ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
             О ЖИЛИЩНЫХ ЛЬГОТАХ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ

                                ПИСЬМО

      ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Г. МОСКВЫ

                          8 сентября 2006 г.
                           N ДЖ-ОЗ-12798/6

                                 (Д)


     1. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от
31.12.2005)  "О  социальной  защите  инвалидов в Российской Федерации"
(Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью):
     "Инвалиды   и   семьи,  имеющие  детей-инвалидов,  нуждающиеся  в
улучшении  жилищных  условий,  принимаются  на  учет  и обеспечиваются
жилыми   помещениями   в  порядке,  предусмотренном  законодательством
Российской   Федерации   и   законодательством   субъектов  Российской
Федерации.
     Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов
и  семей,  имеющих  детей-инвалидов,  нуждающихся в улучшении жилищных
условий,  вставших  на  учет  до  1 января 2005 года, осуществляется в
соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
     Инвалиды   и   семьи,   имеющие  детей-инвалидов,  нуждающиеся  в
улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года,
обеспечиваются   жилыми   помещениями   в   соответствии   с  жилищным
законодательством Российской Федерации".
     Аналогичные нормы содержит Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(в ред. от 19.12.2005) "О ветеранах".
     Таким  образом, указанные категории граждан, вставших на жилищный
учет   после   1   января  2005  года,  должны  обеспечиваться  жилыми
помещениями согласно действующему законодательству.
     К  жилищному законодательству, регулирующему в Москве отношения в
сфере обеспечения жилыми помещениями нуждающихся граждан, относятся:
     - Жилищный  кодекс  Российской  Федерации (вступил в силу 1 марта
2005 года);
     - Закон  города  Москвы  от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права
жителей  города  Москвы  на жилые помещения" (вступил в силу 6 августа
2006 года).
     В  данных законодательных актах никаких изъятий из общего порядка
обеспечения   граждан   жильем  для  указанных  категорий  граждан  не
содержится.
     При  этом  в  период с 1 января по 28 февраля 2005 года указанные
выше  нормы  Законов N 181-ФЗ и N 5-ФЗ противоречили Жилищному кодексу
РСФСР,  действовавшему до 28 февраля 2005 г. включительно. В статье 36
ЖК  РСФСР  было  зафиксировано право на первоочередное получение жилых
помещений    гражданами,   страдающим   тяжелыми   формами   некоторых
хронических  заболеваний,  перечисленных  в  приказе Минздрава СССР от
28.03.1983  N  330  (в  ред.  от  06.06.1991)  "Об  утверждении списка
заболеваний,  дающих  право  лицам, страдающим этими заболеваниями, на
первоочередное получение жилой площади".
     Таким  образом,  инвалиды  (коды категорий в АСУ "КУРС-3": 8, 14,
27,  63,  67,  69,  91,  92, 96) и семьи, имеющие детей-инвалидов (код
категории  в АСУ "КУРС-3": 97), а также ветераны (коды категорий в АСУ
"КУРС-3":  4,  5,  7, 9, 24, 38, 66, 77, 90, 93), вставшие на жилищный
учет  с 1 марта 2005 года, не имеют первоочередного права на улучшение
жилищных   условий   и  обеспечиваются  жилыми  помещениями  на  общих
основаниях.
     При  этом  инвалиды  и  семьи,  имеющие  детей-инвалидов, а также
ветераны,   вставшие   на   жилищный   учет  до  1  марта  2005  года,
обеспечиваются   жилыми   помещениями  за  счет  средств  федерального
бюджета.  Особо  необходимо отметить, что согласно Федеральным законам
от  24.11.1995  N  181-ФЗ (статья 28.2) и от 12.01.1995 N 5-ФЗ (статья
23.2)    за    счет   средств   федерального   бюджета   финансируется
предоставление  жилья  лишь непосредственно носителю данной льготы (то
есть самому ветерану или инвалиду, но не членам его семьи) и строго по
нормам предоставления (18 кв. метров на человека).
     2.  Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(в редакции от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"  инвалидам  "может  быть  предоставлено  жилое помещение по
договору   социального   найма   общей   площадью,  превышающей  норму
предоставления  на  одного  человека (но не более чем в два раза), при
условии,  если  они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний,
предусмотренных  перечнем,  устанавливаемым  Правительством Российской
Федерации".
     Аналогичная  норма  содержится  в части 5 статьи 20 Закона города
Москвы  от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города
Москвы на жилые помещения":
     "5.   Семьям,  в  составе  которых  имеются  больные,  страдающие
тяжелыми  формами  некоторых хронических заболеваний, перечень которых
