ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ НАУКИ И ТЕХНИКИ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 15 августа 2000 г. N 2443 (НЦПИ) С целью совершенствования управления научными исследованиями по приоритетным направлениям науки и техники и в соответствии с приказом Минобразования России от 16.06.2000 N 1788 приказываю: 1. Утвердить Положение о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники". 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление научно-инновационной деятельности (Суворинова А.В.). Заместитель Министра образования Российской Федерации Б.А. Виноградов 15 августа 2000 г. N 2443 УТВЕРЖДЕНО приказом Минобразования РФ от 15 августа 2000 года N 2443 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке формирования и реализации научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и задачи научно-технической программы Минобразования России "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" (далее - программа), принципы ее формирования и реализации, определяет порядок формирования структуры программы, отбора проектов программы, управления программой, финансирования программы и ее выполнения, приемки результатов выполненных работ. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон Российской Федерации "О науке и государственной научно-технической политике", а также Концепцией научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. 1.3. Настоящее Положение может уточняться, дополняться и изменяться по мере изменения правовых и экономических условий деятельности системы образования Российской Федерации. 2. Научно-техническая программа 2.1. Научно-техническая программа "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" является одной из основных форм организации научно-технической и инновационной деятельности в системе образования. 2.2. В настоящем Положении под программой (подпрограммой, разделом подпрограммы) понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ, иных программных мероприятий, обеспечивающий достижение установленных для нее целей научной, научно-технической и инновационной политики Минобразования России и решение необходимых для этого задач. 2.3. Структуру программы образуют: - подпрограммы; - разделы подпрограмм (при необходимости); - проекты, которые в совокупности составляют раздел подпрограммы или подпрограмму. 2.4. Срок выполнения подпрограммы не может превышать пяти лет и, как правило, не должен быть менее двух лет. 2.5. Управление программой осуществляют: - Минобразование России; - руководящий совет программы; - управляющий комитет программы; - научно-технические советы подпрограмм; - исполнительные дирекции программы и подпрограмм. 3. Цели и задачи программы. Принципы формирования и реализации программы Основными целями программы являются: - оптимальное использование существующего научно-технического потенциала системы образования для достижения максимально возможного вклада в социально-экономическое развитие страны; - повышение уровня подготовки и квалификации научно-педагогических кадров системы образования; - формирование инновационной ориентации научно-технической деятельности системы образования; - иные цели, обусловленные целями научной, научно-технической и инновационной политики Минобразования России. Основными задачами подпрограмм (разделов подпрограмм), вытекающими из установленных для них целей, могут являться: - реструктуризация научно-технического потенциала системы образования (включая его кадровую составляющую, материально-техническую и информационную базу), развитие и формирование научных школ системы образования в соответствии с объективными тенденциями развития и потребностями экономики и наукоемкой социальной сферы страны; - стимулирование притока молодежи в науку и ее закрепления в этой сфере деятельности; - развитие межотраслевого и федерально-регионального сотрудничества системы образования; - развитие инфраструктуры инновационной деятельности системы образования; - решение комплекса научно-технических проблем, характерных для конкретной подпрограммы (раздела подпрограммы) и актуальных для повышения конкурентоспособности промышленности и улучшения качества жизни населения страны; - привлечение в высшие учебные заведения дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств (в том числе из отраслей экономики и регионов страны) для обеспечения решения вышеуказанных задач; - иные задачи, вытекающие из целей и задач научно-технической и инновационной политики Минобразования России и отражающие специфику конкретной подпрограммы (раздела подпрограммы). Основными принципами формирования и реализации программы являются: - концентрация сил и средств на направлениях деятельности, признанных в установленном порядке приоритетными для научно-технической деятельности системы образования; - гласность и широкое привлечение научной общественности системы образования к решению вопросов формирования и реализации программы; - широкое использование конкурсности при отборе научно-технических проектов или исполнителей проектов. 4. Формирование программы 4.1. Формирование структуры программы 4.1.1. Основой формирования структуры программы является перечень приоритетов научно-технической деятельности системы образования. 4.1.2. Перечень приоритетов научно-технической деятельности системы образования устанавливает долгосрочные стратегические ориентиры в отношении направлений и проблематики научных исследований в системе образования. 4.1.3. Перечень приоритетов научно-технической деятельности системы образования формируется с учетом: - федеральных приоритетов развития науки и техники; - необходимости обеспечения высокого уровня подготовки научных и научно-педагогических кадров по традиционным и перспективным направлениям науки и техники; - необходимости внесения достойного вклада системы образования в научно-технологическое развитие страны; - перспектив развития экономики (и в первую очередь - промышленности) и наукоемкой социальной сферы страны и ее регионов. 4.1.4. Проект перечня приоритетов научно-технической деятельности системы образования разрабатывается уполномоченным Управлением Минобразования России во взаимодействии с Комиссией по приоритетным направлениям развития науки и техники системы образования Научно-технического совета Минобразования России. К разработке привлекаются ведущие ученые и специалисты системы образования. Одобренный Научно-техническим советом Минобразования России перечень приоритетов научно-технической деятельности системы образования утверждается приказом Минобразования России. 