  развитие работы по
удовлетворению  образовательных   потребностей   соотечественников   в
зарубежных    странах,   поддержка   создания   российско-национальных
университетов, институтов, других образовательных учреждений, оказание
помощи   в   их   работе,   включая   командирование   специалистов  и
преподавателей,   предоставление   учебной    и    учебно-методической
литературы,  другие виды помощи, предусмотренные межправительственными
и межведомственными соглашениями;
     развитие сотрудничества    с   международными   и   национальными
зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы,
Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР;
     поддержка изучения    и    преподавания    русского    языка    в
образовательных учреждениях государств СНГ и Балтии, зарубежных стран;
     совершенствование механизма  международных  обменов,  участия   в
конференциях,  семинарах,  ярмарках-выставках  образовательных  услуг,
студенческих и школьных олимпиадах.