установлен   федеральным   законодательством,   предоставляются  жилые
помещения,  позволяющие  выделить  в пользование таким лицам отдельное
изолированное жилое помещение в квартире".
     Перечень,    ссылка   на   который   дана   в   вышеперечисленных
законодательных  актах,  был утвержден постановлением Правительства РФ
от  21.12.2004  N  817  "Об  утверждении  перечня  заболеваний, дающих
инвалидам,  страдающим  ими,  право  на дополнительную жилую площадь",
вступившим в силу 1 января 2005 года.
     До   1  января  действовало  постановление  Правительства  РФ  от
28.02.1996   N   214   "Об  утверждении  перечня  заболеваний,  дающих
инвалидам,  страдающим  ими,  право  на дополнительную жилую площадь в
виде отдельной комнаты".
     Однако необходимо учитывать, что:
     А)  согласно  части  5  статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня
2006 года N 29 "не подлежат удовлетворению требования о предоставлении
дополнительной  площади,  если <указанные больные граждане> обеспечены
отдельным изолированным жилым помещением в квартире";
     Б)  согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ
(в редакции от 31.12.2005) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"  инвалидам  "может  быть  предоставлено  жилое помещение по
договору   социального   найма   общей   площадью,  превышающей  норму
предоставления  на  одного  человека (но не более чем в два раза)...".
Таким  образом,  если гражданин получает жилое помещение по иным видам
договоров,   нежели   договор  социального  найма  или  безвозмездного
пользования, то право на дополнительную площадь он теряет;
     В)  право  на  дополнительную площадь может быть реализовано лишь
при  предоставлении  жилого  помещения,  но  не при постановке на учет
нуждающихся  в  жилых  помещениях  (см.  часть  2  статьи 58 Жилищного
кодекса  РФ  и  часть 5 статьи 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006
года N 29).
     3.  В  настоящий момент действие совместного циркуляра НКВД РСФСР
от   15.01.1928  N  27  и  Наркомздрава  РСФСР  от  19.01.1928  N  15,
предоставляющего  право  лицам, страдающим заболеваниями, указанными в
списке,  пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой
площадью, не может быть распространено на граждан:
     - принятых на жилищный учет после 1 марта 2005 года;
     - состоящих   на   жилищном   учете   на   общих   основаниях   и
представляющих  после  1 марта 2005 г. справку о возникновении льгот в
соответствии с данным циркуляром.
     Жилищным  кодексом  Российской  Федерации  (часть  2  статьи  58)
предусмотрено,  что  "жилое  помещение  по  договору социального найма
может   быть   предоставлено   общей   площадью,   превышающей   норму
предоставления  на  одного  человека, но не более чем в два раза, если
такое   жилое   помещение   представляет   собой   одну   комнату  или
однокомнатную  квартиру  либо  предназначено  для вселения гражданина,
страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в
предусмотренном  пунктом  4  части  1  статьи  51  настоящего  Кодекса
перечне".
     Согласно   пункту   4   части   1   статьи  51  ЖК  РФ  "перечень
соответствующих  заболеваний устанавливается Правительством Российской
Федерации".
     Таким  образом, правовым актом, в соответствии с которым граждане
получают  право  на  дополнительную площадь, с 1 марта 2005 года может
быть  только  акт, принятый в установленном порядке Правительством РФ,
но никак не совместный циркуляр НКВД РСФСР и Наркомздрава РСФСР.
     Льготы  в  соответствии  с  данным циркуляром могут быть получены
только теми гражданами, кто представил до 1 марта 2005 года в жилищные
органы  справку  о  наличии  льгот  на основании данного документа и в
настоящий   момент   сохраняет  основания,  послужившие  условием  для
предоставления соответствующих льгот.
     4. Согласно статье 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29
"Об  обеспечении  права  жителей  города  Москвы  на  жилые помещения"
заявители,  проживающие  в  коммунальной  квартире, при условии, что в
составе  одной  из  семей  имеется  больной, страдающий тяжелой формой
хронического  заболевания,  подтвержденного документами установленного
образца,   выдаваемыми  клинико-экспертными  комиссиями,  при  котором
совместное  проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно,
признаются  нуждающимися  в  жилых  помещениях  независимо  от учетной
нормы.  При  этом  перечень соответствующих заболеваний у граждан, при
которых   совместное   проживание   с   ними  в  квартире  невозможно,
устанавливается федеральным законодательством.
     Аналогичные нормы содержатся в статье 51 ЖК РФ.
     Упоминаемый  в  двух  указанных документах перечень был утвержден
