ОБ ОБЛОЖЕНИИ ЕСН ВЫПЛАТ СОТРУДНИКАМ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ, РАБОТАЮЩИХ В РФ ПО ДОГОВОРАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.10.06 03-05-02-04/170

           ОБ ОБЛОЖЕНИИ ЕСН ВЫПЛАТ СОТРУДНИКАМ ИНОСТРАННЫХ
                КОМПАНИЙ, РАБОТАЮЩИХ В РФ ПО ДОГОВОРАМ
                       ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 октября 2006 г.
                          N 03-05-02-04/170

                              (ФР 06-44)


     Вопрос:   Пользуясь   правом,   предоставленным  нам  статьей  21
Налогового  кодекса  РФ,  просим Вас предоставить ответ на наш запрос,
касающийся применения норм законодательства о налогах и сборах.
     Наша компания - общество с ограниченной ответственностью является
юридическим лицом, созданным по законодательству Российской Федерации,
входящим  в  группу компаний. Специфика деятельности нашей организации
такова,  что  она  нуждается  в выполнении ряда функций, которые могут
быть   исполнены   лишь   специалистами,   имеющими   опыт  работы  на
предприятиях   группы   компаний  в  различных  странах  мира.  Данные
специалисты  из  числа иностранных граждан направляются для выполнения
этих  функций  в  нашу организацию на основе договора о предоставлении
этих  специалистов во временное пользование нашей организации (договор
о  предоставлении персонала). Наша организация обеспечивает их рабочим
местом  и  гарантирует  им  условия труда, соответствующие требованиям
действующего   законодательства.   Выполняя   свои   функции  в  нашей
организации,  иностранные  специалисты состоят в трудовых отношениях с
иностранной организацией, их направившей.
     Указанные    специалисты   выполняют   функции,   соответствующие
должностям, предусмотренным штатным расписанием нашей организации, они
полностью подчиняются правилам внутреннего распорядка, их деятельность
регламентируется  внутренними  должностными  инструкциями,  они  также
участвуют в управлении деятельностью нашей организации.
     На основании вышеизложенного мы считаем, что, несмотря на то, что
прямые  трудовые  договоры  между  иностранными  специалистами и нашей
организацией  не заключаются, на территории России между специалистами
и  нашей  организацией  возникают  трудовые отношения. В этой связи мы
считаем,  что  в  отношении  иностранных специалистов наша организация
должна  иметь  те  же  права  и  обязанности,  что и в отношении своих
штатных  сотрудников.  Мы  считаем, что обязаны исчислять и уплачивать
единый  социальный  налог  с  сумм,  которые  иностранные  специалисты
получают  в  качестве  своего  вознаграждения.  Информацию  о  размере
начисленных  в пользу таких сотрудников сумм в иностранном государстве
мы  можем пoлyчaть от самой инoстpaнной организации. При этом мы можем
направлять  таких  сотрудников в служебные командировки с компенсацией
им  командировочных  расходов,  включая  оплату  проезда, проживания и
суточных.  При налогообложении указанных выплат считаем, что мы должны
руководствоваться   теми   же  нормами  законодательства,  что  и  при
налогообложении выплат в пользу наших штатных сотрудников.
     Просим подтвердить правильность нашей точки зрения.

     Ответ:   Департамент   налоговой  и  таможенно-тарифной  политики
рассмотрел   ваше   письмо   от  05.12.2005  N  3-05/2005  по  вопросу
налогообложения   единым   социальным   налогом  выплат,  производимых
иностранными  организациями в пользу своих сотрудников, направленных в
соответствии  с  договором  о  предоставлении  персонала  на  работу в
российскую компанию, и сообщает следующее.
     Согласно  пункту  1 статьи 235 главы 24 "Единый социальный налог"
Налогового    кодекса    Российской   Федерации   (далее   -   Кодекс)
налогоплательщиками   единого   социального   налога  признаются  лица
производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
     Пунктом  2  статьи 11 Кодекса установлено, что в целях применения
положений   Кодекса   к   организациям   относятся  юридические  лица,
образованные  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
а  также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративное
образования,  обладающие  гражданской  правоспособностью,  созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств, международные
организации,  их  филиалы и представительства, созданные на территории
Российской  Федерации  (далее - иностранные организации); к физическим
лицам - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства.
     Специальных  положений,  регулирующих порядок исчисления и уплаты
единого   социального  налога  иностранными  организациями,  глава  24
Кодекса не содержит.
     В  соответствии  с  пунктом  1 статьи 236 Кодекса установлено что
объектом     налогообложения    единым    социальным    налогом    для
налогоплательщиков,  производящих  выплаты  в  пользу  физических лиц,
признаются     выплаты     и    иные    вознаграждения,    начисляемые
налогоплательщиками   в   пользу   физических   лиц   по   трудовым  и
гражданско-правовым  договорам,  предметом которых является выполнение
работ,  оказание  услуг  (за исключением вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     Таким образом, Кодексом не предусмотрено положений, освобождающих
иностранные   организации,   производящие   выплаты   в  пользу  своих
сотрудников,  направленных в соответствии с договором о предоставлении
персонала   на   работу   в   российскую   компанию,  от  обязанностей
налогоплательщиков единого социального налога.
     Однако  при  рассмотрении данного вопроса следует также учитывать
следующее.
     Согласно статье 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах.
     Особенности учета иностранных организаций регулируются Положением
об  особенностях  учета  в  налоговых органах иностранных организаций,
утвержденным  Приказом  МНС  РФ  от  7  апреля  2000 г. N АП-3-06/124,
предусматривающим   основания,   при   наличии   которых   иностранные
организации   подлежат  постановке  на  налоговый  учет  в  Российской
Федерации,   в   частности,   осуществление  иностранной  организацией
деятельности  в Российской Федерации через филиалы, представительства,
другие  обособленные  подразделения,  наличие  в  Российской Федерации
недвижимого имущества и транспортных средств (в том числе ввезенных на
территорию    Российской    Федерации),   принадлежащего   иностранной
организации  на  праве  собственности  или  на правах владения и (или)
пользования и (или) распоряжения и другие основания.
     В  случае,  если  иностранная  организация подлежит постановке на
налоговый   учет   в   Российской  Федерации  при  наличии  оснований,
предусмотренных  вышеуказанным  Положением, то такая организация будет
рассматриваться как налогоплательщик ЕСН в общеустановленном порядке.
     Что  касается  уплаты российской организацией единого социального
налога  с выплат указанным иностранным специалистам и направления их в
служебные  командировки,  то,  учитывая положения вашего письма о том,
что   указанные   специалисты   "выполняют   функции,  соответствующие
должностям,  предусмотренным  штатным  расписанием  вашей организации,
полностью подчиняются правилам внутреннего распорядка, деятельность их
регламентируется  внутренними  должностными  инструкциями", просим вас
для  окончательного  ответа  представить  в  адрес  Департамента копию
договора о предоставлении иностранного персонала.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Министерства финансов
Российской Федерации
                                                          А.И. Иванеев
26 октября 2006 г.
N 03-05-02-04/170