4.1.5. Исходя из утвержденного перечня приоритетов научно-технической деятельности системы образования, Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России - куратор программы: - во взаимодействии с Комиссией по научным, научно-техническим и инновационным программам при Минобразовании России формирует проект перечня подпрограмм, обеспечивающих реализацию приоритетов научно-технической деятельности системы образования с учетом сложившейся структуры научно-технического потенциала системы образования; - создает рабочие группы с включением в них ведущих ученых и специалистов системы образования, представителей Минобразования России, иных заинтересованных федеральных и/или региональных органов исполнительной власти для разработки проектов концепций подпрограмм, предложений по составу научно-технических советов подпрограмм и председателям научно-технических советов подпрограмм. 4.1.6. Концепция подпрограммы должна содержать: - описание актуальной для страны социально-экономической проблемы и ее научно-технического аспекта; - обоснование связи данной проблемы с утвержденными приоритетами научно-технической деятельности системы образования; - оценку научно-технического потенциала системы образования применительно к указанной проблеме; - обоснование целесообразности и возможности осуществления в системе образования мероприятий по научно-техническому обеспечению решения указанной проблемы и применения для этого программно-целевого подхода; - постановку целей и задач подпрограммы; - описание структуры (перечня разделов) подпрограммы, адекватной поставленным задачам; - сроки выполнения подпрограммы (при необходимости - сроки выполнения отдельных разделов подпрограммы); - описание основных механизмов, обеспечивающих формирование подпрограммы в соответствии с ее целями и задачами (например, отбор проектов подпрограммы на основе тендера, характерные критерии экспертизы и отбора проектов и т.п.). Как правило, в качестве одного из подобных механизмов должно использоваться требование наличия дополнительных источников финансирования тематики проекта: - описание схемы управления подпрограммой и контроля за реализацией подпрограммы; - оценку объема финансовых средств, необходимых для решения задач подпрограммы; оценку объема финансовых средств, которые могут быть привлечены из заинтересованных федеральных министерств и ведомств, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников, и обоснование возможности такого привлечения; оценку средств, которые должны быть выделены Минобразованием России; - укрупненное описание ожидаемых научно-технических результатов; - оценку перспектив, форм и масштабов использования научно-технических результатов выполнения подпрограммы в реальном секторе экономики России; - оценку ожидаемого вклада подпрограммы в развитие системы образования. 4.1.7. В состав научно-технических советов подпрограмм включаются ведущие (по профилю подпрограммы и разделов подпрограммы) ученые и специалисты системы образования, академического и отраслевого секторов науки, представители организаций - потенциальных потребителей результатов выполнения подпрограммы, представители Минобразования России. Число представителей одного высшего учебного заведения (научного учреждения) не должно превышать 20% общей численности состава научно-технического совета. 4.1.8. На основе анализа проектов концепций подпрограмм и с учетом прогнозируемого размера финансирования программы Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России подготавливает предложения по контрольным цифрам финансирования подпрограмм и их разделов. 4.1.9. Одобренный Научно-техническим советом Минобразования России перечень подпрограмм и их разделов, сроки выполнения подпрограмм (разделов подпрограмм) и составы научно-технических советов подпрограмм с указанием председателей этих советов объявляются приказом Минобразования России. Одобренные Научно-техническим советом Минобразования России контрольные цифры финансирования подпрограмм и их разделов доводятся Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России до сведения председателей научно-технических советов подпрограмм. 4.1.10. По межотраслевым научно-техническим программам сроки выполнения и состав совета утверждаются совместным приказом Минобразования России и отрасли, которым на совет программы возлагаются функции конкурсной комиссии. Сформированная программа межотраслевого взаимодействия включается самостоятельным разделом в соответствующую подпрограмму. 4.1.11. Научно-технический совет подпрограммы при необходимости своим решением: - формирует научно-технические советы разделов подпрограммы; - делегирует научно-техническим советам разделов подпрограммы часть своих функций, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России; - устанавливает процедуры взаимодействия научно-технического совета подпрограммы и исполнительной дирекции подпрограммы с научно-техническими советами разделов подпрограммы. Независимо от наличия научно-технических советов разделов подпрограммы ответственность за выполнение всех требований, установленных настоящим Положением, нормативными и распорядительными документами Минобразования России, несет научно-технический совет подпрограммы. 4.1.12. Составы руководящего совета и управляющего комитета программы формируются с учетом структуры программы и утверждаются приказом Минобразования России. 4.1.13. Руководящий совет программы возглавляется заместителем Министра образования Российской Федерации и включает в свой состав председателей научно-технических советов подпрограмм, а также представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации программы. Руководящий совет программы: - определяет главные приоритеты и общую стратегию программы; - принимает решения по управлению программой; - не реже 1 раза в год рассматривает результаты выполнения программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию; - проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования. Решения руководящего совета программы принимаются большинством голосов членов совета. Подготовка заседаний руководящего совета программы проводится Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России. Организационное обеспечение работы руководящего совета программы производится исполнительной дирекцией программы. 4.1.14. Управляющий комитет программы возглавляется начальником Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Министерства, руководителя исполнительной дирекции программы, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации программы. Управляющий комитет программы: - руководствуется решениями руководящего совета программы; - выполняет функции конкурсной комиссии программы; - разрабатывает совместные предложения Минобразования России и заинтересованных федеральных министерств и ведомств по вопросам формирования и реализации программы, приемки, оценки и использования результатов выполнения программы. Организационное обеспечение работы управляющего комитета программы производится исполнительной дирекцией программы. 4.1.15. Исполнительная дирекция программы создается на базе государственного учреждения, подведомственного Минобразованию России. Исполнительная дирекция программы: - обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящего Положения, решений руководящего совета программы и поручений Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России; - осуществляет организационное сопровождение программы в целом; - осуществляет методическое руководство деятельностью исполнительных дирекций подпрограмм. Исполнительная дирекция программы подотчетна Управлению научно-инновационной деятельности Минобразования России. 4.1.16. Исполнительная дирекция подпрограммы: - обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящего Положения и решений научно-технического совета подпрограммы; - осуществляет организационное сопровождение подпрограммы. Исполнительная дирекция подпрограммы подотчетна научно-техническому совету подпрограммы, а в промежутках между его заседаниями - председателю научно-технического совета подпрограммы. 4.2. Отбор проектов программы 4.2.1. Отбор проектов программы осуществляется, как правило, на основе конкурса, проводимого отдельно по каждой подпрограмме. 4.2.2. Оценка проектов с целью их конкурсного отбора производится по следующим укрупненным критериям: - соответствие содержания проекта концепции подпрограммы (включая соответствие проекта специальным требованиям, устанавливаемым для конкретной подпрограммы и/или раздела подпрограммы); - соответствие предлагаемых в проекте научных, технических и иных решений современным тенденциям развития науки, техники и общества (включая научно-техническую новизну и научно-технический уровень); - востребуемость результатов проекта (включая масштабность сферы применения); - перспективы коммерческой реализации результатов проекта (включая наличие платежеспособного спроса, наличие и/или возможность правовой охраны) - реальность выполнения проекта (включая реальность сроков и объемов финансирования проекта, квалификацию и опыт исполнителей, наличие научно-технического задела и необходимой материально-технической базы). 4.2.3. Включению в подпрограмму на основе конкурсного отбора подлежат, как правило, проекты, имеющие по итогам экспертизы наивысший рейтинг (наивысшую сумму условных оценочных баллов по укрупненным критериям с учетом относительного условного веса каждого критерия). 4.2.4. Детализация укрупненных критериев оценки проектов (в том числе установление специальных требований), установление величин условных оценочных баллов по критериям и относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев производится для каждой конкретной подпрограммы (при необходимости - раздела подпрограммы) с учетом специфики ее целей и задач. 4.2.5. С целью обеспечения необходимого единообразия в подходах к использованию критериев оценки проектов Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России разрабатывает методические рекомендации, содержащие примерные: - перечень (перечни) укрупненных и детализированных критериев оценки; - таблицу (таблицы) условных оценочных баллов по детализированным критериям оценки; - таблицу (таблицы) относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев оценки. 4.2.6. Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России разрабатывает единую форму представления конкурсной документации для всех подпрограмм научно-технической программы Минобразования России "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники". 4.2.7. Научно-технический совет подпрограммы принимает, с учетом указанных методических рекомендаций, конкретные перечень детализированных критериев оценки (включая специальные требования, предъявляемые к проектам), таблицу условных оценочных баллов по детализированным критериям оценки и таблицу относительного условного веса детализированных и укрупненных критериев оценки, отражающие особенности данной подпрограммы (при необходимости - разделов данной подпрограммы) и представляет соответствующие предложения в исполнительную дирекцию программы. 4.2.8. Одновременно научно-технический совет подпрограммы представляет в исполнительную дирекцию программы: - основные концептуальные положения подпрограммы, предназначенные для дальнейшего опубликования; - мотивированные предложения по организационной форме конкурса по подпрограмме (открытый конкурс, закрытый конкурс, тендер, смешанная форма). При этом под закрытым конкурсом понимается конкурс, проводимый среди ограниченного количества потенциальных исполнителей, а под тендером - конкурс исполнителей проекта с заданными при объявлении конкурса содержанием и характеристиками разработки. 4.2.9. Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России вносит на рассмотрение руководящего совета программы: - предложения научно-технических советов подпрограмм по организационной форме проведения конкурса по подпрограмме и критериям конкурсного отбора проектов; - заключение по указанным предложениям и, при необходимости, рекомендации по их корректировке (включая рекомендации по оценке проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа системы образования). 4.2.10. В отраслевой заказ включаются проекты, направленные на информационную, аналитическую, нормативно-правовую и методическую поддержку принятия управленческих решений Минобразования России. Отраслевой заказ формируется на основе предложений Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России и утверждается заместителем Министра образования Российской Федерации. 4.2.11. Организационной формой конкурса для проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа, является, как правило, тендер. Условия тендера по проектам, включенным в отраслевой заказ, не должны содержать требование о наличие дополнительных источников финансирования тематики проекта. 4.2.12. Включение проектов, реализующих задания программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и задания отраслевого заказа, в подпрограмму на внеконкурсной основе осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (в необходимых случаях - по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти). 4.2.13. Руководящий совет программы: - рассматривает поступившие предложения; - утверждает дифференцированные по подпрограммам критерии оценки проектов; - принимает решение об объявлении конкурса по отдельным подпрограммам или по всей программе в целом и организационной форме конкурса по отдельным подпрограммам. 4.2.14. На основании решения руководящего совета программы об объявлении и организационной форме конкурса издается соответствующий приказ Минобразования России. 4.2.15. На основании приказа Минобразования России исполнительная дирекция программы, во взаимодействии с исполнительными дирекциями подпрограмм, подготавливает информационное сообщение об объявлении конкурса по подпрограмме. 4.2.16. Информационное сообщение об объявлении конкурса должно содержать сведения о: - наименовании подпрограммы, по которой объявляется конкурс; - основании для объявления конкурса; - основных концептуальных положениях подпрограммы (в том числе о целях и задачах подпрограммы, ее разделах, сроках выполнения подпрограммы и, при необходимости, ее отдельных разделов); - приглашении к участию в конкурсе всех высших учебных заведений и научных учреждений, подведомственных Минобразованию России; - критериях оценки заявок; - специальных требованиях к проектам подпрограммы (включая содержание и основные характеристики проектов, представляемых на конкурс в форме тендера); - форме заявки на участие в конкурсе и правилах заполнения заявки или способе, порядке и месте получения соответствующей информации; - наименовании и контактных реквизитах Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России; - наименовании, адресе и контактных реквизитах исполнительной дирекции подпрограммы - организатора конкурса; - порядке, месте и сроке представления заявок на участие в конкурсе; - сроке и форме объявления результатов конкурса. 4.2.17. Информационное сообщение об объявлении открытого конкурса согласовывается с Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России. Исполнительная дирекция программы обеспечивает публикацию информационного сообщения об объявлении открытого конкурса в средствах массовой информации и размещение его на Интернет-сервере Минобразования России. 4.2.18. Информационное сообщение об объявлении закрытого конкурса должно содержать аналогичный набор сведений (за исключением нелимитированного приглашения к участию в конкурсе), а также содержать характеристику подведомственных Минобразованию России высших учебных заведений и научных учреждений, допускаемых к участию в конкурсе. Информационное сообщение об объявлении закрытого конкурса также согласовывается с Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России и рассылается исполнительной дирекцией программы по списку, утвержденному этим Управлением. 4.2.19. Публикация (размещение) информационного сообщения об объявлении открытого конкурса или рассылка информационного сообщения об объявлении закрытого конкурса производится не позднее, чем за 45 дней до установленного срока окончания приема заявок на участие в конкурсе. 4.2.20. Исполнительная дирекция подпрограммы обязана предоставлять заинтересованным лицам необходимые разъяснения, консультации и дополнительную информацию по порядку и условиям подачи заявок на участие в конкурсе и проведению конкурса, в том числе по используемым критериям оценки проектов. 4.2.21. Заявитель проекта (высшее учебное заведение или научное учреждение, подведомственное Минобразованию России) представляет в исполнительную дирекцию подпрограммы заявку на участие проекта в конкурсе, оформленную в соответствии с требованиями, изложенными в информационном сообщении. 4.2.22. Никакие изменения не могут быть внесены в материалы заявки после истечения установленного срока приема заявок. 4.2.23. Материалы заявки не должны содержать сведения, составляющие государственную и служебную тайну. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут содержаться только в материалах заявок на инновационные проекты и лишь в том случае, если это предусмотрено условиями конкурса по подпрограмме. Исполнительная дирекция подпрограммы обязана принять все необходимые разумные меры по обеспечению конфиденциальности таких сведений. 4.2.24. Руководитель проекта, заявляемого для участия в конкурсе, должен быть работником высшего учебного заведения (научного учреждения), подведомственного Минобразованию России. Одно лицо не может быть руководителем более чем одного проекта, заявляемого на участие в конкурсе в рамках раздела подпрограммы, и более чем двух проектов, заявляемых на участие в конкурсе в рамках подпрограммы в целом. 4.2.25. Исполнительная дирекция подпрограммы осуществляет: - прием и регистрацию заявок на участие в конкурсе; - выдачу заявителям справок о приеме заявки; - формирование и ведение унифицированной информационной базы данных о поступивших заявках на участие в конкурсе; - представление исполнительной дирекции программы информации о поступлении заявок на участие в конкурсе в установленные сроки и по установленной форме. 4.2.26. Исполнительная дирекция подпрограммы осуществляет проверку поступивших заявок на соответствие установленным формальным требованиям. Заявки на участие в конкурсе: - представленные с нарушением установленных правил оформления, - не содержащие установленного обязательного набора сведений, - поступившие в исполнительную дирекцию подпрограммы после указанного в информационном сообщении срока, не подлежат дальнейшему рассмотрению на основании письменного мотивированного заключения исполнительной дирекции подпрограммы. Исполнительная дирекция подпрограммы в трехдневный срок с даты поступления заявки высылает соответствующим заявителям извещения об отказе в рассмотрении таких заявок с указанием причин отказа. 4.2.27. Заявки на участие в конкурсе, соответствующие установленным формальным требованиям, передаются исполнительной дирекцией подпрограммы в экспертную комиссию подпрограммы для проведения их экспертизы. 4.2.28. В качестве членов экспертной комиссии (экспертов) привлекаются квалифицированные ученые и специалисты системы образования, академической и отраслевой науки, Минобразования России, профильных для подпрограммы предприятий промышленности, заинтересованных федеральных министерств и ведомств. Кандидатуры экспертов утверждаются научно-техническим советом подпрограммы по представлению председателя научно-технического совета подпрограммы, Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России, управляющего совета программы. Научно-технический совет подпрограммы из числа своих членов утверждает председателя экспертной комиссии подпрограммы. Другие члены научно-технического совета подпрограммы не могут являться членами экспертной комиссии подпрограммы. При необходимости решением научно-технического совета подпрограммы в составе экспертной комиссии подпрограммы создаются экспертные группы по разделам подпрограммы. 4.2.29. Исполнительная дирекция подпрограммы осуществляет необходимую организационную и информационную поддержку работы экспертной комиссии. 4.2.30. Экспертиза материалов каждой заявки осуществляется не менее чем двумя независимыми экспертами, назначаемыми председателем экспертной комиссии подпрограммы. По заявкам на проекты, реализующие задания отраслевого заказа, одним из экспертов должен являться специалист Минобразования России, назначаемый по согласованию с Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России. 4.2.31. Члены научно-технического совета раздела подпрограммы не могут являться экспертами по проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому разделу подпрограммы. Руководитель и потенциальные исполнители проекта, заявленного на участие в конкурсе по разделу подпрограммы, не могут являться экспертами по другим проектам, заявленным на участие в конкурсе по этому же разделу подпрограммы. Ученые и специалисты высших учебных заведений (научных учреждений) не могут являться экспертами по проектам, участие в выполнении которых должна принимать организация, в которой они работают. 4.2.32. Информация об экспертах конкретных заявок является конфиденциальной. 4.2.33. Все связанные с экспертизой процедуры осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами Минобразования России, условиями договоров, заключаемых экспертами с исполнительной дирекцией подпрограммы. За нарушение правовых и организационных норм проведения экспертизы, соответствующих договорных обязательств в установленном порядке наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством. 4.2.34. Контроль за деятельностью экспертов осуществляют: - по методическим вопросам - председатель экспертной комиссии подпрограммы; - по организационным вопросам - исполнительная дирекция подпрограммы. 4.2.35. Исполнительная дирекция программы вправе контролировать ход экспертных процедур и, при необходимости, вносить соответствующие предложения руководителю исполнительной дирекции подпрограммы, председателю научно-технического совета подпрограммы, управлению Минобразования России - заказчику программы. 4.2.36. По заявкам на проекты, не соответствующим: - тематическим направлениям подпрограммы (разделов подпрограммы), - специальным требованиям, установленным для данной подпрограммы (раздела подпрограммы) дальнейшая экспертиза прекращается на основании мотивированных заключений экспертов, утвержденных председателем экспертной комиссии подпрограммы. 4.2.37. Эксперты вправе затребовать через исполнительную дирекцию подпрограммы предоставления заявителем дополнительных документов, подтверждающих сведения, содержащиеся в материалах заявки. Отказ в предоставлении таких документов может служить, по решению председателя экспертной комиссии подпрограммы, основанием для прекращения дальнейшей экспертизы. 4.2.38. Заявителям проектов, экспертиза которых прекращена по вышеуказанным основаниям, исполнительной дирекцией подпрограммы в трехдневный срок с даты принятия председателем экспертной комиссии подпрограммы соответствующего решения направляется извещение с указанием причин прекращения экспертизы. 4.2.39. По завершении экспертизы материалов заявки эксперт представляет в исполнительную дирекцию подпрограммы экспертное заключение по установленной форме, содержащее оценку проекта в соответствии с утвержденными критериями. 4.2.40. Председатель экспертной комиссии подпрограммы производит сопоставительный анализ экспертных заключений по каждой заявке. При наличии существенных расхождений в оценках экспертов председатель экспертной комиссии подпрограммы обязан назначить дополнительную экспертизу материалов заявки. 4.2.41. Все экспертные процедуры конкурса должны быть завершены не позднее одного месяца со срока прекращения приема заявок на конкурс. В течение пяти дней по завершении экспертных процедур председатель экспертной комиссии подпрограммы представляет в конкурсную комиссию сводное заключение по результатам экспертизы материалов заявок. 4.2.42. Информация о результатах экспертизы материалов заявок является конфиденциальной до даты представления сводного заключения в конкурсную комиссию. После указанной даты заявители могут ознакомиться с экспертными заключениями по своим заявкам в исполнительной дирекции подпрограммы. Разглашение сведений об экспертах при этом не допускается. 4.2.43. Председатель научно-технического совета подпрограммы организует подготовку рекомендаций по решениям экспертной комиссии подпрограммы. Дата заседания научно-технического совета подпрограммы назначается с учетом необходимости предоставления членам научно-технического совета подпрограммы возможности ознакомления с материалами поступивших заявок, экспертными заключениями по этим заявкам, сводным заключением по результатам экспертизы, рекомендациями экспертной комиссии подпрограммы. 4.2.44. Функции конкурсной комиссии программы выполняет управляющий комитет программы. 4.2.45. Заседание конкурсной комиссии проводится в присутствии не менее 2/3 ее численного состава. Решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов комиссии. 4.2.46. На основании рассмотрения рекомендаций по решениям экспертных комиссий подпрограмм конкурсная комиссия принимает решения о: - перечне проектов, включаемых в подпрограммы (разделы подпрограмм) в пределах установленных контрольных цифр финансирования; - размерах финансирования указанных проектов; - перечне проектов, рекомендуемых к включению в подпрограммы (разделы подпрограмм) при наличии дополнительных возможностей финансирования. Решения конкурсной комиссии программы оформляются протоколом о результатах конкурса по программе. 4.2.47. Суммарное финансирование всех проектов организации-исполнителя в рамках каждого раздела подпрограмм, как правило, не должно превышать 20% от установленных контрольных цифр финансирования. 4.2.48. В течение десяти дней с даты заседания конкурсной комиссии исполнительная дирекция программы представляет в Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России: - протокол о результатах конкурса по программе; - отчетные документы о конкурсе по форме, установленной Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России. 4.2.49. Споры по итогам конкурса по программе рассматриваются и решаются Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами Минобразования России, настоящим Положением. 4.2.50. На основании протокола о результатах конкурса по программе Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России подготавливает и представляет на утверждение предложения по: - перечню проектов, включенных в программу; - распределению планируемых объемов финансирования между этими проектами; - изменению планируемых объемов финансирования программы и разделов подпрограмм. При этом корректировка решения конкурсной комиссии возможна на основании: - решения, принятого по спору об итогах конкурса; - возможности дополнительного финансирования проектов, рекомендованных конкурсной комиссией к включению в подпрограммы. 4.2.51. Управляющий комитет программы представляет руководящему совету программы доклад о результатах формирования программы. 4.2.52. Перечень проектов, включенных в подпрограмму, и распределение между ними планируемых объемов финансирования утверждаются распоряжением Минобразования России после одобрения результатов формирования программы руководящим советом программы. 4.2.53. В течение десяти дней после указанного утверждения исполнительная дирекция программы направляет заявителям проектов, включенных в программу, соответствующее уведомление. 4.2.54. Материалы заявок заявителям не возвращаются. Исполнительная дирекция подпрограммы обеспечивает хранение материалов конкурса в течение всего срока выполнения подпрограммы. 4.2.55. Оплата работы членов экспертной комиссии подпрограммы производится из средств, выделяемых исполнительной дирекции подпрограммы на сопровождение подпрограммы. 4.2.56. Высшие учебные заведения (научные учреждения), проекты которых включены в подпрограмму подготавливают, согласовывают и представляют в исполнительную дирекцию подпрограммы техническое задание на эти проекты по установленной форме в трех экземплярах. Технические задания на проекты, включенные в подпрограмму, утверждаются председателем научно-технического совета подпрограммы. Экземпляры утвержденных технических заданий хранятся в организации - исполнителе проекта, исполнительной дирекции подпрограммы и исполнительной дирекции программы в течение срока выполнения проекта и три года после его завершения. 4.2.57. Высшему учебному заведению (научному учреждению) - исполнителю проекта, включенного в подпрограмму, выдается задание установленной формы на выполнение проекта, утвержденное заместителем Министра образования Российской Федерации или, по его поручению, начальником Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России. Хранение указанного задания осуществляется аналогично хранению технического задания на проект. 5. Реализация программы 5.1. Финансирование и выполнение программы 5.1.1. Финансирование работ по программе производится из средств федерального бюджета, выделяемых Минобразованию России на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса 06-ой бюджетной классификации Российской Федерации. 5.1.2. Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России осуществляет финансирование проектов исходя из утвержденных планируемых объемов финансирования. 5.1.3. При сокращении или увеличении фактически выделяемых Минобразованию России бюджетных ассигнований руководящий совет программы может, по представлению Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России, изменить пропорции финансирования между отдельными подпрограммами. 5.1.4. Изменение пропорций финансирования действующих проектов подпрограммы может быть произведено на основании обращений в Минобразование России организаций - исполнителей проектов и мотивированного заключения научно-технического совета подпрограммы. 5.1.5. При существенном сокращении фактического размера финансирования проекта, делающем невозможным его выполнение в полном объеме, организация - исполнитель проекта обязана внести в научно-технический совет подпрограммы предложения по корректировке технического задания на данный проект. В том случае, если научно-технический совет подпрограммы сочтет скорректированные результаты работ по проекту не удовлетворяющими требованиям концепции подпрограммы, научно-технический совет подпрограммы вносит в Управление научно-инновационной деятельности Минобразования России предложения по прекращению выполнения проекта и ставит в известность об этом организацию - исполнителя проекта. О решении, принятом Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России, уведомляется организация - исполнитель проекта, научно-технический совет подпрограммы, исполнительная дирекция подпрограммы и исполнительная дирекция программы. 5.1.6. При увеличении фактического объема финансирования подпрограммы (раздела подпрограммы) или высвобождении части средств, предназначенных для финансирования проектов подпрограммы (раздела подпрограммы), может быть объявлен дополнительный конкурс по данной подпрограмме (разделу подпрограммы). 5.1.7. Средства, предназначенные для финансирования проектов программы, в установленном порядке перечисляются организации - исполнителю проекта. 5.1.8. Руководитель проекта обеспечивает: - непосредственную организацию работ по выполнению проекта; - достижение конечных результатов выполнения проекта; - соблюдение требований к качеству и срокам выполнения проекта; - рациональное использование выделенных финансовых средств; - подготовку и представление научно-технической отчетности по проекту. 5.1.9. При выявлении неизбежности получения отрицательных результатов по проекту, руководитель проекта обязан незамедлительно поставить в известность об этом руководителя организации - исполнителя проекта. 5.1.10. Организация - исполнитель проекта обеспечивает: - создание необходимых организационных, производственных и иных условий для успешного выполнения проекта; - целевое использование выделенных финансовых средств, бухгалтерский учет затрат и финансовую отчетность; - подготовку и представление отчетности по проекту. 5.1.11. Выделенные на выполнение проекта бюджетные средства могут направляться на финансирование только разработки новых устройств, материалов, процессов, программных продуктов, методик и т.п. и на их создание в виде образцов. Направление бюджетных средств на финансирование работ по организации и/или осуществлению серийного производства продукции не допускается. 5.1.12. Оплата услуг сторонних организаций в размере, превышающем 25% от объема средств, выделенных на финансирование проекта, может производиться только по согласованию с Управлением научно-инновационной деятельности Минобразования России. 5.1.13. Начисление накладных расходов допускается в размере, не превышающем 15% от объема средств, выделенных на финансирование проекта. 5.1.14. Руководитель организации - исполнителя проектов имеет право, по согласованию с руководителями проектов, объединять средства отдельных проектов для приобретения дорогостоящего оборудования, подлежащего использованию при выполнении всех этих проектов. 5.1.15. При выявлении невозможности выполнения проекта в соответствии с утвержденным заданием, организация - исполнитель проекта должна незамедлительно сообщить об этом Управлению научно-инновационной деятельности Минобразования России и исполнительной дирекции подпрограммы. 5.1.16. Исполнительная дирекция подпрограммы осуществляет формирование и ведение информационной базы данных о выполнении подпрограммы и представляет в установленном порядке соответствующую информацию исполнительной дирекции программы. 5.1.17. На научно-методическое и организационное сопровождение программы и подпрограмм исполнительным дирекциям выделяются средства в размере не более 3% от объема финансирования всей программы. Отчет о расходовании указанных средств утверждается председателем (сопредседателем) научно-технического совета подпрограммы и представляется Управлению научно-инновационной деятельности Минобразования России. 5.2. Отчетность по программе 5.2.1. Научно-техническая отчетность по этапам проекта оформляется и представляется в соответствии с требованиями, предусмотренными утвержденным техническим заданием на проект. Сдача-приемка этапов проекта производится в порядке, установленном в организации - исполнителе проекта. Акты сдачи-приемки этапов проекта и годовые промежуточные отчеты по проекту утверждаются руководителем (заместителем руководителя) организации - исполнителя проекта. 5.2.2. Организация-исполнитель проекта, не позднее 30 декабря отчетного года, представляет в исполнительную дирекцию подпрограммы аннотированный отчет о результатах выполнения проекта за год и акт приемки-сдачи годового этапа проекта. 5.2.3. Непредставление отчетности по проекту в установленные сроки влечет за собой приостановку финансирования проекта. 5.2.4. Комиссии по разделам подпрограммы, назначенные решением научно-технического совета подпрограммы: - рассматривают представленные аннотированные отчеты о результатах выполнения проектов; - при необходимости: затребуют от организаций-исполнителей проектов дополнительные отчетные материалы, заслушивают доклады руководителей проектов, проводят (при поддержке исполнительной дирекции подпрограммы) экспертизу результатов выполнения проектов; - принимают решение о соответствии или несоответствии результатов, достигнутых при выполнении проекта, требованиям утвержденного технического задания на проекты; - вырабатывают рекомендации и предложения для руководителей проектов и организаций-исполнителей проектов. 5.2.5. Не позднее 20 января года, следующего за отчетным, комиссии по разделам подпрограммы представляют в исполнительную дирекцию подпрограммы заключения о ходе выполнения разделов подпрограммы за отчетный год. Заключение о ходе выполнения раздела подпрограммы за год должно содержать предложения по: - продолжению финансирования успешно выполняемых проектов; - сокращению или прекращению финансирования проектов, выполняемых с существенными отклонениями от требований утвержденных технических заданий на эти проекты. 5.2.6. Научно-технический совет подпрограммы: - рассматривает отчеты о ходе выполнения разделов подпрограммы; - принимает решения по совершенствованию выполнения разделов подпрограммы и подпрограммы в целом; - принимает рекомендации для руководителей проектов и организаций - исполнителей проектов; - утверждает отчет о выполнении подпрограммы в целом. 5.2.7. При отсутствии серьезных замечаний к ходу выполнения проекта председатель научно-технического совета подпрограммы утверждает акт приемки-сдачи годового этапа проекта за отчетный год. Экземпляры утвержденного акта сдачи-приемки годового этапа проекта хранятся в организации - исполнителе проекта, исполнительной дирекции подпрограммы и исполнительной дирекции программы в течение срока выполнения проекта и три года после его завершения. 5.2.8. Отчет о выполнении подпрограммы в целом, включающий в себя сводные предложения по приостановке, сокращению или прекращению финансирования отдельных проектов подпрограммы, представляется исполнительной дирекцией подпрограммы в исполнительную дирекцию программы не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. 5.2.9. Приостановка финансирования проекта производится решением Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России. Сокращение или прекращение финансирования проекта осуществляется распоряжением руководства Минобразования России на основании: - предложения научно-технического совета подпрограммы; - предложения научно-технического совета подпрограммы и решения управления Минобразования России - заказчика подпрограммы при наличии спорной ситуации. 5.2.10. Руководящий совет программы не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным, заслушивает доклад управляющего комитета о ходе выполнения программы и принимает решения по совершенствованию выполнения программы. 5.2.11. Руководящий совет программы заслушивает отчет председателя научно-технического совета каждой подпрограммы и справку по этой подпрограмме Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России не реже одного раза за срок выполнения подпрограммы. 5.3. Завершение программы 5.3.1. Не позднее дня завершения проекта организация - исполнитель проекта представляет в исполнительную дирекцию подпрограммы: - итоговый отчет о выполнении проекта; - справку о научно-технических результатах проекта и научно-технической продукции по проекту по форме, установленной управляющим комитетом программы; - акт приемки-сдачи проекта. 5.3.2. Комиссии по разделам подпрограммы, назначенные решением научно-технического совета подпрограммы: - рассматривают представленные итоговые отчеты; - при необходимости заслушивают доклады руководителей проектов, проводят (при поддержке исполнительной дирекции подпрограммы) экспертизу результатов выполнения проектов; - при соответствии итогового отчета требованиям технического задания на проект принимают рекомендации о приемке проекта. 5.3.3. Не позднее двадцати дней после срока завершения работ по разделу подпрограммы, комиссии по разделам подпрограммы представляют в исполнительную дирекцию подпрограммы заключения о выполнении разделов подпрограммы, содержащие, в том числе: - рекомендации о приемке или отказе в приемке проекта; - сводный перечень научно-технических результатов раздела подпрограммы; - сводный перечень научно-технической продукции по разделу подпрограммы; - рекомендации по проведению мероприятий, обеспечивающих поддержку введения результатов выполнения раздела подпрограммы в хозяйственный оборот (инновационные мероприятия). 5.3.4. Не позднее месяца со срока завершения подпрограммы научно-технический совет подпрограммы: - рассматривает результаты выполнения завершенных разделов подпрограммы; - принимает решения о приемке или отказе в приемке проектов; - дает оценку полноты решения задач, стоявших перед разделами подпрограммы в соответствии с концепцией подпрограммы; - утверждает представленные сводные перечни научно-технических результатов и научно-технической продукции подпрограммы и рекомендации по проведению инновационных мероприятий; - вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию соответствующих направлений научно-технической деятельности в системе образования. Соответствующее решение научно-технического совета подпрограммы представляется исполнительной дирекцией подпрограммы в исполнительную дирекцию программы в течение недели после его принятия. 5.3.5. В эти же сроки исполнительная дирекция подпрограммы представляет в исполнительную дирекцию программы сводные перечни научно-технических результатов и научно-технической продукции программы и рекомендации по проведению инновационных мероприятий, утвержденные научно-техническим советом подпрограммы. 5.3.6. Акт приемки-сдачи проекта утверждается председателем научно-технического совета раздела программы. Экземпляры утвержденного акта приемки-сдачи проекта хранятся в организации - исполнителе проекта, исполнительной дирекции подпрограммы и исполнительной дирекции программы в течение трех лет после завершения раздела подпрограммы. 5.3.7. Приемку завершенной подпрограммы производит комиссия, назначаемая распоряжением руководства Минобразования России по представлению Управления научно-инновационной деятельности Минобразования России. 5.3.8. Не позднее двух месяцев со срока завершения подпрограммы председатель комиссии по приемке подпрограммы представляет в исполнительную дирекцию программы подписанный всеми членами комиссии акт приемки подпрограммы, отражающий в том числе: - контрольные и фактические цифры финансирования подпрограммы; - оценку полноты достижения целей и решения задач подпрограммы исходя из концепции подпрограммы; - основные научно-технические достижения подпрограммы; - недостатки, имевшие место при выполнении подпрограммы. 5.3.9. Руководящий совет программы заслушивает доклад управляющего комитета программы по итогам завершения подпрограмм, принимает решения по оценке выполнения подпрограмм, принимает рекомендации по дальнейшему осуществлению научно-технической программы Минобразования России. 5.3.10. Доклад о результатах выполнения научно-технической программы заслушивается на заседании коллегии и Научно-технического совета Минобразования России. Коллегия и Научно-технический совет Минобразования России дает оценку результатам выполнения программы в целом и принимает решения по стратегии дальнейшего осуществления научно-технической программы "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники". 6. Использование результатов программы 6.1. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные при выполнении проектов программы, принадлежат организациям - исполнителям проектов, если иное не было предусмотрено условиями тендеров по заданиям программ межотраслевого и/или федерально-регионального сотрудничества системы образования и заданиям отраслевого заказа системы образования. Использование таких объектов интеллектуальной собственности или приобретение прав на них осуществляется на основе лицензионного договора с организацией-исполнителем проекта программы. 6.2. Организации-исполнители проектов и Минобразование России осуществляют мероприятия по: - распространению информации о научно-технических результатах, полученных при выполнении проектов - поддержке введения этих результатов в хозяйственный оборот. 6.3. Обнародование научно-технических результатов проектов программы должно в обязательном порядке сопровождаться информацией о том, что данные результаты получены при выполнении конкретной научно-технической подпрограммы, финансировавшейся Министерством образования Российской Федерации. |