постановлением  Правительства  РФ  от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении
перечня  тяжелых  форм хронических заболеваний, при которых невозможно
совместное проживание граждан в одной квартире".
     Граждане, которые страдают заболеваниями, перечисленными в данном
перечне,  имеют, при условии проживания в коммунальной квартире, право
на внеочередное получение жилого помещения.
     Однако  реализовать  такое  право могут лишь те граждане, которые
были  приняты  на  жилищный  учет после 1 марта 2005 года - т.е. после
вступления  в силу Жилищного кодекса РФ, установившего соответствующую
льготу.  Граждане,  страдающие  заболеваниями  из  данного  перечня  и
принятые  на  жилищный учет до 1 марта 2005 года, не могут обладать на
основании постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 правом на
внеочередное получение жилых помещений.
     5. Определенные юридические проблемы возникают в связи с тем, что
Жилищным   кодексом   Российской   Федерации   (часть   2  статьи  58)
предусмотрено,  что хронические заболевания, дающие право на получение
жилых   помещений   по  договору  социального  найма  общей  площадью,
превышающей  норму  предоставления на одного человека, устанавливаются
только  в  предусмотренном  пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Этот   перечень  был  утвержден  постановлением  Правительства  РФ  от
16.06.2006  N  378  "Об  утверждении  перечня тяжелых форм хронических
заболеваний,  при  которых  невозможно совместное проживание граждан в
одной квартире".
     То  есть  в  настоящий  момент действуют два федеральных правовых
акта,   различающихся   списком   указанных   в   них   заболеваний  и
предоставляющих  гражданам  право  на  получение  жилых  помещений  по
договору   социального   найма   общей   площадью,  превышающей  норму
предоставления   на   одного   человека,   а   именно:   постановление
Правительства   РФ   от  21.12.2004  N  817  "Об  утверждении  перечня
заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную
жилую   площадь"   и   указанное  постановление  Правительства  РФ  от
16.06.2006 N 378. При этом порядок одновременного применения этих двух
актов в настоящий момент не определен.
     Департамент  жилищной  политики  и  жилищного фонда города Москвы
планирует  в  этой  связи  обратиться в Министерство здравоохранения и
социального   развития   РФ  для  получения  в  установленном  порядке
разъяснений по данному вопросу.
     Таким образом:
     1.   Совместный   циркуляр  НКВД  РСФСР  от  15.01.1928  N  27  и
Наркомздрава  РСФСР от 19.01.1928 N 15 действовал до 1 марта 2005 г. и
продолжает  действовать  сейчас  для  тех граждан, кто представил до 1
марта  2005  года в уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы  документы,  подтверждающие  соответствующее право, и на момент
предоставления   или  приобретения  с  помощью  города  Москвы  жилого
помещения  сохранят  основания,  послужившие  условием  предоставления
соответствующих льгот.
     2.  Приказ  Минздрава  СССР  от  28.03.1983  N  330  (в  ред.  от
06.06.1991)  действовал  до  1  марта 2005 г. и продолжает действовать
сейчас  для  тех  граждан,  кто  представил  до  1  марта  2005 года в
уполномоченные  органы  исполнительной власти города Москвы документы,
подтверждающие  соответствующее  право, и на момент предоставления или
приобретения   с  помощью  города  Москвы  жилого  помещения  сохранят
основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.
     3. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 N 214 действовало
до  1  января 2005 г. и продолжает действовать сейчас для тех граждан,
кто   представил   до  1  марта  2005  года  в  уполномоченные  органы
исполнительной   власти   города   Москвы   документы,  подтверждающие
соответствующее  право,  и на момент предоставления или приобретения с
помощью города Москвы жилого помещения сохранят основания, послужившие
условием предоставления соответствующих льгот.
     4.  Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 вступило в
силу с 1 января 2005 года и действует в настоящий момент для инвалидов
в  соответствии  со  статьей  17  Федерального  закона от 24.11.1995 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
     5.  Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 вступило в
силу   27   июня   2006   года,   действует   в   настоящий  момент  и
распространяется  на всех граждан, принятых в установленном порядке на
учет нуждающихся в жилых помещениях с 1 марта 2005 года.

Руководитель
                                                         П.В. Сапрыкин
8 сентября 2006 г.
N ДЖ-ОЗ-12798/6
    

Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru